ТОП глупостей о Крещении-2019

Просмотрено: 1390 Отзывы: 0

ТОП глупостей о Крещении-2019

Кутья и голуби

Запрещено стирать и выражаться

Наш топ глупостей начинается традиционными “можно” и “нельзя”. Люди любят, когда им официально разрешают, и слушаются самых нелепых запретов. Судя по этой статье, до праздника Крещения гадать вполне допустимо, просто потом семейный очаг нужно будет защитить.

 

Новый запрет! Ругаться и оскорблять людей в целом можно, но только не во время купания! А осквернить святую воду стиркой будет довольно затруднительно. Ведь это возможно, только если с корзиной грязного белья вы соберетесь прийти в храм на молебен. Просто не пролезете!

Что Иоанн Креститель предложил Сыну Божьему

Много нового об истории праздника можно узнать из одного известного издания.

Вот поэтому его главный признак – массовое ныряние.

А помогут людям в этом молодые добровольцы и силовики. За руки, за ноги – и вперед!

Кутья и голуби

Авторы этой статьи гадающих девушек искупают практически принудительно, а заодно пополнят рейтинг “главных человеческих грехов”. Обратите внимание, кто может прятаться в вашем доме, если у вас есть печь или хотя бы пыль в углу. А с выпусканием голубей в крещенские морозы погорячились. Или праздники перепутали.

Сайт другого известного издания предупреждает о стойкой, но смертельной “традиции православных христиан”.

 

Кроме ныряния достойное место в праздновании займут 12 блюд и морс! Читайте, как сохранить состав семьи. И снова голуби!

Баня, водопад и пещеры

“Поверьям” следуют бани и другие организаторы досуга. В праздник можно найти развлечения на любой вкус. После проруби – сеанс массажа. И, конечно же, скидка!

Для любителей экзотики – ледяные водопады и здоровье на целый год.

Пещеры с благословением и даже якобы Таинством Крещения. Кто знает, но напомним: окунание в воду таинством не является.

И просто бассейн с теплой водой без лишних заморочек.

И вашим, и нашим

Пытаясь удовлетворить поисковые запросы, некоторые издания делают вполне грамотную справку о христианском смысле праздника, церковных традициях и даже советуют подготовиться к исповеди и причастию. Но непременно завершают статью рассказом о суевериях, “волшебной воде” и правилами в духе “можно”-“нельзя”. Будьте бдительны: здоровья на год, омовения грехов, снятия порчи, веселых аттракционов и скидок Церковь не предлагает. Приходите на праздник в храм, участвуйте в таинствах, набирайте святую воду и пользуйтесь проверенными источниками. Ведь даже на Крещение не в каждом из них вода – святая. С праздником!

Источник: https://www.pravmir.ru/kutya-i-golubi-top-glupostey-o-kreshhenii-2019/

Мутный источник. Проверяйте, что вы читаете о Крещении

Инокиня Евгения (Сеньчукова)

Мутный источник. Проверяйте, что вы читаете о Крещении

Среди современных журналистов есть люди, недостаточно хорошо понимающие предмет, за который берутся, а значит, иногда свет видят и не очень качественные материалы. Но недавно опубликованная в крупном издании статья о празднике Крещения Господня побила все рекорды. Статью через какое-то время поправили – но сколько человек успело прочитать ее, или сколько региональных изданий решили использовать в качестве источника информации, ведь это – одно из ведущих федеральных СМИ? Мы сохранили изначальную версию – разберем самые вопиющие нелепости.

Ошибки начинаются с первого же предложения. Просто перечислим:

1. О возникновении праздника Крещения Господня говорят не летописи. Об этом говорят проповеди, законодательные акты и другие документы.

2. Иоанн Креститель – не священник.

3. Иоанн Креститель не только не предлагал Христу каяться в грехах, но и не хотел Его крестить, понимая, что отпущение грехов Ему, безгрешному, не требуется.

4. «Дать обещание себе и Богу следовать своей судьбе» – комментарии излишни.

5. Воды Иордана освящать было совершенно ни к чему. Они как раз Христом и были освящены.

6. О Крещении Господнем повествует не легенда, а четыре Евангелия.

7. Но даже в самых наивных народных пересказах голубь на плечо Спасителя не садился и тем более не разговаривал человеческим голосом. Это автор, наверное, перепутала с Валаамовой ослицей.

8. Да и фраза с небес была не «это сын мой, носящий в душе своей мое благословение». На самом деле фраза звучит: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение», то есть «Это Мой любимый Сын, в Нем Моя отрада».

9. Действительно, есть множество людей, которые считают, что для избавления от грехов надо искупаться в крещенской воде, перекрестившись и трижды окунувшись в нее. Но зачем же тиражировать это суеверие? Для избавления от грехов надо перестать грешить. И покаяться. Для этого даже Таинство Покаяния существует – прийти на исповедь, рассказать о своих грехах и больше так не поступать.

10. Очень верно замечено, что пьяным и объевшимся лезть в прорубь нельзя, потому что пьянство и чревоугодие – грехи. Да и то, что купанию должна предшествовать храмовая молитва – правильно. Вот только цель и средства перепутаны: в храм стоит сходить ради праздника, помолиться там можно и нужно не только своими словами о себе и близких (само по себе, кстати, это очень хорошо), но и с другими верующими за Литургией – а потом, если есть желание, можно и в купель окунуться. Или не окунаться.

11. Одежда для купания – вопрос, не имеющий значения. На закрытых купальнях купаются по очереди без одежды вовсе, в Иордане (правда, он не прорубь, а река) по местной традиции купаются в белых рубашках, напоминающих крестильные… Но самое главное: купание – это вообще не главная и не обязательная часть праздника, она не заслуживает пристального внимания – целой статьи!

12. К полезным медицинским советам придраться сложно: не стоять на льду, растереться полотенцем, согреваться не алкоголем до, а чаем после… Хорошо бы еще уточнить: не рискуйте здоровьем и не лезьте в ледяную воду, если у вас есть проблемы с сердцем, если вы простужены, если вы вообще не уверены, что вам это нужно.

13. Тема «Крещение – семейный праздник» хороша тем, что любой церковный праздник можно назвать семейным, но высказывание вида «считается, что» (в данном случае, считается, что если собраться на Крещение несколькими поколениями за одним столом, то в этом году никто не умрет) сильно смахивает на суеверие, каковым в действительности и является (Бог может каждого из нас призвать хоть в эту минуту, сколько бы мы ни собирались за одним столом).

14. Двенадцать блюд, включая кутью и овощные пироги, автор явно вынес из Сочельника – скорее даже Рождественского, чем Крещенского. Богоявление – день непостный. Можете смело жарить гуся. В память о голубе, садящемся на плечо. Шутка.

15. А вот живого голубя из клетки в крещенские морозы не выпускайте, пожалуйста. И вообще не держите голубей в клетках.

16. Гадать и верить приметам – грех ничуть не меньший, чем пьянство и чревоугодие.

С трудом можно понять, каким образом современный журналист, имеющий доступ к тексту Евангелия, к телефону и телефонному справочнику (чтобы позвонить в храм хотя бы) и даже выход в интернет, мог сделать столько ошибок. Возможно, крупное уважаемое издание просто неудачно пошутило.

Конечно, нужно отдельной строкой прописать, что Крещение Господне, Богоявление – это один из самых красивых, нагруженных богатым духовным смыслом, философских и поэтичных праздников, и будет очень обидно, если это сокровище Церкви просто утопить и затоптать в давке возле цистерн с водой или утопить в проруби. Но давайте сформулирую это короче. Два пункта:

1. Крещенская вода – святыня, ее не надо уносить канистрами, ее достаточно набрать в небольшую бутылочку.

2. Купание в крещенской купели – это просто народный обычай, для празднования совершенно не обязательный. А если его нагрузить дополнительными смыслами («омыть грехи», «зарядиться положительной энергией» и даже «поправить здоровье») – то и вовсе нехристианский, а то и антихристианский.

Всех с праздником!

Источник: https://www.pravmir.ru/mutnyiy-istochnik-proveryayte-chto-vyi-chitaete-o-kreshhenii/

Почему я против крещенских купаний

Епископ Домодедовский Евтихий

Почему я против крещенских купаний

Четыре аргумента епископа Домодедовского Евтихия против крещенских купаний.

0116

Да, я против крещенских купаний. Почему?

Первое. Это неизбежный риск для здоровья, совершаемый сознательно и добровольно. Риск, который вступает в противоречие с Евангелием. Христос отвечает искушающему диаволу: «Написано также: «не искушай Господа Бога твоего» (Мф. 4:7).

Хочешь быть последователем Христа – не рискуй ни жизнью, ни здоровьем тогда, когда для риска нет высшей цели служения другим. (Известны случаи, когда люди сильно простужались и даже умирали после такого купанья.)

Противоречит Евангелию и ссылка на то, что благодатная сила освящённой воды «не даст случиться ничему плохому». Следовать подобному утверждению равнозначно тому, чтобы требовать от Бога чуда. Что в этом плохого?!

А вот что повествует Евангелие: «…И требовали от Него знамения с неба, искушая Его. И Он, глубоко вздохнув, сказал: для чего род сей требует знамения?..» (Мк. 8:11-12); «Но Он сказал им в ответ: «Род лукавый и прелюбодейный ищет знамения…» (Мф. 12:39; 16:4).

Второе. Купание в освящённой воде противоречит благоговейному отношению к великой святыне. Откройте «Настольную книгу для священноцерковнослужителей» С.В. Булгакова: «К освящённой воде христиане с древних времен имеют великое благоговение. Освященная вода называется в Православной Церкви великою агиасмою (святынею). Эту святыню Церковь употребляет для окропления храмов и жилищ, назначает пить её тем, кои не могут быть допущены до святого причащения. Благочестивые христиане тоже издревле имеют обычай в навечерие или в самый праздник Крещения почерпать освящённую воду для своего домашнего употребления и хранить её при святых иконах» (издание 1913 г., стр. 21).

Эта вода употребляется и для освящения храмов, алтарей, святой чаши для причастия, святых икон и пр. Для таинства крещения вода в купели освящается другим образом и с соответствующими молитвами. Над крещенской водой Богу молятся о «причащающихся (благоговейно пьющих), кропящихся и мажущихся» святою водою, но не о купающихся в святыне.

Для меня купание в «иордани» ассоциируется с неприятными слухами о том, что якобы где-то на молокозаводе баба купалась в цистерне с молоком, и с былями об особой категории людей, принимающих ванны с шампанским; кстати, эта когорта повсеместно участвует в крещенских купаниях, и их-то можно понять: им и жизнь скучна, своей религией они избирают дремучее суеверие и на святыню им плевать.

Третье. Крещенское купание – это рассадник суеверия. Снова обратимся к С.В.Булгакову: «Купаются в особенности те, которые на Святках переряживались, гадали и проч., суеверно приписывая этому купанию очистительную силу от этих грехов» (стр. 24). Ему вторит и видный фольклорист XIX века А.А.Коринфский, упоминая крещенские купания в перечне прочих суеверий в книге «Народная Русь»: «Купаются и те, кто святошничал-рядился о Святках, – чтобы очиститься от греховной скверны в освящённой воде; купаются и просто – «для здоровья». Последнее, однако, далеко-таки не всегда оправдывается на деле» (глава «Крещенские сказанья»).

Чем же отвечает наш Символ Веры? «Верую во едино крещение во оставление грехов».

Послушайте, почитайте, посмотрите в интернете: кто в основном купается, как к купанию относятся, что хотят от купания получить, и сравните это с действительным содержанием Евангельского события, с проповедническим материалом, посвящённым Богоявлению. Общего не найдёте.

А сколько таких людей, которые самоудовлетворятся крещенским купанием, считая его за самое действенное доказательство своей веры, но более и пальцем не шевельнут, чтобы душу спасти, чтобы вырваться из власти греха.

Четвёртое. Крещенские купания для Русской Православной Церкви не традиционны, не основаны ни на святоотеческом опыте, ни на святоотеческом наставлении. Отец архимандрит Иоанн (Маслов) на уроке литургики в Московской духовной семинарии рассказывал нам об одном батюшке, который нарочно «выранивал» крест в прорубь, чтобы окунуться самому; нам он преподавал это в качестве отрицательного примера. Зная многих глубоко верующих людей с самого детства, я ни от одного из них не слыхивал о крещенских купаниях!

Описав суеверный обычай крещенского купания, С.В. Булгаков заключает: «Само собой разумеется, что подобные описанным обычаи, как нарушающие святость совершаемого торжества и противоречащие духу истинного христианства, не могут быть терпимы и должны быть уничтожены» (стр. 25). Поэтому я категорически против крещенских купаний.

Поздравляю всех православных с наступающим праздником Крещения Господня!

Источник: https://www.pravmir.ru/pochemu-ya-protiv-kreshhenskix-kupanij/

10 вопросов о Крещенской святой воде

Мария Сеньчукова

10 вопросов о Крещенской святой воде

Богоявленская вода иначе называется «Великой агиасмой», т. е. святыней. К воде, освященной на праздник Крещения Господня, у верующих особое отношение: ее употребляют, как правило, натощак, с благоговением и молитвой. Мы расскажем о некоторых важных или малоизвестных фактах, касающихся Великой агиасмы.

1. Сколько раз должна освящаться вода в праздник Крещения Господня?

Великое водоосвящение совершается дважды — после вечерни в Крещенский Сочельник (18 января) и после Литургии самого праздника (19 января). В оба дня воду освящают утром.

2. Почему и где святая вода освящается?

С тем, что святая вода довольно редко портится, не рискуют спорить даже многие атеисты. Только в ход идут псевдонаучные рассуждения: например, об изменении состава воды посредством ионов серебра, якобы благодаря освящению воды серебряными крестами. Предположение не выдерживает никакой критики: вода освящается и деревянными крестами, и в огромных водоемах. Воду освящает вовсе не материальная сила, а Сам Бог. Это одно из великого множества действий Его благодати.

3. Обязаны ли верующие купаться в водоемах с крещенской водой?

Купание — не более, чем народный обычай. Многие благочестивые христиане цитируют следующий текст: «Кто не примет водного омовения в день Крещения Господня, да будет отлучён от святых таин на 40 дней. Если же кто будет увлекать за собой [других], да будет извержен из Церкви, пока не принесёт покаяние. Ибо отказывающиеся воспоминать благодатное Крещение Господа, обновиться в святых и честных водах, в которых пребывал Сам Господь, освятив их Своим естеством, суть еретики, отрицающие и Церковь, и Крещение», — как будто эти слова принадлежат святителю Афанасию Великому и содержатся послании к Эпиктету.

На самом деле такого абзаца в данном тексте нет — это «народная» интерполяция, попытка объяснить ссылкой на авторитетного святого фольклорную традицию.

4. Для чего нельзя использовать святую воду?

Недопустимо использование крещенской воды для гаданий, приворотов и прочих языческих и оккультных обрядов. Нельзя поддерживать связанные со святой водой суеверия (о том, что для большей благодати надо набрать воды из трех храмов, о том, что в Навечерие Богоявления вода более святая, чем в сам праздник, и наоборот). Нельзя грубо расталкивать братьев и сестер, пришедших за водой в храм.

Разумеется, не следует относиться к крещенской воде без благоговения. Если вода все-таки зацвела или как-то иначе испортилась, выливать ее следует в непопираемое место.

5. «Капля море освящает» или нужна пятилитровая канистра?

Часто приходится наблюдать неприятную картину: люди приходят в храм за водой с большим количеством огромных бутылок, только что не с ведрами. Как результат — столпотворение возле бочек и чаш, огромные очереди, раздражение друг на друга…

Между тем, крещенская вода в таком огромном количестве не нужна. Выше уже говорилось, что агиасму в некоторых случаях употребляют как утешение не имеющие возможности причаститься. Существует благочестивая традиция разбавления агиасмы. Над емкостью с обычной водой читают или поют Крещенские песнопения (тропарь, кондак, величание) или любую известную молитву ко Господу. После этого вливают немного крещенской воды: крестообразно, с молитвой: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь».

6. Таинство или обряд?

Мы привыкли, что существует семь церковных таинств: Крещение, Миропомазание, Покаяние, Причащение, Соборование, Священство, Брак. Но градация таинств в разные времена была различной. Святой Феодор Студит считал таинством монашеский постриг, автор «Ареопагитик» (тексты, приписываемые святому Дионисию Ареопагиту, написанные несколько веков спустя, но имеющие авторитет святоотеческих) — погребение и мироварение…

Митрополит Иларион (Алфеев) в одной из проповедей высказывает следующее предположение: «Освящение воды — не просто обряд. Хотя оно и не входит в число семи таинств, но как и в каждом таинстве, в нем происходит преображение материи, ибо обыкновенная вода, которую мы наливаем из крана, преображается и становится святой. Как и в каждом таинстве, здесь происходит встреча человека с Богом, а значит, его освящение и обновление.

Происходит нечто гораздо большее, чем то, что случалось с людьми, приходившими к Иоанну Крестителю. Приходя к Иоанну, люди принимали крещение покаяния и получали оставление грехов. А через приобщение к святой воде мы … соприкасаемся с Богом Живым».

7. Как возник чин Великого водоосвящения?

Изначально вода освящалась для совершения Таинства Крещения. Чин водоосвящения на праздник Богоявления базируется именно на крещальном водоосвящении. Возникает он в V–VI веке на христианском Востоке.

8. Что говорят святые о святой воде?

О чудесных свойствах крещенской воды говорит уже Иоанн Златоуст в конце IV века. «Происходит явное знамение: эта вода в существе своем не портится с течением времени, но, почерпнутая сегодня, она целый год, а часто два и три года, остается неповрежденною и свежею, и после долгого времени не уступает водам, только что почерпнутым из источников».

Другой учитель Церкви, святитель Епифаний Кипрский, сравнивает изменение «естества вод» с превращением воды в вино в Кане Галилейской. Преподобный Серафим Вырицкий рекомендовал своим чадам лечить недуги, принимая по ложке крещенской воды раз в час. И, кроме того, агиасма, согласно древним уставам, должна являться утешением для тех, кто не может причаститься.

9. Освящают ли воду в инославных Церквах?

Традиция освящения крещенской воды существует почти во всех христианских сообществах. В Римо-Католической Церкви воду не «освящают», а «благословляют». Причем благословение воды совершается не только в Богоявление, но и в другие праздники: на Пасху, день памяти св. Агаты и т. д. В праздник Богоявления вместе с водой произносится благословение на мел и ладан.

В Эфиопской Церкви Великое водоосвящение совершается вечером, перед закатом. Верующие пляшут, погружение в воду креста сопровождается стрельбой, а на закате все сходят в воду и купаются, слушая молитвы священника.

10. Живая вода?

«Днесь вод освящается естество», — поет Церковь на Великом водоосвящении, и тем самым утверждает эсхатологический характер праздника. Да, в праздник Богоявления мы вступаем в жизнь будущего века, в которой преображена вся тварь, все стихии. Когда не нуждающийся ни в каком очищении Христос вошел в струи Иорданские, «исполняя всякую правду», Он тем самым очистил Самим Собой всю водную стихию, дающую жизнь человеку.

Царствие Божие приходит в силе, и поврежденная грехом природа, «Владыку зря крещаема», обретает чудесные свойства.

Источник: https://www.pravmir.ru/10-voprosov-o-kreshhenskoj-svyatoj-vode/



Добавить отзыв
Отзывы

Церковный календарь

Афиша

Православный церковный календарь. Июль 2025 года

Июль 2025 года — месяц, богатый на праздники. В этом месяце верующие будут отмечать Рождество Иоанна Предтечи, День памяти святого князя Владимира и День...

Выбор редакции

«Я – хороший человек: никого не убил, никого не ограбил»

Иеромонах Роман (Кропотов) Недавно под одним из своих видео (о Страшном Суде) обнаружил следующий комментарий: «А что, кроме грешников и святых,...