«Грех ли давать списывать уроки?» и еще 4 неожиданных вопроса священнику от школьников

Просмотрено: 72 Отзывы: 0

«Грех ли давать списывать уроки?» и еще 4 неожиданных вопроса священнику от школьников

Грех ли давать списать уроки?

Явно тут что-то не так, когда тебя просят: «Дай списать домашку». Вроде как «доброе дело» сделаешь, но не обернется ли оно злом? С другой стороны, откажешь — прослывешь «занудой», «жадиной», «вредным ботаном». Как лучше поступить?

Вопрос читателя:

Здравствуйте, мне 16 лет учусь в школе. Грех ли давать списывать своим друзьям уроки? С одной стороны, я пытаюсь помочь им, т.к. они просят эту помощь, но, с другой стороны, я помогаю им в неком обмане учителя насчёт их знаний. Помогите, пожалуйста. Заранее спасибо.

Отвечает иерей Виктор Никишов: 

Бог Вас благословит!

Давая списывать домашнее задание, Вы оказываете помощь, которая может сослужить плохую службу в дальнейшем. Домашнее задание дается ученикам для того, чтоб они закрепили знания, полученные на уроке. Если ученик не будет закреплять знания дома, эти знания он может растерять и не справится с дальнейшей нагрузкой. Как результат — плохие оценки в дальнейшем. И да, это обман учителя. Но не давая списывать, Вы рискуете поссориться с друзьями и прослыть «заучкой» или «занудой». Возможно, стоит поискать золотую середину. Может быть, попробовать, давая списывать материал, объяснять по ходу списывающему то, что он списывает. Таким образом у Вашего друга придет понимание и запоминание материала и Вы заодно повторите материал. Если у преподавателя возникнет подозрение в том, что Ваш друг списывал, он может признаться, но пояснить, что материал повторен и можно перепроверить другим заданием.

Бог в помощь!

У меня расходятся взгляды на веру с учителем. Как мне себя вести?

Все мы с детства знаем, что «яйца курицу не учат». Но если ты верующий, а учитель-атеист ругает Церковь на уроках обществознания? Ты еще школьник, но уже знаешь, что это все не правда, а учитель, выходит — «невежда»? Неловкая ситуация. Как поступить, чтобы избежать конфликта, не прослыть хамом и религиозным фанатиком, и при этом все получили пользу?

В подростковом возрасте вопросов о вере бывает ничуть не меньше, чем в детском, но подростки зачастую стесняются их задать. Тем более ценно, когда это все же происходит. На вопрос 13-летнего мальчика отвечает протоиерей Александр Елатомцев, настоятель храма Рождества Христова в селе Рождествено Истринского района Московской области, духовник православной школы «Рождество».

Если у меня расходятся взгляды на веру с учителем, как мне себя вести?

Насколько я понимаю, вопрос задает верующий школьник, который учится в общеобразовательной школе и у которого возникают конфликты с учителями по поводу веры. Ведь если конфликтов нет, если такие споры происходят вежливо и дружелюбно, то вряд ли бы и вопрос такой возник.

Начну с того, что нет ничего удивительного в таком расхождении взглядов на веру между учителем и учеником. Школа — это ведь не монастырь, куда отрок приходит к прославленному старцу, становится его послушником и отдает ему свою душу на воспитание. Такое и в старину случалось не особо часто, а уж в наше время вообще крайняя редкость. Во всех же остальных случаях расхождение религиозных взглядов неизбежно. И более того, это вполне нормально.

Когда возникают споры?

Если мы говорим именно про школу, именно про споры о вере между учителем и учеником, то давайте посмотрим, в каких случаях это вообще происходит?

Во-первых, это может происходить на уроке, когда обсуждается какая-то тема, прямо или косвенно связанная с религией. Это могут быть, например, уроки истории, когда изучается русское или европейское средневековье — ведь почти все тогда были христианами, членами Церкви, и вера очень во многом определяла их стремления и поступки. Это могут быть уроки литературы, на которых изучается творчество глубоко верующих писателей — например, Гоголя, Достоевского. Я в детстве часто на эти темы спорил со своей учительницей литературы. Это может быть обществознание, это может быть биология (в старших классах, где изучают теорию эволюции и где, действительно, есть о чем поспорить в связи с религией).

Если у меня расходятся взгляды на веру с учителем, как мне себя вести? Священник отвечает на вопрос подростка

Во-вторых, ученик с учителем могут спорить о вере и вне всякой связи с учебой. Не на уроке, а то и вообще не в самой школе. Например, если обсуждаются какие-то нравственные вопросы, в связи с каким-то событиями в классе, с отношениями между ребятами, между детьми и взрослыми. Для верующего человека совершенно естественно и правильно оценивать такие вещи с религиозных позиций.

Что касается «во-первых» — я думаю, что урок в общеобразовательной школе не самое подходящее время и место, чтобы устраивать религиозные споры. Поэтому начинать их по своей инициативе не надо, а если уж их начинает учитель — советую вежливо отвечать: «к уроку это отношения не имеет, давайте поговорим об этом после».

Что касается «во-вторых» — тут вступать в полемику можно, но именно вступать, а не начинать ее первым. И только в тех случаях, когда такие разговоры полезны. А это бывает не всегда.

Как надо спорить о вере

Во-первых, ни в коем случае не следует бросаться в бой со словами «Я считаю вот так!» Надо говорить иначе: «по этому вопросу Православная Церковь придерживается вот такого мнения...», «Евангелие на эту тему говорит вот что...» — то есть твой спор с учителем должен быть не личным противостоянием, а сравнением позиций, которых обе стороны придерживаются. Надо четко понимать, с каких позиций ты говоришь и с каких тебе возражают. То есть вместо личного конфликта должен быть умный и благородный обмен мнениями. И это может многое дать обеим сторонам, потому что в таком разговоре постоянно будут возникать ситуации, когда один из собеседников не знает ответа. И если он человек честный, то этот ответ будет искать, а значит, даже если и не сможет переубедить другого, то, по крайней мере, глубже осознает свои собственные убеждения, узнает что-то новое.

Во-вторых, надо сохранять мирный дух во время таких разговоров. Это вообще обязательно для верующего человека — контролировать себя, свои эмоции, сдерживать свое раздражение и постоянно помнить, что твой собеседник, даже если он говорит неприятные тебе вещи, даже если он пытается тебя как-то подколоть, уязвить — он не враг тебе, он такой же человек, его точно так же любит Господь, как и тебя. Несмотря на то, что он неверующий. Поэтому твоя цель в разговоре — не сразиться с супостатом за святую веру, а дать возможность собеседнику узнать то, чего он раньше не знал, задуматься о том, о чем он раньше не думал. То есть твоя цель — не победить его, а помочь ему.

Как не надо спорить о вере

К сожалению, бывает и так, что верующий подросток вступает в спор с учителем-атеистом ради самоутверждения. То есть чтобы самому себе доказать: я круче, я умнее, я лучше этого неверующего учителя, я знаю то, что ему неведомо. Частично это объясняется возрастными особенностями — хочется ощутить собственную важность, воспринять самого себя не как ребенка, а как глубокоразвитую личность. Но объяснить — не значит оправдать. Стремление к самоутверждению может стать духовной ловушкой. Как православный священник, я могу такому человеку посоветовать лишь одно: быть скромнее.

Если у меня расходятся взгляды на веру с учителем, как мне себя вести? Священник отвечает на вопрос подростка

И даже если брать крайне редкую в наше время ситуацию, когда враждебность к вере у учителя зашкаливает, когда он издевается над верующим учеником — то и в этом случае можно ответить ему вежливо, но так, что продолжать свои подначки тому уже станет неловко. Например, я слышал историю о том, как лет десять назад одного верующего мальчика изводила учительница биологии (как раз из-за темы эволюции), язвительно называла его «ваше преподобие». Не знаю уж, что ей отвечал мальчик, а я бы на его месте ответил так: «Ваше преподобие — это обращение к монахам и иеромонахам. Я таковым не являюсь, и потому ваше обращение не принимаю. Называйте меня просто Саша». Спокойно и вежливо. И учителю ничего другого тут не останется, как перестать «троллить» ученика.

Но бывает и гораздо худшая ситуация — когда верующий ученик «троллит» учителя-атеиста, чтобы выделиться в глазах сверстников. Делает это при всех, сознательно играет на публику. То есть актерствует, причем и актер-то он при этом, честно скажем, невеликий: мечтает об овациях, заискивает перед зрителями. Это даже не актер, а попросту фигляр. Причем такой фигляр вредит сразу всем: и учителю, который в результате лишь укрепится в своей ненависти к религии, и своим одноклассникам, которые начнут воспринимать религию как неплохой способ поиздеваться над кем-то, и, разумеется, себе самому, своей собственной душе. Это серьезный грех, в котором надо как можно быстрее исповедаться.

Вообще, о том, как нужно общаться на религиозные темы с неверующим, всё сказал апостол Петр в своем первом послании: «…будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением» (1 Петр. 3:15) Поясню — здесь речь идет не о том, чтобы давать сдачи тому, кто хочет тебя высмеять или переубедить.

Отчет о нашем уповании (то есть надежде) нужно давать лишь тому, кому этот ответ всерьез нужен, кто искренне ищет ответы на самые главные вопросы жизни, то есть, проще говоря, ищет Бога. И вот с такими людьми говорить надо, и говорить доброжелательно, уважительно, рассказывать им о вере всё, что знаешь.

Если же ты видишь, что тебя подначивают, провоцируют — то спокойно и благородно отстаивай свое право быть верующим человеком. И для этого вовсе не нужно вступать в спор. Гораздо лучше вежливо, но твердо сказать: «этот вопрос мы сейчас с вами обсуждать не будем».

Между прочим, это касается не только споров с учителем, но и вообще любых споров о вере, с кем бы то ни было.

Как быть, если лень мешает учебе?

Так хочется учиться на отлично, все успевать, радовать маму с папой своими успехами! Но вот никак не можешь себя заставить собраться и выучить заданный материал. Внимание рассеивается, нападает усталость. Хоть плачь! Знакомая ситуация? Но, может быть, дело вообще не в лени? Предлагаем разобраться.

Вопрос читателя:

Здравствуйте. Я хотела с Вами посоветоваться, как со специалистом. Я очень ленивая во всём. С одной стороны, я понимаю, что это плохо, стараюсь не лениться, но всё равно время уходит, и я опять ленюсь. Из-за этого я страдаю, злюсь, не люблю себя. Но я учусь ради родителей и близких. Они меня любят и верят в меня. Я не могу их разочаровать. Я могу заставить себя это сделать, но тогда либо я делаю и плачу, либо через некоторое время я опять отвлекаюсь.

Я не могу собраться. Я хочу учиться, и учеба — это то, что делает меня счастливой, но я не могу взять себя в руки и заниматься (именно усердно). Я медленная. Время всегда проходит быстро. Я не успеваю. Я бы многого достигла, если бы не лень и уныние. Я читала молитвы утром и вечером. Сейчас продолжила читать. Я ненавижу себя из-за лени. Настал тот период, в котором я должна очень многого достичь. Я встречаюсь с людьми, которые не просто заставляют учиться, а еще усложняют задачи, их характер очень строгий и жесткий (преподаватели).

С одной стороны, я всегда ною и расстраиваюсь, но, с другой стороны, я рада, что эти люди со мной, так как я учусь из-за них. Я была отличницей, но сейчас четверки, бывают тройки, но редко, есть пятерки. Я сломалась. Я не знаю, как мне вернуться в себя прежнюю. Я страдаю, что я несильная, слабая, нет силы воли. Я не хочу расстраивать близких, родителей. Они уже начали расстраиваться, что я так учусь. Я плачу часто. Я злюсь. Я отвлекаюсь. Я хочу меняться, но не знаю, как. Я должна стать отличницей снова. Я хочу этого, так как это единственное, что меня радует и поддерживает.

Я хочу избавиться от лени. Мне нужно Ваше мнение и совет, скоро пойду учиться, родители и я поставили цели, но я и сейчас понимаю, что моя лень опять всё разрушит. Я всегда чего-то боюсь. Я люблю быть одна, так как друзья используют меня (хотя я люблю помочь с уроками, но всё в меру). Есть близкие мне люди, которых я люблю. Я хочу быть сильной. Есть цели, планы, причины, но я не могу взять себя в руки и начать учиться. Я устала плакать. Я хочу радоваться учебе, но пока я страдаю.

Аня

Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:

Дорогая Аня, Божие на Вас благословите! Очень правильно, что накануне учебного года Вы задумались о том, как выстраивать свои образовательные стратегии, отношения с самой собой в пространстве учебы и отношения с окружающим миром — близкими, соучениками, учителями и материалами, которые Вам предстоит освоить.

Мне кажется, что основная Ваша задача — понять, для чего Вы учитесь и вообще для чего делаете то или иное дело в жизни. Внешняя мотивация тут — это не самый хороший вариант. Вы живете свою жизнь, Вы получаете новые знания, и тот человек, для которого Вы делаете все это — читаете, пишете, готовите проекты и рефераты, не спите ночами за книгами и так далее — это не мама с папой, не учительница, а Вы сама. Прекратите делать что-либо по учебе только ради того, чтобы порадовать маму с папой и получить поощрение в виде пятерки, и посмотрите трезво, спокойно, честно на то, для чего учеба лично Вам. И любое дело, которое Вы будете планировать или начинать, оценивайте от себя — почему я это делаю и что мне это даст, что мною движет. Когда Вы поймете, зачем учеба лично Вам, будет проще.

Если хотите порадовать папу и маму — сделайте что-то для них, но учебу оценивайте именно с точки зрения себя. Я немного дам направление: те знания, которые Вы получаете сейчас, расширяют Ваш кругозор и в будущем позволят Вам выбрать то дело, которое по-настоящему нравится, и заниматься им. Только так, узнавая одно, другое. третье, пробуя разное, Вы сможете выбрать профессию — не для мамы и папы, а для себя. И учиться нужно не ради очередных «пятерок», а ради знаний и результатов. Например, по математике должно быть интересно и захватывающе научиться применять формулы и алгоритмы, решать задачи, а не получать очередную цифру в дневник и журнал. Я боюсь, что Вы очень сильно ориентированы на внешнее и гонитесь за внешним — оценками, признанием. Но папа и мама любят Вас уже просто потому что Вы их дочка! И бабушки-дедушки любят за это, и те, с кем Вы будете дружить, будут дружить с Вами именно как с человеком. И когда Вы будете подрастать и взрослеть, то, что с Вами останется — это не набор цифр в журнале, а те знания, которые Вы получили, и тот опыт, который Вы получили.

Опыт — это не только научиться делать то, чему учат в школе и в вузе, это еще и умение правильно оценивать, что важно, а что нет, умение вовремя остановиться или, наоборот, не отвлечься от той задачи, над решением которой Вы сейчас трудитесь, это умение понимать себя и отвечать за свои поступки. Вы сейчас живете как бы через родителей: мама и папа хвалят — значит, все хорошо. Не надо! Надо понимать, что вот это вот вы объективно выучили, потрудились, и это правильно, а вот тут вот огорчительно не то, что «тройку» поставили а то, что не хватило усердия доделать все до конца, дочитать, доучить.

Понимаете? Больше внимания к сути, к содержанию надо, и меньше внимания ко всякому внешнему. Тогда Вы точно будете понимать, что и зачем делаете, и появится радость от реальных результатов трудов — знаний и опыта, а не от эфемерных оценок и похвалы.

А чисто практически, когда Вы учитесь, нужно стремиться в каждой теме разобраться максимально подробно и полно, не просто сделать задание, а действительно понять суть темы и понять для себя, как встроить новую тему в общую мозаику того, что Вы уже знаете и что узнаете. Когда садитесь за учебу — отключайте телефон, соцсети и все, что Вас отвлекает. Читайте только то, что поможет сделать задание и разобраться в материале. Сперва будет трудно, потому что, возможно, так качественно Вы уже какое-то время не учились, но со временем появятся реальные плоды и придет вкус не к похвалам и оценкам, а к самим знаниям. Вы и на себя по-другому смотреть станете, потому что обретете определенную самостоятельность и внутри Вас будет накапливаться не стремление к одобрению, а очень надежный капитал в виде полученных знаний и опыта.

Кроме всего выше сказанного, я бы посоветовал задуматься, нет ли у вас проблем со здоровьем. Хроническая усталость, рассеянное внимание — все это может быть следствие того или иного заболевания, нехватки витаминов. Вероятно, стоит сходить к врачу, чтобы исключить такую ситуацию.

Вы умный человек, вдумчивый, уверен, что все у Вас получится! Тот кризис, который Вы описали — временное явление. Ваш организм дал Вам знать, что Вы идете не по той дороге, не из той точки пытаетесь выстроить свою мотивацию к учебе. И Вы очень вовремя задумались о том, что нужно изменить. Начинается учебный год — и в него Вы можете вступить с новыми стратегиями и новым отношением к учебе. Если сперва не все будет получиться — не расстраивайтесь, продолжайте идти верной дорогой, делайте то, что в Ваших силах, не забывайте заниматься спортом и отдыхать — и все, с Божией помощью, сумеете выстроите. Вы ведь обращаетесь к Богу в молитвах ежедневно, что очень правильно. Действуйте и будьте уверены, что есть все шансы для успеха.

Храни Вас Господь!

Трудности в школе и духовной жизни. Что делать?

Возмущаешься, что в школе перегружают знаниями, зря тратишь время и усилия, а половина предметов все равно никогда не пригодится? Учителя замучили своими требованиями, все надоело, силы на исходе и ты на грани срыва.. Может, не все так ужасно, как кажется? Священник рассказывает, как и он в годы учебы пережил нечто подобное и как потом все обернулось благом.

Вопрос читателя:

Здравствуйте, батюшка. Каждый день подвергаюсь моральным унижениям в школе от учителей. Я учусь в 10 классе, а это ЕГЭ уже выпило мою кровь. Помимо учебы я сильно заболела, и пост держать не особо получается. Итак моя проблема — учеба. У меня ничего не получается. Ничего не могу. Учителя устраивают истерики. Ужасные оценки. Устала, тяжело. Хочу, чтобы они все отстали от меня, не трогали. Я молюсь каждый день, я хочу, чтобы скорее это все закончилось... Да я и сама не очень хочу учиться в этой школе. Хочется отдать себя Богу, постричься в монахини, но в то же время я сомневаюсь, идти ли мне в монастырь или не идти...

Иулия

Отвечает игумен Андрей Мороз:

Здравствуйте, Иулия. Попытаемся выяснить круг проблем, которые Вами болезненно переживаются.

  1. Моральное унижение от учителей в школе;
  2. пост, который в тягость;
  3. усталость от учебы — на данный момент главного занятия в Вашей жизни.

Первое, что бы я посоветовал, — это поговорить о своих проблемах с родителями. Обычно старшеклассники пренебрегают общением с родителями, думая, что они мудрее и опытнее своих пап и мам. Но именно родители чаше всего лучше могут Вам помочь разобраться в возникшей ситуации в школе. К тому же, важно не давать психологическим проблемам состариться, их надо решать еще в самом начале, тогда они будут иметь наименьшие последствия для Вашего самочувствия. Может быть, Вы правы, что не все из того, что Вы делаете в школе, пригодится в дальнейшей жизни, но такие выводы можно сделать, если рассмотреть все обстоятельства Вашей будущей жизни до преклонного возраста.

Можем ли мы заглянуть в завтра, если оно не наступило сегодня? Увы и ах! Когда мы идем в поход или едем в поездку, мы всегда с собой берем чуть больше различных средств на всякие там непредвиденные ситуации, так и в жизни надо знать больше того, что нам сегодня кажется достаточным, потому что не знаем точно, что нам понадобится завтра. Лично я часто жалею о пропущенных и недоученных мною школьных уроках и вузовских лекциях, часто жизнь меня экзаменует на невыученные темы и не скажешь: «Время, остановись, я возьму учебник и почитаю!... Каждый из нас склонен драматизировать собственные трудности.

В семинарии у меня был преподаватель, которого студенты всегда боялись. Он был жесток, часто наводил ужас на весь наш курс. Этот человек был своего рода нашим всеобщим кошмаром, этаким «призраком оперы». Первокурсников гипнотизировали рассказами о несправедливостях, чинимых им на зачетах, и т. д. Все так и было, и мы боялись, боялся и я. Приходит время зачёта, все мы учим, зубрим, моделируем все новые и новые страхи, одним словом, боимся. Решили всем курсом перед студенческими «страданиями» поисповедоваться и причаститься. Пошли в собор, на нашу беду, этот преподаватель служил и в тот день проповедовал. Он сказал проповедь на слова 54 псалма: «Возложи на Господа заботы твои, и Он поддержит тебя» (23 стих). Поскольку он был блестящим проповедником, мы от святых отцов были утешены, что Господь нас проведет сквозь наши скорби невредимыми. Так и случилось. Теперь, когда мы встречаемся с однокурсниками, то воспоминания о наших страхах становятся смешнее любого анекдота.

Дорогая Юля, школа пройдет, даже воспоминания о трудностях улетучатся. Но опыт и знания, полученные Вами во время обучения, станут Вам существенной опорой в жизни, только «возложи на Господа печаль твою и Он позаботится о тебе» (Пс. 54:23).

Кому молиться о помощи в учебе?

Ведь так хочется чуда, чтобы как в сказке: сказал волшебные слова и получил на экзамене «5»! Да, чудо может произойти, но при определенных условиях. При каких — ответит протоиерей Андрей Ефанов.

Вопрос читателя:

Кому молиться о помощи в учебе? Какой канон почитать?

Юлия

Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:

Дорогая Юлия! О помощи в учебе можете попросить Самого Бога, традиционно еще учащиеся молятся преподобному Сергию Радонежскому, святой мученице Татиане, перед иконой Богородицы, называемой «О прибавлении ума». Можно обратиться к святителю Николаю о помощи в делах.

Только помните, что смысл молитвы — в просьбе о помощи и со-действии. То есть первым шагом должны быть Ваши личные действия, усилия, чтобы освоить учебную программу. Поэтому молитесь словами молитвы или кратко от себя — и садитесь за учебники и рабочие тетради, внимательно разбирайтесь с каждой темой, не сдавайтесь и добивайтесь, чтобы Вам была понятна каждая мелочь в пройденном материале, а каждое правило Вы бы могли легко, спокойно и с успехом применять на практике.

Если учеба сильно запущена, то поначалу будет сложно, но это ничего! День за днем, шаг за шагом Вы наверстаете упущенное и наступит момент, когда освоенного материала будет больше, чем пропущенного и упущенного. И Вы начнете видеть плоды своих усилий, радоваться им и пользоваться. В темах, с которыми не можете разобраться сами, попросите Вам помочь учителя, друзей и родителей. Только не делать за Вас, а помочь понять, как Вам сделать самой. В основе любого успеха — Ваше собственное действие и обращение к Богу за помощью. Только при сочетании этих двух факторов все получится. Успехов!

Храни Вас Бог!

Источник: https://foma.ru/greh-li-davat-spisyvat-uroki-i-eshhe-4-neozhidannyh-voprosa-svjashhenniku-ot-shkolnikov.html



Добавить отзыв

Введите код, указанный на картинке
Отзывы

Церковный календарь

Афиша

Православный календарь на сентябрь 2021 года

В течение многих столетий в церкви и за ее пределами происходили события, которые позже становились православными праздниками для всего верующего народа....

Выбор редакции

Бежать, чтобы помочь. Непростые истории участников Московского марафона

26 сентября в рамках Московского марафона состоится главный забег акции «Милосердие на бегу». «Благобегуны» уже активно регистрируются...