Дева Мария смолоду жила в Назарете. Именно здесь произошло Благовещение. Потом Назарет стал родным городом Иисуса. Но где находился дом Девы Марии? И существует ли он сейчас?
Почему в базилике Благовещения вместо дома Девы Марии — пещера?
До недавнего времени считалось, что Назарет был небольшим городком с населением от 100 до 500 человек. Но раскопки, проведенные в последние годы, показали, что это не так: в евангельское время в Назарете проживало почти 1000 человек — то есть по тем временам он был достаточно большим городом. И тем не менее весь город помещался на небольшом кусочке земли — если смотреть на современную карту, фактически между православным храмом на источнике и католической базиликой Благовещения.
Считается, что базилика Благовещения стоит на месте, где до замужества, а может быть, и после, жила дева Мария. Однако, оказавшись внутри храма, никакого дома вы не увидите. Спустившись по лестницам на нижний ярус современного храма, вы окажетесь перед пещерой.
В этом месте, согласно древней традиции, произошло описанное в Евангелии Благовещение. Архангел Гавриил явился деве Марии и сказал ей: Ты обрела благодать у Бога: и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус (Лк 1:26–38). Это, впрочем, не единственная версия о том, где случилось явление Архангела. Существует предание, что Мария увидела небесного вестника у колодца, куда она пришла за водой. Сегодня здесь находится греческий храм Благовещения, сооруженный на месте древней церкви Архангела Гавриила, построенной еще императрицей Еленой.
Вход в пещеру сейчас можно увидеть из любой точки земного шара: францисканцы установили перед пещерой камеру и показывают все в реальном времени в Интернете.
Пещера имеет природное происхождение, хотя люди ее расширяли несколько раз. На месте, где сейчас белый круглый знак с крестом, по преданию, стояла Мария в момент воплощения Христа в ее утробе. Сейчас внутрь пускают только в особых случаях — из-за угрозы обвала. Но раньше любой паломник мог войти внутрь и даже отколоть кусочек от стены — что, конечно, плохо сказалось на ее сохранности. Пещера удобная и большая, можно представить, что кто-то в ней жил, но значит ли это, что она служила домом Деве Марии?
Так жила ли Дева Мария в пещере Благовещения?
Христиане IV века были уверены, что да. Паломнице Эгерии, посетившей Назарет в 374 году, местные жители показывали «большую и красивую пещеру», в которой жила Дева Мария.
Современные археологи говорят, что нет. В пещерах действительно жили, но задолго до описываемых в Евангелии событий. Во времена Христа эта традиция осталась в далеком прошлом. Жилищами служили каменные дома. Пещеры использовались для погребений, если находились на кладбищах, в качестве временных приютов для путников — если речь шла о дорогах между городами, а если так случилось, что пещера оказалась рядом с домом, ее могли использовать в качестве хозяйственного помещения. И нам это хорошо известно: в пещере-хлеву родился младенец-Иисус.
И вот здесь уже можно делать предположения, что же Дева Мария могла в пещере делать, если Она там все-таки не жила. Почему бы, например, в таком большом помещении, подходящем и для хлева или склада, не разместиться прядильной мастерской? Там вполне мог стоять ткацкий станок, а все мы помним, что на иконах Благовещения Богородица нередко изображается с прялкой. Но не так все просто. Ведь возникает новый вопрос: тогда рядом с пещерой Благовещения должен был быть дом? И вот тут начинается самое интересное.
Прежде чем возвести на этом месте большую современную базилику, францисканцы провели масштабные археологические раскопки, открывая слой за слоем старые здания так, как мы открываем матрешек, сидящих одна в другой. Оказалось, что дом здесь был не один, а целых четыре.
Что за дома нашли археологи рядом с пещерой?
На месте новой францисканской базилики Благовещения раньше стоял старый францисканский храм, а до него — церковное здание, построенное крестоносцами, захватившими Назарет в 1099 году. А еще раньше здесь находилась византийская церковь V века, свидетельство о которой оставил паломник из Пьяченцы, побывавший здесь в 570 году. «Дом Святой Марии теперь — базилика, — писал он в своих путевых заметках, — а ее одежда — причина частых чудес. Жительницы этого города — самые красивые в этой стране. Они говорят, что эта красота — подарок Святой Марии, с которой они состоят в родстве» (цитируется по оксфордскому археологическому путеводителю).
В византийской церкви было три нефа, остатки центрального нефа частично сохранились до наших дней. С запада к церкви примыкал большой двор, где, видимо, останавливались паломники. А с северной стороны можно было спуститься к Святой пещере (так ее стали называть в те времена) — она располагалась рядом с византийской церковью, но не внутри нее.
Эта церковь просуществовала до VIII века. Ее упадок был связан с тем, что Назарет вначале был захвачен персами, а потом арабами. Здание разрушилось, а пещера осталась — в ней немногочисленные выжившие монахи продолжали проводить свои службы даже во время господства мусульман.
Но и византийская церковь была построена не на пустом месте. Первое здание было построено в первые века по Рождестве Христовом, задолго до того, как христианство стало официальной религией Римской империи. Ученые нашли остатки древних стен с христианскими надписями, сделанными на греческом и армянском языках, и фрагменты напольной мозаики. Самую важную надпись обнаружили у основания одной из колонн — это было восхваление Марии, сделанное паломником в первые века нашей эры. В те времена надписи в честь Марии были необычайно редки. Очевидно, что нанесли ее не случайно, а именно потому, что место почиталось связанным с Богородицей. Эту колонну сейчас можно увидеть в расположенном здесь же археологическом музее. Как и в случае с византийской церковью, пещера в те времена располагалась отдельно от самого храма.
Что же было здесь при жизни Богородицы?
Все эти церкви, о которых мы рассказали, были построены после Воскресения Христа. А что же здесь было до этого? При жизни Богородицы?
Очевидно, что была пещера, — она была здесь всегда. Стоял ли на этом месте еще и дом? Возможно, но вряд ли — если бы он здесь был, его почти наверняка упомянули бы первые паломники.
Вспомним, что это окраина Назарета. В этих местах часто находят погребения. Их датируют по-разному — то временем крестоносцев, то евангельским временем, в зависимости от того, кто занимается датировкой. Ведь тут даже археологам легко впасть в соблазн, заняться подтасовкой фактов и трактовать находки так, как «нужно» для их выводов.
Но если все-таки захоронения относятся к эпохе Христа, то тогда понятно, почему под церковью ранних христиан нет дома: евреи не могли построить дом рядом с кладбищем, это было запрещено законом.
Что тогда делала здесь Мария? Ведь только связь этой пещеры с Марией не вызывает ни у кого сомнений. Может быть, то, что делаем на кладбище мы — посещала могилу своих родных? Возможно, именно потому здесь стали собираться первые христиане — во времена гонений это место, укрытое от посторонних глаз и связанное с Девой Марией, было самым безопасным и естественным для их собраний — вспомним о римских катакомбах.
Конечно, все это только предположения. Надо искать объяснения дальше, вдумчиво, а не в погоне за сенсациями. Ведь последних много: домами Святого семейства, найденными на территории Назарета за последние 2000 лет, можно было бы застроить небольшую деревню. Но где именно был тот самый дом, освященный присутствием Богоматери — точного ответа на этот вопрос пока у ученых нет.
Мы видим, что новые здания в Галилее строились на месте древних. Византийские храмы возводились на месте раннехристианских. Поверх Византии строили уже крестоносцы, а за ними и другие католики — вплоть до XX века. Раскопки продолжаются. Наука открывает для нас все больше и больше, но важно другое: эти места, подлинны они до последней каменной крошки или нет, побуждают нас вспомнить о подвиге Богородицы, Ее жизни, смирении и страданиях. И почувствовать, что все это живое и настоящее — тогда и теперь.