
Священномученик Сергий Увицкий, последний настоятель Покровского собора (г. Камышлов)
12 марта Церковь празднует память священномученика Сергия Увицкого, настоятеля кафедрального собора Покрова Пресвятой Богородицы в Камышлове.
Недавно к нам приезжали друзья из братства святой великомученицы Екатерины из Екатеринбурга, собирающие сведения об уральских новомучениках. Наша встреча в соборе, где служил отец Сергий и где сейчас находится его икона, а за богослужением совершается его поминовение, стала хорошим поводом задуматься, что значит для нас, современных православных людей, жизнь и подвиг наших новомучеников, какое место они занимают в нашей Церкви.
Святость часто воспринимается современным человеком как некая сверхспособность супергероев из блокбастеров
Чтобы подойти к этой важной и актуальной теме, сначала нужно ответить на вопрос: кто такие святые? Современным человеком святость часто воспринимается как нечто вроде сверхспособности супергероев из блокбастеров, запросто проходящих сквозь стены, с легкостью решающих любые проблемы и одним движением пальца сокрушающих всех врагов. Но Церковь смотрит на святость совсем не так. Святой праведный Иоанн Кронштадтский писал:
«Что такое святость? Свобода от всякого греха и полнота всякой добродетели. Этой свободы от греха и добродетельного жития достигают только немногие усердные, и то не вдруг, а постепенно, продолжительными и многими скорбями, болезнями и трудами, постом, бдением, молитвою. И то не своей силою, а благодатью Христовой».
Свобода от греха – это и есть святость. Как это просто и странно для искушенного циничного разума!
Вера во Христа делает человека по-настоящему свободным. Бог дает нам силу не грешить, если мы грешить не хотим. Когда мы с Богом – греха в нашей жизни становится меньше. Если мы будем всегда стараться жить с Богом, тогда греху трудно будет к нам подойти, и придет день, когда мы станем свободными. Но это состояние – очень хрупкое, нежное, как свеча на ветру. Оно требует внимания и наших непрестанных усилий отказываться от греха и выбирать доброе. Как пишет святитель Игнатий (Брянчанинов):
«Хотя греховность и побеждена в праведных людях, хотя вечная смерть уничтожена присутствием в них Святого Духа, но им не предоставлена неизменяемость в добре на всем протяжении земного странствования, не отнята и у них свобода в избрании добра и зла. Земная жизнь до последнего часа ее – путь подвигов произвольных и невольных».
Правда в том, что святые – это такие же, как и мы, люди, и большое заблуждение думать, что каждый угодник Божий от рождения был святым. Как и мы, они испытывали радости и разочарования, надежды и сомнения, вдохновение и малодушие. Как и у нас, у них были проблемы, иногда очень много проблем, часто было плохое здоровье, неустроенность и безденежье. Но в отличие от нас, несмотря ни на что, они остались верными Богу.
Почувствовав в своей жизни любовь Божью, они не просто всплакнули от умиления, пошли в храм и поставили свечку, а ответили на любовь Божию всем своим сердцем, всем своим существом. Уязвленные любовью Христовой осознали свою неправедность, изменили свою жизнь так, чтобы она стала свечой, прославляющей Бога.
О. Сергий Увицкий
Хочешь стать святым? Не греши! Хочется человеку, который тебе на ногу наступил, нагрубить, а ты взял и сдержался. Хочется что-нибудь некрасивое сделать, пока никто не видит, а ты говоришь себе: «Не буду Христа ради этого делать!» И на эту самую минуту ты стал святым, свободным от греха. И чем больше таких минут будет в нашей жизни, тем ближе к святым мы будем.
Среди святых особое место занимают мученики. Они участвуют в жизни Церкви в самом прямом смысле этого слова: литургия в храме может совершаться только на антиминсе с вшитыми в него частичками мощей мучеников. Мученик по-гречески – свидетель. Своей жизнью и мученическими подвигами они свидетельствуют о Христе, о том, что в их жизни есть Тот, любовь к Которому выше и ценнее самой жизни.
Преподобный Никодим Святогорец называл пять причин, по которым Богу угодно, «чтобы новые мученики являлись в наше время»:
«Во-первых, дабы обновлялась вся православная вера. Во-вторых, дабы маловерные не имели оправдания в Судный день. В-третьих, дабы мученики служили славой и украшением Церкви Православной и свидетельством против еретиков и их посрамлением. В-четвертых, дабы служить примером долготерпения для всех православных христиан, страдающих под тяжким игом тирании, то есть от тиранической власти – такой, как турецкое иго. И в-пятых, дабы они вселяли мужество и стойкость в сердца всех христиан, принуждаемых обстоятельствами к принятию мученичества, особенно же тех, которые были на грани отступления от православной веры, дабы те следовали их примеру».
Когда мы говорим о подвигах, то чаще всего подразумеваем какие-то героические действия и поступки, которые человек совершает в исключительных обстоятельствах ради высшей цели. Христианский подвиг совсем другой – это кропотливый тяжелый труд над собой, внешние и внутренние усилия человека, направленные на совершенствование своей души ради любви к Богу, порой невидимые для других. Поэтому Господь говорит: «Тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их» (Мф. 7: 14). Но этот духовный подвиг (или, как его называли святые, аскетический труд), освобождающий душу от власти греха, высок перед Богом и никогда не остается без воздаяния. Об этом Господь говорит: «Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим». (Мф. 11: 29).
Мученическая смерть святого – это только видимый плод всей его жизни, о которой большинство никакого понятия не имеет
Обращаясь к новомученикам, если об этом ежедневном внутреннем подвиге жизни по воле Божьей не задумываться, его можно просто не понять. Мученическая смерть святого – это только видимый плод всей его жизни, о которой большинство никакого понятия не имеет.
Чтобы этот духовный плод появился, нужно пролить многие поты и кровь. Один хороший поступок, затем другой. Шаг за шагом, шажок за шажком навстречу Солнцу правды – Христу. Путь к Небу по лестнице Иакова совсем не такой, как путь к успеху в обычной жизни, не от победы к победе, а часто наоборот, от поражения к поражению, через скорби и искушения, пока человек не поймет, что побеждает не своей силой, а силой любящего его Бога. Для меня было откровением прочитать воспоминания святителя-исповедника Луки (Войно-Ясенецкого), спасшего тысячи жизней и сегодня спасающего по молитвам к нему множество людей, как он чуть не оставил церковное служение. Только с помощью Божией святитель Лука остался верным Богу и своему служению. Его жизнеописание и воспоминания – очень полезное и отрезвляющее чтение.
Если внимательно вчитываться в жития наших новомучеников, можно увидеть, что они достигали этого благодатного состояния, подчас находясь далеко за пределами монастырей и уединенных мест, – посреди городской суеты и мирского шума. Для них Бог был везде – не только в храме. Они воспевали Его в ссылках и глядя в глаза своим палачам. Чистым сердцем они видели Бога, и ничто не могло их от Него оторвать. Силой новомучеников был не религиозный фанатизм, как думают некоторые, а любовь Божия, которую они видели повсюду.
Один известный западный богослов как-то сказал: «Это большое счастье, что у вас есть новомученики в России, есть живой опыт противостояния тотальному уничтожению веры, семьи, народа и Церкви». Этот опыт завершился победой гонимого добра над торжествующим злом, правды над ложью, евангельской любви над враждой.
Внешне наша жизнь мало отличается от той, что жили они каких-то сто лет тому назад. Мы так же ходим в храмы, водим детей в школы, радуемся их успехам, собираемся с друзьями по выходным, иногда музицируем и говорим о смысле жизни.
Единственное, что отличает их жизнь от нашей, – они воспринимали свою жизнь как служение. И это служение Богу посреди мира привело их к высшей форме святости.
Жизнь настоятеля моего родного Покровского собора в Камышлове – священномученика Сергия Увицкого – по земным меркам представляется вполне успешной. Он с отличием окончил Казанскую духовную академию, затем защитил кандидатскую диссертацию по богословию. Был успешным популярным преподавателем. Счастливый брак, четверо детей (два сына и две дочери). Уже в сане священника в Екатеринбурге его назначают инспектором и законоучителем Екатеринбургского женского епархиального училища.
«Разговор о Боге. Павел Бажов и настоятель Покровского собора Сергий Увицкий». Акварель Екатерины Куликовой, ДШИ №5 Екатеринбурга, преподаватель – Е.В. Барышева, прихожанка Покровского собора
Крестным отцом его младшего сына, Николая, стал товарищ по преподаванию в училище, впоследствии лауреат Сталинской премии по литературе уральский писатель Павел Петрович Бажов, а крестной матерью – известная пианистка Мария Николаевна Сенилова.
Крестным отцом младшего сына отца Сергия был уральский писатель Павел Петрович Бажов
В доме Увицких устраивались творческие вечера: отец Сергий брал в руки скрипку, Мария Николаевна садилась за фортепиано, матушка Павла Ивановна тоже играла и пела. Духовная карьера отца Сергия шла в гору. В 1913 году его назначают ректором Камышловского духовного училища. По воспоминаниям современников, это было передовое для своего времени учебное заведение, построенное известным архитектором – инженером-полковником И. Л. Фальковским, оборудованное по последнему слову техники, где собрался блестящий преподавательский состав. О качестве преподавания можно судить по тому, что в архиерейском хоре Пермского митрополита большинство солистов были выпускниками Камышловского духовного училища.
В Камышлове семья Увицких очень подружилась с доктором Скворцовым. Когда шестилетней Нине из-за детской шалости в ногу воткнулся рыболовный крючок, вынуть его без операции оказалось крайне сложно, боль была невыносимая. Побежали за доктором Скворцовым. Впоследствии она вспоминала, сколько внимания и любви уделил ей доктор. Крючок с большой осторожностью извлекли, но каждый день нужно было делать болезненные перевязки. Каждый раз, когда маленькая Нина, сдерживая слезы, не плакала во время перевязки, доктор срезал ей букет роз из своего сада, и она радостно показывала их папе как результат своего мужества. Сам отец Сергий в это время много молился о здоровье маленькой Нины и ежедневно причащал ее Святых Христовых Таин. Также он учил девочку по ее детским силам чтению новых молитв о скорейшем выздоровлении.
Семья Увицких
Как и в других городах, у добросердечной и гостеприимной семьи Увицких завязалось множество дружеских связей. В их доме читали стихи, музицировали, вели самые серьезные беседы о жизни, смерти и вечности. Матушка Павла преподавала в воскресной школе, вместе с мужем регулярно посещала детский приют, жертвуя сиротам деньги и одежду, помогала в устройстве бесплатной столовой и устраивала благотворительные вечера, собирая деньги на помощь бедным. Когда это читаешь, тебе открывается настоящая русская культура, которая начинается не с балов и «хруста французской булки», а с милосердия и заботы о ближнем.
По воспоминаниям матушки Павлы Ивановны Увицкой, жизнь в тихом уютном купеческом Камышлове была самым безоблачным и светлым периодом в их жизни. Внучка впоследствии записала ее воспоминания о тех днях:
«Канун Пасхального праздника. Посреди комнаты – огромный ковер. У окон стоит черный рояль, в глубине комнаты – кресла, банкетки. В кресле сидит отец Сергий. Читает. Около него крутятся дети. Младшие, Ниночка и Коля, “собирают” цветы, вытканные на ковре, и “приносят” их папе. Старшие, Миша и Леля, слушают, что читает папа…».
Дети вспоминали, что родители любили и уважали друг друга, они были счастливы в родительском доме. В семье жили «одним духом», у всех были общие интересы.
Когда мы это читаем, то почти не задумываемся, сколько для этого нужно приложить усилий. Взаимопонимание, терпение, вежливость и смирение ради близких не появляются сами собой. Как однажды заметил один многодетный священник, любовь – это кропотливый ежедневный труд ради тех, кого любишь. Сегодня мы живем в обществе потребления, где брак рассматривается не как образ Малой Церкви и служения любимым, а как проект для получения новых удовольствий и радостей. Поэтому у нас на десять браков приходится семь разводов. А в семье отца Сергия жили не так: они были вместе и в радости, и в скорбях.
Отца Сергия арестовали прямо во время службы в Покровском соборе, требуя признаться в антисоветской пропаганде
После Октябрьской революции начались гонения на Церковь, отца Сергия арестовали прямо во время службы в Покровском соборе, требуя признаться в антисоветской пропаганде. Его продержали месяц в камышловской тюрьме, но, ничего не добившись, спустя месяц перевели в Екатеринбургский губернский концентрационный лагерь. Там он заболел тифом и был помещен в тюремную больницу. Матушка Павла поехала за мужем в Екатеринбург. К отцу Сергию ее не пустили, но чудом разрешили за ним ухаживать крестной матери его младшего сына Николая, Марии Николаевне Сениловой.
После освобождения в 1921 году популярному в народе священнику запретили возвращаться в Камышлов, и семья переехала в Екатеринбург, где он стал служить в Успенском соборе Верх-Исетского завода. В храме ему помогал старший сын Михаил, который стал псаломщиком. Жизнь была очень тяжелой. Жили в ожидании ареста отца. Кроме этого, как писал сын, «все до ужаса голодали». Чтобы прокормить детей, зимой отец Сергий выехал с семьей в Верхотурье, где стал служить настоятелем храма святого праведного Симеона Верхотурского в Меркушино. Верующие встретили нового настоятеля с большим почетом и радушием. Сын Николай вспоминал: «…с тех пор, как мы покинули Верх-Исетск, мы перестали голодать – по милости Божией и по молитвам праведного Симеона и всех святых! Слава Богу!..». Каждый день в село прибывало множество голодающих из разных мест. Жители с вечера наполняли продуктами большие решетки из-под белья и раздавали голодным беженцам, а вечером решетки снова наполняли едой. Вместе с обозом голодающих в село пришла мать отца Сергия – Ольга Ивановна Увицкая. Через две недели она скончалась от брюшного тифа, получив отпущение грехов и последнее причастие из рук отца Сергия.
Когда в Меркушино появились обновленцы, отец Сергий не только их обличал, но даже не пустил на порог храма. Архимандрит Верхотурского Николаевского мужского монастыря Ксенофонт (Медведев) вспоминал, что отец Сергий принадлежал к тем пастырям, которые стояли за истинную православную веру и «были настроены к защите Патриарха». Ради защиты святителя-исповедника Патриарха Тихона вместе с другими священниками и верными прихожанами отец Сергий приехал в Москву на обновленческий Собор 1923 года. Когда его лишили права голоса и запретили выступать, он стал призывать народ стоять за каноническую Православную Церковь и Патриарха Тихона.
Когда в Меркушино появились обновленцы, отец Сергий не только их обличал, но даже не пустил на порог храма
С такой же безоглядной жертвенной любовью отец Сергий относился и к малой Церкви – своей семье. Чтобы дать детям полноценное образование, в 1924 году семья переехала в Нижний Тагил. Нам трудно представить, сколько любви и мужества нужно иметь, чтобы ради будущего детей оставить благополучный далекий приход и вернуться туда, где тебя могут в любой день арестовать и сослать. И даже там детям священника дорога в советскую школу была закрыта, им пришлось искать частных педагогов.
В Нижнем Тагиле отец Сергий сначала служил во Введенской церкви, а когда с помощью властей ее захватили обновленцы, был назначен благочинным староцерковного Нижнетагильского округа и настоятелем Выйско-Никольской церкви. Когда в 1929 году власти решили ее закрыть, он стал призывать прихожан к покаянию, усиленной молитве и посту. Власти обвинили его в антисоветской деятельности и приговорили к пяти годам лагерей. Он был отправлен в Вишерский исправительно-трудовой лагерь на Соловках, что при его крайне ослабленном здоровье было равносильно смертному приговору. Больше на свободу он не вернулся… На последнее свидание матушка Павла отправилась в лагерь вместе с сыном Николаем, оставившим для нас бесценные воспоминания об отце Сергии.
Икона священномученика Сергия Увицкого в Покровском соборе
Малая Церковь, которую отец Сергий с матушкой Павлой строили с любовью и терпением всю свою жизнь, принесла добрые плоды: несмотря на гонения и атеистическую пропаганду в Советском Союзе, дети Увицких выросли верующими порядочными людьми. Средний брат Николай стал композитором, писавшим как светские, так и церковные произведения.
О том, каким пастырем был отец Сергий, можно судить по тому, что, когда новые власти, угрожая арестом, потребовали от него прекратить проповедовать и общаться с народом, он ответил, что говорить людям о Христе – его священнический долг, который он не может нарушить. Отца Сергия арестовали прямо в Покровском соборе и вместе с ним в ЧК увезли 47 прихожан, бывших в это время на службе. Из записей политического дела № 117 по «обвинению гражданина Увицкого Сергея Александровича в антисоветской деятельности» следует, что, несмотря на угрозы и уговоры, арестованные прихожане отказались оговорить своего пастыря. 36 человек потом были приговорены к бессрочному заключению в лагере, но никто из них не изменил показаний. Более того, на общем собрании прихода верующие написали обращение к властям в защиту своего пастыря:
«Мы, верующие прихожане градо-Камышловского Покровского собора, собравшись по приглашению председателя нашего приходского совета, имели суждение о судьбе своего приходского священника отца Сергия Александровича Увицкого, недавно арестованного по распоряжению правящей власти, и по всестороннем обсуждении постановили: просить Комитет правящей власти освободить гражданина отца Сергия Увицкого из-под ареста и отдать его на поруки всего нашего общества как человека необходимого как для нас, прихожан, так и для его большого семейства, и как гражданина беспартийного, для судьбы нашей Российской Социалистической Федеративной Советской Республики совершенно безопасного, в чем грамотные подписуемся, а за неграмотных доверяем подписаться».
Удивительно, что этот несправедливо осужденный человек мечтал не о том, чтобы попасть на свободу, а о том, чтобы снова послужить литургию
По воспоминаниям сына, отец Сергий стойко переносил заключение, но очень страдал от невозможности служить Божественную литургию. Во время последнего свидания он сказал сыну, что больше всего на свете хотел бы еще раз постоять у престола Господня. Удивительно, что этот несправедливо осужденный, лишенный свободы, оболганный и униженный за веру человек мечтал не о том, чтобы попасть на свободу, восстановить свою честь и оправдаться, не о том, чтобы оказаться в кругу семьи и обнять своих ближних, а о том, чтобы послужить литургию.
Господь услышал своего служителя, и теперь отец Сергий стоит у Престола Божия в Царстве Небесном и молится за нас.
Его жизнь для нас – урок преданности Богу в радости и скорби, в благоденствии и гонениях, когда ничто не может оторвать человека от любви Божией. Своей жизнью отец Сергий показал нам, что Царство Небесное здесь, рядом, и если перестать грешить, то можно увидеть его свет. И этот свет просвещает всех.
Источник: https://pravoslavie.ru/167953.html