18 июля Церковь чтит память обретения святых мощей великого русского святого – преподобного Сергия Радонежского. Предлагаем читателям сайта богословско-филологический комментарий к тропарю этого праздника.
Мощи преподобного Сергия были обретены 5 июля 1422 года, через 30 лет после его блаженной кончины, при преподобном игумене Никоне Радонежском. В то время Русь часто претерпевала тяготы в связи с нашествием татарских орд. В 1408-м году был нанесен очередной сокрушительный удар по строениям Троицкой обители преподобного: они были опустошены и сожжены.
Перед началом строительства нового храма во имя Пресвятой Троицы мирянину явился в видении преподобный Сергий Радонежский и велел передать братии и игумену Никону следующие слова:
«Зачем оставляете меня столько времени во гробе, землей покровенного, в воде, утесняющей тело мое?»[1]
Во время рытья рвов для фундамента и были обретены честные мощи игумена земли Русской. Все стоявшие и лицезревшие данное событие были поражены тем фактом, что не только тело, но и одежда были невредимы, несмотря на большое количество воды вокруг гроба. В 1426-м году мощи преподобного были торжественно перенесены в храм Пресвятой Троицы, где и пребывают доныне.
В данной статье мы разберем тропарь и кондак праздника.
На церковнославянском языке тексты звучат следующим образом:
Тропарь:
«Днесь пресветло красуется царствующий град Москва, яко светолучными зарями, молниями чудес твоих осияемь, всю вселенную созывает похвалити тя, Богомудре Сергие, пречестная же и славная обитель твоя, юже во имя Святыя Троицы многими труды твоими создал еси, отче, имущи в себе стада ученик твоих, веселия и радости исполняется. Мы же, празднующе преславное обретение честных мощей твоих, в земли сокровенных, яко цвет благоуханен и кадило благовонно, любезно я лобызающе, различная исцеления приемлем и твоими молитвами грехов прощения сподобляемся, отче преподобне Сергие, моли Святую Троицу спасти души наша».
Кондак:
«Днесь, яко солнце пресветло, возсиявше от земли, честныя мощи твоя нетленны обретошася, яко благоуханный цвет, множеством чудес сияюще, и всем верным источающе различная исцеления, и веселяще избранное твое стадо, еже мудре собрав, добре паствил еси. О нихже и ныне Троице предстоиши, моляся, и воинству победительная на враги даровати, да вси вопием ти: радуйся, Сергие богомудре».
Русский перевод этих песнопений таков.
Тропарь:
«Сегодня пресветло радуется царствующий город Москва, как солнечными лучами зари, молниями чудес твоих освещаемы всю вселенную, созывает восхвалить тебя, Богомудрый Сергий, святочтимая же и славная обитель твоя, которую во Имя Святой Троицы большими трудами своими создал, отче, имеющую у себя стадо учеников твоих, веселия и радости исполняется. Мы же, празднующее многославное обретение славных мощей твоих, в земле утаенной, как цветка благоухание и кадила благовоние, любезно их лобызая, различные исцеления получаем и по твоим молитвам удостаиваемся прощения грехов, отче преподобный Сергий, моли Святую Троицу о спасении наших душ».
Кондак:
«Сегодня, как пресветлое солнце, поднявшееся от земли, славные мощи твои обрелись нетленными, как благоуханный цветок, сияющий множеством чудес и всем верным источающий различные исцеления, радуя избранное твое стадо, которое ты, мудрый, собрав, хорошо пас. О них же и сейчас, Троице предстоя, молишься и воинству победные гимны на врагов даровать, да все взываем к тебе: радуйся, богомудрый Сергий».
Пресвятая Троица
Благодаря сохранившемуся житию преподобного мы можем заметить, какое особое место в жизни великого русского святого занимала Пресвятая Троица. Первый храм, воздвигнутый преподобным Сергием, был в Ее честь. Обитель, основанная игуменом земли Русской, также носит имя Троицы – Троице-Сергиева лавра.
Гимнографическое творчество, прославляющее великого русского святого, также не обходит вниманием этот факт. Обратимся к тропарю праздника:
«Пречестная же и славная обитель твоя, юже во Имя Святыя Троицы многими труды твоими создал еси, отче, – и также: – моли Святую Троицу спасти души наша».
В кондаке праздника мы также можем проследить данную идею:
«О них же и ныне, Троице предстоиши, моляся».
Примечательно слово «ныне», которое было употреблено в кондаке преподобному. Оно переводится как «сегодня, в настоящее время»[2], ведь в Царствии Небесном нет времени. Существует только вечность, которая есть Бог. Об этом нам говорит Священное Писание словами пророка Давида:
«Прежде даже горам не быти и создатися земли и вселенней, и от века и до века Ты еси» (Пс. 89, 3).
Преподобный Иоанн Дамаскин пишет:
«Но один только Бог есть вечно Сущий, вернее же: Он даже выше, чем вечность. Ибо Творец времен не находится в зависимости от времени, но Он – выше времени»[3].
Мы же живем во времени и зависим от него.
В кондаке также отражена таинственную связь: преподобный, пребывая в вечности, неустанно молится за наши души, находящиеся на земле.
Игумен земли Русской
Хочется упомянуть о молитвенном заступничестве великого русского святого.
Обстановка в государстве во времена жизни преподобного была далеко не простая. Изнурительные войны, погромы и бедствия – вот что видели люди в то время. Ухудшало положение и разрозненность между князьями различных областей Руси, в связи со сложной политической обстановкой[4].
Неотступной молитвой преподобного, его мудрыми отческими советами было сохранено единство государства, как никогда нужное в то время.
Благодаря поддержке благоверного князя Димитрия Донского и благословению его дружин на Куликовскую битву святым Сергием, наступил поистине переломный момент в истории взаимоотношений между Ордой и Русью.
Обратимся к кондаку праздника, развивающему эту мысль:
«...и воинству победительная на враги даровати».
«Победительная» – в словаре мы находим его значение «знаменующий, олицетворяющий победу», то есть победные песни[5]. Соответственно, мы можем объяснить этот отрывок следующим образом: преподобный Сергий молился ко Пресвятой Троице, чтобы иметь возможность дать воинству благоверного князя победные слова против врагов.
Не дашь святому Твоему увидеть истление
Следует рассмотреть еще чрезвычайно важное слово, которое употребляется в кондаке праздника, а именно «нетление».
Обратимся к тексту кондака:
«...честныя мощи твоя нетленны обретошася».
Церковнославянское «мощи» относится к pluralia tantum, то есть всегда употребляется во множественном числе[6]. А «нетление» (греческое αφθαρσία) – «нетленность, неразрушимость»[7]. Нетление святых мощей – не только исполнение ветхозаветного пророчества: «Не дашь святому Твоему увидеть истление» (Пс. 15, 10), но и напоминание о будущем всеобщем воскресении мертвых и вечной жизни.
Обожение человека начинается еще в земном мире. Плоть человека, достигшего святости, исполнившегося Духа Святого, по отшествии души сохраняет свои благодатные свойства.
«Господь Христос дал нам спасительные источники: мощи святых, многообразно изливающие благодеяния, источающие миро благовония. И никто пусть не сомневается!»[8]
– обращается к верующим преподобный Иоанн Дамаскин.
Мощами может быть не только полностью сохранившееся тело святого, но даже прах, потому что условием нетленности является сила благодати, которая проявляет себя посредством множества чудес, исходящих от них.
***
Преподобный Сергий является одной из самых важных фигур как Русской Церкви, так и всего Российского государства. День обретения честных мощей игумена земли Русской является поистине радостным моментом в жизни православного христианина.
В.О. Ключевский о преподобном Сергии говорит:
«Творя память преподобного Сергия, мы проверяем самих себя, пересматриваем свой нравственный запас, завещанный нам великими строителями нашего нравственного порядка, обновляем его, пополняя произведенные в нем траты»[9].
Церковные песнопения, посвященные данному событию, также упоминают и восхваляют все его заслуги, вознося святому хвалу и просьбу молиться за наши души Пресвятой Троице.
[1] Минея. Июль. М., 2002. С. 306.
[2] Словарь русского языка XI–XVII вв. Вып. 11. М., 1986. С. 450.
[3] Иоанн Дамаскин, преподобный. Точное изложение православной веры. М., 2012. С. 131.
[4] Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней святого Димитрия Ростовского. Книга первая. Сентябрь. М., 2010. С. 547.
[5] Словарь русского языка XI–XVII вв. Вып. 15. М., 1989. С. 120.
[6] Маршева Л.И. Церковнославянский язык. Имя существительное. Теоретический очерк. Упражнения. М., 2014. С. 48.
[7] Словарь русского языка XI–XVII вв. Вып. 11. М., 1986. С. 319.
[8] Иоанн Дамаскин, преподобный. Точное изложение православной веры. М., 2012. С. 386.
[9] Преподобный Сергий Радонежский в исторических судьбах России: сборник. М., 2014. С. 168.
Источник: https://pravoslavie.ru/140546.html