Молитва о преображении врагов. Страницы из жизни Патриарха Павла

Просмотрено: 216 Отзывы: 0

Молитва о преображении врагов. Страницы из жизни Патриарха Павла

Мы продолжаем публиковать воспоминания архимандрита Йована (Радосавлевича) – друга, собеседника и сомолитвенника Патриарха Сербского Павла. Свои воспоминания отец Йован опубликовал в книге «Мемоари. Сећања», изданной в монастыре Рача в 2018-м году. Несколько эпизодов из этой книги – грустных и радостных, печальных и вызывающих улыбку – рассказывают о жизни Сербской Церкви и сербского народа в конце ХХ века – до начала открытой войны в 1999-м году и во время её. Их мы предлагаем в пересказе сегодня.

Патриарх Сербский Павел

Патриарх Сербский Павел

Обычное дело в Косово

Однажды я пошел провожать владыку Павла на автобусную станцию в Призрене. Как только мы вышли за ограду, к нам подскочила довольно большая группа молодых шиптаров, лет по 15–17. Встали перед владыкой Павлом и начали кривляться, кричать, в буквальном смысле слова лаять на него и сквернословить. Владыка грустно сказал: «И деды ваши были такими же». Мы прошли дальше, к мосту через Бистрицу, – там нас ждала такая же безумная, беснующаяся группа албанских девушек: так же кривлялись, гавкали и сквернословили. Павле прошел мимо них, не столько гневаясь, сколько скорбя о духовном состоянии – что их самих, что их родителей: потом стало известно, что те учили своих детей – от самых малых до юношества – так вести себя по отношению ко всем взрослым сербам, особенно к епископу и священникам.

Какой человек – хороший?

Во время разговоров с владыкой Павлом иногда кто-нибудь говорил: «Вот такой-то человек – хороший!» А Павле переспрашивал:

– Что значит, по-твоему, «хороший человек»? Хороший – потому что молод, красив, умеет вести беседу, улыбается вовремя, когда слышит шутку, хорошо поёт, добродушен и т.д.? Но ведь ты не знаешь как следует его душу, его духовные свойства!

Что говорит Христос богатому юноше, который назвал Его «учителю благий»? Христос отвечает: «Что ты называешь Меня благим? Никто не благ кроме одного Бога» (Мф. 19, 16–17). Прежде всего, юноша должен понять, что все люди – грешные, а грешный человек не может быть хорошим в полном смысле этого слова. Он ведь смотрит на Христа как на учителя, обычного человека, а не как на Сына Божия, Бога. Потому Господь ему так и отвечает. Бог – совершенное добро, источник добра. Человеку поставлена задача быть образом Божиим, быть совершенным, как Бог. И всеми силами человек должен стремиться понять это и трудиться над образом Божиим в себе – как святые. Вот тогда можно сказать, что он – хороший человек, по мысли владыки Павла.

Проигранная битва владыки Павла

На кухне в Призрене у нас стояла плита, Павле и братия часто готовили на ней. Все, кроме владыки, были недовольны: плита дымила так, что глаза ело. На жалобы и просьбы всех остальных заменить, в конце концов, это чудовище на хорошую плиту следовал один ответ: «Нека те, морска главо, мени jе добар!» (что-то вроде «Отойди, бестолковый, мне она нравится» – С.И.). Наши мучения закончились с приездом сестры Агицы, родственницы Павле по материнской линии, которая занималась его воспитанием в раннем детстве, – она имела непререкаемый авторитет у него. И вот, она приехала в Призрен из Белграда, попыталась приготовить обед на злосчастной плите, проплакалась от дыма и отправилась к владыке Павлу:

– Брат (так она всегда его называла), от этой твоей плиты никакого толку – покупай новую.

– Это ещё зачем? До сих пор меня всё устраивало, – говорит владыка.

– «Устраивало» его! Ты этот дым видел?! Нет, ты посмотри: вся расколотая, хрупкая, того и гляди развалится. А сколько дров впустую уходит, чтоб её разогреть! Нет уж, покупай новую.

– А, ну, раз так, тогда, конечно, сестра Агица. Раз уж ты говоришь… – смиренно согласился епископ Павел.

Через несколько дней на кухне стояла новая плита. Крепкая, экономная, жаркая. Сестру Агицу мы готовы были носить на руках.

Отдай хлеб!

Помню, сижу однажды в трапезной, ем хлеб. Вкусный. Мякоть всю, конечно, съел, а горелую корку оставил, положил рядом. Павле, тогда еще иеродиакон, спрашивает:

– Ты чего корку-то оставил?

– Так горелая же.

– Давай сюда! – взял корку и спокойно съел. Так будущий Патриарх и научил, и пристыдил меня без единого слова.

У него была привычка всегда делиться с кем-нибудь на трапезе. Хлебом, яблоком, грушей, орехом, помидором и т.д. – всегда сотрапезникам что-нибудь предлагал. Терпеть не мог, когда с едой обращались небрежно, но ни в коем случае не допускал и объедения: Павле требовал меры во всём. Правда, его, Павлова, мера была не всем по силам, ведь ел он очень мало…

Духовная «оптимизация» и противостояние ей

В середине 1960-х в селе Велика Хоча был замечательный молодой священник – отец Джордже Аджанчич. Все его очень любили: искренний, горячий, свой. Но тамошние коммунисты (увы, сербы!) во время «дружеской» беседы за столом составили против него обвинение в оскорблении власти и существующего государственного устройства и передали его властям в город Печ, а то начальство состояло уже сплошь из шиптаров. Джордже сидел в тюрьме, его страшно пытали, священник плевал кровью после пыток. Через какое-то время его выпустили, но он скончался от туберкулёза, оставив супругу и пятерых детей. Владыка Павел взял на себя содержание и траты на обучение детей священника.

Когда я однажды приехал служить в это село, коммунисты тоже попытались устроить провокацию: потребовали, чтобы я не смел проводить панихиды и отпевания на местном кладбище. Я им сказал, что их требования противоречат Конституции, гарантирующей свободу отправления религиозных обрядов. Не подействовало – они продолжали настаивать на прекращении службы. Тут не выдержал собравшийся народ: «Убили одного хорошего священника, а теперь хотите убить и другого? Хотите, чтоб мы жили как скотина – без священника, службы и Бога?!» Взяли в руки мотыги, и если бы эти «активисты» не ретировались, всё могло бы кончиться для них печально.

Незаконченная война

…В тот вечер, в 20 часов 24 марта 1999 года, начались бомбардировки. Самолеты врага летели из Средиземного моря, Ионического, Адриатического, с американских авианосцев и военных баз в Италии, Хорватии, Венгрии. Сначала бомбили Белград, Нови Сад, Приштину, Призрен, Ниш, Чачак и другие города и села. В апреле я был в Новом Саде и помню, как разрушили мост через Дунай: рано утром две ракеты ударили в оба конца моста, он перевернулся и рухнул в реку. От взрывной волны вылетели все стекла в городе. Мы собрались и пошли на утреннюю службу в соборный храм. Когда вернулись с литургии, нашли во дворе епархии осколки от бомб и снарядов.

С самого первого дня, с одобрения Патриарха Павла, я начал вести дневник – в назидание потомкам. Потом на его основе появилась книга «Дневник под бомбами». Тогда мы считали, что от Сербии будут отрывать не только Косово и Метохию, но и Воеводину, северную часть: запустят туда хорватских усташей и венгров, и вот тогда сербы снова увидят их действительное «международное союзничество»… В те дни я носил с собой два радиоприемника, чтобы слушать новости, где идут бомбардировки, и записывал данные о разрушениях, гибели людей, изгнании их со своей земли.

С Патриархом Московским и всея Руси Алексием II. Белград, 1999 г.

С Патриархом Московским и всея Руси Алексием II. Белград, 1999 г.

С благодарностью вспоминаю, как вместе с Патриархом Павлом мы были в Белграде и служили литургию под бомбами вместе с Патриархом всея Руси Алексием II – это была действительно братская поддержка и помощь.

«Братья и сестры, мы всегда должны идти путем правды и честности, веры и добродетели, христианского мужества, без ненависти и жажды мести кому бы то ни было, – говорил Патриарх Павел. – Наше дело – быть в покаянной молитве смиренными пред Богом и честными, открытыми людям. Человек не может выбрать место, где ему родиться, или народ, к которому он принадлежит, – это в Божией власти», – владыка особенно часто говорил это во время войны в Косово, объявленной и необъявленной. Всё, что было создано в Косово и Метохии, этой духовной родине сербов, ещё в Средневековье и позднее, в Новом времени, стремится уничтожить безбожная человеческая злоба. И у нас нет другого выхода, кроме как следовать примеру Патриарха Павла – молить Всемогущего Бога о защите, об освобождении от рабства, о Его суде над нашими врагами, о преображении их ненависти к православным сербам в рассудительность и нормальное отношение к нашему народу. Это может показаться невозможным, но Бог всесилен, Он может коснуться сердца даже самого страшного преступника – вот в чем наша надежда и упование.

Источник: https://pravoslavie.ru//133380.html



Добавить отзыв

Введите код, указанный на картинке
Отзывы

Церковный календарь

Афиша

Православный церковный календарь на август 2021 года

Августовский церковный календарь богат праздниками. Во второй половине месяца православный календарь предполагает двухнедельный строгий пост. Он...

Выбор редакции

В России может появится День отца

Инициатива поступила от уполномоченного при президенте по правам ребенка Анны Кузнецовой. Предложение поддержали в министерстве. Выступала с этой инициативой и...