Икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость (с грошиками)». В.В. Васильев, 1891 г.
День празднования — 5 августа
Разнообразие икон Богородицы поражает. Считается, что их около 700, но предание гласит: «Икон Матери Божией, как звезд на небе: число их знает только Сама Царица Небесная». Порой у прославленной иконы появляются копии, которые становятся чудотворными. Люди исцеляются от тяжелых болезней, и новая икона обретает известность. Так случилось и с образом «Всех скорбящих Радость (с грошиками)».
Образ «Всех скорбящих Радость» появился в России в XVII веке под влиянием западноевропейских произведений. Названием нового образа послужили начальные слова Богородичной стихиры: «Всех скорбящих радосте и обидимых заступнице…»
Первое письменное упоминание об иконе с таким названием зафиксировано в 1683 году. Автором значился придворный живописец Иван Безмин. Спустя 5 лет в Москве перед ликом Богоматери «Всех скорбящих Радость», находившимся в Спасо-Преображенской церкви на Ордынке, исцелилась от тяжелой болезни Евфимия Петровна Папина. Она была родной сестрой Патриарха Московского и всея Руси Иоакима (Савелова). Чудесное исцеление произошло 6 ноября, и в память об этом в честь иконы «Всех скорбящих Радость» было установлено празднование. Сам храм, в котором произошло чудо, вскоре прославился на всю столицу под именем «Скорбященский». Икона «Всех скорбящих Радость» полюбилась людям и стала появляться по всей Руси.
Однажды представитель петербургского рода Куракиных нашел такой образ прибитым волнами к берегу Невы. Как могла там оказаться икона — неизвестно. Долгое время ее хранили как семейную реликвию. Так и стояла бы она в домашнем иконостасе, если бы не чудесное спасение потомка этого рода при шторме. Он единственный уцелел после того, как лодка перевернулась во время сильной бури. Уцепившись за доску прямо посреди Невы, он взмолился Богородице о спасении. Подул боковой ветер, и доску с утопающим прибило к берегу, на котором стояла Тихвинская часовня. Благодарный купец Семен Иванович Матвеев после возвращения домой пожертвовал икону «Всех скорбящих Радость» в небольшую часовенку в деревню Клочки на окраине Петербурга. Ныне это историческая часть в Невском районе Санкт-Петербурга, между рекой Невой, Соединительной линией железной дороги, рекой Оккервиль и улицей Коллонтай.
Именно в Тихвинской часовне летом 1888 года случилось чудо. 5 августа над Петербургом разразилась гроза. Сокрушительной силы молния ударила в часовню и сожгла все внутренние стены и убранство… за исключением подаренного Скорбященского образа. Перед глазами очевидцев предстала изумительная картина: лик Богородицы на иконе обновился. Прежде потемневший от времени и копоти свечей, теперь он просветлел. Стоявшая рядом с иконой кружка для пожертвований разбилась вдребезги, деньги рассыпались по полу, а к образу в разных местах прилепилось 12 медных монет (позднее одна монета отпала). Грошики держались на поверхности иконы без всякой видимой причины — как свидетельство чуда Божия.
Часовня Тихвинской иконы Божией Матери, Санкт-Петербург, 1898 г.
Слухи о необыкновенном происшествии быстро облетели округу, и уже на следующий день к часовне потянулись богомольцы. Начались чудесные исцеления. Было официально задокументировано и подтверждено два чуда. Спустя два года после обретения иконы, в 1890 году, выздоровел юноша по имени Николай Грачев. Он страдал от эпилепсии, которую в те времена называли падучей болезнью. Парню приснился удивительный сон: перед ним предстали Пресвятая Богородица и святитель Николай Мирликийский, а также прозвучал чей-то голос: «Поезжай в часовню, где упали монеты, и получишь исцеление. Но заранее никому ничего не говори». Приложившись к образу, отрок навсегда исцелился от болезни.
Вторым чудом стало выздоровление молодой женщины Веры Белоногиной. Это в наши времена от туберкулеза можно излечиться, а в конце XIX века чахоточных больных ждала мучительная смерть. Эта участь нависла и над красавицей Верой, женой писаря с суконной фабрики Торнтона. Вера потеряла голос, врачам казалось, что это фарингит, однако ничего не помогало — несчастная сипела, голос не возвращался. И стало ясно, что женщину поразил страшный недуг — горловая чахотка (так называли тогда туберкулез гортани). Врачи развели руками, и Вере осталось уповать только на Бога. Однажды во сне женщина услышала некий голос, повелевший ей идти в часовню. После молебна у чудотворной иконы «Всех скорбящих Радость (с грошиками)» она, зайдя в дом, с порога громко сказала мужу: «Я абсолютно здорова!»
Вскоре появился новый тип иконы «Всех скорбящих Радость», на которой грошики стали писать краской. Празднование в честь иконы установили 5 августа, в день ее чудесного преображения.
На образе Богородицу окружают нуждающиеся люди — нищие, больные, голодные, а среди них находятся Ангелы. Сама Заступница изображена на иконе во весь рост, в красно-синем одеянии и с белым платом на голове. Над Ней в облаках восседает Спаситель, в левой руке у Него Евангелие, а правой Он благословляет людей.
После пожара на месте сгоревшей часовни в честь чудотворной иконы построили новую, причем обгоревшую прежнюю часовню оставили внутри, а большая каменная в русском стиле стала ее «футляром». На тот момент она оказалась самой большой часовней в России, так как могла вмещать до 800 человек. К сожалению, не прошло и 20 лет, как ее не стало. После революции 1917 года Скорбященский храм взорвали. К счастью, верующие смогли спрятать чудотворную икону и тайно сохранить ее от коммунистов. Во время Великой Отечественной войны удалось открыть доступ к святому образу. Его установили для поклонения в Свято-Троицком храме. В годы страшной блокады, во время нечеловеческих страданий жители Ленинграда обретали здесь утешение и укрепление от Божией Матери. Многие свидетельствовали о помощи Богородицы после молитвы перед иконой.
Церковь Пресвятой Троицы «Кулич и Пасха», Санкт-Петербург
Ныне образ хранится в том же храме Святой Живоначальной Троицы. Если отправиться в паломническую поездку в Санкт-Петербург, то приложиться к святыне можно на проспекте Обуховской обороны. Мимо церкви вы уж точно не пройдете: за необычный внешний вид ее называют «Кулич и Пасха».