Зачем Богу наше упорство

Просмотрено: 103 Отзывы: 0

Зачем Богу наше упорство

Художник: Уильям Холман Хант

Художник: Уильям Холман Хант

Жизнь со всеми ее трудностями – личными и общественными – вновь и вновь возвращает меня к этим евангельским эпизодам. А ведь они не всегда были мне понятны – в свое время казались странными, вызывали недоумение:

«...И сказал им: положим, что кто-нибудь из вас, имея друга, придёт к нему в полночь и скажет ему: друг! дай мне взаймы три хлеба, ибо друг мой с дороги зашел ко мне, и мне нечего предложить ему; а тот изнутри скажет ему в ответ: не беспокой меня, двери уже заперты, и дети мои со мною на постели; не могу встать и дать тебе. Если, говорю вам, он не встанет и не даст ему по дружбе с ним, то по неотступности его, встав, даст ему, сколько просит. И Я скажу вам: просите, и дано будет вам...» (Лк.11, 5–9).

К этой теме, к подобным примерам Спаситель обращался не раз – см. Притчу о неправедном судье и докучавшей ему вдове (ср. Лк.18, 1–9)

Что же хочет показать нам Господь на примере неотзывчивого соседа и злого, бесчестного судьи?.. Что даже и от них можно чего-то добиться, если быть упорным – или назойливым, или настырным, как хотите называйте, – а уж от Любящего-то – тем более? Но ведь то, что получит бедная вдова от судьи, а сосед от заспанного и раздраженного соседа, – это уже не свободный дар будет, не от любви. А от Бога-то мы именно даров любви ждем, и вынудить Его к каким-либо действиям – никак уж не можем. Какая же тут связь, думала я: неужели мы и Ему должны надоесть своими мольбами... чтоб Он дал нам просимое, наконец?..

«И Я скажу вам: просите, и дано будет вам; ищите и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят» (Лк.11, 9–10).

Всякий просящий получает? Еще одна причина смутиться и недоумевать. Ведь житейский опыт подсказывает: просимого можно и не получить, даже если годами молиться об этом каждый день...

Но весь вопрос, оказывается, в том, чего просить. Никто нам не запретил просить у Бога здоровья – себе и близким, – хорошей жизни, удачи в делах, мирного неба и т.д. Но никто при том не дал гарантий, что эти прошения исполнятся. Наши близкие всегда могут заболеть, война всегда может начаться, мор, голод, стихийное бедствие, любая другая беда – никогда не будут из нашей вероятности исключены. Исключено – до конца времени – другое: отверженность человека Богом, безразличие Творца к твари. Читаем дальше:

«...если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям своим, тем более Отец Небесный даст Духа Святого просящим у Него» (Лк. 11,13).

Вот о чем, оказывается, речь. О благодатной помощи. О дарах Духа. О спасении. Еще раз к 18-й главе от Луки:

«...слышите ли, что говорит судья неправедный? Бог ли не защитит избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь, хотя и медлит защищать их? Сказываю вам, что подаст им защиту вскоре. Но Сын Человеческий, пришед, найдет ли веру на земле?» (Лк.18,7–8).

Видите, как совмещены здесь противоположные, казалось бы, по смыслу слова – «медлит» и «вскоре»? На самом деле в нашем времени, в нашей краткой земной жизни – всё вскоре (с возрастом это очень хорошо понимаешь), и всё – не сразу, постепенно. Не сразу человек становится взрослым, не сразу чему-то обучается, что-то понимает, не вдруг просвещается и становится умным его сердце. Бог медлит, снисходя к ограниченным возможностям нашей падшей природы – чтобы мы дозрели, доросли. А что при этом требуется от нас? Не рассчитывать на то, что всё будет быстро, – и проявить терпение. Нет, не то пассивное житейское терпение, которое нередко обозначается словами «Ну, что ж теперь, ничего не поделаешь». Терпение во внутреннем труде. Упорство в нем. Не безвольное упрямство и не назойливость, конечно – назойливость пусть остается для земных неправедных судей, – но именно упорство, неотступность «избранных, вопиющих день и ночь».

Вера в человеке вырастает не вдруг, ее надо терпеливо растить и закалять в неотступной молитве

Почему так? Да всё потому же: вера в человеке вырастает не вдруг, ее надо терпеливо растить и закалять в неотступной молитве. Отступиться, перестать молиться – означает впасть в уныние, перестать верить в Его любовь... и – самое страшное – согласиться обойтись без просимого. Без благодати. Без света и тепла. Без ограды для спасенных. Без Его ощутимого и действенного присутствия в нашей жизни. Без радости, наконец – той, которую Он нам заповедал (ср. Ин.15,11).

На мой взгляд, здесь большая проблема сегодняшней нашей жизни в Церкви. Эта жизнь нередко оказывается сухой, поверхностной, непоследовательной, даже механической – именно потому, что мы не ждем. То ли уже погасли, то ли никогда не загорались, то ли в ложное смирение ударились – «Да откуда ж это нам, ничтожным и окаянным!» – но вот не ждем от своей веры ничего такого, что выходило бы за рамки наших житейских состояний и переживаний. Максимум, на что рассчитываем, – это некая психотерапия, улучшение настроения после службы. Но разве это обещает нам Господь – и не только в процитированных выше стихах Евангелия? От Его слов, обращенных к окружавшим Его людям – а значит, и к нам – захватывает дух:

«Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит, потому что Я к Отцу Моему иду» (Ин.14,12).

«Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод, и чтобы плод ваш пребывал, дабы, чего ни попросите от Отца во имя Мое, Он дал вам» (Ин.15,16).

Если бы всё то, что Христос говорил апостолам, имело отношение только к ним, живое христианство на них бы и закончилось

Мы должны понимать: если бы всё то, что Христос говорил апостолам, имело отношение только к ним, живое христианство на них бы и закончилось. Или – даже получив географическое распространение, не получило бы никакого духовного роста и развития. Меж тем за апостольской эпохой последовала эпоха мучеников, затем – времена святоотеческие; а в дальнейшем ни одно столетие не обходилось без своих святых, и в ХХ веке, после всех перипетий исторического христианства, просияла эпоха новомучеников и исповедников православной России. Мы должны стать такими же, как они; это не завышение самооценки, а самая что ни на есть христианская реальность. И об этом надо неотступно, постоянно молиться. «Сын Человеческий, придя, найдет ли веру» – в нас? Каким Он нас увидит: ждущими, горящими, молящимися – или погасшими, остывшими, разочарованными?

Возвращаемся в 11 главу от Луки, в тот самый разговор:

«Какой из вас отец, когда сын попросит у него хлеба, подаст ему камень? или, когда попросит рыбы, подаст ему змею вместо рыбы?» (Лк. 11, 11).

Да, пока мы на земле, в уязвимой плоти, пока мы связаны кровно и душевно с другими людьми, пока мы граждане своей страны, наконец, – мы обречены просить Вседержителя о многом. И чего-то из просимого Он может нам не дать. Но, коль скоро Он есть любовь (ср.1 Ин. 4, 8), – Он не может не дать нам того, без чего мы не только не можем обойтись, но и не должны обходиться. Да, как родитель не может подать своему ребенку камень вместо хлеба. У нашего Отца нет для нас камней.

Потому хочется сказать всем, и в первую очередь самой себе: не уходи от Его дверей. Они только кажутся запертыми изнутри. Стучи – Он не спит. Его светильники не гаснут. И хлеб у Него – неизбывный.

 Источник: https://pravoslavie.ru/157560.html



Добавить отзыв

Введите код, указанный на картинке
Отзывы

Церковный календарь

Афиша

Православный календарь на июль 2024 года

В июле в церковном календаре нет ни одного праздника, посвящённого жизни Христа. Но это не значит, что для православных этот месяц менее значим, чем другие. В...

Выбор редакции

Монахиня Макария (Десипри), через которую святой Ефрем Новый благоволил сделаться известным

Фото: doxologia.ro / Magda Buftea      Человеком, через которого святой Ефрем Новый соблаговолил открыть себя всему миру, является...