Покров Пресвятой Богородицы – удивительный праздник! Наука до сих пор не дает точного ответа на вопрос, как он появился на Руси. Более того, почти так же обстоят дела со многими фактами, непосредственно связанными с этим праздником — здесь тоже больше гипотез и предположений, чем четких аргументированных утверждений. Но есть несомненная реальность — покров Пречистой Девы над нашим Отечеством. И чудо, из которого вырос этот праздник — тоже реальность.
Чудо
Константинополь взяли в кольцо неприятельские войска. Жители города в страхе собрались в храме Пресвятой Богородицы на Влахернах, где не раз Пречистая Дева являла свое заступление городу. Во время всенощного бдения люди молились со слезами.
В четвертом часу ночи, когда служба подходила к концу, блаженный Андрей Юродивый, молившийся вместе со всеми, увидел осеняемую светом Богоматерь в сопровождении Ангелов и святых. Святой Андрей обратился к своему ученику, блаженному Епифанию: «Видишь ли, брат, Царицу и Госпожу всех, молящуюся о всем мире?» — «Вижу, святый отче, и ужасаюсь», — отвечал Епифаний.
Пречистая Дева долго молилась со слезами, а по окончании молитвы сняла со своей головы сияющий «наподобие молнии» плат — мафорий, или же, в славянских богослужебных песнопениях — омофор (во всех других случаях это слово означает принадлежность богослужебного облачения архиерея) и распростерла этот покров над народом в церкви.
«Чудные сии мужи довольно время смотрели на сие распростёртое над народом покрывало и блиставшую наподобие молнии славу Господню; и доколе была там Пресвятая Богородица, видимо было и покрывало, — так описывает это событие святитель Димитрий Ростовский. — По отшествии же Её, сделалось и оно невидимо. Но взяв его с собою, Она оставила благодать бывшим там».
И враги отступили от города!
Когда?
Это чудо описано в житии преподобного Андрея Юродивого. Автором жития назван Никифор, священник Константинопольского храма Святой Софии, лично знавший святого. Житие подробнейшее, древнейший сохранившийся список относится к X веку, но… исследователи до сих пор не пришли к согласию, когда жил святой! Причем расхождения в датировках и событий, и создания жития — почти в пятьсот лет!
И все-таки преобладающая точка зрения, выраженная в церковном календаре, — что святой преставился в 936 г., и в том же X веке, скорее всего в 50-х годах его, житие написано.
Скорее всего, так оно и есть. Но… твердого единства в том, когда именно произошло описанное в житии чудо во Влахернском храме, а значит, — и какие враги обступали Константинополь, среди исследователей тоже нет! Называют годы 860, 902, 910, 926; противников — сарацин, скифов, русов, еще каких-то варваров…
Версия с русами у нас, пожалуй, самая любимая, ее часто подают как истинную. Еще бы, какой красивый парадокс! — Богородица защитила Константинополь от русов, но только потомки русов в должной мере оценили вселенское значение этого события, а греки благополучно забыли, восприняв как одну из множества подобных историй заступничества Пречистой Девы! (Помните завершение Великого канона преподобного Андрея Критского? — «Град Твой сохраняй, Богородительнице Дево…» И сохраняла, и спасала!)
Но для нас существенно, что первый древнерусский перевод жития преподобного Андрея был выполнен (опять же предположительно!) в XI – начале XII века и активно переписывался на Руси (известно более 200 списков этого перевода!). И где-то в середине XII века это житие читал и перечитывал тезоименитый Андрею Юродивому князь, позже получивший имя Боголюбского.
Князь
Тезоименитый — не означает, что крещен во имя именно этого святого. Крещен-то князь был, по предположениям исследователей, в честь преподобного Андрея Критского (ну вот, недаром вспомнился его Великий канон!). Но связь с именем, интерес к своим тезкам — всегда живой.
Впрочем, дело не в том, что тёзка, а в роли книжности в жизни князя и князей на Руси. Чтение — по определению только благочестивое, письменность — церковная, жития — самое захватывающее (да и сейчас, погружаясь в жития святых, я каждый раз локти кусаю, что романы и киносценарии пишутся не по ним, а по гораздо более тусклым и менее правдивым историям!). Книга дорога, ее переписывание (а до этого перевод!) — большой квалифицированный труд. Житие преподобного Андрея Юродивого (а в нем около 50 глав!) — новинка, там чернила почти не просохли! Оно читается (или слушается от отрока-чтеца) с жадностью.
А в нем главная жемчужина — история о чудесном явлении Богородицы во Влахернском храме. В русском Прологе ХII века, в записи об установлении особого праздника Покрова Богородицы в честь явления Ее во Влахернском храме вдруг появляется очень личный текст от первого лица: «Се убо, егда слышах — помышлях; како страшное и милосердное видение и паче надеяния и заступления нашего, бысть без празднества… восхотех, да не без праздника останет Святый Покров Твой, Преблагая».
Конечно, это слова самого благоверного князя Андрея Боголюбского.
Боголюбие
В широких кругах — я и сама к ним относилась — ассоциации с Андреем Боголюбским как-то больше политические и внешние. Храбрый воин, умный политик, сделавший ставку на перемещение державной мощи из Киева во Владимирскую землю, страстный, порой беспощадный и безоглядный, взрывной, не дипломатичный. Бюст работы Герасимова, реставрировавшего облик князя с явными чертами матери-половчанки. Жестоко убит в результате боярского заговора, успев так настроить против себя ближнее окружение, что и труп его на несколько дней оставили валяться без погребения…
Да только может, не так важно, как правил князь, а каким сердце его было. Боголюбив был князь Андрей. Церковь это увидела и прославила его в лике святых. И главная Богородичная святыня нашей земли и покровительница Москвы, Владимирская икона, прославилась именно при нем.
В 1055 году тайно от отца, Юрия Долгорукого, покидая Киев, чтобы двинуться в сторону ростово-суздальских земель, Андрей похищает с собой великие святыни: меч святого страстотерпца Бориса и византийскую икону Божией Матери, которую позже назовут Владимирской. Предание приписывает Владимирскую кисти апостола и евангелиста Луки, но это может быть верно лишь в значении создания первообраза. А та дивная икона, которую знаем и чтим мы, — она написана в Константинополе в первой трети XII века (об этом свидетельствуют и художественно-стилистические, и исторические данные) и привезена на Русь как дар патриарха Луки Хрисоверха киевскому князю в 1130 или 1031 году. Это совсем новая икона, благоговейно чтимая, но еще не прославившаяся громкими чудесами.
В семи верстах от Владимира лошади, везшие киот с чудотворным образом, остановились и не могли тронуться с места. Благоверный князь Андрей просил сопровождавшего его священника Николая совершить молебен перед иконой Божией Матери и долго со слезами молился. Затем он перешел в походный шатер, не прекращая усердной молитвы.
И здесь ему явилась Сама Пресвятая Богородица со свитком в правой руке и повелела благочестивому князю образ Ее, принесенный из Вышгорода, поставить во Владимире, а на месте Ее чудесного явления построить храм и святую обитель. Потом Она молитвенно подняла руки к небу, принимая благословение Христа Спасителя, Который явился в это время над землей, благословил Ее, и видение исчезло.
…Много ли мы можем припомнить благоверных князей, которым являлась Пречистая Богородица Мария? Да и не князей, а святителей или преподобных?
Храм
Указанное Богородицей место Богу любо — понимает благоверный князь. Боголюбово. Здесь он строит свою каменную резиденцию с церковью. По образу Богородицы, явленному ему, пишется икона — Боголюбовская. А за ним закрепляется, по резиденции его, имя Боголюбского.
Чудотворная икона Божией Матери по завету Пречистой помещена во Владимир. Девять лет спустя, в 1064 году, отправляясь на битву с волжскими булгарами, князь берет с собой Владимирскую икону Пресвятой Богородицы и двустороннюю икону с Нерукотворным Образом Спасителя на лицевой стороне и образом Поклонения Кресту на тыльной. После разгрома неприятеля князья Андрей, брат его Ярослав, сын Изяслав и другие вернулись к пехоте, стоявшей под княжескими стягами у Владимирской иконы, и поклонились, «хвалы и песни воздающе ей». В этот миг воссияли ослепительные лучи света от ликов Богородицы и Нерукотворного Спаса.
В честь этого чуда (а не этой победы! — спустя несколько лет те же волжские булгары разбили войско князя Андрея) учреждено празднование Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице 1/14 августа («Первый Спас»). И написано «Слово великого князя о милости Божией», в котором указывается, что празднование установлено «худым и грешным рабом Божиим Андреем князем, сыном Георгиевым, внуком Мономахова именем Владимира, царя и князя всея Руси». Так мог написать о себе только сам князь!
Год спустя от ран, полученных в этом сражении, умер сын князя Изяслав. И в память его в 1165 году строится первый в мире храм Покрова Пресвятой Богородицы: «Великий князь Андрей еще печалию о скончавшемся сыне объят был, и скорбяще… на реке Клязьме, в лугу, нача здати церковь во имя пресвятые Богородицы честнаго ея Покрова, на устьи реки Нерли… оную церковь единым летом соверши и обитель монашествующую при ней содела» — то есть храм, жемчужина русского белокаменного зодчества, был сооружен за один сезон.
Князь Андрей принимал непосредственное участие в создании службы Покрову Божией Матери и сказания об установлении праздника Покрова, «Слова на Покров».
Покров над Россией
Да, решающая мощная воля благочестивого князя, его духовный, прежде всего, но и управленческий труд.
Однако, встречая праздник Покрова, мы меньше всего думаем о князе, учредившем его на Руси. Прошло восемь с половиной столетий, и все эти годы праздник Покрова чтился, праздновался, причем праздновался народно. Строилось множество Покровских храмов, самый известный из которых — Покровский собор на Красной площади Москвы, воздвигнутый по повелению Иоанна Грозного в память о взятии Казани. И множество, множество церквей, монастырей, скитов…
Русское сердце — и первым было сердце благоверного князя Андрея — увидело в образе из жития Андрея Юродивого, в этом явлении Богоматери нетленный и вечный символ Ее защиты, простирающейся над всеми, любящими Ее и Бога.
Русские люди, пока они русские, нежно любят и чтут Богородицу, празднуют множество ее праздников — в честь событий Ее жизни, в честь ее многочисленных икон. А это — единственный в году праздник самого присутствия Ее в нашей жизни, непосредственное воспоминание Ее покрова над всеми нами.
Пресвятая Богородица, спаси нас!