«С Новым годом и Рождеством!..» Мысли в Рождественский пост

Просмотрено: 171 Отзывы: 0

«С Новым годом и Рождеством!..» Мысли в Рождественский пост

«С Новым годом и Рождеством!..» Именно так теперь принято поздравлять у нас с «зимними праздниками».

«С Новым годом!..» – это про наши надежды на лучшее, про наши планы на будущее, про «новое счастье», про «волшебную ночь», которая бывает только раз…

В новом году кто-то отправится кататься на лыжах. Кто-то совершит долгожданную покупку или въедет в новую квартиру. Кто-то найдет себе лучшее место под солнцем. У кого-то дети в новом году пойдут в школу, закончат ее или поступят в вуз. Кто-то встретит свое счастье – найдет «вторую половину», создаст семью, родит на свет чадо…

Почти каждый человек накануне Нового года надеется и просит себе у «судьбы» удачи, счастья, здоровья, денег, славы и прочая, и прочая, и прочая…

И только судьба одного единственного Человека в наступающем году никак не изменится. Она была задолго предсказана, расписана по дням и месяцам, записана, прожита и для православного христианина повторяется вновь и вновь.

Паки и паки каждый год 25 декабря по церковному календарю в мир приходит Его Спаситель – от Девы Марии рождается «богоипостасная плоть»[1] – Богомладенец Иисус. И каждый христианин призывается Церковью в течение года вновь сердцем и умом пройти с Ним Его земной путь.

Мысленно сшествовать с Иосифом и Марией из Назарета в Вифлеем на объявленную римлянами перепись. Затаив дыхание, невидимо стоять в пастушеской пещере у кормушки для скота – яслей со спеленатым Владыкой мира. Дивиться рассказу пришедших поклониться Ему пастухов. Прийти со святым семейством в Иерусалимский храм, куда принесут Младенца «представить пред Господа» (Лк. 2: 22) в качестве жертвенного первенца, заклание которого до времени заменят жертвоприношением «двух птенцов голубиных» (Лк. 2: 24). Вместе с Матерью Младенца услышать тревожное – сказанное о Нем ветхим старцем Симеоном: «Се лежит Сей на падение и на восстание многим во Израили, и в знамение пререкаемо» (Лк. 2: 34). И страшное продолжение: «Тебе же Самой меч пройдет душу, чтобы были открыты из многих сердец рассуждения» (Лк. 2: 35).

Всматриваться в дары, принесенные издалека волхвами, и размышлять об их сокровенном смысле (см.: Мф. 2: 1–12). Стать беженцем и вместе со Святым Семейством скитаться по Египту. Вернуться с Ними на родину (см.: Мф. 2: 13–23). Убедиться в исполнении пророчества, увидев, как одни люди восторженно встречают и слушают тридцатилетнего Иисуса, вышедшего на проповедь Израилю, а другие соблазняются о Нем и осуждают за мнимое нарушение Закона – за милость к падшим и заблудшим, за добротворение в субботы. Увидеть, как растет ажиотаж – восторг и ликование от чудес, исцелений и воскрешений мертвых у первых и зависть, гнев, ненависть у вторых…

Всё это повторится в новом церковном году, как и в прошлом, как и века назад… За Рождеством придет Богоявление, Сретение. Наступит Великий пост, Страстная седмица, Великий пяток…

Иуда предаст Учителя. Ученики разбегутся. Петр отречется трижды. Юный Иоанн поднимется за Учителем на Голгофу и с Его Матерью и двумя Мариями останется у Креста, чтобы видеть конец. Благообразный советник из Аримафеи придет к Пилату просить: «Даждь ми Сего странного, Его же ученик лукавый на смерть предаде…»[2]. И потаенный ученик Никодим поможет Иосифу, единственному неповинному члену Синедриона, совершить скорый и скорбный обряд погребения на исходе Пятка самого страшного в истории месяца нисана…

«Вифлеем и Голгофа – начало и конец “уничижения” или – искупительного подвига Христа… И родился-то Господь для того, чтобы принести Себя в ЖЕРТВУ… И эту цель Церковь видит еще при Рождении: из яслей вдалеке виден КРЕСТ…»[3].

Но в богослужении праздника об этом не говорится. Церковь как бы забывает о цене нашего спасения.

«И лишь от одного не может оторвать очей своих: от безмерного унижения Божия. Но и это унижение заставляет Церковь лишь больше благодарить и славить Бога»[4].

Богослужебные тексты праздника выражают две мысли: радость мира о рождении Спасителя и самоуничижение Творца. Ибо приготовлены для Богомладенца:

«Не скиптры и престоли, но последняя нищета: что бо хуждше вертепа; что же смиреншее пелен»[5].

Церковь призывает меня в течение года пройти с новорожденным Иисусом весь Его земной путь, заранее зная и извещая, что «Вифлеем – это путь к Голгофе». Что самое рождение Его – уже страдание, «истощание» (см.: Флп. 2: 1–11), «унижение» Божества. «Это уже было смирение, самоотвержение, крест»[6].

Рождество Христово – это приглашение на казнь. Это путь на Страсти, на Голгофу, на Крест… И потому на иконах часто ясли - образ жертвенника или гроба, а чернота рождественской пещеры - образ адской тьмы, в которую суждено спуститься родившемуся в мир Превечному Свету

Церковь знает и учит, что за погребением последует Воскресение, явление ученикам, уверение Фомы, лов рыбы, прощение Симона, обетование Святого Духа, вознесение на Небо. И потому Евангелие – это благая весть о приходе в мир Спасителя. Но весть сия содержит в себе и трагедию земной жизни небесного Бога. Это весть о том, что мы «куплены дорогою ценою» (1 Кор. 6: 20), «ибо пасха наша, Христос, заклан за нас» (1 Кор. 5: 7)…

Господи!

Каждый церковный год в декабре Ты малым Младенцем приходишь ко мне, чтобы пройти со мной по всем возрастам человеческого совершенства, взяв на Себя крест моих немощей и болезней и вознести Себя на нем и тем привлечь к Себе. Я же во все дни отвращаю от Тебя лицо свое и, как блудный сын, ухожу от Тебя на страну далече. Я оставляю Тебя одного в Гефсиманском саду, сердцем и умом устремляясь на свои дела и заботы. Боясь суда Каиафы и приговора Пилата – презрения и осуждения мира сего, я неприметно для себя каждый день отрекаюсь от Тебя, но не слышу петушиного крика и, как Петр, не прихожу в покаяние. И даже в храме у Голгофы, видя Тебя распятым на кресте, не лью слезы с Богоматерью и Иоанном, но стою безучастно, как римский ленивый легионер…

В каждом церковном году все остается по-прежнему: те же посты, двунадесятые праздники, памяти святых…

А новое должно совершаться во мне.

Потому что постоянное – это вечное, высокое, святое, недостижимое для меня. Всё же мое – временное, преходящее, падшее и большей частью греховное. Это то, что я призван исправить – с помощью Твоей и святых Твоих – преобразить, освятить, стремясь к совершенству Отца, недосягаемому никакими человеческими силами, но заповеданному мне Тобой (см.: Мф. 5: 48), сказавшим: «Человекам это невозможно, Богу же всё возможно» (Мф. 19: 26).

Каждый церковный год я должен прожить со Христом, родившимся в Вифлеемской пещере Младенцем, чтобы спасти меня от греха, проклятия и смерти. Прожить с Ним Его детские годы, Его скитания по Галилее и Иудее с проповедью Царства, не имея, «где главы подклонити». Идти с Ним на Страсти, соумирать, сораспинаться и совоскреснуть, чтобы, достигнув конца, там, в далеком августе, сподобиться помыслами возвыситься «на высоту божественного восхождения», с Петром и Зеведевыми «невещественно стать» на горе Фавор и просветиться светом Христова разумения . А спустя девять дней в Гефсиманийстей веси со всеми апостолами и «невещественными чинами» проводить в путь вечной славы «небошественное тело» Его Пречистой Матери - источник «Божия живоначальнаго и спасительнаго всем воплощения». И самому стать чуточку лучше, на одну ступеньку приподняться к Небу или хотя бы не пасть ниже нынешнего. Прожить год так, чтобы сердцем, душой и умом ощутить, что Христос со мной «во вся дни до скончания века» (Мф. 28: 20). И не где-то далеко на Небе, а здесь – на земле и на Кресте, как распятая моими грехами Любовь…

Ощутить, осознать, понять, преклонить колени сердца и телес и с покаянием и благодарностью воспеть почти теми же словами, что и в Великий пяток:

«Поклоняемся рождеству Твоему Христе; поклоняемся рождеству Твоему Христе; поклоняемся рождеству Твоему Христе: покажи нам и божественная Твоя богоявления!»

И с сокрушением добавить:

«Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, прости и помилуй нас!»

[1] Канон крестовоскресный на утрени, глас 3, песнь 7.

[2] Стихира на целование Плащаницы в Великий пяток «Приидите, ублажим Иосифа приснопамятного…»

[3] Вениамин (Федченков), митрополит. Рождество Христово // Вениамин (Федченков), митрополит. Размышления о двунадесятых праздниках: от Рождества Богородицы до Сретения Господня. М.: Правило веры, 2008. С. 117. Орфография оригинала.

[4] Там же. С. 171.

[5] Минея, 25 декабря. Ипакои после 3-й песни канона на утрене.

[6] Вениамин (Федченков), митрополит. Рождество Христово. С. 171.

Источник: https://pravoslavie.ru/136376.html



Добавить отзыв

Введите код, указанный на картинке
Отзывы

Церковный календарь

Афиша

Православный церковный календарь на август 2021 года

Августовский церковный календарь богат праздниками. Во второй половине месяца православный календарь предполагает двухнедельный строгий пост. Он...

Выбор редакции

В России может появится День отца

Инициатива поступила от уполномоченного при президенте по правам ребенка Анны Кузнецовой. Предложение поддержали в министерстве. Выступала с этой инициативой и...