Священник и/или психолог: как быть с противоречиями, которые могут возникать

Просмотрено: 166 Отзывы: 0

Священник и/или психолог: как быть с противоречиями, которые могут возникать

«Я была уже беременна третьим ребенком, – рассказывает Юлия (имя изменено. – Ред.), – когда стала понимать, что живу в постоянном страхе и отчаянии. Муж регулярно изменял и почти не скрывал этого. А после того как он однажды схватил меня за горло, я судорожно стала искать поддержку. Чтобы понять, как жить дальше.

У меня был совсем небольшой опыт общения со священниками, но я решилась и пошла в храм. Священник выслушал мой сбивчивый рассказ и сказал: «Молись и смиряйся». Я бы, наверное, так и сделала, потому что страшно боялась «кары Небесной». Мне казалось, Бог меня ни за что не простит за развод. Я навсегда лишусь Его милости. Но и жить как раньше я больше не могла. Просто не могла.

Я обратилась к психологу, который ни разу не сказал мне «разводись». Он говорил: «Мы работаем на преодоление страха». И когда я увидела, что остаюсь в браке только из страха быть одной, то решилась на развод».

С такими или похожими казусами встречаются те, кто хочет получать духовную и душевную помощь одновременно у священника и у психолога. Нужно ли обращаться верующему человеку к психологу и как относиться к противоречиям – говорим с игуменом Ионой (Займовским) и практическим психологом и писателем Александром Ткаченко.

«Мне пришлось извиниться за свою ошибку»

Чтобы разрешить противоречие между словами психолога и священника, важно понимать, насколько это опытный священник и насколько опытный психолог.

«Я долгое время был неопытным священником, – комментирует историю отец Иона, – однажды ко мне на исповедь пришла женщина, у которой муж был тяжелым действующим наркоманом, я тоже говорил ей, что надо терпеть и смиряться.

Прошло время, она с ним развелась, обрела свое семейное счастье с другим человеком. А я, когда стал заниматься проблемой зависимости, понял, что она жила в аду. И я, мягко говоря, был не прав. Мне пришлось извиниться перед этой женщиной».

Если у человека самого мало опыта в Церкви и в психотерапии, вряд ли он сможет определить, насколько опытный у него наставник. В неофитстве (психотерапевтическом и церковном) нас привлекает внешнее, яркое – необыкновенный священник или необыкновенный психолог. Поэтому легко ошибиться.

А кроме того, эмоционально незрелый человек, который уже хочет разобраться в своей душе, но еще не готов брать ответственность за свою жизнь, часто попадает в ловушку, хватаясь за любое предложение «назначить виноватых» за свои неудачи.

«У меня не хватило ненависти к маме»

Коллаж. Священник и/или психолог

Алевтина мечтала о свадьбе, о семейной жизни. Но отношения с молодым человеком зашли в тупик. Алевтина недоумевала, что с ней не так. Подруга посоветовала ей обратиться к психологу.

«Психолог, разбирая мои детские травмы, убедил, что во всем виновата моя мама – рано отдала в детский сад, недолюбила, недообнимала. Она практически убедила меня разорвать с ней общение, прекратить контакты, – вспоминает Алевтина. – А духовник говорил, что родителей нужно почитать. Не знаю, что на меня подействовало. Мне кажется, у меня просто не хватило ненависти, и я не смогла назвать маму «преступницей», как требовал мой психолог. И прекратила к нему ходить».

«Такое поведение психолога – вопиющий непрофессионализм», – комментирует историю Александр Ткаченко.

Грамотный психолог никогда ничего не советует и тем более – не требует!

Никто не застрахован от неудачи: ни при общении со священником, ни при общении с психологом. Как же найти своего духовника, психолога, наставника?

Вымолить своего духовника и своего психолога

«Отец Иоанн Крестьянкин, к которому мы часто ездили, говорил нам, что духовника не выбирают, духовника надо вымолить, – рассказывает отец Иона. – То же самое можно сказать и о поиске психолога или наставника в программе «12 шагов». Нужно набить себе шишки, сто раз наступить на грабли и выстрадать своего наставника, вымолить его.

А найти хорошего, профессионального, да еще и верующего психолога – редкая удача для христианина. Покойный Федор Ефимович Василюк, например, сочетал в себе и глубокую веру, и профессионализм, и умение экспериментировать. Впрочем, я знаю священника, которому, наоборот, рекомендовали проходить терапию у нецерковного психотерапевта: чтобы у того был отстраненный взгляд на проблемы своего клиента».

Всем ли нужно искать психолога? Профессиональные психологи утверждают, что не всем. Кто-то действительно может решить свои проблемы сам или с помощью духовника.

Но есть покалеченные люди, у которых как будто перебит хребет, и им нужно много поддержки.

«Бывают такие психологические травмы, – утверждает отец Иона, – которые ломают жизнь и преследуют до старости. В таких случаях хорошая терапия спасет человека, поменяет его жизнь. Это не значит, что нужно ослабить свою церковную жизнь. Наоборот, терапия поможет человеку усилить то, что ослабело в церковной жизни.

Скажем, человек пережил в детстве сексуальное насилие от кого-то из родственников. Ему, с одной стороны, нужна длинная профессиональная терапия, а с другой – духовническая поддержка, которая поможет ему прожить и принять свою травму, покажет, что Бог его любит и принимает.

Но главное: найдя своих наставников, важно дорожить ими. Благодарность может стать связующим звеном, основой сотрудничества между самим человеком, психологом и священником».

Страсть – это к священнику, негативные эмоции – к психологу

Александр Ткаченко считает, что священники зачастую перегружены задачами, часть из которых успешнее решали бы психологи: «Священник помогает людям достичь Царствия Небесного. Он занимается высокими вопросами.

А если человек приходит и жалуется на то, что не может выстроить отношения в семье, священник, возможно, будет пытаться его утешить, но он не имеет навыков, чтобы ему помочь. Такими земными вопросами, как и другими негативными эмоциональными состояниями, занимается психолог. И если он компетентен, если он хорошо и честно учился своему ремеслу, то сможет помочь, независимо от того, какой подход в психологии он предпочитает».

Существуют проблемы, к которым следует приступать с двух сторон.

Скажем, если человек гневлив – это проблема духовного порядка. Потому что в человеке действует страсть. И о ней нужно говорить со священником. «Но на практике люди десятилетиями носят на исповедь свою страсть и не могут ее преодолеть, – размышляет Александр. – Что тут может сказать батюшка? «Терпи. Смиряйся. Господь попускает, Он само твое усердие вменит в подвиг…» Есть такой стандартный набор выражений. А результата, к сожалению, нет. И в то же время я знаю, что психологи работают с гневом достаточно эффективно».

Можно порадоваться за тех людей, которые имеют возможность общения одновременно с опытным священником и с опытным психологом. Тогда в терапии у человека постепенно и плавно будет созревать душа. А работа с духовником будет иметь более точный, стремительный характер.

Если священник с уважением относится к психологии, а психолог понимает важность духовного окормления человека, могут получиться замечательные результаты.

«У меня был такой опыт, – делится отец Иона, – с согласия прихожанки ее проблему я обсуждал с ее психологом. И мы с двух сторон, с разных позиций, старались ее поддерживать. Священник – это, скорее, отцовская фигура, а психолог – материнская, утешающая. Но, важно понимать: если психолог начнет потакать тяжелому греху, это может плохо закончиться».

«Я встречалась с женатым мужчиной, психолог меня поддерживал»

Коллаж. Священник и/или психолог

«Этой истории много лет, и я могу посмотреть на нее со стороны, без эмоций, – поделилась Валентина (имя изменено. – Ред). – Я встречалась с женатым мужчиной. Три года я не могла отказаться от этих отношений. И не могла признаться даже самым близким людям – так было стыдно. И одновременно больно оттого, что он не может сделать выбор.

У меня тогда не было духовника. Чтобы облегчить свою боль, я ходила к психологу. «Живи одним днем, – советовала она мне. – Позвонил – и хорошо. Позвал – иди. Слушай свои чувства!»

Сегодня, когда у меня есть духовник, я уверена: он не позволил бы мне продлевать эти мучения целых три года. Не знаю, мягко или жестко, помог бы мне выйти из них. Да и отношения были ненужные, пустые, как я сейчас понимаю. Просто не хватало честности признать это».

Священник – отцовская позиция, но не все готовы это принять

Позиция священника может быть и запрещающей, и ограждающей. В некоторых ситуациях человек нуждается именно в такой фигуре наставника.

«Один мой друг, – вспоминает отец Иона, – получив на исповеди от священника утешение и поддержку, ушел совершенно разрушенным. Дело в том, что он ожидал «отцовской ладони», которая «надает по заднице» за плохие поступки. Он «поплачет», и станет легче. И мне это понятно.

В прежние времена, когда я ездил к архимандриту Кириллу (Павлову) в Троице-Сергиеву лавру, за одно конкретное прегрешение он отлучил меня от причастия до конца поста, разрешил причащаться только на Пасху. Это было тяжело, но я был с этим абсолютно согласен. Если бы он поступил иначе, это было бы неправильно.

Но сегодня не все готовы принимать наказание во исцеление.

– Я много работаю с алкоголиками, – добавляет отец Иона, – и вижу, что только дойдя до самого дна, зачастую потеряв работу и семью, человек готов делать то, что ему говорит наставник. Без рассуждений и без споров. Потому что только в этом состоянии он признает, что у него нет другого выхода».

Духовник воспитывает душу, психолог штопает прорехи в душе

«Грамотные психологи работают в связке со священником, сами того не зная, – утверждает Александр Ткаченко. – Потому что, повышая эмоциональную зрелость человека, они помогают его взрослению, формируют осознанность в принятии решений, уменьшают его инфантильность.

Любого батюшку спросите, устраивает ли его, когда взрослые люди на каждый чих прибегают: «Благословите, батюшка!» Какая духовная жизнь может быть, когда человек не готов решиться делать сам элементарные вещи?

Эмоционально зрелый человек способен брать ответственность за свою жизнь и поступки, а не пытается перевалить все на батюшку или на психолога. Он также способен выбрать священника, который не забирает его волю и его ответственность за поступки».

Отец Иона тоже уверен, что психолог может помочь человеку в его духовной работе: «Терапия не может вылечить зависимость. Но благодаря терапии человек может осознать свою зависимость как болезнь. А дальше психолог поможет ему оставаться в трезвости: не обрушиться от негативных эмоций, оставаться верным самому себе, принимать себя на самом глубинном уровне и позволить негативным событиям, даже очень тяжелым, присутствовать в жизни.

И тогда человеку проще осознать, что Бог есть Любовь, что Он не наказывает и не отвергает нас, что любое испытание – это задание, которое дает нам Учитель с большой буквы, и Он точно желает нам лучшего».

Коллажи Дмитрия Петрова

Источник: https://www.miloserdie.ru/article/svyashhennik-i-ili-psiholog-kak-byt-s-protivorechiyami-kotorye-poroj-voznikayut/



Добавить отзыв

Введите код, указанный на картинке
Отзывы

Церковный календарь

Афиша

Православный календарь на июль 2024 года

В июле в церковном календаре нет ни одного праздника, посвящённого жизни Христа. Но это не значит, что для православных этот месяц менее значим, чем другие. В...

Выбор редакции

Святая Великая княжна Ольга Николаевна Романова (1895–1918)

3/16 ноября 1895 года у Императора Николая II и его супруги Александры Федоровны родилась дочь – Великая княжна Ольга Николаевна. Венценосные родители...