Ответы Святейшего Патриарха Кирилла на вопросы священников, посещающих «красные зоны» больниц (публикация обновляется)

Просмотрено: 246 Отзывы: 0

Ответы Святейшего Патриарха Кирилла на вопросы священников, посещающих «красные зоны» больниц (публикация обновляется)

2 ноября 2021 года состоялась онлайн-встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла со священниками, которые посещают «красные зоны» больниц. В ходе встречи Предстоятель Русской Церкви ответил на вопросы участников форума.

    

— Благословите, Ваше Святейшество! Иерей Александр Лаврухин, служу в храме царевича Димитрия в 1-й Градской больнице. У меня десять детей, старший в этом году венчался, младшему два годика. Несу послушание больничного священника и директора православной Свято-Димитриевской общеобразовательной школы, в которой сейчас учится уже 600 детей. Посещаю «красную зону» с декабря прошлого года. В основном я ходил в 40-ю городскую клиническую больницу в Коммунарке, обычно бывало от трех до пяти вызовов в неделю. Сейчас гораздо реже, поскольку изменились правила посещения больных и приходить вечером, как я это делал раньше, стало сложнее; сейчас в основном посещаю 1-ю Градскую больницу. Еще пишу диссертацию по управлению образованием в магистратуре Высшей школы экономики, поэтому временно посещаю «красную зону» реже, чем раньше. Вопрос, Ваше Святейшество, который я хотел бы Вам задать, касается крещения. С этой проблемой я столкнулся, посещая реанимацию. Ко мне обратился сын пожилого человека, который просил его покрестить, но было известно, что человек находится в реанимации без сознания. Сын твердо меня уверял, что этот человек хотел креститься и уже собирался идти в храм, даже был назначен день встречи со священником, но заболел ковидом, попал в реанимацию и состояние у него ухудшается, — поэтому сын и просил совершить Таинство крещения.

— (Епископ Пантелеимон) Отец Александр покрестил этого человека, Ваше Святейшество. Я тоже знаю эту историю, но все-таки у священников иногда возникает вопрос, как поступать в такой ситуации. Было бы очень хорошо, чтобы Вы благословили, как действовать, и чтобы все придерживались этого правила. Будьте добры, расскажите!

— Хотел бы напомнить, что в Древней Церкви, в первые времена христианской истории, очень многие принимали крещение в конце жизни и делали это сознательно. Даже появился такой термин, как клиническое крещение, т.е. крещение на ложе, на предсмертном ложе. Среди тех, кто принял клиническое крещение, был и равноапостольный Константин, — всю жизнь он прожил некрещеным и принял крещение лишь на смертном ложе. Конечно, Церковью эта традиция была переосмыслена, но причина ее возникновения заключалась в том, что люди были глубоко убеждены, что крещение снимает все грехи, освобождает человека от бремени греховного. А потому совершение крещения на пороге смерти предполагало, что в Царство Небесное, пред лицо Божие человек приходит совершенно очищенным от своих грехов. Мнение, что крещение в конце жизни не просто возможно, но даже желательно, действительно существовало в первые столетия истории христианской Церкви, но, к счастью, впоследствии ушло из нашей жизни, из нашей практики.

Однако крещение человека на ложе болезни или даже на смертном ложе вполне возможно и должно приветствоваться; никаких неудобоносимых бремен на крещаемого возлагать не следует. Нужно с радостью воспринимать сам факт, что кто-то захотел креститься на смертном ложе, и возблагодарить за это Господа! Не возлагать, еще раз хочу сказать, никаких тяжелых бремен на плечи несчастного, который страдает и хочет войти через крещение в ограду церковную — пусть даже, с точки зрения общепринятой сегодня практики, не совсем подготовленным. Крестите, ни о чем не задумываясь! Если есть у человека желание войти в ограду церковную, особенно когда нет уверенности в том, что он выйдет живым из стен больницы, то крещение нужно совершить. И принимающий крещение действительно обретает возможность войти в Божественное Царство, получив прощение грехов.

Поэтому все эти наши дисциплинарные требования в отношении подготовки к крещению — катехизация и т.д. — не работают, когда идет речь о жизни и смерти. Все нужно в сторону отставить и откликнуться на желание человека болящего, тем более умирающего, принять крещение.

— Ваше Святейшество, а если человек находится без сознания, но родственники говорят, что он хотел креститься, и свидетельствуют об этом? Если есть такое свидетельство, то в этом случае тоже можно совершить крещение?

— Конечно! Как же можно отвергнуть людей, которые желают, чтобы на смертном ложе был крещен их отец, или брат, или муж, или жена? Эти люди являются свидетелями. Даже если их свидетельство не в полной мере отражает то, что было в действительности, мы крестим по их вере. Это их желание, и потому никаких отговорок быть не должно. Тем более не должно быть отсылок к тому, что человек катехизацию не прошел, креститься не умеет и как же, мол, мы его будем крестить. Наш долг — крестить. Еще раз вспомните о примере святого равноапостольного Константина, который был и в уме, и в доброй памяти, — и не крестился до последнего мгновения своей жизни.

— (Епископ Пантелеимон) Спасибо большое, Ваше Святейшество! Действительно, сейчас в паллиативных отделениях больше половины людей, которые там находятся, хотят, чтобы к ним пришел священник. И очень многие люди перед концом своей жизни, как Вы говорили, в период личного или общего кризиса, обращаются к вере.

— Благословите, Ваше Святейшество! Протоиерей Димитрий Мышев, клирик храма Живоначальной Троицы в Останкине города Москвы. Несу послушание ответственного за социальную деятельность храма, больничного священника и, кроме того, общественного методиста по курсу Основ религиозных культур и светской этики. «Красную зону» посещаю с самого начала пандемии, с весны 2020 года, в настоящее время окормляю ковидный госпиталь на территории ВДНХ — очень большой госпиталь, один из самых больших, больше тысячи человек в терапии и реанимации. И вопрос у меня такой. Действительно, приходится сталкиваться с разными людьми, и очень часто некрещеные, либо представители других исповеданий просят за них помолиться, иногда о них просят помолиться родственники, помянуть на молебне; также и родственники усопших просят молитв. Какие формы поминовения таких людей возможны? Может быть, на молебне, или что-то еще? Потому что родственникам это действительно особо важно, у них очень болит душа за своих близких... Вот такой вопрос, Ваше Святейшество.

— Отвечу Вам литургическим возгласом: И о всех и за вся. Что это означает? Это означает, что и о всех и за вся молится Церковь. Это ее долг — за верующих и неверующих, за православных и неправославных, за христиан и мусульман, за все Божие творение мы возносим Святую Евхаристию, мы благодарим Господа за все. Мы не входим в суд над этими людьми — только Богу дано право суда. Поэтому молиться можно за всех, в том числе и за мусульман, за кого угодно можно молиться.

Другой разговор — Евхаристия, которую мы совершаем, предполагает участие верных. В первые времена истории христианства совершение Евхаристии происходило в особых, как вы знаете, условиях, часто в катакомбах, куда вообще не допускались те, кто не принадлежал данной общине. Делалось так, конечно, из соображений безопасности, но не только поэтому. Мы не можем сказать, что участие в Евхаристии является возможным для всех — в Евхаристии принимают участие только члены Церкви, и причащать нехристиан абсолютно недопустимо. А вот молиться можно за всех, а уж Господь Сам либо примет нашу молитву, либо не примет, — это уже не наше с вами дело. Наше с вами дело молиться за людей, когда они того просят, в том числе за неверующих — бабушек, дедушек, бывших комсомолок, гонителей Церкви — за всех! Такова миссия Церкви. И Боже упаси, чтобы мы вводили какие-то свои человеческие критерии в оценку того, за кого можно молиться, а за кого нельзя. При этом еще раз хочу сказать, что участвовать в Евхаристии могут только члены Православной Церкви.

— (Епископ Пантелеимон) Спасибо, Ваше Святейшество! Дорогие друзья, у кого из вас есть еще вопросы?

— Ваше Святейшество, доброго дня! Хорошего Вам настроения!

— Спаси Господи!

— Протоиерей Евгений Попиченко, Екатеринбург. 48 лет, 27 из них — у престола Божиего, милостью Божией пятеро детей, в этом году внучок появился. Настоятель собора Успения Пресвятой Богородицы, восстанавливаемого храма, памятника архитектуры XIX века. Руковожу социальным отделом, в следующем году нашему отделу 20 лет исполняется, и председатель некоммерческой организации «Православная служба милосердия». «Красную зону» посещаю с декабря прошлого года, последний раз был десять дней назад — друг попросил посетить его маму. Договорился с врачом, прихожу в субботний день, народу почти нет, одна сестричка сидит. Захожу в реанимацию и вижу, что мама лежит на том же месте, где неделю назад умер священник, тоже от ковида. Говорю: Алевтина Владимировна, меня попросил Ваш сын Вас навестить. (А у нее трахеостома, она говорить не может.) Он меня попросил Вас поисповедовать, причастить, Вы хотите? И она прямо головой замотала — она ни разу не причащалась. Я растерялся: есть же правила, что нельзя без желания... И говорю: Ну, давайте мы с Вами помолимся. Начинаю читать начальные молитвы — и смотрю, у нее слезинка покатилась. Спрашиваю: Вы что-нибудь знаете об Иисусе Христе? Она головой качает. А Вы в Бога верите? Вы же крещеная. Она перекрестилась, и я говорю: Ну давайте попробуем, я сейчас буду называть грехи, а если они у Вас были, Вы как-то про себя кайтесь. Кратенько перечислил и говорю: Вы каетесь? Она головой кивнула. Молитвы прочитал, рассказал о Христе, что Господь пришел, что есть Церковь, что для нашего спасения учреждены Таинства покаяния и причастия. Будете причащаться? Она головой кивнула, я ее Кровью причастил, кратенько пособоровал, попрощался и ушел. Сын ждет на улице, весь в беспокойстве. Я говорю: Ну все, слава Богу, уже ничего не страшно. И он просиял. А на следующий день его мама умерла. Ее по-хорошему проводили, и сын говорит: теперь я понимаю, зачем она заболела ковидом и оказалась в этой больнице… Ваше Святейшество, а вопрос у меня такой: как научиться относиться к человеку по-человечески? Не как к объекту, не как к функции — больной, прихожанин, бездомный, доброволец — а видя в нем человека? Спаси Бог!

— Во-первых, спасибо Вам за эту историю, которую Вы рассказали, — очень поучительная и трогательная. А что касается вопроса, то ответ очень простой: Вы себя поставьте на место того человека. Вот и всё! Вот представьте, что Вы — это он, а он — это Вы. Вы на его месте, и Вы пришли к священнику с какой-то просьбой или даже без нее. Вы страдающий, Вы на дне жизни, у Вас нет никакой надежды, и только священник — последний луч света, последняя надежда. Исходя из этого и нужно действовать, а все условности отодвигать в сторону.

Наша задача, задача Церкви — нести людям свет Божественной любви, а если сказать просто, являть пример любви. А всякий законнический подход мертвит, а не оплодотворяет. Вот так кратко могу ответить.

— Спаси Бог, Ваше Святейшество!

— Помогай Вам Бог в трудах Ваших.

<...>



Добавить отзыв

Введите код, указанный на картинке
Отзывы

Церковный календарь

Афиша

Православный календарь на апрель 2024 года

В середине весны верующие начинают готовиться к одному из главных событий для христиан — Воскресению Христову, которое мы привыкли также называть Пасхой....

Выбор редакции

Четверток 5-й седмицы Великого Поста 2024. О целомудрии

Целомудрие есть воздержание и преодоление похотей борьбою.Святитель Иоанн Златоуст Святая великомученица Екатерина Заповедь о целомудрии относится,...