«Загадочная сила, которая качает созвездия» Путь святой Варвары в наше время. Свидетельства современников

Просмотрено: 47 Отзывы: 0

«Загадочная сила, которая качает созвездия» Путь святой Варвары в наше время. Свидетельства современников

Память этих святых празднуется в один день — великомученицы Варвары, которая уверовала в Бога потому, что увидела мудрость в красоте мироздания, и учителя Церкви, богослова и философа, преподобного Иоанна Дамаскина, который в своем труде «Точное изложение православной веры» изрек:

«Бог не оставил нас в совершенном неведении. Ибо знание того, что Бог существует, Им естественным образом всеяно во всех. И сама тварь, и как ее непрерывное продолжение, так и управление возвещают о величии Божественной природы».

Да, существуют две великие книги Господа — Книга Священного Писания и Книга природы. И мы, люди, можем читать и ту, и другую, дабы постигать правду о бытии Божием.

Что же мы? Постоянно спешим куда-то. У нас масса важных и неотложных дел. Дни и ночи мелькают друг за другом, подобно машинам, несущимся по скоростному шоссе. Вот, недавно был в Минске обильный снегопад, покрывший деревья и землю великолепным и весьма объемным белым покрывалом — много лет такого не было! Я шла среди этого сказочного пейзажа и думала, что каждая из неисчислимого количества упавших снежинок уникальна, и каждая изысканна, совершенна по своей форме. Ну, разве не чудо?! Причем какое-то совсем не рациональное, просто так. А еще — хрупкое, зыбкое чудо, обреченное на скорое разрушение... А моя еще совсем не пожилая соседка по подъезду, проходя мимо, ворчала, что так тяжко месить ногами эту снежную кашу, и как она устала добираться до магазина. А сосед-алкоголик, выходя на улицу, даже не взглянул на эту красоту вокруг и с окаменелым выражением лица двинулся по своим «важным» делам, наверное, в тот же самый магазин.

Многие души, с трепетом взирая на Книгу Бытия, прочли в ней весть о Всевышнем

Как часто, влекомые потоком суеты и приземленной многозаботливости, мы проходим мимо чего-то очень важного... Но ведь есть те, кто смог остановиться — и увидеть, и ощутить Надмирное. Святая Варвара — не единственная, с кем произошло это тихое чудо.

На самом деле, великолепие и чудная гармония мира везде и во всем свидетельствует человечеству о непостижимом совершенстве Творца, который задумал и свершил видимую нами Вселенную! И многие души, с трепетом взирая на Книгу Бытия, прочли в ней таинственно запечатленную весть о Всевышнем. И возрадовался дух их, ощущая, как незримо, тихо, прикровенно царит во всем Бог, создавший и небо, и землю, и всякое живое существо... Так случилось со святой Варварой, жившей в конце III века нашей эры, так случается с людьми и в наше время. Листая в своем архиве интервью разных лет, я нашла несколько подобных примеров, рассказанных мне нашими современниками.

Святая великомученица Варвара

Святая великомученица Варвара

«У меня всегда было какое-то чувство предстояния Господу»

Александр Беганский, поэт:

По ниве дней земных ступает тихий Жнец,
Лишь острый серп его до времени таится.
Сей жизни краткой полагает он конец,
Ни малый колос от Него не уклонится.

Пускай волнуется еще неспелый дух,
Страстями мира понуждаемый к движенью.
Уже невольно обострен сердечный слух,
Шагов улавливая тайных приближенье.

— Всегда было какое-то чувство предстояния Господу, того, что Кто-то надо тобою. И в тебе, и над тобою... Ты в каком-то присутствии... Где-то острее это чувствовалось, где-то притуплялось. Но я в этом жил, и, в общем-то, это меня и вело. Я так думаю, что в детстве это была великая радость ожидания чего-то очень светлого. Его предощущение было, и желание свершения этого светлого.

«Путь к вере святой Варвары для многих людей не характерен»

Юрий Залоско, протоиерей, доктор философии, психолог:

Протоиерей Юрий Залоско

Протоиерей Юрий Залоско

— Душа человека, как сказал Тертуллиан, — по природе христианка, то есть по природе ищет Бога и в конечном счете жаждет встречи со Христом. Значит, мы призваны поддерживать ростки философского рассуждения, начиная с детского возраста. Затем эти ростки, с помощью Божией, посредством проповеди, могут вырасти в древо веры...

В наши дни созерцание этой древней святой может показаться идиллией. Очевидно, что путь созерцания Книги природы более характерен для выходцев из сельской местности. Вспоминая свое детство, я вижу подтверждение этого пути. Когда весной цветут поля, оживают леса и когда начинают созревать хлебные нивы — детское сердце ликует. Ведь оно созерцает то «непрерывное продолжение творения», о котором писал преподобный Иоанн Дамаскин...

А в условиях городской цивилизации мы видим в основном разные искусственные объекты — творения рук человеческих. Мы существуем в условиях массового скопления людей, утомляющего душу. И здесь уже не до созерцания красоты. Поэтому путь к вере святой Варвары для многих людей не характерен. Хотя такая возможность, конечно же, остается.

«В мечтательной тоске я смотрела на небо»

Татьяна, мать пятерых детей:

— Каждый, кто знаком с поэзией хоть немного, помнит удивительные формы, которые могут принимать облака. То корабль с парусами, то небесный замок, то барашки и прочие очертания, похожие на земные. В мечтательной тоске я смотрела на небо в день Сретения Господня (только я не знала, что есть такой праздник, я вообще ничего не знала тогда) — и вот вижу, что облако на небе — не облако, а из облачной массы на небе появился образ Иисуса Христа. О, как явно я поняла, что Бог зовет меня! Господь протягивал мне ладонь, собственно говоря, это был лишь Лик и ладонь, как будто Он смотрел на меня вертикально сверху.

Из облачной массы на небе появился образ Иисуса Христа. О, как явно я поняла, что Бог зовет меня

Я долго в оцепенении и блаженстве наблюдала это «облако». Наконец, опомнилась и решила отвести взгляд, чтобы проверить, не исчезло ли видение... Подняла глаза — а Он все зовет...

Не скажу, что все так резко поменялось во мне. Я продолжала щекотать нервы и себе, и окружающим нецензурной бранью, «отвязанным» поведением в состоянии подпития. Но что-то невидимо, неприметно стало меняться...

«Восхищение природой может привести и к ее обожествлению...»

Елена Наследышева:

Елена Наследышева

Елена Наследышева

— И как не вспомнить стих иеромонаха Романа (Матюшина), где есть такие строки:

Оставь земное. Выйди к Небесам.
Расстанься на немного с суетою.
Творение апостольствует нам,
А мы закрыли души на святое.

Многие из тех, кто видел великолепие неба и земли, кто искал истину и смысл бытия, приходили к твердому убеждению в существовании Создателя мира. Только этого мало...

Господь выше нашего разумения. Потому истинное Богопознание возможно только через откровение Свыше, когда Творец Сам свидетельствует о Себе, Сам открывается человеку. К такому знанию о Боге нельзя прийти ни путем созерцания, ни путем размышления. И апостол Павел, сам получивший подобное откровение, засвидетельствовал: «никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым» (1Кор. 12, 3). Не услышав проповеди веры христианской, уверовать во Христа невозможно.

Богопознание возможно только через откровение Свыше, когда Творец Сам свидетельствует о Себе, Сам открывается человеку

А восхищение природой может привести к ее обожествлению и поклонению природным стихиям — к язычеству... Так случилось с родным отцом святой Варвары. И эта «вера» настолько ослепила человека, что он сам отдал свою дочь-христианку на пытки и смерть, и теперь мы чтим ее как великомученицу.

Время течет, проходят столетия. А люди, порой даже самые родные, по-прежнему враждуют друг с другом из-за веры в Бога...

«Негативная реакция моих родителей закалила мою веру»

Николай:

— Мой конфликт с родителями был очень острым. Хотя вряд ли бы я дерзнул его сравнивать с тем конфликтом, который в свое время имел место у святой Варвары с ее отцом.

В то время, когда я пришел в храм, я был еще подростком и боялся своих родителей. Так боятся дети, когда бывают виноваты. Я очень остро переживал реакцию родителей на мое отношение к Богу, к Церкви, к вере. Но страх, вызванный этой реакцией, отличался от обычного, который бывал, когда меня справедливо ругали за те или иные провинности, которых было очень много. У отца было чувство какой-то неестественной ненависти. Я знал, как ругается и сердится мой папа, но, когда дело касалось Церкви, злоба имела совершенно иной характер. Она была менее выражена внешне, но ее воздействие было очень сильным. Отец злился на меня шепотом, сквозь зубы, и именно это более всего устрашало.

Я не могу назвать моего папу неверующим человеком — скорее, он человек, который против Бога. Он не исключает, что Бог существует, но не может с Ним согласиться во многих вопросах. Если бы он допустил существование вечной жизни, о которой говорит Церковь, то смог бы объяснить существование зла в мире и понял бы, что причиной его присутствия в нашей земной жизни является не Бог, а отступление людей от Бога.

Негативная реакция моих родителей закалила мою уверенность, мою веру. Потому что со стороны родителей были не только нападки, ирония, но и какие-то доводы, мнения...

Не берусь сказать, что мне помогло выстоять. Я просто сжимал зубы и ждал. Трудно было верить, что это когда-нибудь закончится, я не знал, сколько это будет продолжаться, а нервная система была на пределе. И единственное, где я мог черпать утешение, это, конечно, Евангелие и творения святых отцов, которые я читал. Особенно «О терпении скорбей» святителя Игнатия (Брянчанинова).

Если бы у меня не было такой обстановки дома, вряд ли бы я смог читать эти книги. Но тогда они воспринимались как истина, потому что все, о чем писалось в Евангелии, исполнялось буквально. Слова Спасителя о том, что не мир пришел Он принести на землю, но меч, что пришел разделить родственников, исполнились с буквальной точностью, причем лезвие этого меча проходило по всем плоскостям жизни.

Мое обращение к вере совпало с так называемым переходным возрастом, самым его началом. Это время, когда конфликт возникает независимо от того, приходит человек в Церковь или нет. Но могу сказать однозначно, что проблемы, возникающие на почве отношения к вере, — это не тот конфликт, который описан в «Отцах и детях» Тургенева. И не тот конфликт, который бывает, скажем, между молодоженами и их родителями.

Не берусь комментировать ненависть к Церкви моих родителей, я не знаю, чем она была вызвана, даже не берусь давать какие-то рекомендации другим, потому что тут все было перемешано. У нас в роду не было священников и серьезно верующих людей. Поэтому ошибки были неизбежны. Когда анализирую прожитое, то нахожу, что там была совершена ошибка на ошибке. Многое можно было сделать по-другому. Но в том, что вызывало конфликт на почве моего отношения к Церкви, ничего нельзя поменять. Я никак не мог бы убедить родителей в том, что поступаю правильно.

На обстановку в собственном доме, на сердце родителей, на мировоззрение тех, кто был против Церкви, я думаю, может повлиять личная духовная жизнь человека, который пришел в храм. Вопрос только в том, как быстро и насколько глубоко. У нас все, кроме дедушки по маме и папиных родителей, были некрещеные. Потом крестилась бабушка по маме, потом дядя и тетя крестили своих детей. Тот или иной интерес к Церкви все равно пробуждался. Хотя я не проповедовал, никого не учил, никому ничего не навязывал. А просто верил и поступал так, как считал нужным, например, соблюдал пост, который мне запрещали соблюдать.

Можно сказать, что от меня отреклись за то, что я так глубоко обратился к вере

У меня никогда не возникало чувство неприязни, мстительности. Хотя, нет, были, конечно, поводы, чтобы ответить тем же. Когда рвали мои книги, например... Можно сказать, что от меня отреклись за то, что я так глубоко обратился к вере. В то время я жил у родителей, и так уж получалось, что я со своей верой оказывался гостем: «Ты наш сын, но твоя вера, извини, нежеланная гостья в нашем доме, книги — тем более!» Я вообще удивляюсь, как смог такое долгое время жить при подобных отношениях с родителями! Конечно, мне хотелось психануть, уехать. Я остывал, каким-то образом брал себя в руки.

А в целом у меня всегда было положительное отношение к родителям. Тем более что взгляд на самого себя меняется. И, я думаю, имеет смысл говорить не только о том, как я это все переживал, а еще о том, как они это переживали. Их тоже надо понять, учитывая, что они не верили в Бога, не верили в вечную жизнь. Для них существовала только эта жизнь, с ее ценностями, приоритетами, общественным мнением (а что скажут другие?). А наш семейный конфликт не был только нашим достоянием, но и достоянием той среды, в которой приходилось вращаться папе и маме.

Конечно, я молюсь за родителей. И думаю, что молитва никогда не остается не услышанной. И вижу, что у нее есть плоды. Можно даже сказать, что Бог готов сразу исполнить нашу просьбу. Зачастую еще до того, как мы обратимся к Нему с каким-то осознанным прошением. У меня есть все основания надеяться на то, что пройдет какое-то время, и родители тоже придут в Церковь. Так бывало в семьях моих друзей, хотя у них не было такого острого противостояния. Однако пример их детей со временем дал положительные результаты: родители ходят в храм, ходят осознанно. Я думаю, что у меня тоже это будет.

Говорят, что ненависть — обратная сторона любви, и чем острее человек ополчается на Бога, чем острее его конфликт с Господом, тем более пламенная любовь к Богу и Церкви возникает у него со временем. И я надеюсь, что в моем случае это именно такая ненависть...

Альберт Эйнштейн: «Наш ограниченный разум
не способен постичь загадочную силу, которая качает созвездия...»

Елена Наследышева

— Ненависть отца святой Варвары так и не обратилась в любовь к Богу, и он собственными руками казнил дочь. Трагических, кровавых примеров вражды из-за веры, конфликтов убеждений между родными людьми, увы, множество.

Также немало примеров, когда человек, созерцающий фантастическую сложность макро- и микро-вселенной, становился язычником или же адептом веры во внеземные цивилизации.

Но, по мнению отца Юрия Залоско, «язычеству можно научиться с помощью других людей и от людей. А созерцая дивную красоту мира, человек, как правило, задается вопросом о том, что у такого мира должен быть Творец, иначе мир необъясним в своей основе».

В подтверждение этих слов вполне можно привести высказывания Альберта Эйнштейна, который не был христианином, однако сказал так:

«Чувствовать, что за всем, что можно испытать, есть нечто, что наши умы не могут понять, чья красота и возвышенность доходят до нас только косвенно, — это религиозность. В этом смысле... я набожный, религиозный человек».

И, как ученый, честно добавил:

«Мы видим, что Вселенная устроена удивительно, подчиняется определенным законам, но мы понимаем эти законы лишь смутно. Наш ограниченный разум не способен постичь загадочную силу, которая качает созвездия...».


Источник: https://pravoslavie.ru/149982.html



Добавить отзыв

Введите код, указанный на картинке
Отзывы

Церковный календарь

Афиша

Православные церковные праздники в феврале 2023 года

В феврале православные отмечают 95 церковных праздников, в том числе великий двунадесятый праздник Сретение Господне, первая в 2023 году Вселенская...

Выбор редакции

«Религия — опиум для народа!» История первых двадцати лет борьбы с церковью и людьми

В 1932 году Сталин объявил начало «безбожной пятилетки», поставив цель — к 1 мая 1937 года на всей территории...