Русофобия, мировая и местная. Как по-христиански реагировать? Ответы пастырей

Просмотрено: 233 Отзывы: 0

Русофобия, мировая и местная. Как по-христиански реагировать? Ответы пастырей

С началом СВО всем нам пришлось столкнуться с русофобскими настроениями, как в повседневной жизни, так и в соцсетях, как лично, так и опосредованно, через родственников и друзей, живущих за границей. Священники делятся своими размышлениями об этом прискорбном феномене, его причинах и корнях, и советами – как отвечать на русофобские выпады, не впадая в ярость и не дегуманизируя оппонента.

«Никогда не стыдись, что ты из России»

Протоиерей Александр Дьяченко, настоятель храма в честь Тихвинской иконы Божией Матери в с. Иваново Владимирской области, писатель, автор книг «Плачущий ангел» и «Преодоление».

Хочу на эту тему рассказать о двух случаях, произошедших в этом году со мной и с моей дочерью. В мае этого года я побывал у себя на родине, в Беларуси. В Гродно на одном из кладбищ похоронены мои родители.

Прогуливаемся с супругой по центральной городской улице. Она давно уже стала пешеходной, и кое-где вдоль неё народные умельцы выставляют на продажу собственные поделки. Иду и вспоминаю, как уже ровно 40 лет назад после защиты диплома я точно так же шел по этим старинным плиткам и думал: «Ну вот, Саша, начинается твоя взрослая жизнь. Что ждёт тебя дальше?» Эх, как мне хотелось 40 лет спустя встретиться с кем-нибудь из своих бывших однокашников по институту.

Протоиерей Александр Дьяченко

Протоиерей Александр Дьяченко

Супруга отвлекла меня от воспоминаний и, указав в сторону одной из старушек, сказала:

– Ты искал барсетку для документов. Посмотри, вон человек торгует чем-то похожим.

Я подошёл к прилавку и выбрал понравившуюся сумку. Тем более грела сердце мысль, что эту сумку сделали в моём родном городе, и теперь она будет мне о нём напоминать.

Хочу расплатиться и вижу, что местных денег мне явно не хватит. Нужно идти менять. Предлагаю бабушке русские рубли по курсу белорусского банка. Та – ни в какую.

– Что? Вашими русскими?! Да никогда! Чтобы я взяла в руки ваши русские рубли, после того как вы это сделали! Да я лучше… – И дальше всё в таком духе.

Ладно, думаю, спорить я с ней не стану, пойду в обменник. Молча отдаю ей белорусские деньги. Она так же молча всем своим видом продолжает выказывать мне свою неприязнь. Можно было просто взять сумку и уйти, но я ей всё-таки сказал:

– Зря ты, мать, на меня злишься. Гродно мой родной город. 40 лет назад я окончил Гродненский сельхозинститут и ушёл в армию. Служил в России, там и остался. Тогда всё это был Советский Союз.

Бабушка меня внимательно слушает.

– Погоди, говоришь, сельхозинститут? 40 лет назад? А факультет какой?

Разговорились, и оказалось, что учились мы с этой бабушкой на одном курсе, только в разных группах. Прощаясь, она смущённо произнесла:

– Ты на меня не обижайся. Просто настроение у меня сегодня скверное. Вообще-то я сама русская, школу заканчивала в Якутии, а потом с родителями переехали в Гродно. Помню я тебя ещё совсем молодым, и Якутск, и родину свою давно забытую вспомнила. Ты уж меня прости.

Правда, я её так и не вспомнил, но всё равно приятно.

А это уже из рассказа моей дочери. Она вместе с двумя нашими внучками этим летом отдыхала в Турции. Попали они в отель, где, кроме них, остальными постояльцами были туристы из Великобритании. Народ, как рассказывала дочь, всё такой брутальный, своим поведением в буфете отеля напоминающий знаменитых английских футбольных фанатов.

Поскольку лежаки они занимали одни и те же, то и невольно перезнакомились со своими британскими соседями. Иногда общались. Дочь английским владеет свободно, но не без акцента. И однажды те задали ей вопрос, мол, а вы сами кто будете, откуда приехали на отдых?

Дочка моя – худенькая, маленькая, всего метр шестьдесят ростом, – оказавшись в окружении трёх уже с утра нетрезвых здоровенных толстых мужиков и их таких же женщин, смущённо запинаясь, призналась, что они с детьми русские, из Москвы. Нужно было видеть реакцию этих людей, которых мы чуть ли не априори привыкли считать своими злейшими врагами.

– А почему ты мямлишь, девочка, говоря, что ты из Москвы?!

– Ну, как-то мне не по себе, ведь сегодня в Европе русских считают за главных злодеев.

– Неправда! Во всяком случае, там, где мы живём, никто вас злодеями не считает. Наоборот, все вам сочувствуют. Так что на будущее никогда не стыдись, что ты из России. И говори всегда гордо: я – русская!

«И говори всегда гордо: я – русская!»

Там же, в отеле, у неё состоялся мимолётный разговор с семейной парой из Румынии, которая также проживает в Великобритании. Те, узнав, что вместе с ними в отеле отдыхает русская мама с детьми, посчитали нужным во время обеда подойти к их столику и сказать:

– Узнали, что вы русские, и что вы из Москвы. Это очень хорошо, мы надеемся на русских.

Каких-то откровенно русофобских выпадов в свой адрес я не припоминаю. Во время недавней поездки в ту же Западную Беларусь, узнавая, что я священник из России, люди к нам с супругой относились очень радушно. А о политике никто вообще не заводил разговор. Людям больше хочется говорить о Боге.

Лишь однажды в римском метро одна пожилая немка очень тихо обозвала меня «русской свиньей», но я предпочёл этих оскорбительных слов «не услышать». Но это было ещё задолго до последних известных событий на Украине.

Думаю, если позволяют обстоятельства, на подобные выпады не отвечать вовсе. В соцсетях тоже данную тему не развивать, потому как очень много провокаторов. Оппонентов же, если случится беседа, не оскорблять, и уж, конечно, ни перед кем ни в чём не оправдываться.

30-летний колониальный период закончился. Естественно, что русские с этого дня сразу же стали «плохими»

Нет здесь никакого феномена. Могучий Советский Союз на Западе не любили, зато боялись и старались без нужды не цеплять. В 1991-м году страна развалилась, превратившись в западную сырьевую колонию. Все эти годы слабую Россию грабили беззастенчиво. Зато русские в это время считались условно «хорошими». Сейчас этот тридцатилетний колониальный период закончился. Естественно, что русские с этого дня сразу же стали «плохими». Но не для всех. «Отмороженных» русофобов очень и очень мало.

Я вас уверяю, пройди сегодня по улицам, к примеру, кого-нибудь польского городка и заговори с первым попавшимся поляком, – если тот не испугается соседей, то обязательно скажет: «Русский – это хорошо». Почему он так скажет? Потому, что в мире всегда уважали силу, и в первую очередь силу духа. А для того, чтобы тебя уважали другие, тебе самому в первую очередь нужно научиться уважать самого себя.

Просто пожалеть и помолиться

Иеромонах Александр (Митрофанов)

Иеромонах Александр (Митрофанов)

Иеромонах Александр (Митрофанов), настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы села Богородск Корткеросского района Республики Коми. Эксперт православного телеканала «Спас». Активный участник международного проекта «Батюшка онлайн».

Да вроде особо не сталкивался с этим, но я очень давно в Интернете, поэтому, может быть, я просто не замечаю, потому что я уже давно привык не замечать какие-то гневные комментарии, особо на них не реагировать. Но я не замечаю, что что-то в отношении сильно изменилось, и у нас в республике тоже. Коми и русские живут в мире очень давно. Как отвечать? Ну, так же, как на все другие выпады, мы же христиане. Все равно должны стараться всех любить, и при этом понимать, что в Западных странах идет некая пропаганда, делают эти выпады не потому, что они злодеи, а потому, что просто некоторые поддались этой пропаганде. Поэтому просто пожалеть и помолиться за них, за обижающих вас помолиться, и попросить, чтобы Господь нас примирил.

В Западных странах идет пропаганда, делают эти выпады не потому, что злодеи, а потому, что поддались этой пропаганде

Я так понимаю, что имеется в виду как русофобия, которая сейчас за границей, так и в самой России. Я за границу не езжу, поэтому не сталкиваюсь. Вот с чем это может быть связано? Желание, наверное, западных политиков объединить Европу, сделать более сплоченной, а делать это всегда проще против общего врага, то есть на общих интересах людей сложно объединить, а против общего врага легче, поэтому вполне возможно, что из русских делают именно такого врага – для того, чтобы европейское население сплотить и отвлечь от каких-то реальных проблем. Ну, как и везде: чтобы отвлечь от реальных проблем, назначают какую-то проблему надуманную, и народ на нее переключается.

Я хочу жить в Святой Руси

Иеромонах Паисий (Новоженов), клирик Вологодской епархии, иконописец.

Иеромонах Паисий (Новоженов)

Иеромонах Паисий (Новоженов)

Есть ложь о России, сознательное очернение образа Русского мира, – это клевета. Но бывает и справедливая критика. И горе нам, если Россию и нас, русских людей, будут порицать за наши действительно настоящие ошибки и дурные явления в российской действительности, за преступность, пьянство, коррупцию, распад семей, разруху системы образования. Тогда наши критики будут правы. Нужно всеми силами стараться исправлять нашу жизнь в этих областях.

Неправильно, я считаю, сводить русофобию и разность наших цивилизаций к различиям в области веры. Католики, как и православные, верят во Христа и Святую Троицу. Наши Церкви не вместе, но это не значит, что нужно друг друга презирать. Это и к протестантам относится, тем, которые чтут Святую Троицу. Помните, апостолы пожаловались Христу, что есть некий человек, который не ходит с ними вместе? Что ответил Спаситель, тоже помним. А святитель Филарет Московский говорил, что если человек исповедует Божество Христа и верит в Отца, Сына и Святого Духа, то он спасается этой верой. И благочестивый западный христианин, протестант или католик, если он действительно благочестивый, может подать пример многим теплохладным русским православным. Для примера: как много фильмов они создали, возвышающих христианские ценности, экранизации Библейских историй сделали. В то время как мы в России сейчас плохо развиваем детский нравственный кинематограф. Часто глупые и пошлые фильмы выпускаем. И чем мы тогда лучше? И чем можем похвалиться – что мы, русские, православные, более нравственные, а наше современное кино безобразное?

Поэтому я думаю, что разница здесь – в какой-то другой плоскости, в нравственной. Может оказаться так, что, живя в России, мы будем утопать в грехах. Один святой жизни старец сказал мне, что в России сейчас грехов творится больше, чем на Западе. Вот так-то. Нам всем нужно исправляться и приближаться к Богу. Я хочу жить в Святой Руси. Свой дом, свою работу нужно сделать отблеском Святой Руси. Когда я отправляю письма своему товарищу, осетинскому священнику, то подписываю обратный адрес – «Святая Русь».

Свой дом, свою работу нужно сделать отблеском Святой Руси

Когда у меня появилась возможность знакомить иностранных студентов МГИМО с нашим монастырëм, я непременно поспешил это сделать, понимая важность знакомства их с русским Православием. Мы наладили регулярные экскурсии. Студенты, будущие дипломаты, приезжали каждую вторую неделю малыми группами по пять человек. В общей сложности я провёл им более 35 экскурсий. Там были студенты из разных стран, но в основном из разных штатов Америки. Они изучали русскую культуру, и им по учёбе нужно было посещать такие места. Через нашу монастырскую трапезную прошло больше сотни иностранных молодых людей. Мы поднимались на высокую колокольню, звонили в колокола, они слушали истории о Православии и русских традициях. Я приглашал их в свою иконописную мастерскую, и завершалась экскурсия чаепитием, поеданием румяных блинов с мёдом и вареньем. Они были в восторге, делились контактами. И по моим спискам контактов получалось, что почти из всех штатов там были ребята. Хоть некоторые бабушки-прихожанки ворчали: «Отец Паисий, разве вы не понимаете, с какой целью они сюда едут, это шпионы». А я смотрел под другим углом. Их страна послала их учить русский язык и культуру, но мы можем их пребывание здесь повернуть себе на пользу и приобрести себе будущих друзей. Не знаю, какой след оставили эти встречи, но лет через 10 они и правда могут стать действующими дипломатами, и, я надеюсь, будут уважительно относиться к России, к нашей культуре и Церкви.

А однажды ко мне приехал целый автобус школьников из Гейдельберга. Хорошие добрые ребята. Была пышная трапеза из пастилы, блинов, пирогов. Я провёл им мастер-класс, как пишется русская икона на яичной темпере. Им было очень интересно, некоторые открывали рты от удивления. И лица у них были радостными от откровения нового, неизвестного им мира русской религиозной культуры.

Я хочу сказать, что благодаря русским росписям и иконам нам было о чем поговорить. Язык культуры и искусства – он универсальный, он делает нас дружнее, добрее, помогает преодолеть барьеры и границы, национальные или политические.

Язык культуры и искусства – универсальный, он делает нас дружнее, добрее, помогает преодолеть барьеры и границы, национальные или политические

Я провёл опрос своих иностранных подписчиков, и вот что они написали о своём отношении к русским и России.

Валентина Богданова: «Я нахожусь на Аляске. Русофобия в основном проявляется в прессе и средствах массовой информации. Здешние люди очень приветливы к русским и к Русской Церкви».

Паисий: «В Америке хорошее отношение к русским. Не любят сейчас в основном Путина, а не россиян. Чего не скажешь об обратном: мне даже друзья иногда писали в личку в таком обвинительном тоне – ‟в вашей Америке” и так далее.

Что касается сравнения американцев с русскими; это очень и очень обширный вопрос, и ответ тоже объемный.

Но: они очень разные.

Люблю русскую культуру, все это родное и близкое.

Пороки, я думаю, сейчас большей частью общие у всех людей на земле – крайнее падение нравов во всех аспектах жизни.

Хочется пожелать всем русским везде мира, благополучия и Божьей помощи, а также благоразумия, рассудительности и бдительности в отношении власть имущих».

(Аноним, Верона, Италия): «Опыт дружбы с русскими людьми разный… и, думаю, здесь важен не национальный фактор, а человеческий.

Считаю русскую культуру богатейшей: шедевры русской литературы и искусства – это мировое достояние.

Образ православной семьи, основанной на вере, – это цель любого здравомыслящего человека, т.к. подразумевает любовь, верность и общую цель – спасение.

Церковные традиции, надеюсь, Россия сохранит.

Я желаю русским людям единения и покаяния… где бы они не находились».

Аноним: «К сожалению, со всех сторон сейчас кричат, что русские – это не люди. Даже Православие раскололось на две половины. Я не хочу идти в ту церковь, где нет ничего русского, а сколько святых, они ведь почти все русские. А кому тогда молиться? Как быть? Мои все родственники русские, я русская, живу в Одесской обл.».

Хелен, Великобритания: «У бесовщины нет национальности. Есть люди, которые могут творить добро и/или зло. Это выбор каждого».

За страхом перед Русской Церковью кроется страх возрождения великой Империи

О. Димитрий Шишкин, настоятель храма иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость» (с грошиками) в поселке Тенистое Бахчисарайского района.

О. Димитрий Шишкин

О. Димитрий Шишкин

Русофобия – это реально существующее явление, своего рода духовное заболевание, «сезонное обострение» которого, в силу известных причин, мы наблюдаем в последние месяцы. Но явление это имеет «долгосрочную» духовную основу. Суть ее – противление духу Православия, которое, как кажется иногда, выветрилось изрядно и в Отечестве нашем, но на деле, может быть именно в России и сохраняется еще в истинной своей, незамутненной чистоте. Сохраняется, как живая традиция, не пресекавшаяся никогда со времен Крещения Руси и в последнее столетие очищенная в горниле огненных испытаний и запечатленная слезами и кровью многих и многих исповедников и мучеников Земли Русской. Эта традиция жива, слава Богу, и мы призваны услышать ее в шуме суетливой многоголосицы, отыскать, как драгоценное сокровище, затерянное в пыли, открыть, осмыслить и, усвоив, продолжить.

Явление это имеет «долгосрочную» духовную основу. Суть ее – противление духу Православия

Причастность иному духу – это главная причина неприязни в отношении нас со стороны «посткатолического» Западного мира. Слово «дух» здесь с маленькой буквы, как сложное и во многом противоречивое явление нашей общенациональной жизни. Но то, что этот дух сформировался под влиянием Православия и действием Духа Святого, – в этом нет никакого сомнения.

Если не ошибаюсь, нынешняя Мизеробритания (ни о какой Великой Британии, конечно, говорить уже не приходится), а также Канада явили полноту повреждения ума, объявив санкции против Святейшего Патриарха Кирилла. Но чем же именно Русское Православие так досадило коллективному Западу? Смею предположить, что главных причин две. Первая – Русскую Православную Церковь (в силу слабой аффилированности западных структур в ее жизнь) трудно «переформатировать», то есть сделать либеральной. На данный момент это, может быть наиболее консервативная Поместная Православная Церковь в мире. А вторая причина заключается в том, что Запад понимает, что единственная по-настоящему государствообразующая, державная идея на Руси – это Православие, и за страхом перед Русской Церковью кроется страх возрождения великой Империи, а может быть, и (страшный сон либерального мира!) – православной монархии.

Кроме того, как об этом говорили и многие святые отцы, – Западный мир боится нашей громадности, нашего характера, во многом непредсказуемого и «дикого», как кажется Западу, а на деле – мало подверженного влиянию рационального начала и в большей степени – вере, интуиции, порыву. Иногда это играет дурную шутку с нами самими, но когда мы действительно предаемся в руки Божии, то эта вера, и интуиция, и порыв превращаются в непобедимую силу и приобретают черты мощного созидательного начала. В чем состоит, как я думаю, главная причина нашей способности осваивать огромные пространства и осуществлять громадные проекты, и вообще восставать, подниматься из руин после всякого, казалось бы, катастрофического и безнадежного падения и краха – как душевного, так и телесного.

В конечном итоге – это восстание, возрождение русской жизни и есть то, чего боится больше всего так называемый коллективный Запад, объединенный духом, враждебным Православию, и проявляющий себя в бесовском разнообразии суждений, интриг и влияний. Все остальные причины – политические, культурные, ментальные и какие угодно – это всё причины вторичные и никак не объясняющие неистребимость русофобии, которой Запад одержим с давних пор, так что болезнь эта только обостряется время от времени или переходит в хроническую стадию.

Противостоять этой болезни мы должны здравым образом жизни

Ясно только одно – противостоять этой болезни мы должны здравым образом жизни. Здравие здесь разумеем и духовное (вероучительное), и морально-нравственное, и культурное. Мужество и терпение, достоинство и постоянство в исполнении Заповедей Христовых на всех уровнях жизни: и в личном измерении, и в семейном, и в общественном – вот единственно правильный ответ, который мы можем и должны дать глобальной (внешней и внутренней) русофобии. Уверен, что многие во всем мире не только услышат этот ответ, но и прислушаются к нему, и заинтересуются тем, что он несет в себе, приблизятся к познанию истины, а, может быть, и станут нашими единомышленниками и единоверцами. В этом, думаю, состоит «мессианский» смысл нашего ответа на ненависть коллективного Запада в отношении Русского мира.

Источник: https://pravoslavie.ru/147710.html



Добавить отзыв

Введите код, указанный на картинке
Отзывы

Церковный календарь

Афиша

Православный церковный календарь на октябрь 2024 года

В середине осени немало церковных праздников. День памяти Иоанна Богослова, Покров Пресвятой Богородицы, Луков день. В статье мы собрали информацию о них и о...

Выбор редакции

Служба «Милосердие» запустила новую программу для поддержки детского творчества, учебы и развития

В преддверии Дня учителя православная служба помощи «Милосердие» запустила специальную программу «Добро умножается делением» для...