Какой день у русских лошадей был выходным?

Просмотрено: 65 Отзывы: 0

Какой день у русских лошадей был выходным?

В августовской Минее, содержащей тексты богослужений на каждый день, сказано, что на Руси святых мучеников Флора и Лавра почитают как покровителей домашнего скота. Но почему? Ведь они были не пастухами, а каменщиками.

Лошадиные заступники

С древних времен хранилось на Руси в народе такое сказание. На второй день Третьего Спаса (Третий Спас — праздник в честь Нерукотворного образа Спасителя, 29 августа) пахал мужик землю, чтобы посеять озимую рожь. Лошадь заартачилась и остановилась. Принялся мужик хлестать ее кнутом. Лошадь пала на колени и заржала. Хозяин бранится, грозит вспахать на ней целую десятину за день. Вдруг откуда ни возьмись два странника с посохами. «За что ты лошадь бьешь? — спрашивают. — Ты ведь за нее Богу ответишь, у Него всякая животина на счету. А лошадь и сама умеет Ему молиться. Завтра наш день — Флора и Лавра, вот мы и пришли заступиться. Ты сведи свою лошадь к церкви, и соседям тоже накажи, если хотят, чтобы лошади их были здоровы и в работе крепки и охотливы. Мы приставлены к лошадям на защиту — Бог нам велел быть их заступниками и ходатаями перед Ним».

Казалось бы, какое отношение к лошадям имеют два христианских мученика-каменотеса, жившие во II веке, нанятые на строительство языческого храма и за время стройки собравшие там целую христианскую общину, а заодно вылечившие сына местного жреца, когда тому в глаз попал осколок камня? А когда храм был построен, они собрали всех работавших на стройке христиан, установили в восточной части святилища крест и целую ночь простояли у него на молитве. За что их и казнили.

Правда, по устному преданию, с открытием мощей святых Флора и Лавра прекратился падеж скота. Тогда и началось почитание этих святых как покровителей лошадей. Есть версия, что это почитание пришло на Русь с Балкан — с родины святых братьев. Именно там возникло предание о том, что мученики Флор и Лавр были обучены искусству управлять лошадьми и понимать их язык самим архангелом Михаилом.

«Чудо о Флоре и Лавре»

Иконописный сюжет «Чудо о Флоре и Лавре» возник на Руси в XIV веке и у других православных народов неизвестен. Предание, послужившее для него основой, повествует о том, как святые братья явились на помощь пастухам, потерявшим коней, и помогли найти пропажу.

Какой день у русских лошадей был выходным?

Икона «Чудо о Флоре и Лавре». Россия, конец XVI века

На иконе XIV века, хранящейся в Третьяковской галерее, в едином золотом пространстве изображены архангел Михаил, а по сторонам — святые Флор и Лавр. Ниже — два коня: черный и белый. Архангел Михаил вручает братьям их поводья. А под ними — скачущие на конях пастухи гонят к водопою табун разноцветных лошадей.

По преданию, именно архангел Михаил научил людей после грехопадения и изгнания их из рая всему, что те должны были делать, трудясь для снискания хлеба насущного: земледелию, скотоводству, ремеслам. И он же посвятил Адама и Сифа в тайны мироздания, а Авраама научил богопознанию.

Святые среди многоцветного табуна

Иконописцы Древней Руси,«богословствуя в красках», раскрывали через видимые образы тайны духовного мира. И образ святых мучеников Флора и Лавра — из числа таких откровений. Философ Евгений Трубецкой писал о сюжете «Чуда о Флоре и Лавре»:

«Когда мы видим этих святых среди многоцветного табуна, коней, играющих и скачущих, может показаться, что в этой жизнерадостной картине мы имеем посредствующую ступень между иконописным и сказочным стилем. И это в особенности потому, что именно Флор и Лавр более, чем какие-либо святые, сохранили народный русский, даже прямо крестьянский облик; но и они, властвуя над конями, сами, в свою очередь, имеют своего руководящего ангела… <…> Не остается никакого сомнения в том, что они не самостоятельные носители силы небесной, а только милостивые ходатаи о нуждах земледельца, потерявшего или боявшегося потерять свое главное богатство — лошадь».

Вообще, в представлении большинства древних народов кони символизируют жизнь и смерть, бег времени и вселенную, плодородие и власть, солнце и небо.

Кони многократно упоминаются в Священном Писании. Пророк Захария видит четыре колесницы с конями разной масти: рыжими, вороными, белыми, пегими: Вороные кони там выходят к стране северной и белые идут за ними, а пегие идут к стране полуденной (Зах 6:6). Пророк Илия возносится на небо в колеснице, запряженной огненными конями (4 Цар 2:11). А еще конь — символ высшей мудрости, которая ведет человека по пути жизни: Господь вел их чрез бездны, как коня по степи, и они не спотыкались (Ис 63:13).

Есть кони и в Апокалипсисе (Откр 6:2–5, 7–8). В нем белый конь — атрибут Божественной силы, побеждающей зло: И вот конь белый, и сидящий на нем называется Верный и Истинный… И воинства небесные следовали за Ним на конях белых… (Откр 19:11, 14). По толкованиям святых отцов рыжий конь означает войну, вороной — голод, «бледный» — смерть. А вместе все четыре коня Апокалипсиса означают эсхатологический конец света.

Возвращение смыслов

В крестьянской России день памяти мучеников Флора и Лавра по всей стране отмечали как «лошадиный праздник», когда лошадей положено было холить и лелеять и нельзя было использовать для работы. А в Москве на Мясницкой улице в этот день устраивалась бесплатная выставка орловских рысаков, перед открытием которой во Фроловской (Фрол — русская интерпретация имени Флор) церкви неподалеку служили особый молебен.

Спасская башня московского Кремля тоже изначально была Фроловской — именно Флору и Лавру посвятил ее князь Дмитрий Донской. А на Зацепе, рядом с Павелецким вокзалом, где когда-то была ямская слобода, и сегодня есть большой действующий храм Флора и Лавра. В него с 1924 года сносили утварь, иконы и святыни из закрывающихся московских церквей, в том числе из взорванного Храма Христа Спасителя, пока в 1938 году и эту церковь не закрыли. Богослужения в ней возобновились лишь на Пасху 1991 года. Но теперь в ней вряд ли кто-то молится о здоровье лошадей.

Святых мучеников Флора и Лавра снова просят: «Утвердите ны в вере святей и правей, юже имуще в сердцах наших, не устрашимся в поношении и унижении и всяких обстояниих». 


Источник: https://foma.ru/kakoj-den-u-russkih-loshadej-byl-vyhodnym.html



Добавить отзыв

Введите код, указанный на картинке
Отзывы

Церковный календарь

Афиша

Православный календарь на июнь 2024 года

Июнь - месяц, насыщенный духовными событиями для православных верующих. В этот период выпадает целых 110 церковных праздников, каждый из которых несет в себе...

Выбор редакции

Святая великая княжна Татьяна Николаевна Романова (1897–1918)

Святая великая княжна Татьяна Николаевна Романова 11 июня (29 мая по ст. ст.) исполняется 127 лет со дня рождения второй дочери императора...