14, 19 и 29 августа в храмах совершается освящение плодов нового урожая. В народном календаре эти дни называются Спасами. Что это за обычай, откуда он пошел и о каких событиях вспоминает в эти дни Церковь?
Что вообще значит Спас?
Спас — это сокращенная форма слова Спаситель: так называют Иисуса Христа, Сына Божьего, Который избавил людей от рабства греху, даровал всему человечеству возможность спасения души и вечной жизни. Народное название праздников как раз и указывает на их связь со Спасителем. Так, 14 августа празднуется Изнесение Честных Древ Животворящего Креста Господня, 19 августа — Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, а 29 августа — Перенесение из Эдессы в Константинополь Нерукотворенного Образа Господа Иисуса Христа.
Изнесение Честных Древ... Непонятно — это про что?
Праздник был учрежден в Константинополе, где раньше хранилась часть Креста, на Котором был распят Иисус Христос. Раз в год в первый день августа (14-го по новому стилю), когда из-за жары люди особенно страдали от распространения различных инфекций, ее торжественно выносили из царской сокровищницы в собор Святой Софии. Затем в течение двух недель Крест носили по городу и служили перед ним молебны. Праздник перешел в Русскую Церковь из византийской традиции после Крещения Руси.
А Преображение?
В праздник вспоминается евангельское событие, когда Иисус Христос на горе Фавор во время молитвы явил Свою Небесную славу трем апостолам: Петру, Иакову и Иоанну. Его одежды и лицо просияли неземным светом, преобразились. Это чудесное откровение Своей небесной славы Господь совершил, чтобы укрепить дух учеников и их веру накануне грядущих испытаний.
Третий Спас — о каком нерукотворенном образе речь?
По преданию, этот образ Христос подарил царю Эдессы Агарю. Образ сам проявился на полотенце, которым Спаситель отер Свое Лицо после умывания. В X веке образ перенесли из Эдессы, находившейся в недружественном исламском окружении, в Константинополь.
Но если есть церковные названия праздников, откуда эти «продуктовые»?
Они связаны с древней церковной традицией освящения плодов нового урожая. На Медовый Спас в церкви освящают мед нового сбора, на Яблочный — яблоки, а на Ореховый — орехи. К этому времени эти плоды как раз созревают. А в качестве дней для освящения были выбраны особо почитаемые в августе праздники церковного календаря, когда люди стремились обязательно прийти в церковь.
А что это вообще за традиция освящать плоды? В Библии про такое что-нибудь есть?
Да. Практика освящения плодов нового урожая берет начало от обычая приносить Богу, как Владыке Неба и земли, начатки плодов и скота. Начатки плодов земли твоей приноси в дом Господа, Бога твоего — читаем мы в книге Исход (Исх 23:19). Более того, согласно Ветхому Завету, евреи не могли даже есть плоды урожая раньше, чем первые плоды его будут принесены Богу. Никакого хлеба, ни сушеных зерен, ни зерен сырых не ешьте до того дня, в который принесете приношения Богу вашему: это вечное постановление в роды ваши во всех жилищах ваших (Лев 23:14).
Я живу в городе, ни яблок, ни меда, ни орехов не выращиваю. Мне-то зачем плоды освящать?
Действительно, изначально смысл традиции освящения плодов состоял именно в том, что это были плоды, выращенные собственными руками. Приносили их в храм в благодарность Богу за то, что Он благословил их труды. И сегодня, когда большая часть прихожан — жители городов, освящение плодов скорее просто благочестивая традиция. И все же следование этой традиции очень естественно для христианина, независимо от его профессии и места жительства. Ведь ее суть в благодарности Богу за его милость к людям, за все ниспосланные Им дары.
У меня бабушка 14 августа не Медовым Спасом называла, а Маковым. Мак тоже в этот день освящают?
Это пример удивительного сочетания, случившегося в церковном календаре. Маковым Спас называют, поскольку в этот день Церковь чествует святых братьев-мучеников Маккавеев с их матерью Соломией, не имеющих к маку никакого отношения, кроме фонетической схожести в родовом имени. Но мак действительно как раз созревает к этому времени. Так что хотя напрямую это никак не связано, в Маковый Спас принято освящать в том числе и букеты из трав и мака.
Правда, что до Яблочного Спаса никому нельзя есть яблоки?
Если кратко — неправда, никакого общецерковного запрета нет. Если подробнее — распространение представления о некоем общем для всех запрете связано со специфически российскими особенностями. Просто раньше, когда на рынке не было такого изобилия фруктов, на Руси к Преображению поспевали именно яблоки. А еще в Типиконе — книге, определяющей порядок церковного устава, который был сформирован на Ближнем Востоке, существует запрет на вкушение до праздника Преображения винограда, но и то исключительно для монахов. Смысл этого запрета — реализация неписаного принципа: «сначала — Богу, потом — нам» и напоминание о том, Кто является настоящим Хозяином Вселенной. На Руси этот монашеский запрет на вкушение винограда был перенесен на яблоки как более привычный сезонный продукт.
Источник: https://foma.ru/medovyj-jablochnyj-i-orehovyj-spasy-chto-jeto-za-prazdniki.html