22 октября Святая Церковь вспоминает праведного Лота. Единственного, кто не поддался влиянию греховного общества Содома. Он переехал сюда сам в поисках изобилия и хорошей жизни. Будучи юн, плохо разбирался в людях и жизненных перспективах — и это стоило ему и свободы, и возможности жить рядом с праведником.
Лоту повезло с семьей: он был племянником праотца Авраама, родоначальника народа Израилева, того самого, которому Господь явился в виде Трех Ангелов.
Жили в большом достатке: у Авраама было много золота, серебра и стад. Лот также преуспевал, возможно, не без помощи дяди. Казалось бы, все есть: живи, радуйся и учись у дяди добродетельной жизни. Но стада умножались — и между пастухами Лота и Авраама возникла ссора из-за пастбищ.
Видя, что назревает большой конфликт, Авраам предложил решить дело миром и разделиться. Он был уже почтенным старцем, умудренным жизнью и понимающим, что между родственниками нужно сохранять согласие и мир. И если ты хочешь мира, нет ничего зазорного в том, чтобы сделать первый шаг. Авраам пошел на уступку и смиренно отдал юному племяннику право выбора территории: отделись же от меня: если ты налево, то я направо; а если ты направо, то я налево (Быт 13:9).
Почему он так сделал? Бог весть. Может быть, не хотел давить своим авторитетом может быть, надеялся, что племянник выберет правильно, возможно, понимал, что любой не застрахован от ошибок и нужно дать молодому человеку выбрать, а дальше Господь будет с ним и Своими неисповедимыми путями выведет на верную дорогу.
У Лота были шансы выйти из ситуации красиво. Пример кротости Авраама был перед глазами с детства, и юноша мог бы, глядя на него, сделать ответный ход — поблагодарить и вернуть старшему родственнику привилегию выбора. Или хотя бы спросить у мудрого дяди совета, как правильно выбрать территорию. Все же не зря Авраам преуспевал: и знание жизни были, и очевидная помощь Божия. Но молодость и горячность не дали Лоту так поступить.
Лот огляделся, увидел, что Иорданская сторона (там самая, в которой располагались Содом и Гоморра) богата зеленью и удобна для скотоводства, и выбрал ее себе, оставив дяде менее привлекательные, на первый взгляд, территории (но мы помним, что именно на этой земле Аврааму явился Сам Господь, навеки освятив ее Своим присутствием).
Лот поставил свои шатры в окрестностях Содома, но спокойной жизни на прекрасной земле не получилось. Первая беда пришла извне: давний недоброжелатель напал на город — и бедный Лот со всем своим имуществом попал в плен.
Содомский грех: что это такое?
«Райсовет» — это подкаст, который можно смотреть и слушать одновременно. Это беседа, в которой герои искренне делятся своей болью и личным опытом веры; это пространство, в котором зритель становится свидетелем поиска ответа на насущные вопросы и рефлексии приглашенных гостей на актуальные темы.
Священное Писание не содержит рассказа о том, что было в плену, но можно догадываться, сколько раз Лот возвращался мысленно к моменту, когда они с дядей делили землю и он взял себе лучшие места. Лот, как пишет святитель Иоанн Златоуст, «узнал на опыте, что гораздо лучше ему было бы жить вместе с праведником, нежели, отделившись от него и живя на свободе, испытать столько бедствий».
Как часто бывает, проблема была в неверно расставленных приоритетах. Увеличение богатства (при том, что его и так было много) нельзя было ставить выше согласия внутри семьи и возможности жить рядом со святым человеком. А перед переездом нужно было как минимум поинтересоваться, что за люди живут в новых землях и по пути ли тебе с новыми соседями.
С помощью Божией Авраам с небольшим отрядом слуг спас Лота из плена, и тот вернулся в свой новый дом под Содомом. Но вместо привычной благочестивой домашней обстановки в кругу Авраама и остальной родни попал в самую гущу разврата. Как пишет святитель Иоанн Златоуст, содомляне были настолько пропитаны грехом, что не оставалось никакой возможности для их исцеления.
Конечно, Лота они не приняли, да и ему было с ними не по пути. Очень скоро он начал тяготиться соседством с содомлянами: сей праведник, живя между ними, ежедневно мучился в праведной душе, видя и слыша дела беззаконные, — писал о буднях Лота в Содомской земле апостол Петр (2 Пет 2:7–8).
Что же помогало ему держаться и сохранять праведность?
«Суровые испытания в плену исправили святого Лота и сделали более чутким; с течением лет он научился подражать дяде», — писал святитель Амвросий Медиоланский.
Он понял, что, если живешь праведно, Господь будет с тобой, а если нет — ничего хорошего в жизни не будет, кроме череды бед и ошибок, с последствиями которых будешь сталкиваться годами. Живой пример и собственный горький опыт дали Лоту невероятно крепкое знание, что у него есть единственный путь спасительной жизни — поступать так, как велит Господь. И никакие нравы, шутки и даже угрозы окружающих не могли сбить его с этого пути, которому он остался верен до конца.
Понимая, каковы его соседи, по вечерам Лот сидел у ворот города и сторожил путников, которые, как когда-то он сам, могли направляться к Содому, не зная, что там за люди.
В один из таких вечеров на дороге показались два путника — ангелы в образе путешественников (которые, кстати, шли от Авраама). Думая, что это обычные люди, Лот упросил их не идти в город, а остаться у него, чтобы те не попали в руки весьма раскрепощенных содомлян.
Пока Лот готовил ужин, содомляне, узнав о гостях, пришли в стали грозиться выломать двери дома, лишь бы Лот выдал им гостей. И тот, верный древнему обычаю гостеприимства (и, вероятно, научившись надеяться на помощь Божию и веря, что Господь не оставит), сказал, что лучше отдаст им своих незамужних дочек.
Когда горожане были готовы вломиться в дом, ангелы наслали на них слепоту, а Лота вместе с женой и дочерьми за руки вывели из города. Лот хотел вывести еще и женихов дочерей, но те не поверили, что город погибнет, и отказались. На город вместе со всеми его жителями дождем обрушились сера и огонь.
Возможно, кто-то вспомнит финальный эпизод библейской истории Лота: убежав из Содома, он с двумя дочерьми поселился в пещере. Бедные девушки, думая, что погибло вообще все человечество, подпоили отца и по очереди провели с ним ночь, чтобы зачать детей и восстановить человеческий род.
Об этой истории толкователи Писания призывают судить определенно: во-первых, Лот не знал, что его напоят, и в состоянии опьянения не понимал, что делает; во-вторых, дочерьми двигала не похоть, а стремление спасти человечество от погибели; в-третьих, времена были древние и к внутрисемейным связям относились иначе, чем сейчас.
«Священное Писание не стремится выставить напоказ ошибки патриархов, которых, как мы читаем, одолело вино, оно учит тебя, чего опасаться, — пишет святитель Амвросий Медиоланский. — <…>Лот доверился дочерям и, расслабленный от старости и винного хмеля, допустил инцест, не сознавая того: ты же пей так, чтобы тебе не оказаться в плену греха! Патриархи наставляют тебя, не только поучая, но даже заблуждаясь».
Наверное, сегодня история Лота может служить ярким и очень понятным примером того, как сильно человека может подвести порывистость, недостаток информации, стремление получить все и сразу, отказ от советов более опытных людей и отсутствие привычки в ситуации выбора прежде всего уповать на помощь Божию и важное дело начинать с молитвы.
А еще Лот стал примером того, как важно проанализировать свои ошибки и, столкнувшись с последствиями неверного выбора, все-таки встать на правильный путь.
«Во–первых, из случившегося с Лотом можно научиться не смущаться, если иногда праведные впадают в искушения, а нечестивые и злые избегают их, — пишет святитель Иоанн Златоуст, — ни в каком случае не искать первенства и ничего не считать драгоценнее сожития с праведными, напротив, хотя бы и нужно было жить в рабстве, только бы вместе с добродетельными мужами, почитать эту жизнь полезнее жизни на свободе. А затем можно отсюда узнать крайнее незлобие патриарха, его необыкновенную любовь, великое мужество, презрение к богатству и неизреченную силу Божия содействия».
Источник: https://foma.ru/lot-uchest-oshibki-yunosti-i-sohranit-pravednost-v-sodome.html