ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ, ИМЕНУЕМАЯ "ЗНАМЕНИЕ". ЗНАМЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ, БЫВШЕЕ В НОВГОРОДЕ ВЕЛИКОМ В 1170 ГОДУ

Просмотрено: 1905 Отзывы: 0

ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ, ИМЕНУЕМАЯ "ЗНАМЕНИЕ". ЗНАМЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ, БЫВШЕЕ В НОВГОРОДЕ ВЕЛИКОМ В 1170 ГОДУ

День празднования: 27 ноября (10 декабря по новому стилю)

 

Икона Божией Матери, именуемая "Знамение", изображает Пресвятую Богородицу, сидящую и молитвенно подъемлющую руки Свои; на груди ее, на фоне круглого щита (или сферы) - благословляющий Божественный Младенец - Спас-Эммануил. Такое изображение Богоматери относится к числу самых первых Ее иконописных образов. В усыпальнице святой Агнии в Риме есть изображение Богоматери с распростертыми в молитве руками и с Младенцем, сидящим на Ее коленях. Это изображение относится к IV веку. Кроме того, известен древний византийский образ Богоматери "Никопеи", VI века, где Пресвятая Богородица изображена сидящею на троне и держащею обеими руками перед собой овальный щит с образом Спаса-Эммануила. Иконы Божией Матери, известные под именем "Знамение", появились на Руси в XI - XII веках, а называться так стали после чудесного знамения от Новгородской иконы, случившегося в 1170 году.

В этот год соединенные силы русских удельных князей, возглавляемые сыном Суздальского князя Андрея Боголюбского, подошли под стены Великого Новгорода. Новгородцам оставалось уповать лишь на Божию помощь. Дни и ночи молились они, умоляя Господа не оставлять их. На третью ночь услышал архиепископ Новгородский Илия дивный голос, повелевающий ему взять из Церкви Спаса Преображения на Ильиной улице образ Пресвятой Богородицы и вынести его на городскую стену. Когда икону переносили, - враги пустили в крестный ход тучу стрел, и одна из них вонзилась в иконописный лик Богородицы. Из глаз Ее истекли слезы, и икона повернулась ликом к городу. После такого Божественного знамения на врагов внезапно напал неизъяснимый ужас, они стали побивать друг друга, а ободренные Господом новгородцы бесстрашно устремились в бой и победили.

В воспоминание чудесного заступничества Царицы Небесной, архиепископ Илия тогда же установил праздник в честь Знамения Божией Матери, который и доныне празднует вся Русская Церковь. Афонский иеромонах Пахомий Логофет, присутствовавший на праздновании иконе в России, написал на этот праздник два канона. На некоторых Новгородских иконах Знамения, кроме Богоматери с Предвечным Младенцем, изображаются и чудесные события 1170 года. Чудотворная икона 186 лет после явления знамения находилась в той же церкви Спаса Преображения на Ильиной улице. В 1356 году для нее был выстроен в Новгороде храм Знамения Пресвятой Богородицы, ставший собором Знаменского монастыря.

Многочисленные списки с иконы Знамения известны по всей России. Многие из них просияли чудесами в местных храмах и были наименованы по месту явления чудес. К таким спискам иконы Знамения относятся иконы Дионисиево-Глушицкая, Абалацкая, Курская, Серафимо-Понетаевская и другие.

http://days.pravoslavie.ru/Life/life3233.htm

Икона Божией Матери "Знамение" Серафимо-Понетаевская

Икона Божией Матери "Знамение" Серафимо-Понетаевская была написана в 1879 году инокиней Серафимо-Понетаевской женской обители, расположенной недалеко от Арзамаса, близ села Понетаевки. Обитель названа по имени преподобного Серафима Саровского основательницею обители - сестрой Дивеевской общины.

ф1

Икона, спустя шесть лет по написании, прославилась многочисленными чудесами и стала главной святыней монастыря. Во время Богослужений молящиеся сестры видели явственные изменения в лике Богоматери: пречистое лицо Ее светлело и становилось словно живое. К иконе притекали многочисленные богомольцы, и совершалось много исцелений от слепоты и расслабления. Всего отмечено около 70 случаев исцеления.

Икона Божией Матери "Знамение" Царскосельская

Икона Божией Матери "Знамение" Царскосельская - древний чудотворный образ, принесенный в дар царю Алексею Михайловичу одним из восточных патриархов, как полагают, святителем Афанасием Константинопольским. Петр I перенес икону, в числе других московских святынь, в новую столицу. В 1747 году для иконы была выстроена Знаменская церковь в Царском Селе. Перед нею совершались молебны во время народных бедствий, например, во время чумы 1771 года, холеры 1831 года. Заступлением Богоматери страшные эпидемии почти не коснулись Царского Села. Молитва перед образом Знамения Пресвятой Богородицы, именуемой Царскосельская, помогала также при пожарах и кораблекрушениях.

ф2

На иконе Главу Богоматери осеняют херувимы. В позднейшее время на иконе изображались также апостол Петр, святой ЗахарияАлексий, человек Божий, святая праведная Елисавета.

https://azbyka.ru/days/ikona-znamenie-carskoselskaja

Чу­до­твор­ная ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри «Зна­ме­ние» Верхнетагильская

Чу­до­твор­ная ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри «Зна­ме­ние» на­хо­дит­ся в Зна­мен­ской церк­ви г. Верх­не­го Та­ги­ла (как по­вест­ву­ет пре­да­ние – со вре­ме­ни его от­кры­тия в 1753 го­ду). Об­раз очень по­чи­та­ем сре­ди пра­во­слав­ных ве­ру­ю­щих Сред­не­го Ура­ла. Чти­мый чу­до­твор­ный об­раз Бо­жи­ей Ма­те­ри по­ме­щен у ле­во­го кли­ро­са, на ана­лое, под стек­лом. Ико­на укра­ше­на мно­го­чис­лен­ны­ми дра­го­цен­ны­ми да­ра­ми от по­лу­чив­ших ис­це­ле­ние по мо­лит­вам ко Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­це бла­го­дар­ных ве­ру­ю­щих.

Ико­но­гра­фи­че­ское изо­бра­же­ние Бо­го­ма­те­ри – Оран­та (с воз­де­ты­ми в мо­лит­ве ру­ка­ми). На гру­ди Бо­жи­ей Ма­те­ри, в ме­да­льоне – изо­бра­же­ние Бо­гом­ла­ден­ца, Ко­то­рый пра­вой ру­кой бла­го­слов­ля­ет, а в ле­вой дер­жит сви­ток. Ввер­ху с пра­вой сто­ро­ны от ли­ка Бо­жи­ей Ма­те­ри изо­бра­же­ние хе­ру­ви­ма, с ле­вой – се­ра­фи­ма. До 1922 г. ико­на име­ла се­реб­ря­ную по­зо­ло­чен­ную ри­зу с дра­го­цен­ны­ми кам­ня­ми, ко­то­рая бы­ла изъ­ята и бес­след­но ис­чез­ла.

Свя­той об­раз, явив­ший­ся в 1709 го­ду, на­хо­дил­ся в соб­ствен­но­сти мест­но­го жи­те­ля Сав­вы Мед­ве­де­ва до 1753 го­да, а за­тем был пе­ре­дан им во вновь по­стро­ен­ный Верх­не­та­гиль­ский Зна­мен­ский храм. Этот храм сго­рел 18 мая 1861 го­да, од­на­ко ико­на Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы оста­лась непо­вре­жден­ной в огне, и в 1876 го­ду она бы­ла пе­ре­не­се­на во вновь от­стро­ен­ный ка­мен­ный Зна­мен­ский храм, в нем она и пре­бы­ва­ет по сей день.

ф3

Об осо­бом по­чи­та­нии свя­то­го об­ра­за сви­де­тель­ству­ют крест­ные хо­ды, со­би­рав­шие боль­шое ко­ли­че­ство бо­го­моль­цев и со­вер­шав­ши­е­ся в те­че­ние все­го ле­та. Крест­ные хо­ды с чу­до­твор­ной ико­ной про­хо­ди­ли до кон­ца 20-х гг. ХХ в. и пре­кра­ти­лись с уста­нов­ле­ни­ем в краю со­вет­ской вла­сти.

С чу­до­твор­ной ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри «Зна­ме­ние» Верх­не­та­гиль­ской де­ла­лось боль­шое чис­ло спис­ков, наи­бо­лее по­чи­та­е­мы­ми из ко­то­рых яв­ля­ют­ся Бы­нь­гов­ский спи­сок, на­хо­дя­щий­ся в Ни­коль­ской церк­ви с. Бы­нь­ги Невьян­ско­го рай­о­на, и Невьян­ский, на­хо­див­ший­ся ра­нее в Пре­об­ра­жен­ском со­бо­ре, а те­перь в Воз­не­сен­ской церк­ви г. Невьян­ска.

В ал­та­ре Верх­не­та­гиль­ской Зна­мен­ской церк­ви хра­нит­ся ру­ко­пись на­ча­ла XX в., со­дер­жа­щая за­пись уст­но­го пре­да­ния о яв­ле­нии и чу­де­сах Верх­не­та­гиль­ской чу­до­твор­ной ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри «Зна­ме­ние». Ко­пия ру­ко­пи­си хра­нит­ся в Верх­не­та­гиль­ском кра­е­вед­че­ском му­зее.

https://azbyka.ru/days/ikona-znamenie-verhnetagilskaja

Икона Бо­жи­ей Ма­те­ри «Зна­ме­ние» «Кор­чем­ная» 

Об иконе Бо­жи­ей Ма­те­ри «Зна­ме­ние» «Кор­чем­ной» пре­да­ние по­вест­ву­ет сле­ду­ю­щее:

В го­ро­де Ря­за­ни жи­ла некая вдо­ва, одер­жи­мая страш­ным неду­гом пьян­ства. Про­дав уже все, что бы­ло у нее до­ма, жен­щи­на при­нес­ла в так на­зы­ва­е­мую Крас­ную кор­чем­ни­цу на­хо­див­ший­ся у нее об­раз Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы «Зна­ме­ние» и, по­дав его кор­чем­ни­ку, про­си­ла за ико­ну ви­на.

Бо­го­бо­яз­нен­ный кор­чем­ник, уко­рив вдо­ву, все же взял свя­той об­раз и по­ста­вил в сво­ей бож­ни­це. Спу­стя несколь­ко дней, ко­гда вдо­ва про­трез­ве­ла и осо­зна­ла свой грех, она по­спе­ши­ла к кор­чем­ни­ку, неся ему день­ги и умо­ляя от­дать ико­ну. Тот ис­пол­нил ее же­ла­ние, но на­ут­ро жен­щи­на не на­шла при­не­сен­ной на­ка­нуне до­мой ико­ны. Кор­чем­ник же, к сво­е­му ве­ли­ко­му удив­ле­нию, уви­дел этот об­раз Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы на преж­нем ме­сте в сво­ей бож­ни­це.

Вско­ре при­шла к нему вдо­ва и рас­ска­за­ла об ис­чез­нув­шей иконе, а кор­чем­ник по­ка­зал на свя­той об­раз и со сле­за­ми бла­го­го­ве­ния ска­зал: «Вот Она, Ца­ри­ца Небес­ная! Са­ма спро­си Ее, как Она здесь ока­за­лась». В сле­зах воз­вра­ти­лась вдо­ва до­мой, но мо­лит­ва­ми Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы с это­го вре­ме­ни от пьян­ства ис­це­ли­лась.

С тех пор ико­на, по­лу­чив­шая в на­ро­де на­име­но­ва­ние «Яв­лен­ной кор­чем­ной», пре­бы­ва­ла в кор­чем­ни­це до ее за­кры­тия в 1850 го­ду.

ф4

Мно­го чу­дес и ис­це­ле­ний про­изо­шло по мо­лит­вам пе­ред ико­ной Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы «Зна­ме­ние» «Кор­чем­ной».

Ныне чу­до­твор­ный об­раз Бо­жи­ей Ма­те­ри пре­бы­ва­ет в Свя­то-Иоан­но-Бо­го­слов­ском мо­на­сты­ре Ря­зан­ской епар­хии, а спи­сок с нее по­сто­ян­но на­хо­дит­ся в Ни­ко­ло-Ям­ском хра­ме г. Ря­за­ни, яв­ля­ю­щем­ся по­дво­рьем оби­те­ли.

https://azbyka.ru/days/ikona-znamenie-korchemnaja

Ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри «Зна­ме­ние» Аба­лац­кая

Ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри «Зна­ме­ние» Аба­лац­кая бы­ла на­пи­са­на про­то­ди­а­ко­ном То­боль­ско­го ка­фед­раль­но­го со­бо­ра в честь Со­фии-Пре­муд­ро­сти Бо­жи­ей, Мат­фе­ем, во ис­пол­не­ние обе­та рас­слаб­лен­но­го кре­стья­ни­на Ев­фи­мия для вновь по­стро­ен­но­го в Аба­лац­кой оби­те­ли хра­ма Зна­ме­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы. Храм этот был по­стро­ен в 1637 го­ду по­сле неод­но­крат­но­го чу­дес­но­го яв­ле­ния об­ра­за «Зна­ме­ния» Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы с пред­сто­я­щи­ми свя­ти­те­лем Ни­ко­ла­ем и пре­по­доб­ной Ма­ри­ей Еги­пет­ской некой бла­го­че­сти­вой вдо­ве Ма­рии. По на­пи­са­нии хра­мо­во­го об­ра­за рас­слаб­лен­ный Ев­фи­мий со­вер­шен­но ис­це­лил­ся. Во вре­мя тор­же­ствен­но­го пе­ре­не­се­ния ико­ны в Аба­лац­кий храм со­вер­ша­лось мно­го чу­дес­ных ис­це­ле­ний.

Внешне Аба­лац­кий об­раз схож с Нов­го­род­ской ико­ной «Зна­ме­ние», с той лишь раз­ни­цей, что на Аба­лац­кой иконе Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­це пред­сто­ят свя­ти­тель Ни­ко­лай и пре­по­доб­ная Ма­рия Еги­пет­ская. Об­раз был по­ме­щен в се­реб­ря­ную с по­зо­ло­той ри­зу и укра­шен жем­чу­гом и дра­го­цен­ны­ми кам­ня­ми.

С 1665 го­да был уста­нов­лен еже­год­ный крест­ный ход, ко­гда чу­до­твор­ная ико­на «Зна­ме­ние» при огром­ном сте­че­нии бо­го­моль­цев пе­ре­но­си­лась в То­больск и пре­бы­ва­ла там с 8 по 23 июля.

В 1680 го­ду де­ре­вян­ный храм, в ко­то­ром по­ме­ща­лась свя­тая ико­на, сго­рел, но чу­до­твор­ный об­раз был спа­сен. На ме­сте церк­ви позд­нее был воз­ве­ден ка­мен­ный Зна­мен­ский со­бор, а в 1783 го­ду был ос­но­ван муж­ской мо­на­стырь в честь ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри «Зна­ме­ние», ко­то­рый бла­го­по­луч­но су­ще­ство­вал до на­ча­ла XX ве­ка.

Аба­лац­кий об­раз Бо­жи­ей Ма­те­ри осо­бен­но по­чи­та­ли цар­ствен­ные стра­сто­терп­цы, пе­ред ней они мо­ли­лись во вре­мя то­боль­ско­го за­клю­че­ния.

В 1924 го­ду мо­на­стырь был за­крыт бо­го­бор­че­ски­ми вла­стя­ми. Лишь в 1989 го­ду оби­тель с раз­ру­шен­ны­ми хра­ма­ми бы­ла воз­вра­ще­на То­боль­ской епар­хии Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви. Од­на­ко под­лин­ной Аба­лац­кой ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри нет ни в мо­на­сты­ре, ни в То­боль­ске. Сле­ды ее за­те­ря­лись, и на­сто­я­щее ме­сто­на­хож­де­ние неиз­вест­но.

В вос­ста­нав­ли­ва­е­мой из ру­ин оби­те­ли на­хо­дит­ся один из спис­ков с пер­во­об­ра­за, ко­то­рый по древ­ней тра­ди­ции на­зы­ва­ют «На­мест­ни­цей», и от ко­то­рой ныне про­ис­хо­дят чу­де­са ис­це­ле­ний при­бе­га­ю­щих к по­мо­щи Ца­ри­цы Небес­ной.

Из­вест­но мно­го чу­до­твор­ных спис­ков Аба­лац­кой ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри «Зна­ме­ние», бла­го­го­вей­но по­чи­та­е­мых по всей Си­би­ри.

https://azbyka.ru/days/ikona-znamenie-abalackaja

Кур­ская ико­на «Зна­ме­ние» Бо­жи­ей Ма­те­ри 

Кур­ская ико­на «Зна­ме­ние» Бо­жи­ей Ма­те­ри — од­на из древ­ней­ших икон Рус­ской Церк­ви. В ХIII ве­ке, во вре­мя та­тар­ско­го на­ше­ствия, ко­гда все Рус­ское го­су­дар­ство ис­пы­ты­ва­ло ве­ли­чай­шее бед­ствие, го­род Курск, ра­зо­рен­ный пол­чи­ща­ми Ба­тыя, при­шел в за­пу­сте­ние. Од­на­жды в окрест­но­стях го­ро­да один охот­ник за­ме­тил ле­жав­шую у кор­ней де­ре­ва ико­ну, об­ра­щен­ную ли­ком к зем­ле. Охот­ник под­нял ее и уви­дел, что изо­бра­же­ние ико­ны по­доб­но иконе «Зна­ме­ние» Нов­го­род­ской. Од­новре­мен­но с яв­ле­ни­ем этой ико­ны со­вер­ши­лось и пер­вое чу­до. Как толь­ко охот­ник под­нял свя­тую ико­ну с зем­ли, тот­час на ме­сте, где ле­жа­ла ико­на, с си­лой за­бил ис­точ­ник чи­стой во­ды. Это про­изо­шло 8 сен­тяб­ря 1259 го­да. Охот­ник не ре­шил­ся оста­вить ико­ну в ле­су и, по­стро­ив на ме­сте об­ре­те­ния неболь­шую де­ре­вян­ную ча­сов­ню, по­ста­вил в ней но­во­яв­лен­ный об­раз Бо­го­ма­те­ри.

ф5

Вско­ре об этом узна­ли жи­те­ли го­ро­да Рыль­ска, рас­по­ло­жен­но­го непо­да­ле­ку, и ста­ли по­се­щать ме­сто яв­ле­ния для по­кло­не­ния но­вой свя­тыне.

Ико­ну пе­ре­нес­ли в Рыльск и по­ста­ви­ли в но­вом хра­ме в честь Рож­де­ства Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы. Но ико­на про­бы­ла там недол­го, чу­дес­ным об­ра­зом она ис­чез­ла и воз­вра­ти­лась на ме­сто сво­е­го яв­ле­ния. Жи­те­ли Рыль­ска неод­но­крат­но бра­ли ее и от­но­си­ли в го­род, но ико­на непо­сти­жи­мым об­ра­зом воз­вра­ща­лась на преж­нее ме­сто. То­гда все по­ня­ли, что Бо­го­ма­терь бла­го­во­лит к ме­сту яв­ле­ния Сво­е­го об­ра­за.

Еже­год­но в пят­ни­цу де­вя­той неде­ли по­сле Пас­хи ико­на «Зна­ме­ние» тор­же­ствен­но с крест­ным хо­дом пе­ре­но­си­лась из кур­ско­го Зна­мен­ско­го со­бо­ра на ме­сто ее яв­ле­ния в Ко­рен­ную пу­стынь, где она и оста­ва­лась до 12 сен­тяб­ря, а за­тем сно­ва тор­же­ствен­но воз­вра­ща­лась в Курск. Этот крест­ный ход был уста­нов­лен в 1618 го­ду в па­мять пе­ре­не­се­ния ико­ны из Моск­вы в Курск и в вос­по­ми­на­ние ее пер­во­на­чаль­но­го яв­ле­ния.

Осо­бая по­мощь Бо­жи­ей Ма­те­ри через эту ико­ну свя­за­на с важ­ны­ми со­бы­ти­я­ми в ис­то­рии Рос­сии: осво­бо­ди­тель­ной вой­ной рус­ско­го на­ро­да во вре­мя поль­ско-ли­тов­ско­го на­ше­ствия 1612 го­да и Оте­че­ствен­ной вой­ной 1812 го­да.

Чу­до­твор­ная ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри «Зна­ме­ние» Кур­ская-Ко­рен­ная в по­след­ний раз пре­бы­ва­ла на рус­ской зем­ле 14 сен­тяб­ря 1920 го­да в Кры­му, в вой­сках, сра­жав­ших­ся про­тив боль­ше­ви­ков. По­ки­нув Рос­сию в 1920 г., свя­тая ико­на ста­ла «Оди­гит­ри­ей» (Пу­те­во­ди­тель­ни­цей) Рус­ско­го рас­се­я­ния, неот­луч­но пре­бы­вая со все­ми пер­во­и­е­рар­ха­ми Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви за­гра­ни­цей. Ныне она пре­бы­ва­ет в од­ном из хра­мов Но­вой Ко­рен­ной пу­сты­ни под Нью-Йор­ком (США). В кур­ском Зна­мен­ском со­бо­ре хра­нит­ся спи­сок с чу­до­твор­но­го об­ра­за.

https://azbyka.ru/days/ikona-znamenie-kurskaja-korennaja



Добавить отзыв

Введите код, указанный на картинке
Отзывы

Церковный календарь

Афиша

Православный церковный календарь на октябрь 2020 года

В октябре отмечается 107 православных церковных праздников. Церковный календарь информирует о христианских праздниках, посвященных знаменательным событиям из жизни Иисуса Христа и его матери Богородицы Девы Марии, постах и днях памяти различных святых.

Главное событие октября...

Выбор редакции

«Это кино о тебе» Беседа с Александром Запорощенко, режиссером фильма «Где ты, Адам?»

Двор Вознесенского храма на Демеевке в Киеве был идеальным местом для разговора с режиссером фильма «Где ты, Адам?» Александром Запорощенко. В калитке нас встретила веселая компания во главе с женихом и невестой, ставшими...