Он учился у Антония Великого, спал на голой земле, бесстрашно разговаривал с разбойниками и чувствовал человеческие страсти по запаху. Всю жизнь он хотел одного — чтобы о нем забыли. Но не тут-то было.
Священник Евгений МУРЗИН редактор направления «Вера»
1. Встреча после смерти

В юности Иларион учился в Александрии, где впервые услышал об Антонии Великом. Он отправился к старцу и провел у него какое-то время, наблюдая за его жизнью, слушая его поучения и впитывая его опыт. Илариону нравилось все, кроме одного — слишком уж много людей приходило к Антонию за советом, исцелениями и помощью. Это напрягало юного аскета. Иларион вернулся домой, раздал имущество бедным и один ушел в пустыню. Но с той поры между ним и Антонием словно протянулась невидимая духовная нить. Иларион часто вспоминал старца, а Антоний, до которого доносились слухи о подвижничестве Илариона, говорил своим посетителям, которые приходили к нему из Палестины: «Зачем вы ходите ко мне, когда у вас есть Иларион?»
Иларион все собирался снова увидеть учителя, но так до него и не дошел. Однажды к нему пришла женщина по имени Аристенета и попросила благословения на поездку в Египет к Антонию. Уже собираясь ее благословить, Иларион вдруг сказал: «Вот уже второй месяц, как весь мир скорбит о потере великого светильника, ибо преподобный Антоний уже покинул свое тело». Так Бог открыл ему, что Антоний Великий умер. Позже Иларион все же добрался до того места, где подвизался его учитель. Монахи, жившие там, показали ему сад, пруд, ложе старца, лопатку, которой тот копал землю. Иларион лег на место, где обычно Антоний отдыхал, и долго лежал, не двигаясь. Так уже после смерти Антония Великого произошла их долгожданная встреча.
2. Тоска по пустыне и одиночеству

Когда Иларион в юном возрасте ушел в пустыню, ему было очень нелегко. Днем его жгло солнце, ночью до костей пробирал холод. Еды почти не было. Иногда он в течение нескольких дней довольствовался несколькими засохшими смоквами и горстью ячменя. Но главное испытание было не голодом, а страхом. Его постоянно одолевали бесы. Демоны кричали, бросали в него камни, принимали обличья зверей и людей. Иногда ему казалось, что вся пустыня живая: он кожей ощущал чье-то зловонное дыхание, видел в темноте глаза, слышал плач, шум и шаги за спиной.
Но Иларион не отчаивался. Его ум был максимально сосредоточен, а сам он непрестанно молился. Лишь однажды он из-за сильной усталости отвлекся на что-то постороннее. И дьявол не преминул этим воспользоваться. Он тотчас же вскочил ему на плечи, и, ударяя его ногами по ребрам, а бичом по плечам и по шее, сказал: «Беги, беги, что ты спишь!» Прошло много лет, прежде чем Иларион достиг полного бесстрастия и перестал обращать внимание на происходящее вокруг. Тогда бесы отступили, а вокруг него все успокоилось.
Через много лет, когда люди узнали об Иларионе, к нему стали приходить епископы, князья, толпы паломников. Слава о нем гремела по всей Палестине, а вокруг собралось так много монахов, что монастырь нужно было расширять. Но Иларион не радовался этому. Напротив, он очень расстраивался и тяготился своей известностью. Ведь в свое время он ушел от Антония Великого только потому, что приходившие к старцу люди мешали его безмолвию и отвлекали от молитвы. Как это ни удивительно, но, находясь на пике славы и почитания, святой с ностальгией вспоминал первые страшные годы своего подвижничества — как сказано в житии, «молчание первых дней, когда он был один в пустыне».
3. Запах скупости

Бог дал Илариону редкий дар: узнавать по запаху, какой страстью одержим человек. Однажды некий скупой и сребролюбивый брат прислал святому плодов из своего сада. Когда за трапезой ученики предложили ему эти плоды, Иларион отвернулся.
«Уберите их отсюда, не могу выносить смрада, исходящего от этих плодов», — сказал он.
Его ближайший ученик по имени Исихий очень удивился:
«Отче, это же свежие фрукты, и они нормально пахнут».
«Разве ты не чувствуешь, — ответил святой, — что от этих плодов исходит смрад скупости?»
«Как же могут плоды, кроме своего естественного запаха, издавать еще смрад какой-нибудь страсти?» — спросил Исихий.
«Если не веришь, — сказал старец, — дай их волам».
Исихий отнес фрукты волам. Те понюхали, начали неистово мычасть, в панике разорвали веревки, которыми были привязаны, и убежали.
4. Иларион и разбойники

Преподобный Иларион был абсолютным нестяжателем и так внимательно относился к себе, что в любой момент был готов предстать перед Богом. Однажды ночью к его келье вышли разбойники. Они искали, где бы поживиться. Всю ночь разбойники ходили вокруг кельи, но так и не нашли ее, будто бы ослепли. Утром они наконец увидели старца и, увидев, что у него нет никакого имущества, спросили:
«Что бы ты сделал, если бы мы напали?»
«Нагой не боится разбоя», — ответил Иларион.
«Но ведь тебя могли убить!»
«Я не боюсь разбойников, потому что всегда готов к смерти», — ответил Иларион.
Эта простая фраза подействовала на них сильнее проповеди. Они ушли, пообещав исправить жизнь. В сущности, он говорил им не о смерти, а о свободе: кто не держится за вещи, того не могут ни ограбить, ни напугать.
5. Два виноградника

В житии преподобного Илариона описывается случай, который наглядно и опытно иллюстрирует слова, а точнее духовный закон, который неоднократно повторял Иисус Христос: всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и тó, чтó имеет (Мф 25:29).
Однажды, когда Иларион обходил палестинские монастыри, за ним шло несколько тысяч монахов. По пути один брат, человек широкой души, пригласил всех в свой виноградник: «Рвите сколько хотите», — сказал он. Каждый монах нарезал столько винограда, сколько мог унести. Преподобный Иларион, видя щедрость хозяина, благословил его. После этого его урожай утроился.
А другой брат, скупой, увидев толпу монахов во главе с Иларионом, поставил у своего виноградника сторожа и запретил кому бы то ни было подходить к лозам. В результате его виноград осыпался и закис.
Источник: https://foma.ru/pyat-udivitelnyh-istorij-iz-zhizni-ilariona-velikogo.html