Протоиерей Сергий Тишкун, исполняющий обязанности настоятеля храма Рождества Пресвятой Богородицы в Крылатском
Сначала поясню: если кто-то заметил, что сейчас в его храме стало меньше людей на службах, не стоит связывать это исключительно с чрезвычайными обстоятельствами этого года. Летом в храме всегда меньше народу. Объективно судить о количестве людей в храме можно будет лишь осенью, начиная с Покрова Пресвятой Богородицы. Сейчас многие прихожане просто в отъезде: на море или на даче.
Ну а если человек никуда не уехал, но в храм идти не решается? По моим наблюдениям, причины здесь могут быть следующие:
Первое — неоправданный страх быть в обществе людей, психологический барьер.
Эти люди без реальных причин боятся не только похода в храм, но и в целом любого скопления людей — к примеру, избегают поездок на метро.
Да, страх заразиться справедливо продолжает пребывать среди нас. Многие видели, как болеют их родственники или знакомые — они знают, как это тяжело и страшно. Но священноначалие приняло меры, которые были и остаются актуальными, адекватными и действенными. Эти меры не отменялись. Соблюдение этих мер, а не полный отказ куда-то ходить — и есть адекватная реакция на оправданный страх.
А что же делать со страхом неоправданным, парализующим человека? Рецепт борьбы с таким страхом мы можем почерпнуть у старца Паисия Святогорца. Он очень боялся кладбища. Пока он не вырыл могилу и не провел в ней ночь, у него этот страх не прошел. Нам надо следовать его примеру — идти упорно на страх, не поддаваться, не слушать его и делать то, что ты боишься.
Повторюсь, это не значит, что вам нужно перестать слушать инстинктивный, естественный страх и бороться с ним. Этот совет касается страха нерационального, панического, надуманного. Представьте, что вы врач и вы боитесь крови, или священник, который боится покойников. В этих случаях страх придется преодолеть, оперируя или отпевая — участвуя в том, чего вы боитесь.
Недавно ко мне на исповедь и причастие пришел человек, который был в храме впервые после карантина. Он надел респиратор, перчатки и боялся причаститься. Когда я напомнил ему пример старца Паисия и он все же причастился — каким радостным был этот человек! Он весь светился от счастья! Так что надо себя поначалу заставить, переломить — потом будет легче.
Второе — реальные проблемы со здоровьем.
Продолжающийся режим самоизоляции таких людей — не собственная прихоть, а рекомендации врача. Когда человек слышит слова «если ты заразишься, у тебя будут проблемы с почками», даже имея некоторую смелость, он все равно останется дома.
Тут применимы те советы, которые давало священноначалие в начале пандемии: слушать рекомендации врача и в случае необходимости вызвать священника на дом. Если врач сказал человеку сидеть дома, не уверен, что священник имеет право сказать: «Не слушай доктора, иди в храм».
Придется смириться, посидеть дома и вспомнить опыт пустынников, которые годами оставались без причастия. Будьте со Христом в молитве. Пусть будет некая печаль в вашем сердце, что в воскресный день вы не можете причаститься, но воспринимайте это как свой аскетический подвиг, смиренное послушание и ни в коем случае не поддавайтесь унынию.
Третье — обостренное чувство брезгливости.
Есть люди, которые и до пандемии брезгали общим Причастием — они не хотели подходить к чаше, если перед ними стоял человек неопрятного вида. Теперь этот барьер стал у них еще больше. К таким людям нужен отдельный подход и беседа с духовником.
Четвертое — ковид-диссиденты, те, кто не верит в коронавирус.
Эти люди, увидев священника в маске или протирание лжицы, перестали приходить в наш храм и ищут «истинно православные» храмы, где сохранился прежний уклад и игнорируются благословлённые священноначалием меры.
Эти люди отличаются непослушанием. Им не обязательно нужен коронавирус, чтобы найти повод воевать с Церковью и отстаивать свои взгляды — они никогда не слушают священника, но хотят, чтобы согласились с их мнением. Не услышать, а навязать — их цель. Не уверен, что этим людям можно помочь, пока они сами этого не захотят.