22 июля - Священномученик Константин Лебедев, пресвитер

Просмотрено: 135 Отзывы: 0

22 июля -  Священномученик Константин Лебедев, пресвитер

Священномученик Константин Лебедев (1884–1918). День памяти: 9/22 июля

Священномученик Константин Николаевич Лебедев родился в 1884 году[1]. Проучившись около двух лет в Пермской духовной семинарии, он с 1906 года стал служить псаломщиком в Свято-Троицкой церкви села Аверинского Екатеринбургского уезда. Через некоторое время Константин Николаевич вступил в брак с девицей Натальей Ивановной, после чего, 12 апреля 1909 года, был рукоположен в диаконы. Первым местом служения отца Константина стала Богоявленская церковь села Кочневского Камышловского уезда, однако уже через два года он был переведен в Спасо-Преображенский храм села Уктусского Екатеринбургского уезда[2]. Известно, что 26 марта 1911 года в Уктусском появился на свет сын Николай[3].

25 сентября 1912 года в нижнем храме крестовой церкви архиерейского дома состоялось рукоположение отца Константина в священники с назначением к Пророко-Ильинской церкви поселка Усть-Уткинская пристань Верхотурского уезда. Здесь иерей прослужил в течение трех лет, а в октябре 1915-го последовал еще один его перевод — к церкви в честь Владимирской иконы Божией Матери села Беляковского Камышловского уезда[4].

Настоятелем Владимирского храма был в то время маститый протоиерей Иоанн Богомолов — депутат Государственной Думы четвертого созыва, проповедник, немало потрудившийся на поприще разъяснения учения Святой Церкви. Он входил в уездный миссионерский комитет, был известен своими противораскольническими беседами, о которых не раз упоминалось в «Екатеринбургских епархиальных ведомостях». Несомненно, жизнь и служение с таким пастырем дали отцу Константину опыт общения со старообрядцами, что, вероятно, особенно пригодилось батюшке после того, как его перевели к церкви во имя блаженного Прокопия Устюжского села Катарацкого Шадринского уезда (более половины населения местного прихода было привержено расколу).

Очередной (и последний) переезд семьи Лебедевых состоялся уже перед революцией: отца Константина назначили служить в Спасской церкви села Уецкого Камышловского уезда[5].

Село это (бывшая Уецкая слобода) расположилось в семидесяти километрах от Камышлова, недалеко от железнодорожной станции Поклевской, на левом берегу реки Пышмы. Название свое оно получило от находящегося поблизости озера Уецкого. Первый каменный храм с престолами в честь Всемилостивого Спаса и иконы Пресвятой Богородицы «Знамение» был заложен здесь в 1807 году и сооружался на средства прихожан. В мае 1863-го в Уецком произошел сильный пожар, уничтоживший почти все дома и сильно повредивший церковь. Однако сельчане, несмотря на то, что сами остались без жилья и имущества, проявили любовь к дому Божию: собрали средства и восстановили храм; причем были сделаны новые иконостасы — деревянные, украшенные золоченой резьбой.

В отличии от Катарацкого, раскольников в селе почти не было — население держалось Православия.

«Росту батюшка был среднего, худенький, темноват волосом, с лица приятный такой, а борода вот была пегая[6], — рассказывала впоследствии одна из старейших[7]жительниц Уецкого Феодосия Матвеевна Попова. — А так баской[8]был, молодой, глаза востро глядели и сам быстрый был, верткий. Голос у него был больно красивый, не густой, а звонкий, умилительно пел»[9].

Во время революции и гражданской войны отец Константин, несмотря на начавшийся красный террор, остался служить в своем приходе. Волна диких, безудержных расправ большевиков над беззащитными людьми прокатилась по всему Камышловскому уезду. В газете «Зауральский край» так писали об этом времени: «…большевистский волк много бед натворил среди пастырей и овец Христова стада. Процент замученных и расстрелянных духовных пастырей в нашей епархии, думается, значительно выше процента пострадавших крестьян, рабочих и интеллигенции. Как будто большевики всю свою демонскую злобу выместили на духовных лицах, подвергая их всякого рода истязаниям и мучениям. Вспомните, что произошло в уездах — Камышловском, Шадринском и Екатеринбургском, — ведь духовенство здесь истреблено чуть не поголовно»[10].

Каждая неудача большевиков на фронте отзывалась ужесточением насилия. Отступление красных из какого-либо населенного пункта непременно влекло за собой расправы над жителями. При выборе способа казни красноармейцы были весьма изобретательны. Приговор «расстрел» или «высшая мера наказания» мог означать мучительное, ужасное умерщвление.

Но и в кровавые, зловещие дни лета 1918-го отец Константин не пытался скрыться от грозящей опасности, а, несмотря ни на что, продолжал совершать богослужения. По словам Феодосии Матвеевны, один местный крестьянин-бедняк донес на батюшку, будто он «нову власть не благословил и людей призывал, чтобы потерпели немного и хорошенько подумали о жизни». Женщина рассказывала: «Захарка — босота беспорточная сроду, все мечтал поживиться на людском горе, думал, поди, с поповского имущества разбогатеть, а какое у отца Константина имущество — так, слезы! Вся деревня грешила на Вяткина, он, правда, вскоре куда-то умыкнулся»[11].

Так или иначе, 8/21 июля 1918 года после литургии к отцу Константину явились красноармейцы и потребовали, чтобы он поехал с ними на станцию Поклевскую в полевой штаб Красной армии. «За белы руки его да и на телегу, даже переодеться не дали, — вспоминала Феодосия Матвеевна. — Народ, конечно, в крик да в рев, куды, мол, его повезли, а он всех крестит и звонко так кричит: “Прощайте, люди!” Матушка его поберестела[12]вся, ревет в голос, и попята-то ревут, да и уецкие-то, мы то есть, прослезились. Он как крикнул: “Прощайте!” — тут его один молоденький ружьем стукнул да по лицу ударил. А нам постановил: расходитесь, мол, поп ваш — контра отчаянная, падаль известная; и увезли. Увезли навсегда»[13].

Доставленный в штаб, отец Константин был заперт в сторожке при пожарной охране. В ночь на 9/22 июля[14]в помещение пришли красноармейцы для совершения казни. Перед смертью батюшка был подвергнут жестоким мучениям: «борода вырвана с мясом»[15], «кожа на лбу надрезана и задрана, на ладонях мягкие места срезаны, сухожилия на костях рук перерезаны»[16]. Свидетелем этих мытарств был ночной сторож. Он слышал, как священник просил палачей поскорее его убить, а не мучить. Смерть не пугала мужественного страдальца, претерпевавшего страшные пытки, она была для него, скорее, избавлением. Святитель Иоанн Златоуст так писал о венце мученичества, которого сподобился и отец Константин: «Великое дело—видеть палачей, стоящих вокруг и терзающих ребра…<…> Когда чувство уже притупилось от разнообразных мучений, то и смерть кажется уже не страшною, но некоторым освобождением и отдохновением от налегающих бедствий»[17].

Обезображенное тело иерея палачи закидали соломой и навозом, и лишь через несколько дней оно было погребено.

«А батюшку-то, люди сказывали, мукам предали ужасным, били немилосердно, уж мертвого навозом посыпали, как скотину какую, — сокрушалась Феодосия Матвеевна. — Земле предать его тело не больно спешили, пять ден непогребенный был, а ведь июль, жара. А схоронили где — и не помню, я тогда с мужем уже в Екатеринбурге жила, но родители сказывали, что крадче привезли его в Уецкое и ночью возле церкви похоронили»[18].

В 2011 году на привокзальной площади поселка Троицкого(где находится станция Талица — бывшая Поклевская)был установлен поклонный крест, а через два года для местного храма во имя преподобного Сергия Радонежского написали икону отца Константина. С того времени ежегодно 22 июля, в день памяти пастыря, после Божественной литургии совершается крестный ход от храма к поклонному кресту — месту кончины мученика. В 2018 году площади перед вокзалом было присвоено имя Священномученика Константина Лебедева.[19]

Священномучениче Константине, моли Бога о нас!

***

Источники и литература

Архивные материалы

Помянник1919 года // ГААОСО. Ф. 1. Оп. 2. Д. 16854. Л. 50.

ЦДООСО. Ф. 76. Оп. 1. Д. 780.

Справочники. Сборники документов.

Исследования. Воспоминания

Воспоминания старожилов села Уецкого Ф.М. Поповой и Н.Е. Шахуриной // Архив Т.П. Долгушиной.

[Материалы об иерее Константине Лебедевеи упоминания о нем]// Екатеринбургские епархиальные ведомости. — 1901. — № 14; 1906. — № 5; 1909. — № 12, 15; 1911. — № 6; 1912. — № 39, 40; 1915. — № 45; 1916. — № 45.

Жития святых Екатеринбургской епархии / подгот. текстов и фотоматериалов Комис. по канонизации святых Екатеринбург.епархии. — Екатеринбург: Инф.-издат. отдел Екатеринбург. епархии, 2008. — 804 с.

По Уралу. Фактическая поправка //Зауральский край. — 1918. — 25 авг. — № 24. — С. 4.

С. Уецкое Камышловского уезда// Известия Екатеринбургской Церкви. — 1918. — № 17–18. — С. 352.

***

[1]Возможно, в 1883-м или 1885-м. Данные приводятся на основании сведений из «Справочной книжки Екатеринбургской епархии на 1915 год», в которой указан возраст священномученика.

[2]Ныне это микрорайон Екатеринбурга.

[3]К сожалению, имена других детей отца Константина Лебедева пока не известны.

[4]Ныне село Беляковское входит в состав Талицкого района Свердловской области.

[5]Ныне село Уецкое находится в составе Талицкого городского округа Свердловской области.

[6]То есть с сединой.

[7]1895 года рождения.

[8]Баской — приятной внешности, красивый, интересный, пригожий.

[9]Воспоминания Ф.М. Поповой//Архив Т.П. Долгушиной.

[10]По Уралу. Фактическая поправка //Зауральский край. 1918.25 авг. № 24. С. 4.

[11]Воспоминания Ф.М. Поповой // Архив Т.П. Долгушиной.

[12]То есть побледнела, стала белой, как береста.

[13]Воспоминания Ф.М. Поповой // Архив Т.П. Долгушиной.

[14]Дата мученической кончины отца Константина Лебедева приводится на основании данных «Помянника» и документов из фонда Екатеринбургского губернского комитета РКП(б), находящихся на хранении в ЦДООСО (Ф. 76. Оп. 1. Д. 780. Л. 127).В «Известиях Екатеринбургской Церкви» за 1918 год указана другая дата смерти батюшки — 8/21 июня 1918 года (№ 17–18.С. 352).

[15]ЦДООСО. Ф. 76. Оп. 1. Д. 780. Л. 127.

[16]С. Уецкое Камышловского уезда// Известия Екатеринбургской Церкви. 1918. № 17–18. С. 352.

[17]Иоанн Златоуст, свт. Творения. М., 1994. Т. 2. Кн. 2. С. 624.

[18]Воспоминания Ф.М. Поповой // Архив Т.П. Долгушиной.В настоящее время точное место погребения отца Константина остается, к сожалению, неизвестным.

[19]Постановление Администрации Талицкого городского округа за №200 от 03.05.2018 г. «О присвоении наименования элементу планировочной структуры и элементу улично-дорожной сети на территории Талицкого городского округа Площадь имени Священномученика Константина Лебедева».

Источник: https://kamensk-eparhiya.ru



Добавить отзыв

Введите код, указанный на картинке
Отзывы

Церковный календарь

Афиша

Православный календарь на июль 2024 года

В июле в церковном календаре нет ни одного праздника, посвящённого жизни Христа. Но это не значит, что для православных этот месяц менее значим, чем другие. В...

Выбор редакции

Монахиня Макария (Десипри), через которую святой Ефрем Новый благоволил сделаться известным

Фото: doxologia.ro / Magda Buftea      Человеком, через которого святой Ефрем Новый соблаговолил открыть себя всему миру, является...