10 марта 2023 года на 98-м году жизни преставился старейший афонский духовник иеросхимонах Иулиан (Лазар) из румынского скита Продрому. Богомудрый старец был духовником множества верующих из разных стран, с которыми щедро делился своим богатым духовным опытом. Обратимся и мы к мудрым советам новопреставленного иеросхимонаха Иулиана.
Иеросхимонах Иулиан (Лазар). Фото: Джордже Крышнян
– Отец Иулиан, расскажите вкратце о себе для тех читателей, которые вас не знают.
– Я родился в селе Ворона уезда Ботошань в 1926 году. Когда мне было полтора года, родителей наделили землей, и они переехали в село Мэнэстирень («Монастыряне»), располагавшееся в 50–60 км, поскольку в Вороне не было свободной земли, кругом один лес. Получили они там 5 гектаров земли и крепко стали на ноги. Я жил с родителями, пока Господь не призвал меня, и тогда я поступил в братство монастыря Сихастрия. В январе 1977 года, сразу же после зимних праздников, пришел на Святую Гору Афон. Сейчас годы прошли, и, оглядываясь назад, я вижу, что монастырская жизнь просто прекрасна.
– Какая радость была самой большой в вашей жизни?
– Великая радость объяла меня, когда я пришел в монастырь, и она стала постоянной, каждый день возобновляя мои обеты и любовь с первого дня моего прихода в монастырь и принятия монашества. И сейчас радость моя всё та же: что Бог позволил мне прийти в монастырь, помог нести крест монашеских обетов всю жизнь и что я монах.
– А у вас были разочарования, сильные огорчения в жизни?
– Были и скорби, и искушения, как у всякого человека, но с помощью Божией через всё я прошел. Мы для того и оставлены на земле, чтобы проходить через огорчения и искушения, ведь без них мы не решились бы со всей твердостью любить добро и Бога. Искушений и испытаний не надо бояться, ведь когда ветер и буря обрушиваются на деревья, они делают крепче их корни. Будем всё принимать спокойно и с радостью, только так навеки останемся укорененными в скале веры, в тамошнем внутреннем покое.
– Как вы приблизились к Богу?
Военные лишения заставили нас, молодых парней, задуматься о спасении. И мы стали тянуться к монастырской жизни
– Это был, конечно, Его зов. Нас было двое юношей, и, насмотревшись на ужасы войны, мы решили уйти в монастырь. Это было 60 лет тому назад. Видя, что стар и млад отправляются на тот свет и народ сильно страдает после войны, мы подумали, что однажды придет и наш черед покинуть мир сей. Так военные лишения заставили нас, молодых парней, задуматься о спасении. И мы стали тянуться к монастырской жизни. Ничего о ней не знали, но пошли в монастырь, нам там понравилось, и мы остались. Бог призвал нас искать и выбрать монашескую жизнь. Это было призванием.
– Как духовник румынского скита Продрому вы, конечно же, скажете, что исповедь имеет важное значение в духовной жизни. Как с помощью исповеди избавиться от страстей и стать новыми людьми?
– Значение исповеди чрезвычайно велико: без монастыря, без духовника ничего не сможешь сделать. Потому что при посредстве духовника ты в таинстве исповеди снова встаешь пред Спасителем, становишься известным Ему, снова входишь в послушание Христу и так обновляешь свою жизнь, свои отношения со Христом.
С таинства исповеди начинается избавление от страстей и обновление человека, потому что искренность, открытость и раскаяние, с какими ты исповедуешь свои грехи, в значительной степени делают возможным исцеление внутреннего человека. Поэтому человеку надо долго исследовать себя и исповедать все грехи, в том числе грехи молодости. Тогда духовник назначит ему духовное лечение, чтобы он мог начать новую жизнь.
Чтобы избавиться от страстей, человеку надо исповедоваться как можно чаще и очищаться от грехов; исповедовавшись, он получает благословение, помощь и Божественную благодать на то, чтобы больше не совершать греха. Он мыслит яснее, потому что благодать снова осеняет его, как в день Крещения.
– А почему мы не можем освободиться от греха, даже если исповедуем его?
– Исповедуй его постоянно и в конце концов сможешь от него избавиться. Есть повседневные, более легкие грехи, которые надо исповедовать как можно чаще. Если исповедовать их как можно чаще, с молитвой и страхом Божиим, тогда ты всегда будешь внимать себе, и грехов станет меньше. Ты будешь остерегаться совершить какую-нибудь неправду, будешь делать только добро и отпускать, когда другой, согрешая пред тобою, нервирует и выводит тебя из равновесия, ведь Спаситель заповедует: «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Мф. 5: 44). Бог видит наши старания на пути добра и поможет нам, и у нас останутся только грехи помышлением.
– То есть надо исповедовать как дела, так и помыслы?
– Все мысли надо исповедовать, если я хочу идти путем бесстрастия. Я хотел совершить грех, несправедливость по отношению к кому-то, и хоть и не сделал этого, но эти помыслы надо исповедать, потому что так я удаляю корни греха; как весной, когда вскапывают виноградник, у него обрезают те корни и усы, которые, если их оставить втайне расти, отнимут у лозы силу плодоношения. Чтобы незаблудно и успешно идти путем спасения, надо исповедовать все помыслы.
– Что делать, если иногда, когда стоишь перед святой иконой, враг наводит на ум нечистую или богохульную мысль?
– Это не должно тебя сильно огорчать, если знаешь, что обычно ты не принимаешь подобных помыслов, даже если душа и приходит в смятение оттого, что они исходят от лукавого. В «Египетском патерике» говорится, что богохульные помыслы приходили и к великим святым по причине гордыни и тщеславия, которые охватывают душу по мере того, как она возрастает в добродетелях. Исцеление от недуга гордыни приходит после многого смирения и терпения бед и испытаний, что позволяет душе в конце концов Духом Святым обрести крепость ума.
Таинство исповеди, учрежденное Спасителем, когда Он дунул на апостолов и сказал им: «…примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин. 20: 22–23), – было завещано святым апостолам и по апостольскому преемству дошло до наших дней.
Итак, верующий исповедует свои грехи перед священником, как перед святыми апостолами, чтобы получить от благодати Духа Святого, данной им для прощения грехов. Человек знает, что исповедуется перед духовником, и забывает, что при этом присутствует Бог, и ему нужно слушать, что говорит ему Бог устами духовника. Таким образом, он должен понять свое бессилие, ничего не скрывать и не стыдиться. Потому что забывать или вспоминать – это одно, а сочувствовать и совершать грех – другое. У верующего есть и всегда должна быть опора и надежда в Церкви.
– Какой опасности подвергают себя те, кто грешит в надежде исповедаться потом и покаяться?
– Это дело тяжкое, они сами себя обманывают; ими обладает диавол и наущает ко греху, чтобы смерть застала их в смертных грехах без исповеди. Хотя они и пошли к священнику на исповедь, но у них остаются грехи, которые они держат втайне: то ли из-за своей поверхностности и неумения исповедоваться, то ли из-за неумения священника помочь им исповедаться как следует и дать им епитимию для исправления жизни. Кто упал на улице и испачкался, тот не лежит там в грязи, а встает, умывается, меняет одежду, чтобы выглядеть так, словно ничего и не было. Так и здесь: если ты впал в грех – быстро беги и исповедуйся. Ведь мы не знаем дня и часа, когда отойдем на тот свет, а какими нас застанет смерть, такими и будем судимы.
Даже если у кого-то есть тяжкие грехи, пусть не стыдится; пусть идет к духовнику исповедать их, ведь если духовник даст ему епитимию и случится так, что он умрет, у него все же есть надежда на спасение. Ибо в Первом соборном послании святого апостола Иоанна говорится: «Если кто видит брата своего согрешающего грехом не к смерти, то пусть молится, и Бог даст ему жизнь, то есть согрешающему грехом не к смерти. Есть грех к смерти: не о том говорю, чтобы он молился» (1 Ин. 5: 16).
Мы знаем, что нераскаянный и неисповеданный грех – это грех к смерти. Когда человек исповедуется у духовника, тот говорит ему, чтобы он больше не совершал этого греха, а он отвечает: «Батюшка, с помощью Божией хочу больше не совершать этого греха», – и тогда духовник разрешает его от грехов. Если же человек согрешает сразу после исповеди, пусть опять идет исповедаться.
– Почему у нас сердце иногда бывает окамененно, и нам не удается исповедовать свои грехи с сокрушением сердечным?
Молитва должна быть неугасающим огнем, который всё время смягчает сердце, чтобы на него наложилась печать имени Иисусова
– Думаю, потому что мы утрачиваем дар молитвы из-за того, что наш ум рассеивается во множестве попечений, ведь человеку положено молиться постоянно. Святой апостол Павел говорит нам: «Непрестанно молитесь» (1 Фес. 5: 17) и «Духа не угашайте» (1 Фес. 5: 19). Итак, молитва должна быть неугасающим огнем, который всё время смягчает сердце, чтобы на него наложилась печать имени Иисусова. В Господе Иисусе есть только кротость и смирение, в Нем нет и тени окаменения.
В «Египетском патерике» мы находим у святых отцов такую притчу. Одному брату, который спросил, как держать ум трезвенным, было сказано:
«Когда казан стоит на огне и кипит, мухи улетают прочь и не приближаются к нему, а когда остынет, мухи слетаются и заползают в казан. То же самое и с нашим умом: когда он горяч, враг не приближается, а как только остынет, появляются все страсти, принесенные им».
– Значит, надо все время хранить свой ум в молитве?
– Да, надо хранить его молитвой в молитве, прилагая усилие. В Евангелии от Матфея говорится: «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф. 11: 12). Будем силиться, сколько можем, втиснуть ум в молитву, потому что, молясь, мы беседуем с Богом, и жар слов Псалтири и молитвы Иисусовой воспламенит наши сердца и все время будет их умягчать.
– Как готовиться к святой литургии?
– Прежде всего надо быть чистыми душевно и телесно, исповеданными и разрешенными от грехов. Чтобы быть воистину чистым от грехов, после того как сходишь к духовнику и исповедаешься, надо долго пребывать в безмолвии и молитве, чтобы ум сам беседовал с Богом. На литургии верующий должен хоть сколько-нибудь проникнуться в душе «единения веры и причастия Святого Духа», о котором мы молимся на ектениях святой литургии.
Мы готовимся к святой литургии, воздерживаясь от рассеянности; в уме надо иметь молитву и силиться исполнять даже малейшие заповеди, ибо Спаситель говорит: «Кто любит Меня, тот соблюдает Мои заповеди» (ср.: Ин. 14: 21). Только так святая литургия соделывает великое таинство спасения душ, ибо внимание и страх Божий позволяют нам принять любовь Божию и ощутить, что там мы находимся в присутствии Бога.
– Может ли святая литургия обратить людей к Богу?
– Это сильно зависит от того, как ты стоишь на святой литургии. Если умом ты пребываешь на небесах с Богом, и Он словно стоит перед тобой, и ты боишься Его, тогда ты обретаешь спасение и твоя молитва о спасении других бывает принята. Если же телом ты стоишь в храме на литургии, а умом витаешь в другом месте, тогда ты почти не получаешь никакой пользы.
На святой литургии омываются грехи верующих, как гласят молитвы на потребление Святых Даров: «Омый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею честною, молитвами святых Твоих», – но только тех, кто исповедался и воистину участвует в святой литургии. На литургии не поминаются те, кто живет невенчанным, еретики, раскольники.
– Какой представлена в «Добротолюбии» значимость Святого Причастия?
– В восьмом томе «Добротолюбия»[1] святой Иоанн Лествичник говорит:
«Если тело, прикасаясь к другому телу, изменяется силой его действия, то как же не изменится тот, кто непорочными руками касается тела Божия?» (Слово 28: 52).
Ибо в «Патерике» написано:
Три вещи, которых больше всего боятся нечистые духи, – это Крест, Крещение и Причастие
«Иоанн Вострский, муж святой и имеющий власть над духами нечистыми, спросил бесов, обитавших в неких девицах буйных и люто мучимых ими, говоря: “Чего вы боитесь у христиан?” Те ответили: “У вас воистину есть три великие вещи: первая – которую вы можете повесить себе на шею, другая – которой омываетесь в Церкви, и третья – которую вкушаете на собраниях”. Когда он снова спросил их: “А из этих трех вещей какой вы боитесь больше всего?” – они ответили: “Если бы вы хорошо хранили то, чем причащаетесь, никто из нас не смог бы причинить зла никому из христиан”».
Итак, вещи, которых больше всего боятся злодеи, – это Крест, Крещение и Причастие.
– А бесы не боятся молитв святителя Василия Великого? Ваша святость обычно читаете здесь эти молитвы?[2]
– На Святой Горе Афонской эти молитвы не читаются, если только над бесноватыми. Впрочем, их и не надо читать, кроме этих случаев или для разрешения от чародеяний и колдовства, на что указывает само их содержание. Но и тогда это делается после большой подготовки священника, читающего их, после того как он причастится на святой литургии и после серьезного исследования и исповеди тех, кто просит этих молитв.
– Как возрастать в вере?
– Начав с исповеди у духовника, получив у него епитимию и, с его благословения и оказывая ему послушание, ты исполняешь все заповеди легко и с миром внутренним, только так ты продвигаешься вперед, к Богу.
– А как мы можем возрастать в любви к ближнему?
– Будем терпеть от него всё и прощать от души. Если видишь, что кто-нибудь творит тебе обиду, прости и победишь врага, старающегося натравить тебя на него. Святой апостол Павел говорит:
«Никому не воздавайте злом за зло, но пекитесь о добром перед всеми человеками. Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми. Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь. Итак, если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его: ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья. Не будь побежден злом, но побеждай зло добром» (Рим. 12: 17–21).
А Спаситель говорит:
«Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного» (Мф. 5: 44–45).
– Как по-настоящему отказаться от себялюбия?
– Спаситель говорит: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Лк. 9: 23). Чтобы бросить себялюбие, надо отказаться от всего, что тебе нравится. Надо закрыть глаза, чтобы не видеть удовольствий, того, что нас искушает и исторгает ум из единения веры и Духа. Для этого необходимо упорство в посте и молитве, которыми мы распинаем свой ум, обычно принимающий мысли, рождающие себялюбие. Святой Максим Исповедник говорит, что человек избегает боли и бегает за удовольствиями. Для исцеления от себялюбия надо знать, что кто избегает боли ради Бога, то есть ревности о Нем, тот попадает в объятия удовольствия и себялюбия.
– Как прожить день без греха? Как проводить жизнь между двумя исповедями? Ведь появляются такие грехи, которые забываешь.
– Мы живем без грехов, только когда всем делаем только добро; если ты встретился со соседом, какое бы зло он тебе ни причинил, прости ему, и так будешь жить без греха. Люби ближнего своего, и того, кто чинит тебе зло. Но для этого надо усердствовать в молитве и бдении, чтобы иметь внутренний мир и связь с Духом и более не грешить. Спаситель сказал ученикам и через них всей Церкви до скончания веков: «Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение» (Мк. 14: 38). Христианская жизнь предполагает постоянное рвение в молитве, чтобы пребывать в трезвении близ Христа.
Долго не держи грех неисповеданным, потому что грех подобен яду, парализующему душу
Церковь, особенно в наши дни, подобна Спасителю нашему в саду Гефсиманском, когда Он окружен был предательством людей, которым дал и дает жизнь. Спаситель дал жизнь Иуде, приняв его в число учеников, хотя и знал его великие грехи, а тот Его предал. Мы, христиане, считающие себя учениками Спасителя мира, должны смотреть на это предательство и вероотступничество современного мира, пребывая в бдении и молитве.
[1] В румынском «Добротолюбии» 12 томов.
[2] Молитвы свт. Василия Великого входят в чин изгнания бесов (отчитки). В Румынии до последнего времени их читали в каждом храме на богослужении 1 января, когда совершается память свт. Василия Великого. Ваша святость – обращение к священнослужителю.
[3] Из книги: Джордже Кэбаш. Современные монахи Святой Горы Афон (George Căbaş. Părinţi contemporani din Sfântul Munte Athos). Изд-во Anastasis, 2014.
Источник: https://pravoslavie.ru/152693.html