Курская Коренная икона «Знамение»: путешествующая и созидающая

Просмотрено: 147 Отзывы: 0

Курская Коренная икона «Знамение»: путешествующая и созидающая

Впервые полную историю обретения чудотворной Курской иконы «Знамение» Пресвятой Богородицы рассказал в 1744 году диакон Вознесенской церкви Никифор Степанов. Информацию из более ранних летописных источников он собрал в «Повесть о явлении чудотворныя иконы Пречистыя Богородицы, честного и славного ея знамения, еже нарицается Курская, и о зачале града Курска, в ней же явлено в кратце и о чудесах от оныя чудесоточныя иконы Пресвятыя Богородицы, и о избавлении града Курска, нашествие черкас, от пленения и иных чудесах».

В повести описано время после разорения русских городов и селений ханом Батыем. Курск сия чаша не миновала: татары превратили его в развалины, многих увели в плен, а остальные жители разбежались. А ко гнету рабства и военных потерь добавились голод и мор. В постигших бедствиях люди признавали гнев Божий и считали, что Господь послал небесное наказание им за грехи, отцы Церкви призывали сограждан к нравственному исправлению, к добрым делам, посту и молитве. Люди каялись, постились и обращались за помощью ко Господу – и, конечно, были услышаны. Богородица явилась на Курской земле:

«В 6803 году от сотворения мира, а от Рождества Христова в 1295 году, 8 (21) сентября, случилось одному благочестивому мужу прийти ради прибытка своего в лес, которым поросли окрестности г. Курска, по его разорении, и по Божию смотрению увидел он близ реки Тускари в полугоре, у корня большого дерева, лежащую ниц икону, которую лишь только поднял от земли, как тотчас же из того места проистек источник воды. Видя это, оный муж поставил честно обретенную им икону Знамения Божией Матери в дупле того дерева, а сам тогда же объявил о сем преславном чуде своим товарищам, которые, согласясь между собою, построили на несколько сажей повыше упомянутого места на лесистом острову часовню из леса, срубленного на сем месте, и, поставив в ней чудотворную икону, возвратились с миром восвояси».

Об обретенной иконе, похожей по изображению на новгородскую икону «Знамение», а также о чудесном появлении живоносного многоводного источника на месте ее явления быстро узнали в ближайших городах. К иконе потянулся народ.

Узнал о чудесной иконе рыльский князь Василий Шемяка и захотел перенести ее из часовни в Рыльск. Но когда крестный ход вошел в город, по маловерию не вышел встречать икону и тотчас ослеп. Только после усердной молитвы пред чудотворным образом и покаяния перед народом Богородица вернула князю зрение. Но в церкви в честь Рождества Пресвятой Богородицы, которую Шемяка выстроил специально для чудотворной иконы, Курская Коренная пребывать не благоволила. Чудом она оказалась на месте своего явления и продолжала помогать всем, кто обращался к ней с молитвою.

Все больше народу приходило к иконе, а в часовне перед чудотворным образом священник Боголюб начал проводить общественные службы. Однако в 1383 году в Курской области снова объявились татары, батюшку схватили, часовню сожгли, а образ Богородицы, который был не тронут огнем, разрубили на две части и раскидали в разные стороны. И через несколько лет, после того как послы московского князя выкупили Боголюба из плена, Курская Коренная снова явила чудо: найденные части иконы сами собой «срослись», а на стыке только «роса» выступила.

Части иконы сами собой «срослись», а на стыке только «роса» выступила

Узнав об этом, рыльчане опять торжественно перенесли чудотворную икону в возобновленную церковь Рождества Богородицы, но та, как и прежде, сама вновь вернулась на место своего обретения.

Российский царь Феодор Иоаннович, зная о чудесных исцелениях, исходивших от Курской Коренной иконы Божией Матери, «пригласил» ее в Москву. Царь встретил Богородицу лично в сопровождении патриарха Иова, соборного духовенства и воинства. В царских чертогах перед иконой совершили молебен. Феодор Иоаннович сделал подарок Богородице: украсил икону кипарисной доской, на которую вверху были нанесены изображения Господа Саваофа, а внизу и по сторонам – ветхозаветных пророков. Лики пророков обращены к изображению Богородицы, имеющей в недрах Своих Эммануила. На левой стороне вверху царь и пророк Давид держит свиток: «Воскресни, Господи, в покой Твой». Ниже – пророк Моисей со свитком: «Аз видех купину огненную», за ним – пророк Исаия со свитком: «Се дева во чреве приимет», а далее – пророк Гедеон со свитком: «Сниде яко дождь на руно». На правой стороне иконы изображен царь и пророк Соломон со свитком: «Премудрость созда себе дом», за ним – пророк Даниил со свитком: «Аз видех гору каменную». Далее – пророк Иеремия со свитком: «Се, дние грядут, глаголет Господь», ниже – пророк Илия со свитком: «Ревнуя поревновах о Господе». На нижней части иконы пророк Аввакум держит в руках свиток с изречением: «Бог от юга приидет».

Изображение этих пророков напрямую связано с изображением Пресвятой Богородицы «Знамение». Чудо непорочного зачатия Сына Божия Пресвятой Девой описано в пророчестве святого Исаии как знамение царскому дому Давида, что он не прекратится до воплощения Сына Божия. То же чудо воплощения Сына Божия предсказывали и другие ветхозаветные пророки, появившиеся на иконе «Знамение» Пресвятой Богородицы.

Икону украсили «сребропозолоченным» окладом, жемчугом и драгоценными камнями, а царица Ирина Федоровна подарила Богородице пелену из красного атласа с драгоценными камнями. На ней золотыми буквами было вышито: «Повелением благоверного Государя Великого Князя Федора Иоанновича всея России Самодержца и Благоверныя Государыни Великая Княгини Ирины и их дочери Великия Княжны Феодосии сделана сия пелена к образу Пречистый Богородицы Курския лета 7105» (1597).

Позже, торжественно проводив икону, царь повелел выстроить на месте ее обретения мужской монастырь Рождества Богородицы. Первым его игуменом стал священник из Рыльска Георгий (в монашестве Евфимий). Сегодня это Коренная Рождество-Богородицкая мужская пустынь. Немного позднее, при нашествии крымских татар, икону перенесли в восстановленный город Курск и поставили в приделе Рождества Божией Матери соборной церкви Воскресения. В 1611 году пустынь была разорена татарами. Царь Борис Годунов почитал икону и много жертвовал на ее украшение. Он приказал перенести ее из Курска в свой лагерь в Путивле, а оттуда взял ее с собою в Москву, где она оставалась в царских покоях до 1615 года.

Но и Курск Богородица вниманием не оставляла. В 1612 году при осаде города польским полководцем Жолкевским с большим войском людям явилась осеняющая город Богоматерь с двумя светлыми иноками. А пленные поляки рассказывали, что на стенах города появилась Жена с двумя светлыми мужами, которая грозила в сторону осаждавших. Во время осады жители дали обет: в случае победы построить в городе монастырь в честь Пресвятой Богородицы для иконы «Знамение». Неприятели отступили, и куряне построили в сердце города монастырь. И когда в 1615 году куряне упросили Михаила Феодоровича возвратить чудотворный образ из Москвы в Курск, поставили его в курском соборном храме. А в 1618 году икону перенесли в собор Знаменского монастыря, где она пробыла до революции. В этом же году впервые состоялся торжественный крестный ход из центра Курска в «пустыньку на корню». Так появился обычай в пятницу девятой после Пасхи недели совершать один из самых масштабных в России крестных ходов.

Поляки рассказывали, что на стенах города появилась Жена с двумя светлыми мужами, которая грозила в сторону осаждавших

Знаменитая история исцеления Прохора Мошнина (в будущем преподобного Серафима Саровского) тоже связана с Коренной иконой. Девятилетним мальчиком Прохор сильно заболел, и мама его горячо молилась Богородице, которая не только услышала, но и лично посетила больного ребенка. Еще заранее мальчик увидел во сне Божию Матерь, которая обещала прийти и исцелить его. Так и вышло: во время крестного хода вдруг начался сильный ливень, и решено было укрыть святыню от непогоды. Так процессия оказалась во дворе Агафии Фотиевны Мошниной, вдовы строительного подрядчика Исидора Ивановича Мошнина. В это время Прохор уже не вставал, но его приложили к иконе «Знамение». Мальчик начал поправляться.

Курская Коренная много помогала русским воинам. В 1676-м «прибыла» на Дон для благословения донских казацких войск. В 1684 году государи и великие князья Иоанн и Петр Алексеевичи прислали в Коренной монастырь список с чудотворной иконы «Знамение» Пресвятой Богородицы в серебряном позолоченном окладе с повелением носить этот список по приходам православных воинов. В 1687-м икону взяли в поход против крымских татар. Этот «большой полк» дошел до самого Крыма, татарские набеги на русские земли прекратились. А в 1812 году курское городское общество направило список с чудотворной иконы в действующую армию к Кутузову для укрепления войск.

В конце XIX века социал-революционеры решили взорвать икону, подложив под нее бомбу, но в итоге не только не уничтожили ее, но и еще больше укрепили веру людей в Царицу Небесную. В Знаменском соборе прогремел взрыв, после которого каменное здание изрядно пострадало: вылетели все стекла, треснула стена, – но икона и даже стекло на ней остались невредимы. После этого люди потянулись к иконе с еще большим благоговением.

В Знаменском соборе вылетели все стекла, треснула стена, но икона и даже стекло на ней остались невредимы

В 1918 году в Курске среди бела дня были похищены обе иконы в ризах, украшенных самоцветами. Случилось это 11 апреля, в среду, на 6-й неделе Великого поста. Люди молились и просили Богородицу вернуться. Через три недели обе иконы нашел совершенно случайный прохожий рядом со старым колодцем, который по преданию вырыл сам преподобный Феодосий Печерский.

В начале XX века икону спасали от большевиков. Из Курска она отправилась сначала в Обоянь, затем в Белгород и оттуда – в Таганрог. Три недели она находилась в Таганроге, пребывая на Афонском подворье, а также посещая дома людей. Затем отправилась дальше: Ростов, Екатеринодар, Новороссийск.

Ободряла воинов 14 сентября 1920 года, в день праздника Воздвижения Честнаго и Животворящаго Креста при сражениях за Крым. А потом вместе с остатками армии и со всеми желающими покинуть Крым и уйти от большевиков 29 октября 1920 года чудотворная икона надолго покинула русскую землю. В России, в Знаменском монастыре Курска, хранится ее список.

За время пребывания за границей Курская Коренная успела не только помочь ободрить множество народа, но и обзавестись новым домом. Недалеко от г. Магопака была основана «Новая Коренная пустынь» в память о разрушенной большевиками Курской Коренной пустыни. Сюда икона переселилась 23 января 1951 года.

В первый же год пребывания иконы в Америке начались ее путешествия по приходам Русской Зарубежной Церкви. Калифорния, Сан-Франциско, Монтерей… Приходящие к иконе получали утешение и исцеление. Курскую Коренную с благоговением встречали в Англии, Бельгии, Германии, Швейцарии, Франции, Испании, Австралии, Чили, Аргентине, Бразилии, Франции…

В Россию эта святыня вернулась 12 сентября 2009 года впервые с 1920 года. Посетив храм Христа Спасителя, она прибыла в Знаменский собор в центре Курска и погостила в Курской Коренной пустыни. Куряне выполнили одно из условий пребывания иконы: менее чем за три года восстановили место летнего пребывания иконы до революции – храм Рождества Пресвятой Богородицы. Переговоры были сложными и долгими; стороны решили, что посещать место своего обретения Курская Коренная икона будет ежегодно. Дважды в год городские улицы и дорогу от главной площади города, где расположен Знаменский собор, до Курской Коренной пустыни заполняет крестный ход. Со всех уголков России православные христиане съезжаются в Курск, и в день крестного хода сюжет знаменитой картины Ильи Репина можно увидеть своими глазами. А при желании – и поучаствовать.

Курская Коренная икона «Знамение» – путешествующая Богородица, собирательница душ

Курская Коренная икона «Знамение» – путешествующая Богородица, собирательница душ. Она находит Своих чад по разным континентам, странам и городам, подбадривает, утешает и объединяет. На территории Курской Коренной Рождества Пресвятой Богородицы мужской пустыни по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла установлен памятник «Воссоединение». В бронзе запечатлены Патриарх Московский и всея Руси Алексий II и Первоиерарх Русской Православной Церкви Заграницей митрополит Лавр. В руках они держат Курскую Коренную икону Божией Матери «Знамение».

Источник: https://monastery.ru/zhurnal/bog-i-chelovek/kurskaya-korennaya-ikona-znamenie-puteshestvuyushchaya-i-sozidayushchaya/?



Добавить отзыв

Введите код, указанный на картинке
Отзывы

Церковный календарь

Афиша

Православный календарь на декабрь 2022 года

Введение во храм Пресвятой Богородицы, День Николая Чудотворца 一 вот лишь несколько дат православного календаря, которые выпадают на конец года. О них и других...

Выбор редакции

Путь к Рождеству

Интерактивный календарь ожидания Рождества для детей и взрослых / А. А. Сапрыкина ; художник Е. А. Цымбаревич. – Москва : Вольный Странник,...