Религиозные образы в атеистическое время. Почему к ним обращались художники?

Просмотрено: 101 Отзывы: 0

Религиозные образы в атеистическое время. Почему к ним обращались художники?

Казалось бы, уже к 1930-м годам прошлого века, когда советский строй точно утвердился крепко и надолго и был единственной возможной реальностью, Церковь, вера, если говорить в общем, воспринималась анахронизмом, тем, что никак не может быть связанно с сегодняшней, а уж тем более будущей жизнью страны. Да, Церковь жила, да, верующие подвергались гонениям, в разные времена – разным по своей силе (даже я, которая пошла в 1-й класс в 1982-м году, помню, как в средних классах учительница ругала девочку, заподозрив, что у нее на цепочке – крестик). Но казалось – это какая-то другая, параллельная жизнь, о которой почти никто не знает

Те же иконы или церковные росписи воспринимались обществом как прекрасные художественные памятники старины, говорили про красоту линий и цветовых сочетаний, минуя богословское содержание (за скобками оставляем научное изучение, сейчас речь именно о широком восприятии).

Наша культура глобально связана с Православием, и в произведениях искусства то и дело появлялись религиозные образы, сюжеты, намеки

Однако наша культура глобально связана с Православием, и в произведениях искусства то и дело появлялись религиозные образы, сюжеты, намеки… Особенно во второй половине столетия. Так, в «оттепельном» фильме «Я шагаю по Москве» (1964) режиссера Георгия Данелии церковь показывается просто как часть жизни большого города. Без шаржированности, гротескности. Пусть в церкви только старушки молятся, и советским молодым людям там все странно, но все-таки. А мы помним, что «оттепель» – оттепелью, но в 1961-м году Никита Хрущев обещал гражданам СССР в ближайшее время показать по телевизору «последнего попа».

А вот другой фильм, снятый Василием Шукшиным спустя 10 лет, – «Калина красная». Сколько раз за время картины в кадре появляется церковь, причем в знаковые моменты. Буквально в самом начале герой едет на «ракете» (или на «метеоре»?) мимо разрушенной затопленной церкви. Бежит он из воровской «малины» по берегу, а в воде – отражение храма. И предпоследний кадр картины, уже после гибели Егора, – водная гладь и затопленная церковь… Получается, церковь и вода – частое сочетание. Вода – как символ очищения, ведь в воду трижды погружается человек во время Крещения – умирает и рождается заново. Так заново рождается и главный герой фильма. Покаяние Егора – самая сильная сцена в фильме – тоже происходит около церкви. «Господи, прости меня, если можешь! Не могу больше!» – прямым текстом кричит Егор в фильме, вышедшим на экраны в 1974-м году.

Вообще, из советских известных фильмов можно привести множество подобных примеров…

В изобразительном искусстве церковная тема тоже, прежде всего, звучит через обращение к архитектуре. В 1943-м году художник Виктор Цыплаков едет в только что освобожденный от фашистов Смоленск, который стоял тогда в руинах. Написанная там работа так и называется «Смоленск», но изображает художник не остовы домов, а делает главным Успенский собор, показывая его возвышающимся в окружающем пространстве – как символ того главного, что удержало, помогло выстоять, как символ жизни. Но Цыплаков увидел не только архитектуру – есть у него этюд того же 1943 г. «Служба в Успенском соборе в Смоленске», где показывается именно церковная жизнь (возобновившаяся в соборе в 1941-м году). Стоящие у сияющего барочной позолотой алтаря женщины в платочках – это те люди, что пронесли, сохранили веру во времена, когда собор был закрыт, и там размещался антирелигиозный музей. В том числе благодаря конкретно их молитвам стала возможна Победа… И художник-реалист фиксирует, запечатлевает их, в том числе и для нас, смотрящих на эту работу спустя 81 год.

«Смоленск». Художник: Виктор Цыплаков, 1943 г.

«Смоленск». Художник: Виктор Цыплаков, 1943 г.

 «Служба в Успенском соборе в Смоленске». Художник: Виктор Цыплаков

«Служба в Успенском соборе в Смоленске». Художник: Виктор Цыплаков

Церковная жизнь была для Аркадия Пластова частью собственной жизни, несмотря на то, что отношения с властью у него складывались неплохо – Народный художник СССР, лауреат Ленинской и Сталинской премий. На самом деле, он специально никаких отношений не строил, честно работал, думая, прежде всего, о творчестве, о людях, которые живут рядом с ним, в том числе в родной Прислонихе. И всю жизнь оставался верующим человеком, посещавшим богослужения. В 1950-м году он пишет такие работы, как «Куличи», «Зимний праздник. Никола» – акварели, в которых он показывает фрагменты той самой церковной жизни, о которой говорить было не принято, не как экзотику, не как нечто необычное, а как привычное, знакомое, но очень значимое и радостное.

Сергей Герасимов, тоже вполне себе успешный советский художник, Народный художник СССР, 5 лет возглавлявший Суриковский институт, все равно обращался к религиозной тематике с точки зрения человека, который воспитывался в верующей семье, и последующие события нашей истории не перечеркнули полученного в детстве. Вот, например, этюд 1945 года «В церкви», на котором художник не просто показал интерьер никогда не закрывавшейся Ильинской церкви, а изобразил в импрессионистической манере (в свое время Сергей Герасимов учился у Константина Коровина) именно момент богослужения. Перед нами – то, что видел и фиксировал художник в конкретное время: атмосфера храмового пространства, огни паникадила, свечей на подсвечниках, отблески позолоты, многолюдность… Снова художественная демонстрация важности Церкви, посещения храма для верующих…

«В церкви». Художник: Сергей Герасимов, 1945 г.

«В церкви». Художник: Сергей Герасимов, 1945 г.

Большое значение для художника-монументалиста Николая Чернышева имел тот факт, что в 1920-м году он был членом общества «Маковец», представители которого считали, что в творчестве необходимо опираться на духовные и культурные традиции. В эти же годы он стал изучать древнерусское монументальное искусство, позднее опыт изучения он систематизирует в труде «Искусство фрески в древней Руси: материалы к изучению древнерусских фресок», который вышел в издательстве «Искусство» 1954-м году.

«В мастерской художника». Художник: Н.М. Чернышев (1885-1973), 1967 г.

«В мастерской художника». Художник: Н.М. Чернышев (1885-1973), 1967 г.

В живописных работах он не раз обращается к теме мастеров древности, так, например, дважды пишет в 1960-м году преподобных Андрея Рублева и Даниила Черного: в одной работе святые иконописцы показаны в момент размышления над образом, в другой – больше внимания именно к их портретам, индивидуальностям, при этом художник подчеркивает общее – горящее служение высокому искусству Церкви.

«Даниил Черный и Андрей Рублев — мастера русской живописи». Художник: Николай Михайлович Чернышёв, 1960 г.

«Даниил Черный и Андрей Рублев — мастера русской живописи». Художник: Николай Михайлович Чернышёв, 1960 г.

«Андрей Рублёв и Даниил Чёрный». Художник: Николай Михайлович Чернышёв, 1960 г.

«Андрей Рублёв и Даниил Чёрный». Художник: Николай Михайлович Чернышёв, 1960г.

Главное в этой работе – икона Богородицы «Одигитрия», именно на ней – указание Пути, которое необходимо художнику в любое время

«В мастерской художника», 1967 г. – очень показательный натюрморт Николая Михайловича, на котором мы видим инструменты художника – кисти и смальтокол, газета – как знак того, что мастер творит в конкретном времени, и от «злобы дня», или, говоря по-современному, «актуальной повестки», никуда не деться. Но главное в этой работе – икона Богородицы «Одигитрия», она занимает все изобразительное пространство, она больше инструментов, больше всего, поскольку именно на ней – указание Пути, которое необходимо художнику в любое время…

В картине Ильи Глазунова «Русский мужик», 1967 – тоже изображение иконы Божией Матери, здесь она как часть мира главного героя произведения. С одной стороны, в целом идея работы воспринимается как стремление показать нечто крепкое, непреходящее, что есть в русском человеке. С другой – сам образ главного героя, его одежда, самовар на столе воспринимаются уходящими, не вписывающимися в реалии современной жизни, и икона становится такой же частью уходящего, «старины», как самовар и вышитый рушник…

«Русский мужик». Художник: Илья Глазунов, 1967 г.

«Русский мужик». Художник: Илья Глазунов, 1967 г.

Виктор Попков, чье творчество – это движение в сторону все большей глубины смыслов, просто не мог обойтись без образов, так или иначе связанных с верой. Вообще, удивительно, как сам он шел к точному образу, к глубине, акцентируясь на самом главном, значимом, убирая вроде бы интересные, художественно выразительные детали, но которые этому главному мешают. Например, эскиз к работе «Северная часовня» и сама картина (1972). В эскизе, красивом, ярком – детальный показ интерьера, и фигура мальчика теряется внутри церковного пространства. А уже в самой работе художник оставил только трех ангелов, которые сразу притягивают к себе внимание зрителя, обозначив два мира – мир Небесный, о котором нам рассказывает все церковное устройство, и нашу здешнюю, внешнюю реальность. И мальчик, заглядывая в часовню из этого внешнего, вглядывается в другой, Горний мир…

«Северная часовня», эскиз. Художник: Виктор Попков

«Северная часовня», эскиз. Художник: Виктор Попков

«Северная часовня». Художник: Виктор Попков, 1972 г.

«Северная часовня». Художник: Виктор Попков, 1972 г.

Конечно, в пейзажах художников советского периода второй половины прошлого века нередко встречается изображение храмовой архитектуры. Церкви одухотворяют изображаемое пространство, природное или городское, делают его более осмысленным и прекрасным. Из многочисленных примеров: Сергей Осипов – «Псков. Сумерки», 1958; Михаил Канеев – «Новгородская улица», 1966; Михаил Абакумов – «Бабье лето. Вечер в Коломне», 1981; «Осень в Тотьме», 1997 (понятно, что время уже изменилось, но Абакумов продолжает начатое в советские период); Петр Фомин – «В родном краю», 1979 (кажется, в этой работе небольшая церковь теряется в бескрайнем пейзаже, но нет, художник акцентирует на ней внимание зрителя, делая не просто неотделимой частью этого пейзажа, а смыслово важной частью); интересна работа Алексея Жабского «Углич. Богоявленский собор», 1984, в которой пейзаж, изображение храмовой архитектуры сочетается с натюрмортом.

«Псков. Сумерки». Художник: Сергей Осипов, 1958 г.

«Псков. Сумерки». Художник: Сергей Осипов, 1958 г.

«Новгородская улица». Художник: Михаил Канеев, 1966 г.

«Новгородская улица». Художник: Михаил Канеев, 1966 г.

«Бабье лето. Вечер в Коломне». Художник: Михаил Абакумов, 1981 г.

«Бабье лето. Вечер в Коломне». Художник: Михаил Абакумов, 1981 г.

«Осень в Тотьме». Художник: Михаил Абакумов, 1997 г.

«Осень в Тотьме». Художник: Михаил Абакумов, 1997 г.

«Углич. Богоявленский собор». Художник: Алексей Жабский, 1984 г.

«Углич. Богоявленский собор». Художник: Алексей Жабский, 1984 г.

Серьезное русское искусство не могло обойтись без мотивов и образов, связанных с Православием

Все перечисленное – лишь часть примеров, когда художники в прошлом веке в атеистическом государстве так или иначе касались религиозных тем, мотивов, причем здесь говорится лишь об официально признанных художниках, а еще были художники андеграунда, одни из которых искренне и глубоко выражали в творчестве свои духовные поиски, для других обращение к религиозным реалиям гонимой Церкви была лишь частью неприятия социального строя. И здесь еще не затрагивались собственно евангельские сюжеты, к которым тоже обращались советские художники…

Серьезное русское искусство часто просто не могло обойтись без тех или иных мотивов и образов, связанных с Православием, и тут не вопрос личной веры, степени воцерковленности художника (хотя порой для понимания творчества конкретного мастера это важно). Ведь как можно пытаться касаться глубинных вопросов бытия, воспевать красоту средней части России и Русского Севера, оставляя за скобками христианскую культуру?



Добавить отзыв

Введите код, указанный на картинке
Отзывы

Церковный календарь

Афиша

Православный календарь на январь 2025 года

На первый месяц 2025 года выпадает ряд значимых православных праздников — Рождество Христово, Обрезание Господне, Крещение Господне и другие....

Выбор редакции

В полуразрушенном храме села Юрлово состоялась, возможно, первая архиерейская Литургия

В восстанавливаемом храме Воскресения Словущего села Юрлово Можайского района Московской области 23 января 2025 года состоялась архиерейская Литургия...