14 мая - память блгв. Тамары, царицы Грузинской

Просмотрено: 105 Отзывы: 0

14 мая - память блгв. Тамары, царицы Грузинской


    
     

      Само правление благоверной царицы стало настоящим чудом и подарком для Грузии, так как именно в этой хрупкой, необыкновенно красивой женщине, грузины обрели лучшего своего правителя, справедливого и милосердного, не по-женски мудрого, но по-ангельски рассудительного. А главное, именно в ней обрели вечного, до самого Страшного Суда неусыпного молитвенника и предстателя у Престола Божия.

     Святая царица Тамара (1166–1213) происходила из рода Багратидов, который по сложившейся грузинской традиции принято возводить к потомкам царя Давида. Отцом святой Тамары был Георгий III (правил Грузией с 1156 по 1184 гг), внук знаменитого святого Давида Строителя (правил с 1089 по 1125 гг, память его 8 февраля). Бурдухан, мать святой Тамары, была красива и умна. От таких родителей и произошла та, которой надлежало стать украшением Грузии, да и всего Средиземноморья.
     В честь рождения дочери Георгий III повелел воздвигнуть храм Рождества Богородицы. Он и сегодня стоит в Тбилиси, только называется храмом Дидубийской Богоматери. Мать Тамары рано умерла, и поэтому ее воспитанием занималась высокообразованная наставница Русудан. Придворная дама дала будущей правительнице отличное воспитание и образование. Уже в юном возрасте у девочки были замечены способности к наукам, незаурядный ум и любознательность.
     В это время законного наследника у царя не было, поэтому он принял мудрое решение сделать своим приемником дочь. В 1178 году Георгий, собрав представителей семи своих царств, с согласия патриархов и всех епископов, вельмож, военачальников и полководцев, объявил Тамару царицей.
     После смерти отца в 1184 году, Тамару повторно короновали в Гелатском монастыре.
   
     Когда святая Тамара взошла на престол, сказала: «Я – отец сирот и мать вдовиц». Эта фраза определила все ее правление.
     С первых же дней своего правления царица Тамара проявила недюжинный ум: начала наводить порядок в деятельности церкви, она обеспечила епископов пожертвованиями, освободив церкви от оброков и податей.
     Царица Тамара выразила волю, чтобы был созван Церковный собор. Она призвала из Иерусалима Николая Гулаберисдзе, который, по скромности своей, в свое время бежал от сана картлийского католикоса. Когда он прибыл в Картли, она собрала всех священноучителей, монахов и пустынников своего царства и людей, знатоков закона Божиего, стремясь к тому, чтобы злые семена, проросшие в почве православия, были изничтожены в ее царстве.
     Собрав всех на Собор в одном помещении и усадив их на престолы, царица села поодаль и сказала:
     - О, святые отцы, исследуйте хорошо все и утвердите прямое и изгоните кривое. Не будьте лицеприятны в отношении князей из-за их богатства и не пренебрегайте нищими из-за скудности. Вы словом, а я делом, вы учением, а я поучением, вы наставлением, а я установлением подадим все друг другу руку помощи, чтобы сохранить Божии законы непоруганными.
     Царица сделала все для того, чтобы в ее царствование чин церковной службы выполнялся сполна, по предписанию Типикона и по Уставу палестинских монастырей.
     Несмотря на все попытки феодалов внести в государство смуту и перетащить власть на свою сторону, царице хватило мудрости и знаний взять бразды правления в свои руки, состоялись и значимые перестановки в правительстве. Она восстановила внутренний мир в стране и во многом облегчила участь крестьян. практически не осуществлялись казни, значительно сократились и телесные наказания подданных. Правительница не делала ставку на запугивание и страх, предпочитая порицать конфискацией имущества и лишением званий и привилегий.
    
     В 1185 году по единогласному решению Патриарха, епископов и придворных, было принято решение найти юной Тамаре мужа. Для этого на Русь, «ввиду принадлежности русских племен к христианству и православию» послали купца Зоровавеля. Приехав на Русь и познакомившись с Георгием, сыном святого мученика Андрея Боголюбского, «юношей доблестным, совершенным по телосложению и приятным для созерцания», Занкан привез его в Грузию. Все одобрили выбор жениха, но Тамара, не по возрасту рассудительная, заявила: «Как можно сделать такой необдуманный шаг? Дайте мне переждать, пока не увидите достоинства или недостатки его». Но придворные настояли на своем, вынудили у нее согласие и устроили свадьбу.
     Немного спустя опасения Тамары оправдались: счастливой семьи у молодых не получилось— муж пил и вел распутный образ жизни. И через 2,5 года царица была вынуждена отправить его в изгнание в город Константинополь, снабдив его несметным богатством и драгоценностями.
     Благодаря природной красоте, уму и обаянию святая стала желанной невестой для множества царей и князей со всего света. Несколько султанов готовы были изменить исламу, только бы добиться её руки. Но Тамара оставалась непреклонной, т.к. по врождённой тяге к чистоте вообще желала оставаться безбрачной.
     Однако придворные тревожились из-за отсутствия наследника, и только ради него святая согласилась выйти замуж в 1188 году за воспитанника своей тётки Русудан осетинского царевича Давида. Этот брак был счастливым. В Давиде святая Тамара нашла прекрасного мужа и безстрашного военачальника. Современники говорили о его способностях, что «этот Давид в течение одного года превзошел всех во всем, что исходит из рук человека». Вскоре Тамара родила наследника, которому дала имя деда Георгия, а затем и дочь, которую назвала именем тётки — Русудан.
     Узнав о браке святой Тамары, русский князь задумал побороться за утерянный престол. В 1191 году он отбыл из Константинополя и явился в страну Эзинкан. Там к нему присоединились многочисленные предатели. Собрав большую армию, они пошли войной на Тамару, но были разбиты в ночном сражении при реке Куре. Святая явила милосердие и никого из предателей не казнила, даже бывшего мужа отпустив на свободу. Несмотря на это, поверженный бывший муж позже еще раз предпринял попытку отобрать грузинский трон, но был разбит преданными Тамаре вассалами.

     Царица Тамара была прекрасно образована и обладала дипломатическим талантом, что оказалось особенно ценно в тогдашних условиях окружения Грузии мусульманским миром. Грузия, управляемая женщиной, не просто выстояла, но и оказалась способна на новые завоевания. Сразу после повторной коронации Тамара взялась за военные реформы. Войско было реорганизовано по новой системе, будущих защитников отечества серьезно обучали военному ремеслу, не бросая на поле боя неопытными. Особая роль отводилась теперь разведке.
     Тамара ценой невероятных усилий обеспечила Грузии политическое господство в Малой Азии. Все враги гордой маленькой страны были разбиты, а границы Грузии расширялись. Осознавая неизбежность турецкой атаки на грузин, Тамара отдала предпочтение тактике наступления. И это в условиях значительного численного превосходства турок. Победа над Турцией в Южной Армении была достигнута исключительно жесткой военной дисциплиной и опытностью военачальников, что стало в период царствования Тамары рядовым делом.
     Перечень грузинских завоеваний за без малого три десятка лет поражал. Практически вся территория Кавказа, экс-византийские провинции, иранские города. достигло вершины мощи. И именно во время её царствования Грузинское государство добилось такой славы и могущества, какими уже не обладала ни до, ни после того.
     Перечисление одних только взятых ею городов может составить целую книгу.   
     Остановимся на двух блестящих победах, одержанных ею над теми, кто хотел по ненависти к христианству стереть Грузию с лица земли.
    
     Первый поход предпринял багдадский халиф, глава мусульман всего мира, совмещавший царскую и религиозную власть. Он занимал такое же положение и имел такой же непререкаемый авторитет, как папа в Священной Римской империи.  Сопредельные с Грузией мусульманские государства выставили огромную армию. Предводительствовал ей атабег Абу-Бакр.
     Узнав о готовящемся вторжении, святая Тамара повелела распространить указ, чтобы немедленно собралось войско, чтобы во всех церквях и монастырях совершались всенощные бдения и литии, а царедворцы послали бы «побольше денег и все потребное для нищих». Пока собиралось грузинское войско, царица Тамара молилась в храмах Тбилиси. За десять дней удалось собрать немалую армию.
     Царица обратилась к воинам:
     - Братья мои, не бойтесь оттого, что их такое множество, а вас мало, потому что с нами Бог.
     Войско вышло из ворот столицы. Впереди шла царица Тамара с крестом в руках, как пророчица Девора перед войском израильтян. Она благословила крестом своих воинов, которые стройными рядами проходили мимо нее, сверкая доспехами и боевым оружием, с поднятыми знаменами, зная, что многие из них уже не возвратятся назад.
     После чего препоручила их Богу, а сама сняла обувь и босой пришла в храм Богоматери в Метехи, где была захоронена первая мученица грузинская – святая царица Ранская Шушаника (память 10 сентября), замученная мужем-огнепоклонником в V веке, и, пав перед святой иконой Одигитрии, не переставала молиться со слезами, чтобы Дева Мария спасла Грузию, как некогда спасла Царьград, окруженный полчищами аваров и скифов. Вместе с царицей Тамарой молился народ. Каждый исповедовал перед Богом свои грехи. Мирились те, кто раньше были во вражде друг с другом, богатые прощали долги своим должникам, отпускали узников и пленников на свободу. Храмы были открыты день и ночь.    
     Грузины, увидев исламские силы между Гандзой и Шамхором, сошли с коней,
поклонились Богу и помолились перед святым Крестом со слезами, а затем первыми
ударили по врагам.  В битве при Шамхоре в 1203 г. грузинское войско одержало победу.

     В 1202 году против святой Тамары выступил Румский султан Рукн-ад-Дин, который притворно заключил с ней ряд мирных договоров, а сам в это время набирал войско по всей Эйкумене: по Месопотамии и Калонеро, по Галатии, Гангре, Анкирии, Исаврии, Каппадокии, Великой Армении, Вифинии и на границах Пафлагонии.
     Румский султан ожидал, что грузинское войско, уступавшее ему численностью, не
посмеет вступить в бой и перейдет к защите, а он возьмет один за другим крепости и города и замкнет кольцо своих войск вокруг Тбилиси. Гордый султан, считавший себя преемником цезарей, хотел взять Тбилиси штурмом, как некогда Тит – Иерусалим, и омыть кровью грузин позор за поражение, которое нанес туркам царь Давид Строитель, вырвав из их рук, как корону, Тбилиси. Румский султан был опытный воин, свою жизнь провел в боях с византийцами и крестоносцами.
     Рукн-ад-Дин, увидев собранное им войско и отправил к Тамаре посла: «Я, Рукн-ад-Дин, султан всего поднебесья, совосседающий с Богом, уведомляю тебя, царицу Грузии, Тамару. Я иду, чтобы вам никогда более не дерзнуть браться за меч. А жить дам только тому, кто исповедует веру пророка Мухаммеда, отвергнет твою веру и своей рукой станет ломать крест. Жди расправы от меня за ту беду, какую навлекла на мусульман».
     Тамара, возложив всё упование на Бога, призвала придворных и стала совещаться с ними. Поэтому борьба с турко-арабским войском была, прежде всего, борьбой за веру.
      В Грузии было спешно собрано войско, как будто звук боевой серебряной трубы облетел всю страну. Воины сперва направились в храм Пресвятой Богородицы в Вардзии.   
     Царица Тамара, обращаясь к воинам, сказала:
     - Пусть не устрашает вас многочисленность врага, надейтесь на силу Креста. В битве совершится суд Божий.
     Царица препоручила Богородице мужа и всё его войско, а султану написала письмо: 
     «Доверившая себя Всемогущему Богу Вседержителю и вечно молящаяся Деве Марии и с верою уповающая на честный Крест, прочла я твое, Бога гневающее, послание, Нукардин. Всякий, лживо клянущийся именем Господа, Богом будет стерт с лица земли. Я посылаю христолюбивое воинство, чтобы сокрушить твою гордыню и заносчивость».   
     Воины поклонились Животворящему Кресту и вышли в поход, а царица предалась посту и молитве.
     Рукн ад-Дин не ожидал такой быстрой мобилизации грузин и не выставлял наблюдателей далеко от своего военного лагеря. Когда грузинские войска прибыли в Басиани, то увидели, что у султана не выставлены караульные. Они напали первыми, турки бросили свой лагерь и кинулись в укрепления. Грузины окружили их и так устрашили, что побежденные сами связывали своих соплеменников.
     В 1204 году война окончилась одним сражением: у Вардзийского монастыря разбилась, как о скалу волна, и погибла его армия. Царские сокровищницы наполнились золотом и золотой утварью.

     Казна царицы была похожа на озеро, куда стекали, как реки и ручьи, сокровища ее обширного царства и вассальных стран, а с другого конца озера вытекали золотые реки и потоки для нуждающихся и бедных, для строительства монастырей, для помощи Церквам в странах, находившихся под игом мусульманских правителей.
     Она посылала своих доверенных по всему свету, прося их: «Объезжайте, начиная от Александрии, всю Ливию и Синайскую гору». Печалилась о нуждах церквей, монастырей и христианских народов тех стран, посылала потиры, дискосы, покровы для святынь и неисчислимое золото для монахов и нищих То же делалось ею и в областях Эллады и Святой Горы, также в Македонии и Болгарии, в областях Фракии и в монастырях Константинополя, в Исаврии и во всех окрестностях Черной горы и Кипра.
     Святая Тамара много заботилась о благоустроении Божиих храмов. В самом дворце непрерывно служились бдения и молитвословия, приносилась Безкровная Жертва.
     Как царской короной, украсила царица Тамар вершины гор каменными крестами, воздвигла в горных ущельях и дремучих лесах храмы и монастыри, а в равнинах – соборы, будто неприступные крепости. Казалось, вся Грузия устами алтарей поет гимн Богу. 
     В Картли в этот период были построены церкви Икорта, Бетания, Кватахеви, в Тбилиси — Лурджи Монастери.
     Царица Тамара докончила строительство монастырей, начатое при ее отце Георгии III и великом прадеде святом Давиде Строителе. Она довершила строительство пещерного монастыря Вардзия – замка роз, где проводила Великий пост.
     Монастырь Вардзия  – монастырь Успения Пресвятой Богородицы – уникальный пещерный монастырский комплекс (XII в.) в Джавахети на юге Грузии: на протяжении 900 м вдоль левого берега Куры в отвесной туфовой стене горы Эрушети (Медвежья) высечено до 600 помещений: церквей, часовен, жилых келий, кладовых, бань, трапезных, казнохранилищ, библиотек. Помещения комплекса уходят на 50 метров вглубь скалы и поднимаются на высоту в восемь этажей. В нем царица Тамара провела последние годы своей жизни.
     Царица Тамара построила монастырь Бетания (от евр. бейт-хани – Вифания) – монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы, расположенный в 16 км от Тбилиси.   
     В Палестине она восстановила– грузинский монастырь Святого Креста в Иерусалиме, основанный в IV–VII вв. на месте, где некогда росло древо, из которого был сделан Крест Господень. В восстановлении монастырского комплекса принял деятельное участие Шота Руставели, бывший поверенным царицы Тамары: его портрет, единственный в мире, сохранился на одной из колонн главного монастырского храма.
       
     Стараниями царицы Тамары была утверждена целая Трапезундская империя, появившаяся в 1204 году после разграбления Константинополя крестоносцами. 
     Как известно, святая Тамара много покровительствовала монастырям и храмам. 
     Однажды к ней прибыло множество монахов с Черной горы, Кипра и других мест. Святая выдала им большое количество золота. Когда византийский император Алексий Ангел увидел его, то отобрал его у монахов. Царица послала на имя преподобных отцов золото в ещё большем количестве. Одновременно разгневавшись на греческого царя, она отправила войско из Западной Грузии в греческие владения, так что грузины отняли у греков Лазику, Трапезунд, Лимон, Самисон, Синоп, Керасунд, Китиору, Амастриду, Араклию и все земли Пафлагонии и Понта. Над всеми этими землями она поставила своего дальнего родственника Алексия Комнина, который и стал императором Трапезундской империи.   
     Прогрессивная царица не только воевала. В перечне ее заслуг, прежде всего,
зафиксирован приход жителей горных районов страны к христианству.
     Во время своего царствования святая Тамара усовершенствовала и расширила школьную программу. Детям преподавали множество предметов, которым в это время не обучали в других странах, стал делаться упор на точные науки.
     Стали процветать искусство, ремесла. Шедевры зодчества украшал искуснейший орнамент, чеканка, ювелирные изделия и перегородчатая эмаль той эпохи нельзя было встретить даже в самой Византии.
     Ее усилиями появился кратчайший путь из центральной Грузии в южный регион - Месхетию, сооружались оросительные каналы в сотни километров длиной и водопроводы, поставляющие воду в отдаленные храмы и монастыри.
     Возводились прочные мосты, поэтому некоторые сохранились в первозданном виде по сей день. О высоком уровне инженерного искусства свидетельствуют Беслетский, Рконский мосты и мост Дандало.
     Однако наибольшего развития достигла литература. Монастыри не успевали переводить и переписывать рукописи, стекавшиеся в Грузию со всего света.
     Вообще само время царствования святой Тамары стало «Золотым веком» грузинской культуры. В эпоху её правления во дворце часто собирались известные грузинские    писатели, поэты, музыканты, художники и философы (Шавтели, Хонили, Чахруха и другие). Царица высоко ценила культурное наследие своего народа и покровительствовала его развитию. До наших дней дошли две источника, рассказывающих о жизни и правлении Тамары: «Жизнь царицы» и «История и восхваление венценосцев». У всех на слуху самое известное грузинское поэтическое произведение «Витязь в тигровой шкуре». Интересно, что его автор, гениальный Шотэ Руставели, по одной из версий был безнадёжно влюблён в свою госпожу и вывел её светлый образ в личности одной из героинь своей великой поэмы.
    
     В 1206 году умер муж святой Тамары Давид Сослан, человек, «исполненный всякого добра, божеского и человеческого, прекрасный на вид, в сражениях и на войне храбрый и мужественный, щедрый, смиренный и превознесенный в добродетелях».
     Святая сделала своим соправителем сына Георгия - Лашу, а сама, по неизбежному закону мироздания, стала готовиться к смерти. Сначала она позаботилась о государственных делах и управилась с ними, затем управилась с делами церковными и монастырскими. Тогда-то у нее открылась неизвестная болезнь. Всё человеческое искусство оказалось тщетным. Повсюду о её здравии служились литии и безпрерывные всенощные бдения, и можно было видеть, «как одинаково лили слезы и богатые, и нищие». Люди взывали к Богу: «Только бы одна она осталась живой, а нас всех истреби!»
     Мудрая Тамара созвала к себе всех именитых людей царства:
     - Братья мои и дети! Вот и я призываюсь Судьей. В своем сердце я хранила любовь к вам. Молю всех вас творить добрые дела и поминать меня. Оставляю вам наследниками дома моего детей моих, Георгия и Русудан, примите их взамен.
     После чего обратилась к Богу:
     - Христос, Боже мой Единый, Тебе препоручаю это царство, которое Тобою мне было вверено, и этот народ, искупленный Твоей честной Кровью, и этих моих детей, которых Ты мне даровал, и затем душу свою.
     18 января святая покровительница грузинского народа мирно и тихо скончалась. 
     «Погасло солнце Грузии», и веселье грузин сменилось горем, «земле, обезпложенной от соли, уподобились уста их».
     Прах святой Тамары на несколько дней положили в соборе в Мцхете, а затем погребли в Гелати в родовой усыпальнице Багратионов. Однако, где на самом деле покоятся её мощи, никому неизвестно. Зная о том, что враги Христа захотят отомстить ей после смерти, она завещала похоронить себя тайно, чтобы могила осталась сокрытой от мира.    
     Ночью из ворот замка, где умерла царица Тамара, выехало десять отрядов. Каждый вез гроб, десять гробов тайно похоронили в разных местах. Никто не знал, в каком из них находится тело царицы. Согласно одному преданию, она похоронена в Гелатском монастыре. Другое утверждает, что она погребена в Крестовом монастыре Иерусалима, так как дала обещание совершить паломничество в Иерусалим, но при жизни не смогла сделать этого, и новый царь Георгий IV исполнил заветное желание своей матери: отряд грузин, примкнувши к войску крестоносцев, привез гроб царицы Тамары в Крестовый монастырь. Но это тайна, о которой никогда не расскажут уста земли…

     Имя святой Тамары разнеслось повсюду, как «имя ангела четырех стран света, с востока на запад, с севера на юг».
     Люди любили её без оглядки, и сами звери повиновались ей. Некогда султан прислал ей в подарок львенка; он вырос во дворце и так привязался ко святой, что когда его — уже огромного, свирепого видом льва, — выводили на прогулку, он клал морду ей на колени и ластился словно лев преподобного Герасима. Когда же его уводили, обильно плакал, заливая землю слезами.
     Святая Тамара приложила все старания, чтобы «ее человеческая природа осталась простой, по роду ее внутреннего склада, без соединения со страстями». Она оказалась мудрее Соломона, ибо возлюбила Бога и стала чуждаться всех соблазнов мира. На удивление всех, она «проводила всю ночь в стоянии на ногах, бодрствовании, молитве, поклонах и слезных мольбах ко Господу, равно как в рукоделии, чтобы помогать нищим». Обладала началом всех благ — была проникнута страхом пред Всевышним и служила Богу верно. Исполняемые в ее дворце молебны и бдения, по слову летописца, «превзошли молитвы Феодосия Великого и даже пустынников».
      Святая царица Тамара стала одним из самых близких всему православному миру святых. Недаром так много женщин не только в Грузии, но и России носят ее имя. По смерти, она стала предстательницей о всех нас. Её мудрость в управлении страной имела поистине Божественное основание.
     Явленная в её жизни любовь к Богу, упование на Его святую волю и Промысл — пример всем нам, чающим жизни будущего века, чего молитвами святой благоверной царицы Тамары да удостоит нас Всемилостивый Господь, так щедро наградивший Свою рабу.

     «Радуйся святая великая благоверная Тамара, христианския веры воительнице».
   
     Тропарь, глас 8:
     Вышния красоты желая, нижния сласти далече от себе отгнала еси и, в чертозе царском пребывающи, ангельское житие препровождала еси, царице Тамаро блаженная, моли Христа Бога спастися душам нашим.

     Кондак, глас 4:
     Во святых дивная, Иверии светило, благоверная царице Тамаро, на горах высоких храмы воздвигшая, да в них моления возсылают ко Господу, мольбами твомим крепость даровавшая воем христолюбивых людей страны Иверския, десницею же своею полчища агарянская низпровергшая, моли Христа Бога спастися душам нашим.

     Величание
     Величаем тя, святая благоверная царице Тамаро, и чтим святую память твою, ты бо молиши за нас Христа Бога нашего.

     Молитва 1-я благоверной царице Тамаре
    
     О, святая великая благоверная царице Тамара! Мы грешнии (имярек) и смиреннии, яко к теплой защитнице и скорой помощнице усердно прибегаем, просяще помощи и заступления в бездне бед погружаемых, иже на всяк день и час нам от человек лукавых приключающихся, и различными болезньми одержимых, да твоим заступлением, коль великое дерзновение к Богу имееши, помолись о нас в печалех, нуждах и напастех сущих,
     и заступи нас от всех врагов видимых и невидимых, наипаче же от бесовских козней и хитростей, наглых нападений и льстивых подступов, да не будем им в поругание и посмеяние, и твоею крепкою помощию их от нас отгони, якоже отгнала от страны Иверской и верную любовь к Богу в сердцах наших утверди и достойну соделай.
     Егда же приспеет наше от временного сего жития отшествие и к вечности переселение, скоро в помощь нам предстани, и от насилий вражиих свободи, яко имееши жизнь вечную, и приведи сердца наша к истинному покаянию,
     да и мы нескверными усты и чистой совестию предстанем Пресвятей Троице, прославляя и воспевая Ю, со всеми святыми в безконечные веки. Аминь.

     Молитва 2-я
    
     О, святая царице Тамара!
     Не забуди нас, но поминай во святых Твоих молитвах раба Божия (имярек), моли за ны, царице святая. Не отступи от нас духом, сохраняй нас от стрел вражиих, от прелести бесовския и козней диавольских. Испроси нам время на покаяние и невозбранно прейти от земли на небо чрез мытарства горьких бесов,
     да твоим предстательством от вечныя муки избавльшеся, Небесное Царствие наследовати сподобимся со всеми праведными от века угодившими Христу Господу нашему.
     Ему же подобает всякая слава, честь и поклонение, ныне и в безконечные веки веков. Аминь.

     Святая благоверная царице Тамара, моли Бога о нас.


Источник: https://proza.ru/2020/05/03/903



Добавить отзыв

Введите код, указанный на картинке
Отзывы

Церковный календарь

Афиша

Православный календарь на апрель 2024 года

В середине весны верующие начинают готовиться к одному из главных событий для христиан — Воскресению Христову, которое мы привыкли также называть Пасхой....

Выбор редакции

Четверток 5-й седмицы Великого Поста 2024. О целомудрии

Целомудрие есть воздержание и преодоление похотей борьбою.Святитель Иоанн Златоуст Святая великомученица Екатерина Заповедь о целомудрии относится,...