
Мы зачастую смущаемся тем, почему неправедные преуспевают. Но до каких пор преуспевают неправедные? И что с ними будет дальше? Что будет с их потомством? Задавались ли вы этим вопросом?
Да не претыкаются мысли ваши, когда видите, что кто-то, похваляясь своей силой, забывает о Господе сил. Вспомните, как надменный и самоуверенный Голиаф погиб от пращи юного Давида. Да не смущается сердце ваше, когда видите, что кто-то обогащается неправедным путем. Есть будет — и не насытится; отнимет — и не хватит ему. Вспомните богатых содомлян, в один миг засыпанных огнем и пеплом вместе со всем богатством своим. Христиане должны воспринимать события в их полноте, а не частично. Господь не всякого преступника наказывает сразу. То, что Бог некоторых закоренелых грешников не наказывает во время их земной жизни, служит нам для укрепления веры в Страшный Суд Божий, избежать которого никому не удастся. Но горе тому, кто безнаказанно наслаждается своими грехами до самой смерти! Не завидуйте ему! Он получил уже то, чего желал, в этой жизни, и в жизни иной ему не останется ничего, кроме осуждения.
Еще нужно знать, что грешник добивается успеха не своими силами и способностями, а потому, что это попущено, чтобы он вспомнил о Господе и покаялся. По неизреченной Своей милости попускает Господь грешнику то, чего он желает, чтобы, вспомнив Бога, устыдился своих беззаконий. Богу дороги кающиеся; очень дороги Ему те, кто сокрушается сердцем о неправедных делах своих. Творец не таков, как тварь, наказывающая виновного, стоит только ему оступиться. Господь ждет, пока заблудший сам найдет истинный путь. Господь ждет и никогда не опаздывает. Непостижим в Своей мудрости, дивен в Своей милости.
Неразумный ропщет на то, что Господь не управляет миром по его разумению, а мудрый непрестанно ищет воли Божией. Людям иногда невозможно понять, почему с тем или иным человеком происходят необъяснимые события; почему молодой, жаждущий жизни человек умирает, а старик, уставший от жизни, живет; почему праведный страдает, а безбожник благоденствует.
В Священном Предании упоминается такой случай: умер грешный богач, грехи которого были очевидны всем; его торжественно похоронили. Вскоре после этого зверь напал на одного пустынника и растерзал его. Некий монах, который присутствовал на похоронах того грешника, видя кровавые останки праведника, зарыдал и в душевном смятении воскликнул: «Господи, почему так, за что? Почему тот грешник в довольстве жил и с почестями похоронен, а старец этот так горько жил и так страшно умер?» Явился ему Ангел Божий и сказал: «Тот грешник при жизни совершил одно только доброе дело, а этот пустынник совершил только один тяжкий грех. Торжественными и почетными похоронами Всевышний вознаградил злого грешника за его доброе дело, и больше нечего ему ожидать в ином мире, а лютой смертью праведника изгладился один-единственный его грех, чтобы на небесах получил он полноту радости». Так же и мы должны рассуждать о путях Божиих и возложить все упование свое на Творца. Не ревнуй лукавнующим, и не завидуй творящим беззаконие (Пс. 36, 1), — поучает нас царь Давид, который также смущался этим, пока Господь не просветил его разум; и далее: ...юн был, и состарился, и не видел праведника оставлена, и потомства его просящего хлебы (Пс. 36, 25).