Сухбат АФЛАТУНИ

Евгений Абдуллаев (псевдоним - Сухбат Афлатуни) — писатель, историк, литературный критик

Место называлось Бет-Хезда.

Или Вифезда, в греческой передаче. Бассейн, огражденный пятью крытыми галереями. Вода в нем считалась целебной. Иисус, бывший в Иерусалиме по случаю праздника, приходит туда. И исцеляет тяжело больного.

Таков внешний сюжет этого повествования (Ин 5:2–9), которое Церковь вспоминает в четвертое воскресенье (Неделю) по Пасхе.

В нем много неясного, даже загадочного.

Какой болезнью болел этот человек?

Неизвестно. Его обозначают как «расслабленного» (паралитос), а само воскресенье — как Неделю о расслабленном. Паралитос, или, чаще, паралитикос, — так называли людей, обездвиженных болезнью. Неважно какой.

Таким был слуга сотника, который лежал в расслаблении (паралитикос) (Мф 8:6). Таким был расслабленный (паралитикос), которого несли четверо (Мк 2:3).

Их обоих Иисус, как известно, исцелил.

В самом повествовании об исцелении в Вифезде больной не назван расслабленным. Сказано только, что он страдал от своей болезни тридцать восемь лет и что не мог самостоятельно передвигаться. Точнее, мог, но очень медленно.

Главным было не это. Главным было то, что у этого человека никого не было.

У двух расслабленных, упомянутых выше, были те, кто о них думал и заботился. Добрый хозяин, сотник, который, прослышав о Христе, пришел просить об исцелении слуги. У другого расслабленного было четверо — кого? родственников? слуг? друзей? Неважно. И они были не просто рядом, они носили его. А когда не смогли, за многолюдством, войти в дом, где был Иисус, затащили ложе с больным на крышу, прорыли ее (кровли были глиняными) и спустили его вниз.

У больного в Вифезде не было никого.

Может, кто-то где-то был. Родственники, друзья, знакомые. Но рядом — никого. Не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня, — отвечает он на вопрос Христа.

«Возьми постель твою и ходи!»
Купель Вифезда. Роберт Бейтман. 1877

При возмущении воды в бассейне происходили исцеления, и первые спустившиеся имели шанс излечиться. Но не этот человек.

Подытожим. Почти сорок лет тяжелой болезни. И никого рядом, кто бы помог. Не имею человека… Только он — и его болезнь.

И вот, обходя лежащих рядом больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды, к нему подходит Христос.

Почему Христос пришел туда?

Рядом, по преданию, был дом Иоакима и Анны, родителей Богородицы. Возможно, придя в Иерусалим, он остановился там. И зашел по пути и в саму купель. Одно из святых мест тогдашнего Иерусалима. «Дом милосердия», как это обычно переводят. Бет-Хесда.

Перевод, правда, не совсем верен. Хесед означало не милосердие, не милость (эти значения «хесед» приобретет позже), а любовь. Любовь как доброту, в чем-то близкую греческой агапе.

И вот, Тот, Кто есть любовь (1 Ин 4:8) приходит в Дом любви.

Приходит — и не находит ее там.