Возлюбим труд

Просмотрено: 855 Отзывы: 0

Возлюбим труд

 

     Что сказать о презрении труда, об отвращении от него и о праздной жизни? Если жизнь есть деятельность, то, по обратно­му заключению, безделье и праздность не есть жизнь, по край­ней мере, не есть жизнь разумного и нравственного существа.

     Долгий сон утром, медленное пробуждение, потом завтрак, прогулка, празднословие, бессмысленное чтение, потом обед,

отдых, зрелища, игры, ужин, и опять долгий сон,— это ли жизнь су­щества разумного и нравственного?

     Труд поневоле, труд по страсти и празд­ность,— всё это требует исправления здравым учением о труде, кото­рое можно почерпнуть, лишь в источнике хрис­тианского      Во всем являем себя, как служители Божии, в великом терпении, в бедствиях, в нуждах, в тесных обстоятельствах, в трудах,— говорит святой апостол Павел (2 Кор. 6; 4, 5).

любомудрия.

     Есть ли труд на Небесах? — утверждать этого не можем, хотя знаем из Откровения Иоаннова, что тамошние Силы ни днем, ни ночью не имеют покоя (см. Откр. 4, 8), совершая непрестан­ное славословие Вседержителю.

     Но там не так, как здесь на земле. Здесь труд, покой, удоволь­ствие, разделены, разграничены, а там — не нуждающаяся в по­кое деятельность сотворенных Сил, и покой их в Боге, и блажен­ство составляют одно.

     Если спросим, был ли труд в Раю, отвечает нам книга Бытия: Взял Господь Бог человека, которого создал, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его (Быт. 2, 15). Рай не имел нужды в усиленном возделывании, подобно нашим по­лям и садам: потому что не было еще проклятия, взращиваю­щего терния и волчцы.

     Для чего же и райскому человеку назначен труд? В ответ свя­той Иоанн Златоуст приводит изречение: Праздность научила многому худому (Сир. 33, 28). Потому, заключает он, Бог захотел, чтобы человек «имел некую малую и умеренную заботу о хра­нении и делании. Если бы он совсем был освобожден от всяко­го труда, то, постоянно отдыхая и пребывая в праздности, легко уклонился бы к лености. А делая дело, впрочем, не сопровожда­емое болью и изнурением, он лучше мог целомудрствовать».

     Из этого рассуждения следует нам научиться, что, хотя бы кто из нас жил почти в райском довольстве и благосостоянии, хотя бы не представлялось ничего, понуждающего к труду, однако и в этом случае не должно пренебрегать трудом и избегать его.

А надо употреблять его, как охранителя внутреннего и внешне­го благосостояния, чтобы не пришла праздность и не научила многому худому.

     Но мы уже не в раю: и в этом положении труд имеет новое значение и новым образом необходим. За гордость и преслушание изгнанному из Рая человеку Бог Судия сказал: В поте лица твоего будешь есть хлеб (Быт. 3,19).

     То есть, как изъясняет святой Златоуст, «поскольку ты не вос­пользовался такой свободой, потому прокляну землю, чтобы она уже не без возделывания и сеяния, как прежде, приносила тебе свои плоды, но со многим трудом, тягостью и изнурени­ем. Обложу тебя всегдашними печалями и смущениями, за­ставлю тебя всё делать с про­литием пота, чтобы эти утес­нения были тебе непрерывным поучением смиряться и созна­вать свою природу».

     Если, таким образом, труд есть для всего рода людей на­казание Божие, и вместе — по­учение им к смирению и по­знанию своей немощи, которое должно вести к умилостивле­нию Судии Бога, то убегать от труда, как от наказания Божия возможно ли, не избежав боль­шего наказания?

     Убегать от труда, как поучения Божия, не безрассудно ли? Не должно ли опасаться, что новый суд Божий скажет: поскольку ты знал, что за нерадивое делание и за тунеядство в Раю чело­век низведен от труда безболезненного на труд на земле болез­ненный, однако же, благотворный; но ты не хочешь воспользо­ваться этим исправительным средством, то остается низвести тебя еще на низшую степень,— на труд преисподний, мучитель­ный и бесплодный?

      Впрочем, Христианство, которым всё облегчается, улучшает­ся, услаждается и усовершенствуется, предписывает нам труд уже не столько в качестве наказания Божия, сколько в виде слу­жения Богу. Во всем,— говорит апостол,— являем себя, как служи­тели Божии, и, между прочим, в трудах (2 Кор. 6,4).

     Каким образом? Если труд для тебя необходим, смотри на него не как на слепую необходимость, но как на устроение Пре­мудрости Божией в жизни человеческой; и потому неси его не с чувством неволи, но с чувством послушания воле Божией. И если, по устроению общественному, труд налагается на вас от другого человека, несите его не только ради человека, но вместе и ради Бога, не с видимою только услужливостью, как человекоугодники, но как рабы Христовы, исполняя волю Божию от души (Еф. 6,6).

     Если и тяжкими, и долгими обременяют вас трудами, при­несите в трудах ваших Богу жертву безропотности и терпения.

Если же ничто не понуждает вас к труду, тем еще удобнее може­те вы представить себя слугами Божьими в труде, который пред­примете для блага ближнего.

     Потому что служение благу ближнего есть действительное служение Христу, по собствен­ному Его слову: Так как вы сде­лали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне (Мф. 5,40).

     Слово апостольское говорит ко всем, и с ним ни перед кем от­ступить не смею. Завещали вам: если кто не хочет трудиться, тот и не ешь (2 Фес. 3, 10). Сами знаете, что нуждам моим и нуждам бывших при мне послужи­ли руки мои сии (Деян. 20, 34). Трудимся, работая своими руками (1 Кор. 4,12). Ни у кого не ели хлеба даром, но занимались трудом и работою ночь и день, чтобы не обременить кого из вас (2 Фес. 3,8). Но кто недостоин есть с апостолом Павлом, тот, конечно, не бу­дет достоин есть со Христом, на Трапезе Его, во Царствии Его.

     Да делаем же полезное, по человеколюбию к другим, и насла­димся бессмертной Трапезы, по завещанию Господа: Я завещаю вам, как завещал Мне Отец Мой, Царство, да ядите и пиете за трапезою Моею в Царстве Моем (Лк. 22; 29, 30). Аминь.



Добавить отзыв

Введите код, указанный на картинке
Отзывы

Церковный календарь

Афиша

Православный календарь на сентябрь 2021 года

В течение многих столетий в церкви и за ее пределами происходили события, которые позже становились православными праздниками для всего верующего народа....

Выбор редакции

Бежать, чтобы помочь. Непростые истории участников Московского марафона

26 сентября в рамках Московского марафона состоится главный забег акции «Милосердие на бегу». «Благобегуны» уже активно регистрируются...