Что сказать о презрении труда, об отвращении от него и о праздной жизни? Если жизнь есть деятельность, то, по обратному заключению, безделье и праздность не есть жизнь, по крайней мере, не есть жизнь разумного и нравственного существа.
Долгий сон утром, медленное пробуждение, потом завтрак, прогулка, празднословие, бессмысленное чтение, потом обед,
отдых, зрелища, игры, ужин, и опять долгий сон,— это ли жизнь существа разумного и нравственного?
Труд поневоле, труд по страсти и праздность,— всё это требует исправления здравым учением о труде, которое можно почерпнуть, лишь в источнике христианского Во всем являем себя, как служители Божии, в великом терпении, в бедствиях, в нуждах, в тесных обстоятельствах, в трудах,— говорит святой апостол Павел (2 Кор. 6; 4, 5).
любомудрия.
Есть ли труд на Небесах? — утверждать этого не можем, хотя знаем из Откровения Иоаннова, что тамошние Силы ни днем, ни ночью не имеют покоя (см. Откр. 4, 8), совершая непрестанное славословие Вседержителю.
Но там не так, как здесь на земле. Здесь труд, покой, удовольствие, разделены, разграничены, а там — не нуждающаяся в покое деятельность сотворенных Сил, и покой их в Боге, и блаженство составляют одно.
Если спросим, был ли труд в Раю, отвечает нам книга Бытия: Взял Господь Бог человека, которого создал, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его (Быт. 2, 15). Рай не имел нужды в усиленном возделывании, подобно нашим полям и садам: потому что не было еще проклятия, взращивающего терния и волчцы.
Для чего же и райскому человеку назначен труд? В ответ святой Иоанн Златоуст приводит изречение: Праздность научила многому худому (Сир. 33, 28). Потому, заключает он, Бог захотел, чтобы человек «имел некую малую и умеренную заботу о хранении и делании. Если бы он совсем был освобожден от всякого труда, то, постоянно отдыхая и пребывая в праздности, легко уклонился бы к лености. А делая дело, впрочем, не сопровождаемое болью и изнурением, он лучше мог целомудрствовать».
Из этого рассуждения следует нам научиться, что, хотя бы кто из нас жил почти в райском довольстве и благосостоянии, хотя бы не представлялось ничего, понуждающего к труду, однако и в этом случае не должно пренебрегать трудом и избегать его.
А надо употреблять его, как охранителя внутреннего и внешнего благосостояния, чтобы не пришла праздность и не научила многому худому.
Но мы уже не в раю: и в этом положении труд имеет новое значение и новым образом необходим. За гордость и преслушание изгнанному из Рая человеку Бог Судия сказал: В поте лица твоего будешь есть хлеб (Быт. 3,19).
То есть, как изъясняет святой Златоуст, «поскольку ты не воспользовался такой свободой, потому прокляну землю, чтобы она уже не без возделывания и сеяния, как прежде, приносила тебе свои плоды, но со многим трудом, тягостью и изнурением. Обложу тебя всегдашними печалями и смущениями, заставлю тебя всё делать с пролитием пота, чтобы эти утеснения были тебе непрерывным поучением смиряться и сознавать свою природу».
Если, таким образом, труд есть для всего рода людей наказание Божие, и вместе — поучение им к смирению и познанию своей немощи, которое должно вести к умилостивлению Судии Бога, то убегать от труда, как от наказания Божия возможно ли, не избежав большего наказания?
Убегать от труда, как поучения Божия, не безрассудно ли? Не должно ли опасаться, что новый суд Божий скажет: поскольку ты знал, что за нерадивое делание и за тунеядство в Раю человек низведен от труда безболезненного на труд на земле болезненный, однако же, благотворный; но ты не хочешь воспользоваться этим исправительным средством, то остается низвести тебя еще на низшую степень,— на труд преисподний, мучительный и бесплодный?
Впрочем, Христианство, которым всё облегчается, улучшается, услаждается и усовершенствуется, предписывает нам труд уже не столько в качестве наказания Божия, сколько в виде служения Богу. Во всем,— говорит апостол,— являем себя, как служители Божии, и, между прочим, в трудах (2 Кор. 6,4).
Каким образом? Если труд для тебя необходим, смотри на него не как на слепую необходимость, но как на устроение Премудрости Божией в жизни человеческой; и потому неси его не с чувством неволи, но с чувством послушания воле Божией. И если, по устроению общественному, труд налагается на вас от другого человека, несите его не только ради человека, но вместе и ради Бога, не с видимою только услужливостью, как человекоугодники, но как рабы Христовы, исполняя волю Божию от души (Еф. 6,6).
Если и тяжкими, и долгими обременяют вас трудами, принесите в трудах ваших Богу жертву безропотности и терпения.
Если же ничто не понуждает вас к труду, тем еще удобнее можете вы представить себя слугами Божьими в труде, который предпримете для блага ближнего.
Потому что служение благу ближнего есть действительное служение Христу, по собственному Его слову: Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне (Мф. 5,40).
Слово апостольское говорит ко всем, и с ним ни перед кем отступить не смею. Завещали вам: если кто не хочет трудиться, тот и не ешь (2 Фес. 3, 10). Сами знаете, что нуждам моим и нуждам бывших при мне послужили руки мои сии (Деян. 20, 34). Трудимся, работая своими руками (1 Кор. 4,12). Ни у кого не ели хлеба даром, но занимались трудом и работою ночь и день, чтобы не обременить кого из вас (2 Фес. 3,8). Но кто недостоин есть с апостолом Павлом, тот, конечно, не будет достоин есть со Христом, на Трапезе Его, во Царствии Его.
Да делаем же полезное, по человеколюбию к другим, и насладимся бессмертной Трапезы, по завещанию Господа: Я завещаю вам, как завещал Мне Отец Мой, Царство, да ядите и пиете за трапезою Моею в Царстве Моем (Лк. 22; 29, 30). Аминь.