Когда будущему отцу Гавриилу было семь лет, он, услышав от соседа во время ссоры странную фразу: «Что ты меня, как Христа, распинаешь?!», решил узнать – кто такой Христос? Мальчик нашел священника, который отвечал на его вопросы, а потом чудом купил на рынке Новый Завет на карманные деньги. С тех пор он с Евангелием не расставался, даже забросил учебу.
В 12 лет Васико Ургебадзе ушел из дому после ссоры с матерью: та, не одобряя жизни сына, выкинула его Евангелие в туалет.
Монах–антисоветчик
У отца Гавриила были странные руки: пальцы скрюченные, все в шишках. Это сразу бросалось в глаза. Многие думали, что дело в отложении солей или другом заболевании, но это были неправильно сросшиеся переломы.
1 мая 1965 года, в Светлую субботу пасхальной недели, отец Гавриил шел в церковь и увидел майскую демонстрацию. Он достал керосин и спички, пробрался к огромному портрету Ленина, размещенному у президиума демонстрации, и поджег его. Собравшимся он проповедовал: «Зачем вы пишете «Слава Ленину», ведь такая слава не нужна человеку. Надо писать: «Слава Господу Иисусу Христу, Который победил смерть и подарил нам вечную жизнь».
Толпа решила, что это диверсия, схватила монаха и начала бить; вызвали милицию, избитого отца Гавриила (17 переломов) схватили и отвезли в тюремный изолятор.
Начались допросы, пытки. От монаха требовали, чтобы он сказал, будто действовал по заданию священноначалия.
Отец Гавриил подобное отрицал. После изолятора его перевели в тюрьму, где он продолжал проповедовать. Он добровольно взялся чистить туалеты, чем, вопреки тюремным обычаям, снискал уважение среди преступников.
3 августа 1965 года расстрельный приговор, первоначально вынесенный отцу Гавриилу, был отменен – его признали душевнобольным и перевели в психиатрическую клинику.
Из медицинской выписки: «Диагноз: психопатическая личность, предрасположенная к психозным шизофреноподобным провалам. Согласно анамнезу, в 12-летнем возрасте ему привиделся злой дух, с рогами на голове <…> Больной утверждает, что все плохое, что происходит в стране и в мире, – это по вине злого духа. <…> В разговоре основная ось психопата всегда направлена на то, что все происходит по воле Божьей и т. д. В отделении помещен изолированно от других сумасшедших. Если кто-то с ним заговорит, непременно говорит с ним о Боге, ангелах, иконах и т. д.»
С помощью патриарха Ефрема и врача-психиатра, который оказался тайным христианином, отца Гавриила отпустили из клиники. Однако госорганы запретили отцу Гавриилу служить, и он был вынужден стоять на службах, как обычный прихожанин. Его продолжали периодически вызывать на допросы, а во время них нередко избивали.
Подвижник с 12 лет
После того как в детстве он убежал из дома, будущий отец Гавриил скитался по немногочисленным открытым на тот момент обителям. Через какое-то время его нашла мать. Она просила прощения и обещала больше не мешать ему жить так, как он cчитает нужным. Мальчик вернулся домой.
Шла Вторая мировая война. Говорили, что те несчастные, у кого не было вестей с фронта о близких, приходили к Васико, чтоб узнать что-то. Он всех утешал и добавлял: «Ходите в церковь, не отрекайтесь от Христа». Многие шли, возвращались к вере.
Чтобы не возгордится, что к нему – подростку люди иду за советом, он порой садился в кучу мусора и громко заявлял: «Не забывай, Васико, что ты мусор, и не будь о себе большого мнения». Семья сердилась на Васико за это, но окружающие над ним не смеялись. Именно в это время он начинает вести себя странно, непонятно для окружающих, рассказывать о необычных вещах.
В это время Васико начал своими руками строить церковь во дворе своего дома. Иконы для храма он находил на городских свалках. Во время службы в Сионском кафедральном соборе на странного молодого парня обратил внимание Католикос–Патриах Грузии Мелхиседек III и благословил работать сторожем, а затем псаломщиком в соборе. В 1955 году Васико рукоположили в диаконы, а вскоре постригли в монашество с именем Гавриил в честь святого Гавриила Афонского.
Современный юродивый
19 ноября 1965 года, после того как он был выписан из психиатрической клиники, отец Гавриил продолжил строить храм во дворе своего дома. Когда церковь была достроена, об этом узнал уполномоченный по делам религий и, вызвав одного высокопоставленного иерарха, сказал, чтобы тот принял меры – велел отцу Гавриилу эту церковь разобрать. Они приехали в дом отца Гавриила, уполномоченный остался во дворе, а иерарх зашел в храм, где молился отец Гавриил.
Он сказал: «Сын мой, Гавриил, какой хороший храм ты построил своими руками! Но знаешь, какое теперь время. Послушай меня, разбери его, придут хорошие времена, положение изменится, и тогда ты снова построишь эту церковь. Скажи об этом уполномоченному». Отец Гавриил вышел во двор и сказал уполномоченному: «Я разрушу». Прошло несколько дней.
Отец Гавриил разобрал переднюю стену, отодвинул на два метра, расширил храм и построил снова. Он сказал: «Я послушал и разрушил, а теперь настало хорошее время – и построил». Больше отца Гавриила не трогали. Эта церковь и сейчас стоит в Тбилиси.
После того как отца Гавриила объявили сумасшедшим, он начал явно юродствовать, часто изображая пьяного. Тогда советская власть немного ослабила контроль за ним.
Любой актер позавидовал бы манерам и речи отца Гавриила. Голос у него был звучный, четкий, с сильным тембром. Видом он не походил на других священников и монахов: в руках часто был посох, на голове – странная шапочка с «ушками», похожая на чепчик новорожденного. Он мог быть смиренным (пройдешь мимо – не заметишь!); мог излучать любовь, и тогда люди с радостью подходили к нему под благословение. Мог быть грозным и властным. Некоторые люди рассказывали, что во время молитвы он поднимался над землей на 40–50 сантиметров и от него исходил свет.
Последние годы отец Гавриил провел при Самтавро, женском монастыре св. равноапостольной Нины в городе Мцхете, недалеко от Тбилиси. В один день монахини пришли в храм и увидели старца на коленях перед чудотворной Иверской иконой. Он громко плакал, а потом… стал биться головой об пол. Делал он это, как показалось инокиням, весьма нарочито, они даже было заподозрили святого в обычном актерстве.
«Эти удары издавали такой звук, что с первого взгляда и правда было смешно, – вспоминала одна из монахинь. – Но совсем скоро мы встревожились, ведь это был лоб живого человека, а не бездушный предмет. Он еще немного так бил землю головой, плакал, что-то говорил, после чего остановился. На следующий день мы заметили на его лбу несколько свежих ран с засохшей кровью. Вот тебе и спектакль!»
«Сколько раз он врывался в молитвенную комнату во время общей молитвы и устраивал переполох, сколько раз так же врывался в храм… Тогда я думала, что он сошел с ума, поэтому мешал нам и ставил все вверх ногами, но теперь догадываюсь, что он как раз все упорядочивал, ставил на свои места, всячески помогал и вместо нас боролся со злыми духами», – вспоминала одна из сестер.
А еще старец Гавриил часто носил на груди табличку со словами: «Человек без любви – как кувшин без дна». Он говорил: «Кто научится любить, тот и будет счастлив.
Только не думайте, что любовь – это врожденный талант. Любви можно научиться, и мы должны это делать».
Жил отец Гавриил в старой башне, где не было ни пола, ни потолка, ни окон. Зато внутри стоял ветхий, полуразвалившийся рояль. Никто не мог точно сказать, откуда он вообще взялся в монастыре, однако пустая круглая келия с большим черным роялем посередине очень подходила необычному старцу, а странно было вот что:
дверь в башню была низенькой и узкой. Как рояль могли через нее занести? Он не прошел бы даже в разобранном виде. Рассказывали, что рояль затащил в башню сам отец Гавриил: перекрестил – и занес. После кончины отца Гавриила, когда нужно было вынести из келии этот инструмент, пришлось разломать его на совсем маленькие кусочки – иначе никак.
Был и другой подобный случай: Монахиня Пелагия (бывшая настоятельница Гурджаанского монастыря Пресвятой Богородицы), ровесница и соседка монаха Гавриила, рассказывала: «Одним летним днем мой дядя пришел домой и во всеуслышание громко сказал – «Слава Господу Христу, у Него еще есть свои избранные люди на земле». На вопрос – «Что случилось, что вас удивило?» – рассказал:
«Домой шел старой дорогой Варвары, и когда приблизился к разрушенному собору Св. Георгия, что я вижу: Годердзи, сын Васико (имя Годердзи было дано о. Гавриилу при крещении, а Васико его называли в память об отце. – Ред.), в эту жару освобождал собор от больших глыб. Занятый работой, какое-то время он меня не замечал, я тоже, увидев это зрелище, не произнес ни слова, а когда он меня увидел, то обрадовался и сказал: «Иди сюда, дядя Муха, и если сможешь – показал мне на одну большую глыбу, – подними». Моего дядю прозвали «Муха» (Дуб) за его большую силу и навыкам борьбы, а его настоящим именем было Георгий.
Муха продолжил: «Я очень старался, но не смог сдвинуть с места. А он подошел, сказал: «Во имя Христа», поднял и водрузил вместе с глыбами, собравшимися снаружи собора».
Наша семья была верующей, но ввиду того злосчастного режима перестала посещать церковь и соблюдать пост. А дядя Муха с того дня снова вернулся к христианской жизни».
Отец Гавриил учил нас в первую очередь не судить
У старца Гавриила был дар скрывать свой внутренний мир. Он старался выпячивать «сумасшествие» и пьянство, часто сидел за столом с гостями, и перед ним лежало множество всякой еды. Нужно было долго и тщательно наблюдать, чтобы понять: на самом деле он ничего не ел.
С тех пор как отец Гавриил стал юродствовать, он никогда не говорил «пойдемте молиться», «пора молиться», зато часто кричал: «Я голодный, супа хочу!» Или с радостью восклицал: «Такой суп приготовил!» Его пост, молитвы были от большинства нас скрыты.
Он часто говаривал: «Мы как кремлевские куранты: едим и пьем, едим и пьем!» В это время он сгибал обе руки и махал ими, как маятником часов.
Более того, отец Гавриил пил вино и как будто бы злоупотреблял им. Многие это осуждали. «Несколько раз я видела его пьяным в стельку, но одно обстоятельство меня удивляло даже тогда, – вспоминает игумения Параскева (сейчас – настоятельница монастыря св. Екатерины, Мгвимеви, при жизни отца Гавриила – насельница Самтавро. – Ред.). – В жизни мне встречалось немало пьяниц, но отец Гавриил не походил ни на одного из них.
Несмотря на развалившуюся рваную одежду, он всегда был чистым и опрятным. От него никогда не пахло алкоголем, и он не вызывал то чувство, которое обычно вызывают пьяницы. Не бывало у него и похмелья…. быть может, выпиваемое им вино превращалось у него во рту в воду?»
При жизни старца Гавриила отношение к нему было очень разным, и даже сестры монастыря Самтавро не всегда принимали его.
«Мы осуждали отца Гавриила при его жизни, если не считать те счастливые первые месяцы, когда все были собраны вокруг него, – осуждали и в сердце, и в словах. Осуждали того, кто на самом деле был великим святым, избранником Божиим. Ведь жизнь старца от начала и до конца полностью была проповедью Евангелия как словом, так по большей части и делом.
И все-таки вместе со многими другими добродетелями отец Гавриил своей жизнью в первую очередь научил нас этому: не судите!»
За год до смерти тяжело больного монаха Гавриила в келье монастыря Самтавро навестили пожилая мать и сестры, Варвара со слезами на глазах обратилась к нему:
– Чем была твоя жизнь, Гавриил, кроме страданий и мучений? Детства у тебя не было, что бы случилось, если бы ты немного послушал меня и берег себя, ты ведь тоже был человеком». После короткой паузы отец Гавриил ответил: «Я не мог жить по-другому».
Мама Габриэли
В 1971 году монах Гавриил был назначен настоятелем женского монастыря в Самтавро и семинарии в Мцхете, где начала свой подвиг святая Нино и возникла первая монашеская община в Грузии. Почти все время проводил за чтением Писания и у икон, которые находил в старых домах и на помойках.
В последние годы жизни отец Гавриил заболел водянкой. К этому прибавился перелом ноги. Начиная с этого времени и до самой смерти – полтора года, он был прикован к постели и не мог ходить. Только очень редко, терпя сильные боли, поднимался с постели и садился около церкви. «Ваша жизнь – это моя жизнь. Если не пожертвуешь собой для ближнего, так ничего не выйдет», – говорил старец.
В последние дни монах Гавриил проповедовал только о любви и со слезами на глазах говорил всем прихожанам: «Помните, что Бог – это любовь. Делайте как можно больше добра, чтобы ваша доброта вас спасла. Будьте смиренны, так как Бог благословляет смиренных. Любите друг друга, так как без любви человек не попадет в рай».
Старец скончался 2 ноября 1995 года. Согласно завещанию старца, его хоронили без гроба, обернув в саван. Никто не решался бросить горсть земли на тело старца, поэтому землю бросали на край могилы. Затем, по воспоминаниям очевидцев, земля двинулась как бы сама собой, обняла усопшего и полностью закрыла. На надгробии архимандрите Гавриила написаны слова, которыми заканчивается его завещание: «Истина – в безсмертии духа».
Вскоре его могила стала местом поклонения множества паломников. Тысячи людей получали помощь по молитвам у места погребения преподобного.
20 декабря 2012 года Синод Грузинской Православной Церкви причислил архимандрита Гавриила (Ургебадзе) к лику святых. 25 декабря 2014 года Священным Синодом преподобный Гавриил включен в месяцеслов и Русской Православной Церкви.
22 февраля 2014 года были обретены нетленные мощи старца. К его могиле пришло поклониться около 700 000 человек. Тем самым исполнилось пророчество преподобного Гавриила о том, что к нему придет половина Грузии. В Грузии святого называют «мама Габриэли» (что в переводе – «отец Гавриил»). Его фотографии и иконы можно увидеть во многих семьях, храмах и даже госучреждениях и в транспорте.
Мощи преподобного покоятся в монастыре Самтавро (Мцхета).
Свидетельства о чудесных исцелениях по молитвам святого Гавриила
– С 2007 года мне был поставлен диагноз – лимфома (онкологическое заболевание лимфосистемы). После нескольких рецидивов (2011, 2012, 2014 годы) стало очевидно, что стандартная химиотерапия не помогает. В 2015 году я узнала о мироточении икон св. преподобного Гавриила в Тбилиси (Грузия). После того как я помазалась миром и приложилась к мощам святого преподобного Гавриила и просила его послать мне выход из этого, казалось бы, безвыходного положения, в моей жизни произошел чудесный поворот. Я стала мазаться маслом отца Гавриила, болезнь прекратила свое быстрое течение, а через некоторое время мне предложили совершенно другое лечение, о котором еще год назад такие больные, как я, и мечтать не могли.
Всего несколько человек с нашего отделения участвовали в этом опытном лечении (лекарство только проходило испытания). Некоторым оно не помогло, а мое состояние молитвами о. Гавриила стабилизировалось и пошло на улучшение. Врачи не могли поверить, что в костном мозге прекратился раковый процесс, сомневались даже врачи из США, предоставившие это лекарство для испытаний. Наталия. 26 декабря 2018 года.
– Я хочу рассказать про необычный случай в доме, где жил Гавриил (Ургебадзе). Это было в Тбилиси. Будучи в составе группы паломников, я был свидетелем того, как один из наших детей, Егор, качаясь на стуле, оставшемся в экспозиции музея со времен старца Гавриила, сломал задние ножки стула – и полетел… в погреб. Потом деду своему, нашему приходскому священнику отцу Льву, он рассказывал, что его «кто-то» подхватил и мягко опустил на дно погреба. Сам погреб был глубиной более двух метров. Мальчик не пострадал. Вот такой был случай примерно 7 июля 2018 года. Мансуров Александр, прихожанин храма Казанской Божией Матери в Пучкове (г. Троицк).
– Хочу рассказать вам о чуде, которое произошло на моих глазах. Женщина с дочерью приходила помолиться у иконы преподобного Гавриила (Ургебадзе) с просьбой, чтобы он помог устроить на работу ее дочь, так как она два года была без работы. Почитав акафист у иконы и помолившись на молебне преподобному Гавриилу, они вышли из храма. Тут же раздался звонок по телефону из бюро трудоустройства. Дочери предложили работу. Они с радостью вернулись, сообщили нам об этом и поспешили поблагодарить преподобного Гавриила. Записано со слов инокини Спиридоны 1 августа 2018 года.
– Я долгое время злилась на всех, обижалась. В результате загнала себя в угол. Потратила жизнь на обиды. От иконы преподобного Гавриила (Ургебадзе) 4 августа 2018 года я ушла совсем другим человеком. Вся злоба и обиды ушли, я и на людей, окружающих меня, стала смотреть другими глазами. По молитвам преподобного Гавриила я наполнилась любовью и верой. Елена.
Святой Гавриил говорил:
– Не Господь оставляет человека, а человек оставляет Бога. Ад – это отдаление от Господа.
Если не молишься, будешь похож на орла с подрезанными крыльями. Можешь себе представить орла без крыльев? Вот на что похож немолящийся человек!
Бог не приемлет пустых слов. Бог любит дела. Добрые дела – это есть любовь.
Не зная духовного состояния ближнего, не давай советы. Твой совет может погубить его.
Человек не сможет проникнуть в Промысл Божий. Есть попущение, воля и Промысл Божий. Попущение – когда Бог дает человеку свободу. Человек делает то, что пожелает. Когда действует воля Божия, человек делает то, что велит Бог. Воля Божия всегда приносит добро. Промысл Божий правит: то совершает попущение, то волю. Когда не можешь решить вопрос и не знаешь, что делать, – доверься Промыслу Божию, молись и не думай больше об этом.
Спрашиваешь, как молиться о врагах? Сперва начинай молиться о тех, кого больше всех любишь, например о своих детях. Потом молись об остальных членах твоей семьи. Потом обо всех твоих соседях и родственниках, чтобы у тебя не было врагов. Благослови тот город, где ты живешь, но Тбилиси не один – благослови всех жителей Грузии. И Грузия не одна, она окружена другими странами – проси Бога, чтобы люди не враждовали. Теперь, когда ты помолился обо всех и остался один враг – и его не оставляй. Проси Бога наполнить его сердце добротой, а разум – мудростью. Вот так и сможешь помолиться о своем враге.
В последние времена людей спасет любовь, смирение и доброта. Доброта откроет врата рая, смирение введет туда, а любовь покажет Бога.
В работе над статьей автор использовал источники:
Сайт: Преподобный Гавриил Самтаврийский
Без Христа все – ничто. Воспоминания о преподобном Гаврииле (Ургебадзе) / Игум. Параскева (Пачуашвили), мон. Афанасия (Тварадзе), мон. Нино (Чумбуридзе), мон. Аглаида (Размадзе) ; Пер. с грузинского А.П. Пачуашвили, К.А. Черноризова. – М.: Никея, 2023. – 264 с.
Диадема старца. Воспоминания о грузинском подвижнике отце Гаврииле. – М. : Святая Гора, 2006.
Черноризов К. А. «Велий еси, Господи…» Жизнь и проповедь святого Гавриила (Ургебадзе), исповедника и юродивого. – М.: Индрик, 2016. – ISBN 978-5-91674-390-6.
Источник: https://www.miloserdie.ru/article/gavriil-urgebadze-monah-antisovetchik/