28 декабря Церковь празднует Собор Крымских святых

Просмотрено: 184 Отзывы: 0

28 декабря Церковь празднует Собор Крымских святых

Собор Крымских святых празднует Православная Церковь  28 декабря 2023 года.

Христианская история Крымской земли начинается еще при жизни первых учеников Спасителя. По преданию, именно сюда с проповедью Евангелия в I веке пришел апостол Андрей Первозванный.

Среди имен крымских святых множество христианских подвижников древней Церкви. Однако есть в ней и люди, жившие не так давно  например, святитель Лука Крымский (Войно-Ясенецкий).

Источник: https://foma.ru/tserkov-prazdnuet-sobor-kryimskih-svyatyih.html

Полуостров святости

Полуостров святости
 

Тавры, киммерийцы, скифы, греки, готы, хазары, татары, турки, славяне. В чьи только руки не переходила эта благословенная Небом земля, расположившаяся на перекрестке цивилизаций. Каждый народ оставлял здесь глубокий след, вписывая новые страницы в летопись полуострова. Эти истории – живые, яркие, трогательные. И самые важные из них – это жития христианских подвижников, которые во многом определили лик современного Крыма. Сегодня, в день памяти Собора Крымских святых, мы расскажем о некоторых из них.

собор_крым

Апостол Андрей Первозванный

apostol-andrey-XV-vek

Именно вместе с этим человеком на полуостров проникли первые ростки христианства. Взлелеянная солнцем Таврида досталась апостолу по жребию, который ученики Спасителя бросили после Пятидесятницы, расходясь во все концы Римской империи на проповедь. Андрей, родной брат Петра, направился сначала в Малую Азию, затем, обойдя с Евангелием побережье Черного моря, оказался в Крыму. По преданию, с его именем связано и южные крымские города. Они берут свое начало от древних поселений греков-колонистов, искавших в черноморских бухтах лучшей доли. Наверное, это тоже сыграло определенную роль, когда странствующий миссионер обратился со Словом Божьим к потомкам таких же странников. Так или иначе, ученику Иисуса удалось основать здесь несколько общин. Со временем христиан в Крыму становилось все больше, и к концу I века епископ Рима Климент, сосланный сюда на каторгу, нашел в Тавриде множество единоверцев.

 

Святые Климент и Мартин, папы Римские

климент

Климент был четвертым Предстоятелем Римской Церкви и происходил из именитого рода Флавиев. Как знатного гражданина его не стали казнить, а отправили в ссылку в каменоломни близ Херсонеса, ныне известные как Инкерманские. Но и здесь неутомимый провозвестник Евангелия не прекращал своих миссионерских трудов. На добыче известняка работали тысячи заключенных, среди которых было немало христиан. В то время возле каменоломен не было воды. Видя страдания каторжан, Климент вымолил у Бога чудо – рядом с местом выработки забил источник. Слух об этом разлетелся по всему полуострову, и многие местные жители приходили креститься. Бывало, Климент крестил до 500 человек в день. Очень скоро число крымских общин перевалило за семьдесят, некоторые языческие храмы были разрушены. Узнав о бурной деятельности проповедника, император Траян направил в Херсонес спецназ с приказом убить Климента и навести порядок в колонии. Во время карательной операции осенью 101 года святого привязали к якорю и утопили в море в расчете, что тело не будет найдено. Однако по молитвам христиан море отступило от берега на полкилометра, и останки были обретены, а в середине IX века перенесены в Рим равноапостольным Кириллом, просветителем славян.

С Херсонесом связана жизнь еще одного понтифика – святителя Мартина. Его тоже отправили в ссылку, и местом заточения снова стала эта колония. Папа Мартин активно выступал против императора Константа II, который на государственном уровне поддерживал еретиков-монофелитов, искажавших учение о Христе. На полуострове святой жил недолго – в 655 году он отдал Богу душу, спустя несколько недель после прибытия в порт.

Святые Ефрем, Василий, Евгений, Елпидий, Агафодор, Еферий и Капитон, епископы Херсонеса

крымские святые

Кроме подвигов святого Климента нам мало что известно о жизни христианских общин Крыма первых трех веков. Большинство исследователей полагает, что постоянные епископские кафедры возникли в колониях только в начале IV века. Первые епископы Херсонеса (кроме Капитона) были посланниками Иерусалимской Церкви. Сначала в городе появился Василий – ему удалось не только укрепить общину, но и увеличить ее за счет крестившихся язычников. Он успешно проповедовал, пока в 309 году не был убит по приказу императора Максимиана Галерия. Узнав об убийстве своего друга и сподвижника, остальные епископы, – Евгений, Елпидий и Агафодор, – до этого благовестившие на берегах Мраморного моря, прибыли в Херсонес продолжить дело Василия. В 311 году они были побиты камнями язычниками-херсонеситами, разделив участь своего собрата. Еферий тоже был сыном Иерусалимской Церкви, но его епископство припало уже на время правления Константина Великого. Этот святитель, как и его предшественники, сначала он тоже встретил противодействие со стороны язычников, но времена уже были другие. Еферий мирно отошел ко Господу. А вот его приемнику Капитону достался мученический венец – однажды корабль со святым прибило в устье Днепра. Местные жители захватили корабль и утопили всех пассажиров, в том числе – и святого Капитона. Это произошло весной 326 года. На крови первых епископов Херсонеса выросла обширная церковная община, которая вплоть до упадка города в XIV веке играла важную роль в жизни христианского Востока. Например, именно отсюда приглашал священников креститель Руси Владимир.

 

Святители Стефан и Савва Сурожские

стефан_сурожский

Не только в Херсонесе теплилась лампада Православия. Примерно с VIII века стала расцветать христианская община в Сугдее – нынешнем Судаке. На Руси это поселение называлось Сурожем. Оно дало Церкви двух святых – епископов Стефана и Савву.

Стефан был третьим по счету архиереем города. Он родился в конце VII века на Востоке Малой Азии в семье христиан. В возрасте семи лет его отдали обучаться грамоте, и в итоге талантливый мальчик попал в Константинополь. Юноша провел несколько лет при патриархе Германе, но затем тайно удалился в монастырь. Когда в Суроже умер епископ, жители обратились к патриарху с просьбой назначить нового, Предстоятелю явился ангел и повелел поставить на Сурожскую кафедру Стефана. Более тридцати лет епископ управлял общиной города. Он активно противостоял иконоборчеству, за что неоднократно преследовался властями, а при императоре Льве III Исавре претерпел мучения и долго сидел в темнице в Константинополе, откуда вышел лишь после смерти императора. Уже в глубокой старости Стефан снова вернулся к своей пастве в Сурож, где и скончался примерно в середине VIII века.

Другой святитель – Савва – почти неизвестен нам, сведения о нем крайне скудны. Сохранилась лишь запись о нем в месяцеслове XII века. Еще около Судака есть гора Ай-Савва, где сохранились остатки храма и пещера, в прошлом, видимо, связанные с жизнью этого святого.

 

Святитель Иоанн Готский

Иоанн_Готский

Этого человека можно назвать коренным крымчанином – он родился в городке Партенит в первой половине VIII века в семье греческих переселенцев. Его мать Фотина еще до рождения сына дала обет посвятить его служению Богу. К этому времени на Юге Крыма была образована Готская епархия, названная так в честь племени крымских готов, которые вторглись на полуостров еще в III веке, но потом ассимилировались греками и приняли христианство. Иоанн, известный своим благочестием, был всенародно избран епископом готским. В 787 году, с одобрения Иоанна, готы восстали против хазар, установившими над ними контроль. Но мятеж был подавлен, а Иоанн арестован. Его заточили в тюрьму, но ему удалось бежать в Малую Азию, где он и умер спустя четыре года.

 

Святители Иустин (Полянский) и Лука (Войно-Ясенецкий)

Святитель Иустин (Полянский)

Святитель Иустин (Полянский)

Самые последние в списке крымских святых – практически наши современники. Они не были выходцами с полуострова, но их судьба тесно связана с ним. Владыка Иустин относится к Крыму опосредовано – с 1885 по 1889 год он возглавлял Новомиргородскую епархию, которая на то время была составной частью Херсонской епархии, объединявшей тогда и крымские приходы. А вот архиепископ Лука пятнадцать лет своей жизни посвятил возрождению Симферопольской кафедры.

Назначенный на нее в 1946 году, владыка до самой кончины нес тяжелый крест управления епархией. В Крыму он развернул широкую деятельность, в которой имеется много миссионерских аспектов. Он обучает молодое поколение военных врачей, делает абсолютно бесплатные частные операции и обследования. На свое нехитрое по тем временам архиерейское жалование (10000 рублей) поддерживает бедных и материально помогает своей родне, которая живет в архиерейском доме. Но главные действия святителя направлены на прославление Господа и укрепление положения Церкви. Свои бои с силами зла святитель вел по трем направлениям – священство, миряне и уполномоченные по делам Русской Православной Церкви.

В отношении священников архиепископ был очень строг. Против всякого нарушения устава у него всегда находились слова скорби и праведного гнева. Так, святитель борется с пьянством и курением, небрежным отношением к иерейским обязанностям и проявлениями малодушия. Он презирает корыстолюбие и настоятельно просит священников не лениться проповедовать. За малейшее нарушение правил отец Лука лишал священников сана, запрещал в служении либо отправлял за штат.

лука

Святитель Лука (Войно-Ясенецкий)

К мирянам владыка относился с любовью, очень важной частью своего пастырского подвига считал проповедь. Сохранилось огромное количество прекрасных речей святителя. В них он поднимал злободневные вопросы – покаянную дисциплину, положение Церкви, обрядоверие и малодушие среди мирян. Миссионерским подвигом можно назвать и чудеса исцелений, которые святой все чаще стал совершать не скальпелем, а молитвой. Чудеса совершались как при жизни архипастыря, так и после его смерти.

Однако наиболее трудный подвиг пришлось совершать отцу Луке на фронте с советской властью. С 1947 года эпоха послабления атеистического гнета закончилась, и государство с новой силой стало гнать Церковь. По приезде святителя в Крым в «органах» поняли, что борьба будет жесткой. Уполномоченные стремились очернить владыку перед властями, сместить его с кафедры, рассорить его с окружением.

Брань с врагами внутренними и наружными подтачивала здоровье святителя, и 11 июня 1961 года славный архипастырь отошел к Господу. Несмотря на нежелание городских властей, траурная процессия с гробом святителя в течение трех часов двигалась по центральным улицам Симферополя. Город прощался со своим пастырем и врачом. Через 35 лет, 24 – 25 мая 1996 года, Церковь торжественно прославила владыку в лике святых. Его мощи почивают в Свято-Троицком кафедральном соборе города Симферополя.

Источник: https://foma.ru/poluostrov-svyatosti.html

6 удивительных мест православного Крыма

Руины древних храмов, пещерные монастыри в долинах рек и на обрывах скал, старейшие действующие церкви, мощи великих святых притягивают сюда паломников со всего света. Полуостров Крым — хранитель уникальных христианских святынь разных эпох. «Фома» выбрал несколько самых интересных мест Крыма.

 

Древнейший храм Крыма

6 удивительных мест православного Крыма

Фото Vahe Martirosyan/Wikimedia Commons/CC BY-SA 2.0

Один из древнейших городов мира —  Керчь: известно, что его территория была заселена еще в доисторические времена. Среди главных достопримечательностей Керчи — многочисленные раскопки античных городов и курганов, старинные крепости. Именно здесь находится самый древний в Крыму и один из древнейших на всей территории СНГ храмов.

Храм святого Иоанна Предтечи, построенный, по разным предположениям ученых, между VIII и XI веками, — единственная из византийских церквей Северного Причерноморья, которая уцелела в ходе множества исторических катаклизмов. За время своего существования храм и побывал важнейшим христианским центром, и был переоборудован в мечеть, и неоднократно доходил до полуразрушенного состояния с выбитыми окнами и травой на крыше.

В начале 30-х годов XX века церковь закрыли «из-за отсутствия прихода», затем в ней разместили музей античного искусства, и только в 1990 году храм был передан Православной Церкви.

Сегодня церковь святого Иоанна Предтечи — действующий храм, состоящий из древней части и постройки XIX века, благодаря своей уникальной и многовековой истории овеянный множеством преданий и легенд.

 

Храм в 400-х метрах над уровнем моря

6 удивительных мест православного Крыма

Фото Alex Malev/Flickr/CC BY-SA 2.0

Храм Вознесения Христова в Форосе уникален по своему расположению — он возведен на отвес­ной скале и обращен алтарем не на восток, а в сторону моря — особенность, присущая только южнобережным храмам. Со стороны моря церковь ярко выделяется на фоне скал и служит маяком для морских путешественников.

Удивительна и история храма. Он был построен в память о чудесном спасении Александра III и его семьи. 17 октября 1888 года поезд, в котором ехала императорская семья, сошел с рельсов, но Александру удалось удержать обваливавшуюся крышу вагона так, что все успели выбраться.

В 30-е годы XX века церковь была разграб­лена, а во время Великой Отечественной войны служила убежищем для пограничников и находилась под обстрелом фашистов. После войны в храме был ресторан: его закрыли в 1960-е годы после того, как шах Ирана, путешествовавший по Крыму в сопровождении Н. С. Хрущева, отказался войти в него, посчитав это кощунством. После этого церковь использовалась как склад до тех пор, пока там не произошел пожар. Храм забросили окончательно и вернули Православной Церкви только в 1990 году, а в 2004 году он был полностью восстановлен и открыт для посещения.

 

Место почитания самого известного крымского святого

6 удивительных мест православного Крыма

Фото NoPlayerUfa/Wikimedia Commons/CC-BY-SA-3.0

История собора Святой Троицы в Симферо­поле уникальна: в советские годы он был одним из немногих действующих храмов на всем Крымском полуострове, стал кафедральным собором Симферополя и получил широкую известность благодаря служившему здесь в последние 15 лет своей жизни святителю Луке (Войно-Ясенецкому).

Улица, на которой находится собор, до 1946 года именовалась Греческой, так как здесь жило много греков. И именно потому, что большинство прихожан храма были подданными Греции, собор, который в 1933 году уже было начали перестраивать под детский интернат, все же не был упразднен. Однако за спасение храма отдали жизнь два его служителя: в 1937 и 1938 годах были расстреляны епископ Симферопольский и Крымский Порфирий (Гулевич) и протоиерей Николай Мезенцев. Недавно священномученики были причислены к лику местночтимых святых.

В 70-летнем возрасте архиепископ Лука — великий диагност, врач-хирург и профессор медицины, за свои ученые труды удостоенный Сталинской премии, но за свою веру подвергшийся одиннадцати годам тюрем и ссылок, — стал архиепископом Симферопольским и Крымским. До конца жизни он отдавал все силы пастырскому служению и в то же время не оставлял медицинскую практику.

Мощи священноисповедника Луки покоятся в Свято-Троицком соборе, в народе известном как храм святителя Луки. Недавно при соборе был учрежден  женский монастырь, а сестры обители открыли рядом с храмом музей святителя Луки.

 

Крымское чудо света

6 удивительных мест православного Крыма

Фото eltpics/Flickr/CC BY-NC 2.0

Свято-Успенский пещерный монастырь в Бахчисарае летом ежедневно посещают сотни паломников и туристов, однако мало кто знает, что в окрестностях города находятся еще 11 средневековых пещерных монастырей и храмов, окруженных первозданной природой, расположенных на обрывах скал или в долинах рек, рядом с руинами замков и крепостных стен.

Среди них монастыри Челтер-Коба, Челтер-Мармара, Шулдан, комплекс пещерных монастырей на горе Мангуп, комплекс из трех храмов в пещерном городе Эски-Кермен, остатки храмов на горе Тепе-Кермен и в пещерном городе Бакла и другие.

Одно из поистине уникальных святых мест под Бахчисараем — скит святой Анастасии Узорешительницы в Качи-Кальоне. Обитель, основанную приблизительно в VIII веке, почитали все: известно, например, что многие татары получали исцеление от местного святого источника и затем принимали святое крещение. Однако было время, когда христиане были вынуждены покидать Крым, а в монастыре оставался всего один насельник.

В XIX веке в скиту снова появились монахи, и к началу XX века монастырь был хорошо известен как крымскому народу, так и русским богомольцам. Однако в 1932 году советская власть постановила ликвидировать церковь и монастырское подворье. Церковное имущество было передано в соседний хутор «под культурные нужды», а судьба выселенных монахов осталась неизвестной. Тем не менее в скальной церкви святой Софии на территории монастыря местные христиане продолжали тайно совершать богослужения.

В 2005 году к руинам скита приходит иеромонах Дорофей из Бахчисарайского Успенского монастыря, и приблизительно в 350 метрах от них начинает благоустраивать обитель. Теперь вместе с игуменом Дорофеем здесь живут десять монахов и до двадцати трудников в летнее время. А приезжающие паломники могут посетить здесь как действующий скит, так и его историческое место.

 

Любимые места царской семьи

6 удивительных мест православного Крыма

Фото Кирилла Новотарского

Имение в Ливадии — Ливадийский дворец, большой живописный парк — более 50 лет являлось летней резиденцией трех семей российских царей: почти каждое лето сюда приезжал Александр II, здесь окончил свой жизненный путь Александр III, здесь принял присягу на верность Российскому престолу Николай II.

Принятие присяги происходило в храме Крестовоздвиженской церкви, которая была построена рядом с имением еще при Александре II и существует до сих пор. В этом храме совершал панихиды по почившему императору Александру III святой праведный Иоанн Кронштадтский, а будущая императрица Александра Федоровна приняла православную веру. Поэтому небесными покровителями этого храма считаются девять святых: святой праведный Иоанн, царственные страстотерпцы Николай II, Александра Феодоровна, великие княжны Ольга, Татиана, Мария, Анастасия, цесаревич Алексей и преподобномученица великая княгиня Елизавета Феодоровна.

При Николае II на месте старого дворца был возведен новый — больший по размеру. Царская семья часто проводила здесь время. Весной, как и в Ялте, в Ливадийском имении проходил знаменитый «Праздник Белого цветка».

6 удивительных мест православного Крыма

Царская семья в Ливадии. 1911

Николай II любил прогуливаться по тропинке, которая вела от дворца вдоль моря, и распорядился сделать тропу длиннее — так появилась Царская тропа, любимое место пеших и конных прогулок всей императорской семьи. В советское время тропу переименовали в «солнечную», однако это место известно своей тенистостью и прохладой.

Во время прогулок по Царской тропе открываются удивительные морские пейзажи, а в окрестностях тропы располагаются храм Покрова Пресвятой Богородицы, возведенный при содействии великого князя Константина Николаевича, и построенный в 2006 году на месте древнего монастыря храм Архистратига Михаила.

 

Место проповеди Андрея Первозванного и крещения князя Владимира

6 удивительных мест православного Крыма

Фото Alex Malev/Flickr/CC BY-SA 2.0

На окраине Севастополя располагаются руины древнегреческого города-государства Херсонес. Сегодня он входит в число самых значительных древних памятников мира и стоит в одном ряду с египетскими пирамидами, римским Колизеем и другими чудесами света.

Херсонес был основан в V веке до нашей эры. Первые последователи христианства появляются здесь уже в I веке. По преданию, через Херсонес проходил путь апостола Андрея Первозванного в Скифию, к месту его служения. В начале IV века для утверждения христианства сюда были направлены семь епископов-миссионеров: пятеро из них были зверски убиты местными язычниками. В память о семи Херсонесских мучениках здесь воздвигнут храм.

Уже к концу века Херсонес становится христианским центром Крыма, и вскоре входит в состав Византийской империи. И именно здесь в 988 году, согласно «Повести временных лет», в храме «посреди града, где собираются корсунцы на торг», совершается одно из ключевых событий в истории — князь Владимир принимает Святое Крещение. Сейчас на предполагаемом месте его крещения возвышается Владимирский кафедральный собор.

На протяжении двух тысяч лет своего существования Херсонесу приходилось вести непрерывные войны, и уже в XVI веке на месте некогда богатого и славного гречес­кого города оставались лишь развалины.

Сегодня Херсонес — это национальный музей-заповедник и самое крупное место археологических работ на побережье Черного моря. Здесь можно увидеть руины антич­ного театра, множества храмов, башен и стен, а также всевозможные предметы, которыми пользовались жители Херсонеса. Кстати, наиболее ценные из них находятся в Эрмитаже (Санкт-Петербург) и в Государственном Историческом музее и Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина (Москва).

Источник: https://foma.ru/6-interesnyih-mest-pravoslavnogo-kryima.html



Добавить отзыв

Введите код, указанный на картинке
Отзывы

Церковный календарь

Афиша

Православный календарь на июль 2024 года

В июле в церковном календаре нет ни одного праздника, посвящённого жизни Христа. Но это не значит, что для православных этот месяц менее значим, чем другие. В...

Выбор редакции

«Построил 15 крыш, так и научился»: кому помогают волонтеры-строители в Мариуполе, и почему людям все еще нужна помощь

Добровольцы Синодального отдела по благотворительности восстанавливают частные дома, пострадавшие от боевых действий в Мариуполе, Донецке, Горловке, Лисичанске...