Когда родители отправляют ребенка в летний лагерь, их главная цель — чтобы он как следует отдохнул от школьных нагрузок. Иногда, если лагерь тематический (языки, наука, программирование и так далее) — чтобы получил полезные навыки. Но лагерь может оказаться и незаменимым средством развить у ребенка самостоятельность (с которой сейчас у многих детей огромные проблемы).
Как тут может помочь детский лагерь? Рассказывает Татьяна Юрьевна Смирнова, директор подмосковной православной школы «Образ» и организатор школьных летних лагерей.
Почему дети боятся самостоятельности
Начну с очень показательного примера. При нашей школе есть детский сад, и однажды мы приняли туда ребенка, уже достаточно большого, почти шестилетнего. Этот мальчик не разговаривал, не мог самостоятельно одеваться, самостоятельно есть. Ему диагностировали аутизм. Чтобы оплатить дорогое лечение, мама устроилась на несколько работ, а ребенком занимались бабушки. И вот однажды я наблюдала картину, как школьный автобус с детсадовцами подъезжает к остановке, дети выходят, и этот мальчик шагает с высокой ступеньки, даже не глядя, как в пустоту. Потому что уверен — бабушки его подхватят на руки. И действительно, подхватывают! Меня эта картина впечатлила, я начала разбираться — и оказалось, что проблемы у ребенка не столько из-за аутизма, сколько из-за гиперопеки бабушек. Зачем ему пытаться сделать что-то самостоятельно, если и так все хорошо, если он окружен абсолютной заботой, его одевают, кормят с ложечки, пылинки с него сдувают? После этого я посоветовала маме мальчика уволиться с большинства своих работ и вплотную заняться сыном, без такого плотного участия бабушек.
К сожалению, этот случай не уникален. Может, не с такими яркими проявлениями, но детская несамостоятельность — это массовая проблема, и виноваты в ней чаще всего родители. Потому что несамостоятельный ребенок — это удобно и это безопасно. Эти слова «удобно» и «безопасно» надо, конечно, взять в кавычки. Но ведь как думают многие. Если посадить ребенка за компьютер или дать ему планшет, то он будет перед глазами, он не пойдет на улицу, где он может упасть с дерева, где его могут обидеть хулиганы и так далее. Если собрать ему в школу портфель, то он не забудет пенал и учебник по русскому. Если ежедневно убираться у него в комнате, там будет чисто.
В результате вырастают дети, не имеющие элементарных навыков самообслуживания, не имеющие опыта решения самых разных жизненных проблем, неспособные выстраивать отношения в коллективе, легко подпадающие под чужое (и порой опасное) влияние. Причем отсутствие самостоятельности проявляется и в интеллектуальной сфере — такие дети (а впоследствии уже и взрослые) боятся осваивать новые для себя области знания, боятся рассматривать какие-либо вопросы с разных точек зрения. Они очень часто становятся жертвами самых разных манипуляторов.
Далеко не всегда, кстати, такие люди страдают от своей несамостоятельности. Наоборот, до поры до времени многих из них подобное положение вещей устраивает. Жизнь спокойная, не надо ни о чем волноваться, о тебе всегда позаботятся. А самостоятельность представляется им выходом из зоны комфорта и потому пугает.
Вообще-то, нормальному, здоровому ребенку свойственно стремление к самостоятельности. Ему хочется осваивать окружающий мир, он подражает взрослым — да, часто переоценивая свои силы, не видя каких-то опасностей, однако само по себе это стремление естественно. Но если взрослые этому всячески препятствуют, если лишают всякой возможности проявить самостоятельность, то что-то в ребенке ломается, у него пропадает желание познавать и мир, и себя. Точнее, у него возникают подсознательные страхи, которые блокируют его тягу к самостоятельности.
Что это за страхи? Страх, что у тебя ничего не получится — и тебя засмеют. Страх, что у тебя ничего не получится — и тебя накажут. Страх, что у тебя ничего не получится, и ты лишний раз убедишься, какое же ты пустое место, ноль без палочки. Ребенок не всегда может рационально осознавать эти страхи, но они есть, и они не на пустом месте вырастают. Почти всегда в их основе — травмирующий опыт, вызванный ошибками взрослых.
Если такому ребенку предложить: давай попробуй побегать в догонялки, давай научим тебя играть в шахматы, давай ты поучаствуешь в съемках любительской короткометражки и так далее — он, скорее всего, откажется. Откажется со словами: «Да ну», «Не хочется», «Мне это неинтересно». А на самом деле за этими «не хочется» и «неинтересно» прячется страх.
Что такое детская самостоятельность
Давайте для начала разберемся: а что мы вообще понимаем под детской самостоятельностью? Естественно, тут вряд ли возможно дать точное определение, но я для себя формулирую это так.
Во-первых, самостоятельный ребенок умеет без помощи взрослых выстраивать отношения с другими детьми, умеет преодолевать свои страхи, способен показать себя в детском коллективе, способен преодолевать первые трудности, войдя в новый для себя коллектив.
Во-вторых, самостоятельный ребенок способен обслуживать себя — одеться, умыться, убрать за собой, разогреть еду, помыть посуду и так далее.
В-третьих, самостоятельный ребенок способен выбирать из предложенных возможностей, а не ждать, что за него решат взрослые. Например, когда дети приезжают в наш школьный лагерь, они выбирают направление деятельности. Может, тебе хочется общаться с местными жителями, брать у них интервью? А может, тебе интереснее снять с ребятами игровой художественный фильм? А может, тебя привлекает разработка и проведение ролевой игры? А может, ты хочешь освоить какие-то новые для себя умения — научиться плавать, например? Или научиться печь пироги? Или научиться классно фотографировать? Или стрелять из лука?
Как не убить самостоятельность?
Что нужно делать, чтобы естественное, свойственное любому здоровому ребенку стремление к самостоятельности развивалось в правильном направлении? Очевидный ответ: надо предоставлять ему еще с младенчества возможность поступать по-своему.
Тут, однако, мы сталкиваемся с проблемой рисков. Ведь это же рискованно, когда ребенок поступает по-своему. А вдруг он упадет и ударится? А вдруг он обожжется? А вдруг он потеряется на улице? А вдруг сунет в рот какую-то гадость и отравится? А вдруг плюхнется в лужу? А вдруг не сделает уроки? А вдруг? И этих «а вдруг» любой родитель может назвать сколько угодно.
Естественное стремление оградить от любых рисков ведет к полнейшей несамостоятельности. Но и игнорирование любых рисков тоже ничем хорошим не окончится, нельзя же полностью самоустраниться, понадеявшись на «авось». Слишком велика вероятность, что с ребенком случится что-то действительно трагическое. Не сопли, не разбитая коленка и не двойка по математике.
На мой взгляд, выход в том, чтобы разделять риски на приемлемые и неприемлемые и создавать ребенку пространство свободы, ограниченное лишь неприемлемыми рисками. Малыш учится ходить. Если он упадет — это приемлемый риск. А если ему хочется поиграть с кипящим на плите чайником — это уже неприемлемый риск. Если он во дворе полезет в лужу и промочит ноги — это приемлемый риск. А если полезет в трансформаторную будку — уже неприемлемый.
Какие риски считать приемлемыми, а какие нет, решать, конечно, родителям и педагогам, которые учитывают конкретную ситуацию, учитывают особенности ребенка. Может быть ситуация, когда промочить ноги — неприемлемый риск, а может быть, когда спрыгнуть с крыши сарая — вполне приемлемый. Не верите — посмотрите эпизод в фильме «Зимородок», когда ученик, поощряемый учителем, прыгает с крыши сарая... в копну сена!
Нужно понимать, что всюду соломку не подстелешь, что трагедия может случиться даже там, где все кажется безопасным. Встал человек дома на табуретку, чтобы лампочку заменить, потерял равновесие, упал — и пожалуйста, множественный перелом ноги. Бывает? Редко, но бывает.
А дальше все зависит от психологических особенностей человека. Если у него невротический склад личности, то он стремится контролировать всё и вся вокруг себя, ему кажется, что, действуя правильно, он способен свести к нулю любые риски. Яркий пример — директор лагеря товарищ Дынин из фильма «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен». Подобные люди любую потенциальную угрозу умножают на сто и принимают такие меры предосторожности, что пространство свободы сжимается в точку. А противоположный вариант — жизнерадостный товарищ Митрофанов из того же фильма. «Ребята, айда на речку купаться!» — без всякой мысли, что нужно и о детской безопасности подумать, что толпа детей, бездумно несущаяся в воду, нуждается хоть в каком-то контроле.
Крайности всегда плохи, а выход — в «срединном пути». То есть и родители, и педагоги должны создавать такое пространство свободы, которое хоть и не бесконечно, но достаточно велико, чтобы внутри него ребенок мог полноценно развиваться. Да, должны быть категорические «нельзя», но их не должно быть слишком много. Эти «нельзя» должны предотвращать угрозы жизни и здоровью, угрозы бесспорные, очевидные, а не надуманные.
Внутри этого пространства свободы ребенок вынужден делать выборы и сталкиваться с их последствиями. Полез в лужу, промочил ноги — тебя не станут ругать и наказывать. Но если ты простудился, заболел, то придется лежать в постели и принимать лекарства, отменяются на какое-то время прогулки, поездки и так далее. Полез в Интернет, нашел кучу информации про динозавров, нарисовал комикс про них, показал в классе, заслужил всеобщее одобрение, поднял свою самооценку. Захотел самостоятельно ходить в магазин за продуктами, попробовал — и ощутил свою востребованность. Ты ведь этим здорово разгрузил родителей.
Таким путем формируется навык самостоятельности — через опыт, позитивный и негативный. И чем больше у ребенка такого опыта, тем меньше вероятность, что свою самостоятельность он будет реализовывать по сценарию «назло маме уши отморожу», то есть начнет специально действовать наперекор взрослым. Такое случается, когда ребенка все время зажимали-зажимали, ограничивали во всем, мелочно контролировали — а потом вдруг перестали. Естественно, первое время он от внезапно свалившейся на него свободы опьянеет, а потом, возможно, испугается и снова запросится в зону прежнего комфорта. Но если родители действовали грамотно, если с младенческих лет создавали ребенку пространство свободы и постоянно расширяли его соответственно возрасту, то самостоятельность становится для ребенка естественной вещью, он не будет стремиться к самостоятельности ради самостоятельности — у него ее и так в каждый момент времени столько, сколько он реально может потянуть.
И еще важный момент: детям не только надо предоставлять пространство свободы, но и объяснять, что это за штука такая, свобода. Это тоже тема обсуждения. Как мы понимаем свободу? Что это — самоцель или инструмент, которым мы пользуемся во имя неких высших целей, исходя из высших ценностей? Мы в нашем лагере «Хороброво» это обсуждаем. Более того, в августе у нас будет специальная смена (называющаяся так же, как не раз уже упомянутый фильм — «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен»), посвященная теме свободы. Дети не только станут участниками обсуждений, но и на практике, в игровом формате будут учиться использовать свободу.
Как лагерь развивает самостоятельность
Детская самостоятельность развивается не только благодаря домашнему воспитанию. Свой вклад, конечно, вносят и школа, и другие детские учреждения. Например, летний лагерь (как, впрочем, и зимний). И вклад этот может быть огромным! За одну смену порой удается добиться того, что у родителей не получалось годами.
Что происходит с ребенком, оказавшимся в лагере? Он попадает в новую для себя среду (или, если едет в лагерь не впервые, в знакомую, но совсем не такую, как дома). Сильно расширяется круг общения. Меняется режим дня. Меняются бытовые условия. Появляется гораздо больше возможностей, больше интересных занятий. Появляется и ответственность перед друзьями, а для ребенка, особенно подросткового или предподросткового возраста, это крайне важно, ведь если дети едут в лагерь по своей воле, то в основном ради того, чтобы обрести новых друзей или вновь встретиться со старыми.
Для подростка крайне значимо мнение друзей о нем — а мнение это складывается из отношения к его поступкам. Если ребята видят, что ты человек надежный, что у тебя есть собственное мнение и ты умеешь его отстаивать, что у тебя есть интересные задумки и ты способен их реализовать, что ты не ноешь по любому поводу, что не подводишь свой отряд в разных общих делах, значит, ты обретаешь авторитет. То есть цель тут очевидна.
Но чтобы добиться этой цели, приходится проявлять самостоятельность везде, где только можно. Даже в элементарных вещах. Например, дома ты не привык убираться у себя в комнате, на это есть мама или бабушка. Но в лагере, если ты насвинячил в палате и не убрал за собой, это обнаружится — и твой отряд получит штрафные баллы, проиграет в соревновании с другими отрядами. Может быть, даже случится страшное: вас лишат мороженого. Из-за тебя! И вот чтобы такого не случилось, чтобы не опозориться в глазах ребят, приходится напрягаться, приходится делать то, к чему дома не привык. И не то чтобы тебя кто-то силой заставлял это делать: нет, ты принимаешь решение сам, свободно и осознанно. Или, допустим, тебе пришла в голову классная идея — разработать игру-бродилку для младших детей и провести ее. В одиночку это практически невозможно сделать, значит, ты ищешь помощников, и вы делаете, и все получается, малыши в восторге, а ваш авторитет среди сверстников заметно повышается.
Между прочим, этот пример показывает очень важную грань самостоятельности: самостоятельный человек умеет трезво оценивать свои силы, умеет работать в команде, он не пытается подменить собою всех, он чувствует ответственность за общее дело, он, если его пригласили в какой-то проект, не бездумно выполняет порученное, а думает о том, как это сделать лучше, вносит свои предложения.
А сколько возможностей для самостоятельности появляется, если в лагере дети ходят в походы! Сами готовят еду на костре, сами ставят палатки, сами соображают, кому и как надо помочь.
Или, например, в некоторых лагерях существует такое направление работы, как экспедиции (в разных лагерях это может называться по-разному). Суть в том, что команда детей (обычно не весь отряд, а только его часть) выезжает в какую-то местность и начинает ее исследовать. Например, это ближайшее село. Как исследовать? Узнать его историю, пообщавшись с местными жителями, узнать, какие тут есть интересные места (и сделать фотографии), узнать, как люди тут живут сейчас. Может быть, если с этим местом связаны какие-то легенды, узнать и это (в том числе через поиск в Интернете). А потом, вернувшись в лагерь, сделать отчет об экспедиции, презентацию — тут возможны разные форматы, от «живой газеты» до театральной сценки. Но в процессе такой экспедиции сколько всего приходится делать детям того, что раньше они не делали! Брать интервью, искать информацию в Сети, делать пейзажные или репортажные фотографии, ориентироваться по карте или по навигатору, чтобы найти нужные объекты... Конечно, никто не отправляет детей одних, взрослые их сопровождают и подстраховывают, но при этом не делают за детей их работу. Могут подсказать что-то, дать совет — но так, чтобы дети сами проявляли инициативу.
Иными словами, в хорошем, правильном лагере педагоги ставят себе цель развивать в детях самостоятельность, а для этого создают то самое пространство свободы, а также создают мотивацию, чтобы, оказавшись в этом пространстве, дети не заскучали, а нашли бы к чему стремиться. Да, как и в семье, и в школе, это пространство свободы не бесконечно, да, у него есть границы, есть безусловные запреты.
Например, когда дети купаются, взрослые, конечно, присутствуют и принимают необходимые меры безопасности. Если дети идут в лес, то, конечно, приходится контролировать, чтобы они оделись соответственно ситуации, чтобы одежда была обработана средствами от клещей. Но если все организовано разумно, если взрослые руководствуются здравым смыслом, а не невротическими страхами, то дети совершенно спокойно воспринимают такие внешние ограничения и не особо на них фиксируются. Им есть чем заняться в созданном для них пространстве свободы.
Кстати, чем старше становится ребенок, тем больше у него объем свободы, но вместе с тем больше и ответственность. В правильном лагере это выражается в том, что детям предоставляется возможность «карьерного роста». То есть к нам, например, в наш летний лагерь «Хороброво», подростки 15–16 лет едут уже в качестве вожатых, а в 13–14 лет могут стать помощниками вожатых. В скаутских отрядах тоже бывает такая лестница роста. Отряды делятся на патрули, в патруле есть патрульный и есть его заместитель, ребята с 13–14 лет становятся младшими инструкторами и проводят учебные занятия с младшими детьми, организуют им разные игровые и познавательные активности. А с 16–17 лет они становятся уже старшими инструкторами и действуют практически наравне со взрослыми. Для детей крайне важны такие перспективы, им есть к чему стремиться, и это очень способствует их самостоятельности.
Как выбрать лагерь
Мы говорили о том, как лагерь может развивать самостоятельность. Но не всякий лагерь! Я опираюсь на свой опыт, то есть на опыт летних лагерей, которые мы организуем в нашей школе «Образ», на опыт других известных мне лагерей, где педагогические команды придерживаются тех же подходов. Однако лагерей очень много, и есть среди них такие, как в фильме Климова «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен». Лагеря, где основной упор делается на комфорте и безопасности, где с детей сдувают пушинки, где исходят из формулы «отдых = развлечения».
Хорошо, когда родители знают, в какой именно лагерь отправить своего ребенка. Знают об этом лагере от знакомых, чьи дети там уже побывали, знают от людей, которые в этом лагере работали. «Сарафанное радио» подчас наилучший источник информации. К нам в наши лагеря приезжают ведь не только ученики нашей школы, но и дети, которые каким-то образом о нас узнали. А потом они рассказывают другим детям. Некоторые приезжают к нам много лет, целый год ждут лагеря. Бывает даже и так, что такие «лагерные» дети готовы учиться у нас в нашей подмосковной школе, готовы ездить каждый день из Москвы, лишь бы остаться в той атмосфере, которая так понравилась им в лагере.
Но не всегда родители, желающие отправить ребенка в лагерь, имеют таковой на примете. И тогда они начинают пользоваться поисковиками, пытаясь найти оптимальное соотношение «цена — качество». Иногда это получается, иногда нет. Дам несколько рекомендаций, на что стоит обратить внимание.
1. Обязательно изучите отзывы в Сети об этом лагере. Причем ищите их не только на сайте лагеря (там, вполне возможно, будут лишь комплиментарные). Однако, встретив отрицательные отзывы, не спешите тут же воспринимать их как истину в последней инстанции. Всякие бывают люди, всякие бывают ситуации. Вот если таких отзывов достаточно много, тут действительно есть повод насторожиться.
2. Внимательно изучите сайт лагеря, обратите внимание на педагогический состав. Что это за люди, какие у них достижения, чем они занимаются профессионально, как давно они работают с детьми, учились ли они этому где-то или все освоили на практике. Поищите информацию о них и в сторонних источниках.
3. Очень важно, чтобы на сайте лагеря была подробная программа его работы. Именно подробная программа, а не общие слова вроде «развития креативного мышления», «подвижные игры на свежем воздухе» и так далее. Оцените, насколько реалистично то, что написано в программе. Например, там написано, что дети из первой смены сажают картошку, а дети последней смены выкапывают ее и запекают на костре. Учитывая, что картошку в средней полосе России сажают в начале мая, а выкапывают в начале сентября, это вызывает вопросы.
4. Помимо программы работы, важно выяснить режим дня и, главное, чем дети будут заняты в каждый момент времени. А то ведь бывает, например, что лагерь вроде бы спортивный, спортом там с детьми действительно занимаются, но в совокупности на это уходит часа четыре в день, а все остальное время дети предоставлены самим себе.
5. Не надо придавать слишком большое значение комфорту. То есть в комфорте самом по себе ничего плохого нет, но если на нем делается основной акцент, это может означать, что, кроме комфорта, там детям нечего предложить. И еще такой момент: маленькие комнаты на три-четыре человека — это не всегда хорошо. Представьте, что дети не сошлись характерами, и в комнате на троих двое начинают травить одного. Это ведь может быть не такой чудовищный буллинг, когда надо срочно принимать меры, вплоть до обращения в полицию. Но это могут быть постоянные подначки, подколки, насмешки. Ребенку от этого плохо, но сам он, скорее всего, промолчит, а если бы и сказал — свидетелей-то нет. В этом отношении гораздо лучше большие комнаты, на восемь-десять человек. Там гораздо выше вероятность, что кто-то увидит, кто-то заступится, кто-то расскажет взрослым.
6. Если есть возможность, лучше перед тем, как подписывать договор, приехать в лагерь и посмотреть все своими глазами, вживую пообщаться с руководством и с педагогами, задать им вопросы (которые можно записать заранее, чтобы в момент разговора не растеряться и не забыть ничего важного). Вообще то, насколько охотно с вами идут на контакт, может говорить о многом. Если видят в вас досадную помеху и стараются поскорее отделаться, это серьезный звоночек. А если вы понимаете, что вам рады, что вам готовы все рассказать и показать, значит, перед вами, скорее всего, энтузиасты своего дела.
Источник: https://foma.ru/kak-letnij-lager-pomogaet-vospitat-samostojatelnost.html