«Я же уже причащался». Какого мифа стоит избегать на Пасху и на Светлой неделе

Просмотрено: 944 Отзывы: 1

«Я же уже причащался». Какого мифа стоит избегать на Пасху и на Светлой неделе

Распространенная в советское время практика редкого причащения связана с идеей о том, что не следует причащаться в Пасху, если приступал к таинству на Страстной седмице. А на Светлой неделе христиане часто и вовсе избегают участия в Литургии, мотивируя это тем, что они «уже причащались» или принимали участие в обильных застольях. Миф о том, что причастия в сам Праздник и в пасхальные дни следует избегать, комментируют священнослужители.

Не причащаться – это лишить себя полноты Праздника

Священник Владислав Мишин, настоятель храма иконы Божией Матери «Живоносный источник» в Москве

Священник Владислав Мишин

В целом отношение к причащению – это серьезный показатель того, где христианин находится. Причащение Святых Христовых Таин – это исполнение заповеди Христа Спасителя, Который Себя заповедовал нам и оставил эту дивную заповедь: «Сие творите в память обо Мне». Христиане собираются вместе в память о Господе нашем Иисусе Христе, Литургия и Причащение – это неотъемлемая часть нашей духовной жизни. Причастие – это как бриллиант в оправе, ведь в этот момент Сам Господь нас изменяет, входит в нас и поддерживает.

Сам я начал свое воцерковление в 1989 году, оно было связано с Оптиной пустынью, там я крестился. Мое первое причастие было как раз на Праздник Пасхи, в 1989 году в этом монастыре. И никогда ни по отношению к паломникам, ни по отношению к братьям даже не вставал такой вопрос – причащаться ли на Пасху? Для тех людей, которые меня окружали, это было жизненно, это было тем, к чему люди стремились всей своей душой.

Пасхальная радость переполняла меня. Это была единственная в моей жизни Пасха, когда я молился во время трех пасхальных Литургий. Ранняя – во Введенском соборе, следующая – в скитском храме Иоанна Предтечи, поздняя Литургия – в Никольском приделе Введенского собора. Я ликовал, подпевал хору. Хотелось, чтобы служба никогда не кончалась.

Причастие на Пасху – это полнота Праздника, к которой мы приобщаемся, которую Господь дает человеку.

Не причащаться – означает сознательно себя в чем-то ограничить, приобщиться к Пасхе не до конца.

Можно только посочувствовать людям, которые приобщались к другой традиции, или, может быть, есть какие-то другие обстоятельства, которые не позволили им причаститься в этот Праздник.

Если немного углубиться в этот вопрос, то можно отметить, что есть благочестивая традиция причащаться на Праздник Святой Пасхи и есть традиция причащаться в течение Светлой недели. И у разных духовников есть разное отношение к тому, как это нужно делать. Одни говорят, что если человек причащается, он должен в любом случае готовиться к этому, поститься и только после этого причащаться, другие напоминают, что Пасха – праздников Праздник, Торжество из торжеств – церковный устав в это время не подразумевает поста. Поэтому спокойно можно, вкушая все умеренно, прочитывая положенные молитвы, причащаться Святых Христовых Таин.

На Светлой не грешите и причащайтесь хоть каждый день

Протоиерей Александр Авдюгин, настоятель храма-часовни святых Богоотец Иоакима и Анны в честь погибших шахтеров города Ровеньки Луганской области

Протоиерей Александр Авдюгин

Причащение на Пасху не только не возбраняется, но и приветствуется – особенно если человек достойно прошел Страстную седмицу и исповедовался в Великую Субботу или даже в Великий Четверг. Если, конечно, он не совершил за это время что-то, что возопиет об исповеди. Такой человек может спокойно приходить и причащаться не только на Пасху, но и в каждый день Светлой седмицы – с одной лишь только просьбой: вычитывать хотя бы один час Светлой седмицы. Скажу даже, что на Светлой человек обязан причащаться – ибо Торжество из торжеств. Господь позволяет в это время причащаться любому верующему человеку. Любому!

Правило о том, что к каждому причащению нужно готовиться особым образом, на Светлой седмице не действует. Ходишь каждый день в эти дни на службу – каждый день и причащайся! Если, конечно, ты ничего не натворил в своем пасхальном веселье – не поругался ни с кем или еще что, мало ли. Тогда исповедь нужна. Но обычно православные христиане Пасху встречают с радостью, которая перебивает любые искушения.

Поститься перед причастием на Светлой седмице тоже не нужно. Нет поста в эти дни! Многие богословы и священники считают, что Светлая седмица исключает пост, а причастие в эти дни – в радость Воскрешения.

Вкушай все, что хочешь и можешь. Подготовка – только пасхальные часы.

У меня на приходе прихожане, которые исповедовались в субботу, все дни Светлой седмицы, если не нагрешили, причащаются без исповеди и подготовки. Ведь и мы, священники, когда ездим в эти дни по приходам, не постимся, а вкушаем любую пищу и потом причащаемся. Это единственный период в году, когда не нужно поститься перед причастием (если не считать другие дни, когда человека может благословить не поститься его духовник – и только он!).

Конечно, на сельских и небольших приходах проще – я, например, своих прихожан всех знаю. На городских, больших приходах священник тоже может допустить к причастию без исповеди только известных ему прихожан, а с другими – побеседовать. Это если на Светлой седмице, а на Пасху, напомню, не исповедуют.

Иногда на частое причащение смотрят с опаской из-за якобы “обесценивания” Таинства таким образом через какое-то “привыкание”. Это досужее мнение – отголоски начала ХХ века, когда была распространенной практика говеть 4 раза в год, а то и еще реже. Оно не имеет под собой никаких оснований и не должно становиться препятствием для желающего причащаться на Светлой седмице каждый день.

Не нужно равняться на старые предания и мифы

Священник Максим Бражников, настоятель храма Казанской иконы Богородицы города Орска

Священник Максим Бражников

В каноническом сборнике, в одном из правил, написано, что от Пасхи до Вознесения все верующие должны участвовать в жизни Церкви и причащаться Святых Тайн. То есть прямо предписывается в это время часто находиться в храме и причащаться, упражняться в пении, духовных песнях и добродетелях.

Наш церковный устав ставит такие дни, когда причащаться нельзя – если в этот день не совершается литургия, или если это, например, Великая Пятница или другие дни Великого поста, когда нет Литургии Преждеосвященных Даров. Соответственно, в обычное время всем причащаться – надо, и уж на Пасху тем более усердствовать в этом деле – надо. Нет никаких запретов и ограничений, если мы говорим о причастии на Пасху. На Светлой неделе причащаться тоже надо – нет поста, хотя лучше стараться не переедать, тем более что после Страстной седмицы «праздник живота» не так уж и полезен для здоровья. На Светлой неделе достаточно соблюдать евхаристический пост – от полуночи до самой Божественной литургии.

Если человек постился Великим постом, причащался на Страстной седмице, то ему полагается приступать к Святым Христовым Тайнам и на Пасху, и во время Светлой седмицы. Насколько я знаю, где-то еще сохранилась такая традиция, что на Пасху священники не причащают людей, но это было еще в СССР, и только в некоторых областях, где традиционно Пасху отмечали с размахом. Люди, предвкушая пир горой на всю деревню и зная, что на Пасху они будут объедаться, слушались своих духовников, которые им советовали причащаться как-нибудь заранее – например, в Великий Четверг или в Великую Субботу, а на Пасху, мол, не стоит.

Но я очень надеюсь, что подобные утверждения в прошлом, потому что уже и наша церковная власть несколько раз выпускала документы о подготовке христиан к Святому Причащению, в которых говорится о том, что нет запретов на причастие в праздник.

Более того, если священник выходит с Чашей – логично, что надо к ней подходить.

Правда, я изредка сталкиваюсь с ситуациями, что в некоторых храмах священники отказываются причащать людей по каким-то причинам, но мы знаем, что и сам Святейший Патриарх в своей проповеди призывал людей причащаться на Светлой неделе, поэтому нам, наверное, лучше равняться на него, чем на старые предания и мифы.

Если человек в течение Великого поста ждал праздник Воскресения Христова, то ему на Пасху и после нее какое-либо излишнее веселье, разные чрезмерные празднования будут мешать. Как говорил апостол Павел в послании к Титу: «Для чистых все чисто», поэтому для нас, христиан, радость и веселье должны быть нормальным состоянием. Христиане в принципе не должны ходить с постными лицами.

Правда, надо понимать, что иногда мирская радость – как многие люди делают на Пасху: напиваются водки и буквально падают – это не то, что нам надо. Есть и другая радость: если человек постился, на Пасху он чувствует в себе призвание перед Богом. Или обновление призвания. И тогда уже понимает, что не хочет расставаться с Богом. Пост закончился – а ему расставаться с Богом не хочется. И что же делать? Снова пойдем в церковь, будем слушать и внимать молитвам, будем читать Евангелие, будем и дальше в радости усиливать нашу молитву и научимся наконец радостно и нормально жить.

Записали Ирина Якушева, Артем Левченко, Ольга Лунина

Источник: https://www.pravmir.ru/ya-zhe-uzhe-prichashhalsya-kakogo-mifa-stoit-izbegat-na-pashu-i-na-svetloj-nedele/



Добавить отзыв

Введите код, указанный на картинке
Отзывы

Татьяна / 27.04.2019 15:20

А кто сейчас объедается, у пенсионеров такой доход маленький что за квартиру заплатишь и весь месяц ешь макароны.

Церковный календарь

Афиша

Православный календарь на март 2024 года

Март — особый месяц для христиан. Все потому, что начинается подготовка к одному из самых главных праздников — Светлому Христову Воскресенью. К...

Выбор редакции

Четверток 2-й седмицы Великого Поста 2024. О молитве

Истинная молитва есть голос истинного покаяния.Святитель Игнатий (Брянчанинов) Пусть никто не думает, братья мои христиане, будто одни лица священного сана...