
Отчего наша душа не может понять, не может примириться с умиранием в природе, со смертью в человеке? Почему все существо наше не принимает смерти, борется с нею, протестует против нее? Потому что Бог создал человека для нетления и соделал его образом вечного бытия Своего... Бог не сотворил смерти. Он создал все для бытия. Земная жизнь — мгновенное обманчивое сновидение. И радости и скорби, счастье и несчастье, успехи и разочарования, смех и слезы, здоровье и болезни — все пройдет, как мимолетный призрак, как мечта. Участь, постигшая присных и знаемых моих, постигнет и меня, постигнет она и вас. Умерли они — умрем и мы, и души наши вступят в вечность. Какова будет она для нас? Для одних она будет блаженной, для других — мучительной. Блаженной она будет для рабов Божиих, мучительной — для врагов Божиих. Настроение, свойства, качества души каждого из нас, составляющие достояние ее в час смерти, останутся достоянием ее навеки, будут служить залогом или ее вечного блаженства, или ее вечного бедствия.
Усвоимся Богу в течение земной жизни, чтобы быть с Ним и по смерти. Бог указал нам путь и средства этого дивного соединения с Собою. Этот путь — вера в Него и Единородного Сына Его и жизнь по вере. Другого пути к Богу и к блаженной вечности нет. Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня имеет жизнь вечную; и Я воскрешу его в последний день.
Верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий живущий и верующий в Меня не умрет вовеки. Слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную; и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь. Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцом Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам... Кто любит Меня, тот соблюдает слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим.
Вот что нас Богу усвояет, с Ним роднит, с Ним навеки соединяет; вот что бессмертие душе нашей и жизнь вечную, блаженную нам дарует. В этом, и только в этом одном и может быть цель нашей жизни на земле и весь смысл ее. Божиими, Христовыми хочу видеть вас, и когда явится Христос, жизнь ваша, тогда и вы явитесь с Ним во славе, чтобы быть нам неразлучными не здесь только, но и в блаженной вечности Его и петь новую песнь вместе со всеми избранными Его, имена которых в Книге Жизни, которые пришли от великой скорби; они омыли одежды Кровью Агнца. За это они пребывают ныне пред Престолом Бога в белых одеждах и с пальмовыми ветвями в руках и служат Ему день и ночь в храме Его, и Сидящий на Престоле будет обитать в них. Они не будут уже ни алкать, ни жаждать, и не будет палить их солнце и никакой зной: ибо Агнец, Который среди Престола, будет пасти их и водить их на живые источники вод; и отрет Бог всякую слезу с очей их. Сие буди, буди со всеми вами...
Оживление души совершается волей Божией и силой Божией, но от человека требуется его произволение в принесении Богу покаяния. Срок покаяния, потребного согрешившему, известен Единому Богу. Кающийся грешник, будучи как бы даже забыт Богом, как ему кажется это, по чудному усмотрению Божию обретает пользу душевную, приходит в преуспеяние: Господь ведет ко спасению!
Преподобный Никон Оптинский, исповедник
Поэтому напрасно будем обвинять, что будто бы живущие с нами и окружающие нас мешают и препятствуют нашему спасению или совершенству духовному. Самуил жил и воспитывался у Илия священника, при развратных его сыновьях, и сохранил себя, и был великим пророком. А Иуду и трехлетняя жизнь перед лицом Самого Спасителя не сделала лучшим, когда он видел столько чудес, постоянно слышал Евангельскую проповедь, а сделался еще худшим, продал Учителя своего и Избавителя мира за тридесять серебреников, из которых каждый не более русского полтинника. Все это пишу тебе для того, чтобы ты вполне могла убедиться, что неудовлетворительность наша душевная и духовная происходит от нас самих, от нашего неискусства и от неправильно составленного мнения, с которым никак не хотим расстаться.
Преподобный Амвросий Оптинский