Если бы человек обратился к посту и молитве… Беседа с иеросхимонахом Иулианом (Лазаром). Часть 3

Просмотрено: 94 Отзывы: 0

Если бы человек обратился к посту и молитве… Беседа с иеросхимонахом Иулианом (Лазаром). Часть 3

10 марта 2023 года на 98-м году жизни преставился старейший афонский духовник иеросхимонах Иулиан (Лазар) из румынского скита Продрому. Богомудрый старец был духовником множества верующих из разных стран, с которыми щедро делился своим богатым духовным опытом. Обратимся и мы к мудрым советам новопреставленного иеросхимонаха Иулиана.

Пророк Иона под своей тыквой. В ожидании гибели Ниневии. Художник: Мартен ван Хемскерк

Пророк Иона под своей тыквой. В ожидании гибели Ниневии. Художник: Мартен ван Хемскерк

– Вы можете рассказать нам о важности поста?

– Пост с самого начала был заповедан первому человеку, Адаму, чтобы он пребывал в гармонии и добром согласии со всем, что создано Богом. Бог дал ему заповедь:

«От всякого дерева в раю ты можешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, непременно смертью умрешь» (ср.: Быт. 2: 16–17).

А когда он нарушил ее, все перевернулось и мир утратил свое первоначальное благое устроение, о котором Писание говорит так: «И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма» (Быт. 1: 31).

Если бы человек обратился к посту и молитве, жизнь на этой земле изменилась бы для всех

Человек был создан Богом, чтобы жить вечно, но, поскольку человек преступил заповедь, Он дал ему и смерть. Когда пришел Спаситель, человек был вызволен из ада. Но, отвергнув пост, молитву и веру, человек и мир, увы, снова погружаются в ад, в повальное состояние греха. Войны и непрестающие треволнения мира сего делают жизнь людей подобной аду, где преступления и несправедливость совершаются безо всяких угрызений совести. Если бы человек обратился к посту и молитве, жизнь на этой земле изменилась бы для всех.

– Разъясните, пожалуйста, текст: «Не властен ли горшечник над глиною, чтобы из той же смеси сделать один сосуд для почетного употребления, а другой для низкого?» (Рим. 9: 21) – чтобы мы могли защищать себя от обвинений в предопределении.

– Ответ заключается в только что сказанном. Молитвой и постом человек может изменить и отвратить решения Божии. Бог сказал Езекии, царю Иудейскому, чтобы он готовился, потому что скоро умрет, и тогда тот повернулся лицом к стене, заплакал и сказал: «О, Господи! вспомни, что я ходил пред лицем Твоим верно и с преданным Тебе сердцем и делал угодное в очах Твоих» (Ис. 38: 3). И после этого был извещен через пророка, что проживет еще 15 лет. Бог судил ему умереть, и Бог же оставил его пожить еще вследствие его молитв.

А пророку Ионе Бог сказал, чтобы он шел в город Ниневию и сказал людям, что город погибнет по причине грехов человеческих. И поскольку они покаялись, Бог передумал и не погубил их. Когда человек обращается, Бог принимает его покаяние. Таким образом, покаяние превыше всего, и судьба человека в его руках, потому что он может обратиться и начать исполнять волю Божию.

– Как соотносятся чтение часов и молитва Иисусова?

– Их можно чередовать, однако цель и эффект у них должны быть одинаковыми. Посредством чтения часов и любого другого чтения (например, утренних молитв, акафиста и псалмов) надо достигнуть чувствительности ума, ощутить радость от уверенности в том, что ты молишься Богу, любишь Его всем сердцем и Он тебя слушает. Когда достигаешь этого ощущения во время чтения псалмов, часов и других молитвенных последований, тогда они становятся тем же, что и молитва Иисусова. А пока ты не начал жить с Иисусом и чувствовать утешения благодати, у тебя нет молитвы.

– Как стяжать Духа Святого?

– Молясь как можно больше, усердствуя как можно больше. Сама молитва и учит нас этому, но нам надо и самим прощать других, отпускать людям, ни с кем не ссориться, любить всех, потому что невозможно стяжать мир и покой Духа, не будучи человеколюбивым примиренным со всеми. Невозможно иметь в себе Духа Святого, если ты не примирен со всеми людьми и не жертвуешь собой ради мира Духа, потому что Дух – это огонь внутренней жертвы.

Дар Духа стяжается более всего постоянством в молитве Иисусовой, и святой апостол Павел говорит: «Никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым» (1 Кор. 12: 3), а дары Духа излились с Пришествием Спаса Иисуса, с Его Жертвой и Воскресением.

– Некоторые отцы говорят, что молитву Иисусову следует связывать с дыханием. Есть ли в этом ли опасность, если творить ее продолжительно?

– Да, это хорошо. Любая молитва хороша, если прилепляется к сердцу. Соединение молитвы с дыханием способствует утеснению сердца и, таким образом, прилеплению молитвы к сердцу и расширению затем сердца посредством молитвы. Молитва Иисусова у нас существует со времен святого апостола Павла, призвавшего нас: «Непрестанно молитесь» и «Духа не угашайте» (1 Фес. 5: 17, 19).

Он же говорит, что молитва должна быть возжжена, она должна возноситься горящим духом, потому что так мы попираем искушения вражии и входим в полное общение с Духом Святым.

Если ты молитву и всё, что делаешь, совершаешь по послушанию, тогда в этом нет никакой опасности. Ее можно повторять как можно больше, ведь святой апостол Павел призывает нас молиться непрестанно. Христианин может творить ее как можно больше, однако в соединении с дыханием ее можно совершать только под контролем наставника, потому что можно нанести вред здоровью сердца. В любом случае, к расширению сердца, после его утеснения посредством молитвы, может приступать только наставляемый и ведомый духовником.

– Каково значение чтения Псалтири для христиан?

Псалтирь – это голос любви Спасителя, рыдающего о Своей Церкви

– Святые отцы говорят, что Псалтирь – это голос любви Спасителя, рыдающего о Своей Церкви. Пророк Давид был вдохновляем Духом Святым, как дает это понять и Спаситель, когда упоминает о нем (см.: Мк. 12: 36). Вероятно, Давид в Духе видел Спасителя, сидящего одесную Отца, доколе Он не положит врагов Церкви в подножие ног Его. Поэтому важно читать Псалтирь, ведь, совершая это, мы сражаемся за победу Церкви и Царства Божия в мире. Читая Псалтирь, мы делаем крепче свою веру, ибо находим в ней важные пророчества о Спасителе нашем и примеры того, как надо терпеть и преодолевать встречающиеся искушения.

Важно читать Псалтирь, потому что она учит нас краткой молитве, бывшей у христиан с самого начала христианства, которую отцы называли одномысленной (состоящей из одной мысли), или монологичной. Тогда молитва состояла из фрагментов псалмов: «Не остави мене, Господи Боже мой, не отступи от мене», «Вскую прискорбна еси, душе моя? и вскую смущаеши мя?» (Пс. 37: 22; 41: 6) и т.д. Когда первые христиане повторяли это, у них разгорячалось сердце, и они становились ближе к Богу.

И сейчас это тоже произошло бы, если бы мы с чувством читали Псалтирь и творили молитву Иисусову так, как учили святитель Григорий Палама и другие духоносные отцы. Псалтирь отгоняет нечистых духов. Очень хорошо, чтобы человек читал Псалтирь сколько может и с благословения.

– Как творить молитву во внутреннем единении Духа Святого, чтобы христиане объединились? Сейчас говорят о вступлении в Евросоюз и другие объединения, о сближении между православными, католиками и христианами иных конфессий.

– К сожалению, именно этого и не хотят – единения христиан, основанного на молитве, совершаемой в Духе Святом, как об этом учили святые отцы, и деятели семи Вселенских Соборов, и все святогорские отцы. Экуменизм, каким он практикуется сейчас, совершенно не хорош. Постоянно требуют, чтобы мы им уступили, сделали послабления в своей вере, потому что православных меньше.

Насколько я слышал от посетителей Святой Горы, приходивших с Запада, на Западе храмы стоят почти пустые, и я не очень-то верю, что нас, православных, количественно меньше, чем их. Кроме того, любое единение или союз, заключающийся не в Истине, не выстоит, он будет обречен на погибель.

В своей прочувствованной молитве ты ощущаешь эту Истину, живешь Ею, чувствуешь Христа как Истину, укрепляющую твои душу и сердце. Православие обладает Истиной, и в его учении нет ничего, что нуждалось бы в дополнении, даже если нам и не удается этого осуществить, потому что наша Истина – Сам Христос Бог. Мы должны блюсти свое Православие, мы должны блюсти свою веру!

Иеромонах Иулиан (Лазар) с архимандритом Клеопой (Илие) в афонской келлии Провата (Кукувино), сентябрь 1977 г.

Иеромонах Иулиан (Лазар) с архимандритом Клеопой (Илие) в афонской келлии Провата (Кукувино), сентябрь 1977 г.

– Что вы хотели бы передать румынскому народу?

– Чтобы он всем сердцем обратился к Богу посредством поста и молитвы. Пусть каждый человек поспешит исповедать свои грехи у духовника. Сейчас происходит столько несчастных случаев и аварий, что не знаешь, когда умрешь. А с чем ты отойдешь, с тем и будет судить тебя Бог. Самое великое дело – положить благое начало покаяния, чтобы смерть не застигла тебя в тяжких грехах, неисповеданным и нераскаявшимся. Кроме того, пусть усердно молятся друг за друга, чтобы Бог смилостивился и освободил от рабства православный народ, пребывающий в диаспоре.

– Что вас беспокоит больше всего и что бы вы хотели сделать в будущем?

– Я хочу, чтобы все люди познали и воистину возлюбили Бога и ближнего. Если люди будут любить Бога и ближнего, на земле будет мир. В будущем мне хочется сделать много хорошего, больше молиться и учить других, и я жду дня, когда Бог позволит мне отойти в иной мир.

– Вы знали в скиту Продрому монахов высокой жизни?

Если выставляешь на обозрение великое дело, оно уже не идет тебе на пользу

– Были отцы высокой жизни, но они прятались; они не хотели ее показывать, если только это не делалось невозможным. Все делатели добродетели скрывали ее, как говорит Спаситель: «Пусть левая рука твоя не знает, что делает правая» (Мф. 6: 3). Они были очень смиренными и очень скрытными. Если выставляешь на обозрение великое дело, оно уже не идет тебе на пользу, ты уподобляешься фарисею, хвалившемуся своим подвигом. Один только Бог должен это знать. Многие монахи скрывали свои добродетели, не проявляли их.

– Вы можете привести несколько примеров?

– Это из того, что я слышал от других. К монаху Ианнису, обитающему недалеко от скита Продрому, пришел друг и рассказал случай 10-летней давности. Он жил тогда в Катунакии, где есть отдельные келлии с монахами, и однажды у него работали миряне. Он давал им отшельническую еду, которой питался сам. Но они были недовольны и просили еды посытнее, потому что выполняли тяжелую работу, что-то строили.

В былые времена туда, к монахам, хаживали пираты, забирали у них все, сжигали келлии, их самих избивали до жалкого состояния или вовсе убивали. В этой ситуации им разрешено было иметь оружие, чтобы защищаться.

Иеросхимонах Паисий (Олару)

Иеросхимонах Паисий (Олару)

И вот однажды ночью он пошел охотиться на кабана, чтобы принести его и приготовить им. Спрятался в засаде в лесу. А к ружью у него был привязан фонарь, чтобы можно было видеть, какие звери проходят. И вдруг он слышит, что в кустах кто-то шуршит, направляясь в его сторону; зажег фонарь и видит ветхого отшельника; тот улыбнулся, поклонился ему и пошел дальше. А у него сердце зашлось, он опустил ружье и никак не мог успокоиться. Потом пришел к своему другу и рассказал, что с ним было.

Так что есть пустынники, никому не ведомые, кроме Бога. Есть еще пустынники, которых хранит Бог, и они не хотят, чтобы кто-нибудь их видел. Ты проходишь рядом с ними, а увидеть их не можешь.

– Вы знали отца Паисия (Олару)?

– Он был моим духовником в монастыре Сихастрия. Это был смиренный монах духовной жизни, который скрывал все свои дары. Отец Клеопа, который тогда второй год был настоятелем, в 1946 году принял меня в монастырь, в котором была высокая духовная жизнь.

– Каково вам жить на Святой Горе Афон, вдали от родины?

– Я не вдали от родины, ведь Гора Афон – это обетованная земля для всех, кто любит Бога и Его Матерь. Нас здесь несколько румын, мы служим на своем языке, ведем общее жительство и не чувствуем отдаленности и тоски по родине. Я не думаю о том, что нахожусь далеко от родины, я жду того дня, в который отойду в мир иной[1].

***

[1] Из книги: Джордже Кэбаш. Современные монахи Святой Горы Афон (George Căbaş. Părinţi contemporani din Sfântul Munte Athos). Изд-во Anastasis, 2014.

Источник:  https://pravoslavie.ru/152763.html



Добавить отзыв

Введите код, указанный на картинке
Отзывы

Церковный календарь

Афиша

Православный календарь на апрель 2024 года

В середине весны верующие начинают готовиться к одному из главных событий для христиан — Воскресению Христову, которое мы привыкли также называть Пасхой....

Выбор редакции

Суббота родительская 4-й седмицы Великого поста 2024

Молись за усопших с верою и надеждою милосердия Божия.Святитель Филарет, митрополит Московский Безграничным и безуспешным было бы наше горе по умирающим...