8 октября Церковь празднует память священноисповедника Николая Розова (+1941). Священноисповедник Николай Петрович Розов родился 9 января 1879 года в семье священника села Богородское-Большое Мышкинского уезда Ярославской губернии. Окончив Ярославскую духовную семинарию, декабря 1901 года он работал учителем церковно-приходской школы села Спасское-на Корожичне Мышкинского уезда. 5 марта 1902 года рукоположен во иерея архиепископом Ионафаном (Рудневым) к церкви села Дуброва Мышкинского уезда. Он такжесостоял учителем и законоучителем Дубровской церковно-приходской школы. Прослужив в Дубове два с половиной года, в августе 1905 г. отец Николай по прошению был перемещен к церкви села Покровское-в Кадке Мышкинского уезда. Здесь он также был заведующим и преодавал Закон Божий а Покровской и Аксаевской церковно-приходских школах, а также исполнял ряд церковно-административных должностей. В 1912 году архиепископом Ярославским Тихоном (Белавиным), будущим Всероссийским Патриархом-исповедником, отец Николай был переведен в Ярославль и назначен в Николо-Мельницкую церковь, где исполнял служение штатного священника, а также преподавал Закон Божий в начальной школе при Ярославской Большой мануфактуре. Был избран кандидатом в члены благочиннического совета IV благочиннического округа церквей города Ярославля. В 1917 году отец Николай Розов был избран депутатом на Всероссийский Поместный Собор. С 1919 года он состоял благочинным IV округа Ярославля. Это . Прихожане уважали и любили отца Николая и во время ярославского восстания 1918 г. защитили его от расстрела. С октября 1920 по август 1921 года отец Николай служил в Никольской церкви при городском училище имени Н. М. Градусова, былнагражден наперстным крестом. 29 декабря 1921 года Никольский храм был закрыт городскими властями. С апреля 1922 года отец Николай - священник Свято-Духовской церкви в Ярославле. В том же году он окончил Археологический институт. Отец Николай Розов был стойким исповедником Православия. В годы церковной смуты он активно противостоял деятельности обновленческого епархиального управления, разделяя церковную позицию ярославских святителей священноисповедника Агафангела (Преображенского), священномучеников Серафима (Самойловича) и Вениамина (Воскресенского). В сентябре 1922 года от имени ярославского духовенства отец Николай написал обращение к викарному епископу Романовскому священномученику Вениамину (Воскресенскому) с просьбой принять их под свое архипастырское руководство в отсутствие арестованного Ярославского митрополита Агафанела (Преображенского). Участвова в собрании духовенства и мирян числом около 3000, состоявшегося в Ярославле 15 октября 1922 года, которое выразило поддержку арестованным митрополиту Агафангелу и епископу Вениамину и заявило о непризнании обновленческого управления. Состоял секретарем этого собрания. После собрания произошли аресты его участников. В числе группы арестованных священников и мирян был и отец Николай, который вскоре освобожден из-под стражи. В 1923 году священник был возведен в сан протоиерея и определен личным секретарем архиепископа Ростовского священномученика Иосифа (Петровых). В 1924-1926 годах, во время ссылки архиепископа Иосифа, отец Николай был личным секретарем архиепископа Угличского Серафима (Самойловича), который управлял Ярославской епархией во время ссылки и заключения митрополита Агафангела. С 1926 года, после возвращения в Ярославль священноисповедника Агафангела, несколько месяцев был его личным секретарем. 22 мая 1929 года Ярославский губисполком постановил изъять зимний храм у Свято-Духовской общины, была угроза изъятия и летнего храма, с возможной передачей его обновленцам. По свидетельству одного из ярославских священников, отец Николай был одним из «активных противников либерального духовенства и поборник тихоновщины». 9 июня состоялось общее собрание прихода в количестве 246 человек. Собрание постановило ходатайствовать о сохранении обоих храмов, были выбраны делегаты для поездки в Москву. (Несмотря на усилия прихожан, в 1932 году оба храма были закрыты и в 1938 году снесены.) Одновременно былло принято решение о принятии в общину прихожан бывшего Вознесенского прихода, лишившихся своего храма. 16 ноября 1930 года отец Николай был арестован органами ГПУ. Священника обвиняли в том, что он «входил в состав контрреволюционной монархической организации, руководил нелегальным сестричеством при Свято-Духовской церкви, организовывал денежные сборы для заключенных и систематическую антисоветскую агитацию». 8 февраля 1931 года он был приговорен к трем годам лагерей. Лагерь находился около Караганды и назывался «Совхозом Гигант». Сначала отца Николая посылали на черные работы, несмотря на то, что он страдал ревматизмом и болезнью сердца. Нашелся добрый человек, который перевел его в контору. За старательную работу он был освобожден досрочно, 23 июня 1933 года. В семье отца Николая сохранились его рисунки карандашом, на которых изображены лагерные бараки и книжка ударника. Вернувшись на родину, отец Николай долго не мог получить прописки и, наконец, поселился в Рыбинске у брата отца Василия Розова. Он был болен дистрофией и цингой и больше не служил. Только через несколько лет священник смог вернуться в Ярославль к своей семье. 8 октября 1941 года отец Николай скончался от рака. Похоронен на Туговой горе (сектор № 13). Источники: Все мы Христовы. 1918-1953. Краткие биографические сведения о священнослужителях, монашествующих и мирянах, пострадавших во время репрессий. Ч. 2. Рыбинск, 2017. С. 219-223. Святые земли Ярославской. Календарь памятных дат Ярославской митрополии. Рыбинск, 2017. С. 167.
Источник: https://rybeparhia.ru/news/news-5396.html?ysclid=m1zsp27tx5427222291