«Жить по инерции не получается». Иерей Андрей Мизюк — о Петровском посте

Просмотрено: 82 Отзывы: 0

«Жить по инерции не получается». Иерей Андрей Мизюк — о Петровском посте
Начинается Апостольский пост, хотя только недавно закончился Великий. И часто мира между нами нет, хотя нельзя сказать, что кто-то однозначно прав или неправ. Но мы вновь вступаем на путь испытаний, и какими бы они ни были, важно сохранить в себе человека. Священник Андрей Мизюк, регулярно посещающий «красную зону», размышляет о том, какое значение приобретает пост сегодня.

Священник Андрей Мизюк

«Пост дает, а не отнимает»

Тяжело перестать жить по инерции. По себе чувствую. Как-то жилось оно все эти последние годы относительно привычно. Не скажу, что спокойно, но привычно. А потом был конец 2019 года и…

Нет, я совсем не хочу рассказывать, а точнее, пересказывать то, что «наш мир изменился навсегда». Не сильно он изменился. Но точно перестал быть привычным. А спокойным он и так никогда не был.  

Интересно, что и в этот пост мы вновь входим напряженно. Год прошлый запомнился особенно по Великому посту. Закрытие храмов, пустые улицы, магазины, из которых вытрясли гречку и зачем-то туалетную бумагу, дикие цены на имбирь, чеснок, маски и антисептики. Я совсем не помню годы дефицита, но покупка перчаток в аптеке, парацетамола и иных лекарств стала тогда почти застольными разговорами о подвигах. 

Это снаружи. А в храме стало не хватать наших прекрасных прихожан старшего возраста. И расстались мы тогда надолго. А с некоторыми знакомыми простились.

Меня как-то спросили: «Ну, а может быть, просто время пришло уходить, вот и умерли люди». Я не согласен. Были у меня хорошие знакомые, которые на тот момент поправлялись после тяжелых заболеваний, но этот вирус все перечеркнул. 

Петров, апостольский пост, пост Пятидесятницы. Многие всерьез говорят о нем как о некоем пережитке. Вроде бы как хватит и двух многодневных постов.

В разговоре о посте почти всегда смещаются акценты с главного. Чаще всего споры идут о том, что, мол, сколько можно уже изнурять себя отказами во всем и зачем-то высчитывать, сколько дней и недель будет наступающий пост.

Мы почти всегда в своих трудах (особенно на поприще поста) зачем-то подсчитываем потери. Как же, наконец, настроить себя на мысль о приобретении? О том, что пост дает, а не отнимает.

«Человек сам себе запутанный лабиринт»

Понятно, что строго исполненная гастрономическая часть (со многими послаблениями, между прочим) совсем не есть пост, хотя игнорировать уставные рекомендации, заменяя их якобы большим усилием в практической, духовной части тоже практика сомнительная. Даже в воскресных школах цитируются пословицы про «сытое брюхо, что к молитве глухо».

Пост — это всегда путь и разговор о дороге. Моей личной персональной дороге навстречу Богу. Это разговор о главном с Богом. Да, для кого-то это возможность выскочить из повседневности. И если уж это дорога, то странно в нее брать с собой холодильник. Но и рассчитывать на то, что я вполне себе готов на подвиги отцов-пустынников ранних веков и их житийные поприща пройду не хуже, тоже как-то самонадеянно.

Каждому из нас дан свой путь. Но по днях Пятидесятницы апостолы, собираясь в путь проповеди и просвещения, находились в посте и молитве. Приготовляли себя. К сложностям, к страданиям? К боли? К испытаниям? Да, но не только. Не только ко внешним.

Человек сам в себе очень часто запутанный лабиринт со многими ловушками и неприятными встречами. Зажечь сердце молитвой в этом лабиринте и последовать примеру и совету Церкви — это и есть пост. Нет, не расписать себе все эти дни от начала до 12 июля по календарю, но посмотреть в ее века, в ее бесконечность и пространство, увидев целью не конкретную дату, а Царство Божие. Ибо этой целью были и деяния апостолов, их пути и намерения.

«Те, кто был един, разделились»

Надо понимать, что слова Христовы о посте и молитве и о том, что необходимо идти и научить, не были адресованы конкретно апостолам. Эти слова обращены к каждому из нас. Пост и молитва — это не исполнение традиции, не разгрузка организма и дополнительная духовная практика. Это сильнейшее лекарство. Лекарство против страха. Это прививка здравомыслия и доверия Богу. Это восстание против тлеющего себя и взгляд на себя нового. И вечного.

Так сказал пророк Иеремия: «Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, не такой завет, какой Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской; тот завет Мой они нарушили, хотя Я оставался в союзе с ними, говорит Господь. Но вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом. И уже не будут учить друг друга, брат брата, и говорить: “познайте Господа”, ибо все сами будут знать Меня, от малого до большого, говорит Господь, потому что Я прощу беззакония их и грехов их уже не воспомяну более» (Иер.31:31–34).

Именно теперь, как никогда, мы нуждаемся в здравомыслии. В терпении и способности слышать других. Способности доверять и любить.

Принимать мнение другого человека, говорить и выслушивать. И даже не соглашаться, но все равно говорить. И очень нуждаемся в силе, которая даст нам возможность бороться со страхом. Не залезая на пулемет грудью, не похваляясь своей уверенностью в чем бы то ни было, но исходя из закона любви, из той заповеди, по которой в нас узнают, что мы Христовы. 

«Да любите друг друга». 

И вот уже кажется, что теперь эта заповедь, это благословение — недостижимая высота. Ныне даже те, кто прежде был един с другим во мнении, разделились и разошлись.

Но не предупреждал ли Христос о том, что сатана придет рассеивать нас? Мы говорим и молимся о здравомыслии, потому что эмоции и чувства ввергают многих из нас в состояния духовно опасные. Но именно согласие и поиск его всегда, не только сегодня, были и остаются главным инструментом в достижении единственной цели — мира. Как иначе мы можем желать мира и Божьего Царства?

Но часто мира нет. И сложно присоединиться к одному из лагерей и сказать: «Вот здесь правы, а там — нет».

«Доверие Богу не отменяет нашей ответственности»

И это не о том, о чем сейчас все спорят. Нет и не может быть ничего, что бы оправдывало преимущество в чем-то одних над другими, как не может быть оправдана безответственность по отношению к жизни и здоровью других людей. 

Мы сегодня имеем опыт, которого у нас не было год назад. Неужели он сегодня не может дать нам сил перейти от эмоций и порывов к разговору и мысли? Да, возможно, на это мало времени, но, тем не менее, это необходимо. Там, где у одной из сторон появляется определенная сила и с помощью этой силы начинается давление, не может быть диалога. Точнее, он почти никогда не появляется. Потому что на силу всегда вырастает сопротивление. А это не способствует никакому здравомыслию. 

Да, мы входим сегодня на очередной путь испытаний. Каковы они — нам, возможно, еще не совсем ясно. Но каковыми бы они ни были, важно сохранить в себе человека. Человека Божьего. Это тяжелая и сложная задача. Особенно теперь, когда все вокруг накалено до предела и не знаешь, кому и зачем верить.

С апреля и по сегодняшний день мне приходится почти еженедельно бывать у людей в «красной зоне». Там встречаются разные люди. И те, кто был уверен (и даже остается), что мы в одной большой глобальной политической грязной игре, и те, кто был предельно осторожен и соблюдал по мере своих сил все требования всех надзоров. 

Пост и молитва сегодня — о сохранении здравомыслия и мира, о способности слышать и говорить, о необходимость беречь себя и друг друга и ценить это. 

Жить по инерции не получается. Перемены уже даже не каждый день, но и час. Что это? Выход в открытое море, к штормам и бурям? Или же просто течение на речном повороте стало чуть сильнее?

Доверие Богу не отменяет нашей ответственности. Просто важно помнить, что дороги нашей жизни мы никогда не проходим в одиночку, но перед Его Лицом нам не сослаться на кого-то другого и не рассказать, что за меня все решили свыше. Моя ответственность в моих руках.

Источник: https://www.pravmir.ru/zhit-po-inerczii-ne-poluchaetsya-protoierej-andrej-mizyuk-o-petrovskom-poste/



Добавить отзыв

Введите код, указанный на картинке
Отзывы

Церковный календарь

Афиша

Православный календарь на сентябрь 2021 года

В течение многих столетий в церкви и за ее пределами происходили события, которые позже становились православными праздниками для всего верующего народа....

Выбор редакции

Бежать, чтобы помочь. Непростые истории участников Московского марафона

26 сентября в рамках Московского марафона состоится главный забег акции «Милосердие на бегу». «Благобегуны» уже активно регистрируются...