Сегодня не только в нецерковной среде, но и на просторах православных масс-медиа тему влияния на человека пагубных страстей, таких как наркомания, пьянство, сребролюбие, блуд, часто обходят стороной, несмотря на явное порабощение при этом человеческой души лукавыми духами. На эту тему – наш разговор с духовником Киевской академии и семинарии архимандритом Маркеллом (Павуком).
– Отец Маркелл, на пороге длительный Рождественский пост. Можно ли считать, что постящийся человек неизбежно сталкивается с «царством духов поднебесных»? И почему во времена Антония Великого, в ІV веке, да и в период подвигов преподобных отцов Киево-Печерских, в ХІІ веке, борьба с бесами была так ярко выражена, о чем говорят древние патерики? А сегодня эту тему как-то нивелируют или обходят стороной?
– Известная поговорка: «Лежачего не бьют». Злые духи – бесы – искушают человека в ХХІ веке не меньше, чем искушали в IV и ХІІ веках. Разница лишь в том, что раньше многие подвижники благочестия с помощью молитвы и поста умели давать им решительный отпор, а ныне люди, оторванные от Бога и Его Церкви, добровольно сдаются им в плен и даже не осознают, что полностью находятся в их власти и исполняют их волю. Сейчас говорить об искушении злыми духами даже в церковной среде стало как-то не принято. Многие предпочитают воевать со своими соседями, начальством, чиновниками; у нас на Украине раскольники воюют с «русским миром», «рукой Кремля», но никак не со злыми духами.
– Каким образом это происходит?
– Для управления человеком злые духи используют грехи и страсти. В наше время очень многих людей бесы делают своими покорными рабами через пристрастие к спиртному. Злой дух старается довести пьяниц до такого состояния, чтобы они совсем себя не контролировали. Разбитые семьи, брошенные дети, страшные аварии на дорогах, о которых ежедневно, как о сводке с фронта, сообщают СМИ, – это чаще всего результат злоупотребления спиртным.
Можно быть подвластным бесам через пристрастие к курению. Внешне это может никак не проявляться, но курящий человек пребывает в состоянии постоянной зависимости, не может молиться должным образом, участвовать в церковных таинствах. Табакокурение в старину называли «ладаном сатаны». Посмотрите, торговая сеть буквально завалена табачными изделиями и рекламой этого зелья. Неудивительно, что дети и молодежь копируют взрослых. Часто женщины, несмотря на то что носят под сердцем дитя, не могут отбросить это злое пристрастие, подвергая младенцев опасности тяжелых заболеваний.
Тех, кто имеет привычку постоянно гневаться из-за мелочей, злые духи иногда доводят до жестоких конфликтов, даже до убийства… Ибо гнев, злоба, ненависть – бесовские чувства.
Через мужей и жен, которые привыкли к беспорядочному удовлетворению блудной страсти, нечистым духам удается разрушить и их семьи, и чужие. Однако больше всего зла лукавым духам удается причинить через страсть сребролюбия. В результате бесы не только ссорят ближайших родственников и друзей, но и развязывают войны между государствами. Как видим, в руках бесов страсти – это оружие массового поражения, через которое им удается многих и многих погубить.
Бесы искушают преп. Исакия Печерского. Иллюстрация древнего Киево-Печерского патерика
– Скажите, отче, насколько актуально сегодня Добротолюбие, в котором святыми отцами четко обозначены страсти человеческие и борьба с ними? Или эти книги рассчитаны на монашествующих, а мирским людям руководствоваться ими неполезно и даже вредно, как приходится слышать от некоторых священников?
– Многие современные богословы, боясь оказаться в числе «непросвещенных маргиналов», предпочитают говорить о таких возвышенных предметах, как теозис (обо́жение), исихазм, всепрощающая любовь, но только не о борьбе со злыми духами и страстями. Даже такие основополагающие добродетели, как смирение и послушание, без которых в корне невозможна духовная жизнь, под влиянием идей протестантизма нынешними либералами дискредитируются. Ныне никто ни перед кем смиряться не собирается, если это не связано с карьерной и материальной выгодой. Поэтому книга Добротолюбие сейчас у многих даже церковных людей лишь пылится на полке, но мало кто собирается её серьезно изучать, и тем более – руководствоваться ею в духовной жизни.
Отчасти это может быть связано с тем, что никто не берет на себя смелость сделать большой комментированный перевод Добротолюбия на современный язык, который был бы понятен не только монаху-богослову, но и простому прихожанину. Например, такую работу для Румынской Православной Церкви в ХХ веке сделал священник Думитру Станилоаэ.
Нельзя запрещать мирянам читать Добротолюбие. Само название говорит о том, что эта книга никак не может навредить. Когда святитель Игнатий (Брянчанинов) пишет, что не все святоотеческие книги подходят для чтения мирянам, то имеет в виду лишь ту опасность, которая может возникнуть из-за неправильного восприятия некоторых текстов при отсутствии грамотного толкования.
– Отче, если можно, более подробно разъясните, в чем же состоит опасность страстей? Ведь в секулярном обществе страсти еще называют «творческим горением», «энергией созидания», считается, что они являются «основными двигателями творческого процесса».
– Страсть — это укоренившаяся греховная привычка, ради которой человек готов пожертвовать не только материальными ресурсами, но и самым дорогим – родными, друзьями, здоровьем, свободой, честью, совестью, родиной. Таким человеком очень легко манипулируют злые люди и духи. Аскеты выделяют 8 основных страстей со многими производными от них:
- Чревоугодие (пьянство, курение, наркомания).
- Блуд (прелюбодеяние, содомские грехи).
- Гнев (осуждение, празднословие, колкие слова, убийства).
- Сребролюбие (скупость, воровство, стремление к дорогим нарядам и украшениям).
- Печаль (лень, впустую потраченное время).
- Скука (депрессия от потерь и неудач, страх).
- Тщеславие (чрезмерная забота о красоте тела и одежды, пристрастие к наградам и похвалам).
- Гордость (властолюбие, неуважение к другим).
Кто с помощью внимательной молитвы и нелицемерного поста побеждает страсти, тот живет в мире, имеет много настоящих друзей, в сердце у него пламенеет любовь не только к близким и родным, но и к врагам; он одевается в милосердие, смирение, кротость, а главное, наслаждается самым дорогим – действием благодати Духа Святого.
Архимандрит Маркелл (Павук)
– Логический вопрос, батюшка: каким образом можно избавиться от лукавых духов, если они завладели душой человеческой?
– Бесы очень гордые. Они убегают, если мы их внушения просто начинаем игнорировать. Об этом пишет преподобный Иоанн Лествичник. Кроме того, самым сильным орудием на диавола является молитва, пост, регулярная Исповедь. Эти средства позволяют христианину быть всегда на страже своего сердца и не давать укореняться страстям.
Если христианин пренебрегает молитвой, игнорирует пост, боится или стыдится Исповеди, тогда он оказывается игрушкой в руках лукавого, которой тот играет до тех пор, пока полностью не сломает и не отправит к отцу своему диаволу на вечные муки.
Еще очень важно, чтобы родители не пренебрегали своими обязанностями и старательно, с любовью и в строгости, воспитывали своих детей, предостерегали их от впадения в искушения, чтобы злые страсти не успевали укорениться в их сердце. Если дети с малых лет научатся ходить в храм и регулярно будут принимать участие в таинствах, ощутят сладость покаяния и молитвы, тогда, если в сложный переходный возраст и отойдут от Церкви, в будущем они обязательно сюда вернутся. Ибо только здесь будут чувствовать себя в безопасности в нашем сложном, меняющемся мире.
– Отец Маркелл, в Евангелии отчетливо просматривается, как все силы ада восставали на Господа нашего Иисуса Христа, начиная с искушения в пустыне во время 40-дневного поста Спасителя и кончая беснованием мучителей в последние дни и часы Его крестных страданий…Неужели жизнь каждого христианина должна состоять из подобных искушений?
– Господь Своими крестными страданиями всех нас спас от греха, проклятия и смерти. Мы теперь все являемся наследниками Царствия Божия, которое внутри нас есть (ср. Лк. 17, 21). Каждый христианин, если он старается жить по заповедям Божиим, действительно наслаждается блаженством и покоем, даже при том, что внешне, при взгляде со стороны, его жизнь может казаться лишенной многих утешений и обремененной многими проблемами. Правда, жизнь любого человека, не только христианина, сопряжена со многими страданиями. Найдите кого-нибудь, кто в жизни своей никогда бы не страдал. Но страдания христианина, которые связаны со Христом и Голгофой, то есть с борьбой с грехом, имеют определенный смысл, и в них он находит утешение и радость. И обретает венцы от Бога. Неимоверно тяжелее переносить бессмысленные страдания, которые возникают из-за удовлетворения страстей.
– А может, все-таки мирским людям лучше себя дополнительно не мучить воздержаниями и постами? Такое мнение бытует и в церковной среде, говорят при этом: жизнь и без того непростая, в ней и без того мало радостей. Ну, дам себе послабление, что тут такого?
– Когда мы расслабляемся и грешим, то думаем, что об этом никто не узнает. Но всякий грех, во-первых, невозможно скрыть от всевидящего Бога, а, во-вторых, каждая греховная страсть отпечатывается на нашей душе и даже на лице. В облике людей часто читается тревожность, отчаяние, уныние, некая истерзанность похотью, гневом, завистью, гордыней… Такой человек несвободен, он в бесовском плену, и заметьте – не только сам мучается, но и невольно передает свое состояние окружающим его людям.
И наоборот, тот, кто побеждает грехи и страсти, всегда светел душой и телом, за все благодарит Господа – и за радости, и за скорби – и непроизвольно передает свой оптимизм и внутренний мир другим. Помните радость преподобного Серафима Саровского, который притягивал людей своим внутренним светом, пасхальной радостью? И его святая душа изливала это состояние в словах: «Христос воскресе, радость моя!»
– И тем не менее, отче, большинство греховных страстей стали общепринятой нормой, а некоторые, например, содомский грех, признаются на правительственном и законодательном уровне во многих странах... Обязывает ли это православных христиан как-то противостоять таким тенденциям времени? И каким образом?
– Господь говорит, что христиане должны быть солью для этого во зле лежащего мира, то есть не давать ему под действием страстей быстро разлагаться (ср. Мф. 5, 13). Поэтому Церковь никак не может отмалчиваться при виде такой апостасии и ей не сопротивляться. Если это произойдет, то она просто перестанет быть Церковью. Поскольку ныне в мире, благодаря современным СМИ, мировой паутине Интернета, быстрыми темпами проходят глобализационные процессы, то и распространение греха происходит утроенными темпами. Мы видим, что многие религиозные сообщества, которые отпали от Православия, уже готовы признать нормой даже отдельные срамные грехи, а одержимость другими – не менее опасными – страстями, такими как гнев, гордыня, сребролюбие, – там даже не обсуждается.
Поддержка сексуальных меньшинств в Киеве «патріотами» во время проведения гей-парада, 2019 г.
Думаю, что уже пора не бояться прямо говорить о том, что нынешняя пандемия – это попущение Божие человечеству именно из-за повсеместного распространения и оправдания греха и отсутствия покаяния. Новостные сводки докладывают нам о создании вакцин, о борьбе врачей, о необходимости введения ограничительных режимов, дистанционной работы на дому и учебы. Но никто не говорит о личной ответственности каждого за свое нравственное поведение, ответственность за свою жизнь пред Богом. Ведь увидеть священника, епископа в новостных лентах ТВ и популярных СМИ просто невозможно.
Следует заметить также, что мировое зло настолько усилилось, что даже те, кто принадлежит к Церкви, часто по своей жизни ничем не отличаются от тех людей, которые пребывают за ее оградой. И даже внешне скрывают свою принадлежность к Церкви. А ведь Господь сказал: «Вы – свет миру» (Мф. 5, 14).
Ныне мы, христиане, имеем прекрасные возможности для проповеди Евангелия. Выходят сотни православных передач на телеканалах, действуют тысячи православных сайтов, издаются газеты, строятся огромные храмы с большими просветительскими комплексами. Такие возможности для проповеди первые христианские миссионеры вряд ли могли себе представить. Но, к сожалению, все, что у нас есть для проповеди, малоэффективно. Нас не желают слышать люди неверующие или отпавшие от Церкви, ибо наше поведение и времяпровождение, да и наш внешний облик часто говорит, что мы ничуть не лучше, а в чем-то даже хуже их. Наш призыв к покаянию они смогут услышать лишь тогда, когда увидят в большинстве из нас неискаженный грехом образ Божий.
Кто-то скажет, что есть ещё одна причина невосприятия проповеди – это сердечная грубость, душевность, плотяность людей, к которым мы обращаемся. Об этом говорит апостол: «Душевный человек не принимает того, что от Духа» (1Кор. 2, 14). Да, действительно, проповедовать таким людям – это все равно, что пробовать произвести воду из камня. Но и это для нас, христиан, не может быть оправданием. Если бы у нас была хотя бы малая вера, то, подобно Моисею, мы смогли бы извести воду – слезы покаяния – даже из камня сердец совершенно неверующих людей.
– Хотелось бы, отец Маркелл, закончить нашу беседу светлыми нотами Рождества Христова. Великий пост называют весной духовной, а как можно назвать Рождественский пост? На что должно быть направлено наше внимание в этот период, кроме тем, затронутых вами сегодня?
– Рождественский пост я бы назвал праздником веры. Самое важное, на что должен бы обратить внимание в эти дни каждый из нас, – на укрепление своей веры и веры окружающих нас людей – родных, близких, друзей. Для этого с помощью всем нам известных средств – молитвы, поста, покаяния – мы должны постараться максимально очистить свою душу от страстей, особенно гнева, похоти, сребролюбия, гордыни. Вспомним, что Христос рождается не среди роскоши и не от богатой женщины, а от Девы, которая не допускала и малейший грех в свою душу и украсилась смирением и безмерной любовью к Богу. Недаром Ее называют «Неопалимой купиной» и «Лествицей Небесной». Если каждый из нас одержит хотя бы маленькую победу над самим собой, смело повоюет с соблазняющими нас на грех бесами, то и мы сподобимся быть причастниками того мира, о котором воспевали святые ангелы во время Рождества Христова: «Слава в вышних Богу и на земле мир, в человецех благоволение».
Источник: https://pravoslavie.ru/135653.html