Преображение начинается не с земли, а с людей

Просмотрено: 944 Отзывы: 0

Преображение начинается не с земли, а с людей

Вспоминается  разговор слушательниц лектория  для взрослых в нашей воскресной школе:

– Вот почему ученики воскликнули, что хорошо им здесь быть? Они что, в раю оказались?

– Да нет, на грешной земле остались…

– Тогда почему?

– Как почему. Потому что преобразился Христос, их любимый Учитель, они увидели этот свет, эту Его славу…

– А почему тогда – на грешной земле остались?

– Да потому что сами-то еще не преобразились. Преображение же не с земли начинается.  А с людей…

В праздник Преображения Господня мы,  приносящие в храмы яблоки, как , в меньшинстве, действительно нового урожая, отечественные, так и, в большинстве, китайские-аргентинские, неизвестно какого урожая, просто купленные в магазине, с радостным нетерпением расставляем свои кулечки и корзины с плодами возле солеи, вспоминаем, как вкусно описан Яблочный Спас у Шмелева, и так много думаем и рассуждаем о благословении плодов земных касанием Фаворского света, выискивая на иконах старых мастеров особое свечение писанных «горок» и природы, и так редко думаем о том, о чем написаны тома по нравственному богословию и о чем так кратко и просто сказала вышепомянутая прихожанка: преображение начинается с людей. Без нашего преображения – не будет  никакого преображения флоры и фауны, никакого «нового неба и новой земли»…

Котиков-то любят, а лучше бы ближних любили

Думая о преображении человека, я думаю и о том, что, собственно, вся человеческая культура – тоже один из способов человеческих помочь Богу преобразить землю.  Например, огромная область этой культуры – забота о братьях нашим меньших, христианская составляющая которой – представление о том, что Христос пришел, чтобы спасти, в том числе, самых бессильных и ничтожных мира сего, тех, кто сам спастись не может, и мы, христиане, следуем в этом Спасителю.

Бессловесные твари – кто более бесправен и беспомощен в мире?  Конечно, и в этой области, как и во всем в нашей жизни, хватает перекосов, и люди, спасающие дельфинов от гибели в нефтяном аду, митингующие против  свалок, устраивающие пикеты возле чадящих отравой заводов, да и попросту – отдающие свою любовь домашним животным, часто подвергаются и порицанию, и осмеянию, дескать, котиков-то любят, а лучше бы ближних любили. Вон Гитлер тоже овчарку  свою лелеял, а людей уничтожал.

Но тем не менее скажу банальное: почему – «лучше»? Чем одно может мешать другому? Пример Гитлера и его овчарки Блонди – все-таки не эталон и не норма. Норма  дана Богом и подтверждена самой жизнью: «блажен, иже и скоты милует» – тот, кто не способен сострадать больному уличному животному, вряд ли способен сострадать человеку. И наоборот: тот, кто способен массово исподтишка травить собак по микрорайону или снимать на телефон кровавую казнь котенка, вполне вероятно, способен при случае поступать так же и с ближним своим. Даже о просто человеческом облике такого представителя «хомо сапиенс»  говорить можно с трудом, не то что – о преображении. Точнее, можно говорить – о его непреображенности…

Крокодил Гена и Чебурашка – это проповедь

Листая  вот сейчас страницы интернета, натыкаюсь на звучащие прямо в тему  слова недавно умершего писателя Эдуарда Успенского, из одного его интервью: «Я человек сугубо христианский. И в каждой сказочной истории стараюсь выразить какую-то важную в этом смысле идею. Всякая детская книжка, по моим понятиям — в первую очередь проповедь. Крокодил Гена и Чебурашка — проповедь о том, что животные должны быть полноправными гражданами на этой земле».  

А вот – обычные страницы в Фейсбуке моих добрых знакомых (сказать по-фейсбучному «френдов» – плоско, грубовато, сказать «друзей» – неточно, ведь вне пределов соцсетей я с ними не встречался):  муж и жена, посвятившие жизнь собиранию у себя дома, выхаживанию и лечению бродячих кошек и котов, совершенно беспородных, лишних мира сего, с последующим их пристраиванием в добрые руки. Женщина, носящая всегда в своей сумочке пару пакетиков «Вискаса», вдруг встретится бездомная голодная кошка на улице. Мужчина, с соседями по подъезду по ночам дежурящий во дворе, добровольно и бесплатно, чтобы выловить маньяка-догхантера. Еще один, выхаживающий на балконе упавшего туда больного голубя.  Женщина, просто любящая свою собаку и рассказывающая о ней так, что и читателям передается ее жизнерадостность, ироническая теплая нежность, и читатели благодарят: «После ваших постов и мне в моей депрессии жить полегче»… И еще, и еще сотни людей, тех, кого другие нередко осуждают и презрительно относят к безликой аморфной соцсетевой категории «постящих мимими». Это люди, научившиеся малой, неброской, но любви.

Прививка против неверия в людей

Конечно,  излечение больного котенка – не показатель глобального преображения мира сего, остающегося, увы,  полным нарастающей энтропии, греха, войн, насилия и бессмысленных страданий. Но, на мой взгляд, этот котенок – все-таки показатель чего-то более важного:  преображения конкретной личности человеческой, состоявшегося пусть и в очень малой степени (да и как нам судить и чем измерять величину этой степени?), но не без присутствия и помощи Божией, не без участия того самого Фаворского света, который преобразил когда-то Иисуса Христа на горе перед его учениками, который за века преобразил столько святых.

Для меня, например, этот показатель – малый знак надежды, прививка против неверия в людей, против отчаяния и уныния, знак того, что мы все-таки, несмотря на все наши грехи, способны ответить Богу любовью на Его спасающую любовь, способны принять во владение обетованные нам новое небо и новую землю и жить в них.

Помните слова апостола Павла из Послания к римлянам?

«Ибо тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих, потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих. Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне; и не только она, но и мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего». (Рим. 8, 19-22)

«Слава детей Божиих» – всё творение, в том числе бессловесные  животные, с надеждой ждут ее от нас как залог спасения собственного. И эта слава, это преображение, начинается не с мира, а с человека, с личности, как показал это сам на себе наш Спаситель на горе Фавор. Наше же дело –  пойти Богу навстречу и открыться этому Фаворскому свету, «якоже можаху».

Источник:  https://www.pravmir.ru/preobrazhenie-nachinaetsya-ne-s-zemli-a-s-lyudey/



Добавить отзыв

Введите код, указанный на картинке
Отзывы

Церковный календарь

Афиша

Православный календарь на апрель 2024 года

В середине весны верующие начинают готовиться к одному из главных событий для христиан — Воскресению Христову, которое мы привыкли также называть Пасхой....

Выбор редакции

Пяток 5-й седмицы Великого Поста 2024. Об акафисте Пресвятой Богородице

Песнми неусыпными благодарственно Град в бранех бодрую поет предстательницу.«Непрестанными песнями благодарный Город поет скорую Помощницу в...