Священномученик Владимир (Богоявленский)

Просмотрено: 966 Отзывы: 0

Священномученик Владимир (Богоявленский)

 Василий Никифорович Богоявленский родился 1 января 1848 г. в с. Малая Моршка Моршанского уезда Тамбовской губернии в семье свя­щенника.

   Монашеский постриг принял 8 февраля 1886 г.

   После окончания Тамбовской семинарии посту­пил в Киевскую духовную академию, которую окончил в 1874 г. в числе лучших воспитанников своего курса. Во время обучения в академии на­чал заниматься переводами иностранных трудов на русский язык (первая публикация — в 1874 г.). Преподавание в Тамбовской семинарии совме­щал с учительством в женском епархиальном учи­лище, со временем — в женской гимназии.

   С 1882 г. посвятил себя служению Церкви в каче­стве священника соборного храма г. Козлова Там­бовской епархии. Через некоторое время — благо­чинный местных церквей.

   После смерти жены и единственного ребенка принял постриг с наречением имени Владимир и назначен со званием архимандрита настоятелем Свято-Троицкого монастыря в г. Козлове. В октя­бре 1886 г. переведен настоятелем Антониева мо­настыря в Новгород. 3 июня 1888 г. хиротонисанство епископа Старорусского, викария Новгород­ской епархии. Как в Козлове, так и в Новгородской епархии, и во все последующие годы много вни­мания уделяет проповедничеству. «Проповеди его привлекали к себе внимание и сочувствие слуша­телей особенно своею просто тою, искренностью и задушевностью... Этому святому делу проповеди Слова Божьего Высокопреосвященный Владимир остался верен навсегда».

   Годы служения епископом в Самарской епархии в январе 1891 - октябре 1892 г. совпали с голодом и холерной эпидемией в крае. Владыка Владимир учредил особый епархиальный комитет, содейство­вавший широкой помощи пострадавшим от голода. В устных наставлениях и в печати распространял знания о борьбе с холерной эпидемией. Устраивал и непосредственно участвовал в молениях об избав­лении края от «того народного бедствия. Совершал поминовение умерших на холерных кладбищах. Та­кая безбоязненность выделяла владыку Владимира и вызывала к нему симпатию.

   18 октября 1892 г. он назначен архиепископом Карталинским и Кахетинским, Экзархом Грузии. Служение на Кавказе проходило зачастую в ис­кусственно созданной необычайно трудной об­становке. В продолжение пяти лет с особенной энергией владыка содействовал устройству новых храмов и церковно-приходских школ, посещению отдаленных приходов.

   28 марта 1898 г. владыка Владимир вступил в управ­ление Московской и Коломенской епархией. Слу­жение осложнилось событиями смутного времени и революцией 1905 г., в связи с чем, митрополит обращал особое внимание на усиление церков­ного учительства. «Для распространения среди рабочих и вообще между народом истинно хри­стианского мировоззрения на социальный строй государственной жизни» митрополит приходил на собрания московских рабочих и обращался к ним со словами христианского наставления, публико­вал свои речи, переводил с иностранных языков лучшие критические произведения, касавшиеся социализма. Обширный епархиальный дом в Мо­скве стал духовно-просветительным центром. В 1912 г. им основан журнал «Голос Церкви».

   Владыка Владимир подписал постановление Св. Синода об открытии мощей свв. Серафима Са­ровского, Питирима Тамбовского и Иоасафа Бел­городского. Он был духовным наставником Вели­кой княгини Елизаветы Федоровны и оказывал ей содействие в открытии Марфо-Мариинской оби­тели в Москве.

   После четырнадцатилетнего служения в Москве 23 ноября 1912 г. переведен в столицу митрополи­том Петроградским и Ладожским с присвоением звания и прав Первенствующего члена Синода, с 1915 г. — доктор богословия. Чрезвычайно труд­ное служение в качестве столичного архипастыря усугубилось «множеством ожесточенных нападок со стороны крайне возбужденного общественно­го мнения». Митрополита Владимира всегда отли­чали доброта и доверие, сочетавшиеся с прямоли­нейностью и твердостью характера, что вызывало раздражение в определенных кругах. За открытое неприятие деятельности Распутина он попал в не­милость и был удален из Петрограда.

   По воспоминаниям современников, митрополит Владимир «был человек необычайного смирения и скромности, вместе с тем, необычайной силы духа. В течение многих лет он был первенствую­щим иерархом не только по своему общественно­му положению, но и по тем высоким качествам духа, коими он ярко выделялся среди всех других русских архиереев».

   После избрания Патриарха Тихона архиепископ Антоний от имени сонма архиереев благодарил митрополита Владимира, уступающего теперь ме­сто первенствующего архиерея новопоставленному патриарху, и, в частности, сказал: «В то время как другие совершенно изолгались и постоянно изменяли своим убеждениям, митрополит Влади­мир не боялся говорить «правду царям» и не «с улыбкой», как наш старинный поэт, но со слезами, сознательно подвергая себя страданиям, и в то же время, претерпевая все житейские скорби со сми­рением и величайшей твердостью души».

   Еще в 1890-х гг., после очередной поездки в Киев, владыка Владимир высказал пожелание поселить­ся в Киеве, здесь окончить свое архипастырское служение и жизнь около печерских угодников. За два года до окончания жизненного пути митропо­лит Владимир переведен в Киев. Указом Его Им­ператорского Величества от 28 ноябри 1915 г. он был назначен митрополитом Киевским и Галиц­ким, священноархимандритом Святой Успенской Киево-Печерской Лавры с оставлением Первен­ствующим членом Святейшего  Синода.

Владыка Владимир был единственным архиереем а истории Русской  Церкви, который занимал три главных митрополичьих престола страны — Мо­сковский, Санкт-Петербургский и Киевский.

   По состоянию на декабрь 1915 г. непосред­ственно на территории Лавры было 6 церквей с 13 престолами; в Больничном монастыре — 2 однопрестольные церкви; на Ближних пеще­рах — 6 однопрестольных (из них 3 пещерных); на Дальних пещерах — 5 (их них 3 пещерных); в странноприимнице — 1 домовая; в Китаевской пустыни — 3 с пятью престолами; Спасо-Преображенской — 1 однопрестольная; Спаса на Берестове — 1 однопрестольная церковь (на ре­ставрации); на Жуковом острове — однопресто­льная церковь; на Петроградском подворье — 1 с двумя престолами.

   Святая Успенская Киево-Печерская Лавра явля­лась первенствующим монастырем Российской империи.

   Служение Преосвященного митрополита Влади­мира совпало с трагическими для страны события­ми. Свержение самодержавия, потеря Православ­ной Церковью государственной и экономической поддержки, революционные брожения в стране вызвали у населения страны, в том числе и сре­ди киевлян, неоднозначные взгляды и действия. Началось расстройство епархиального управле­ния. Именно в Киеве возникло неканоническое разделение православных, внедрялось требова­ние, «щоб духовенство говорило виключно по- украинськи». Неприязненные высказывания ряда священнослужителей в адрес митрополита Влади­мира и требование сместить его с Киевской кафе­дры были известны в монастыре, и нашли среди части послушников и монахов поддержку.

   В апреле 1917 г. в трапезной палате монастыря стали проходить собрания части монахов и по­слушников Лавры. В монастыре был организован комитет, деятельность которого была запрещена Преосвященным Владимиром.

   В Киеве возникает Исполнительный комитет ду­ховенства и мирян, появляется должность Комис­сара по духовным делам. Возвратившись в Киев в конце марта 1917 г. после заседания Синода, ми­трополит Владимир, несмотря на свое отрица­тельное отношение к этому самочинному учреж­дению, тем не менее, старался сотрудничать с ним «с целью введения церковной жизни в новую ко­лею» и благословил созыв 12 апреля 1917 г. епар­хиального съезда духовенства и мирян Киевской епархии (превратившийся в «Украинский киев­ский епархиальный съезд»), где впервые было по­становлено, что в автономной Украине должна быть независимая Украинская Церковь.

   Митрополит Владимир высказал резко отрица­тельное отношение к таким действиям и предо­стерег, что отделение, «конечно, только порадует внутренних и внешних врагов». Он призывал ду­ховенство и мирян «поддерживать всеми мерами единение между собою и со всею Православною Русскою Церковью», к епархиальному съезду, на­значенному на 8-9 августа 1917 г., отнестись «се­рьезно и с должною подготовкою, основательно обсудить предложенные вопросы, вынести поста­новления правильные, законные, полезные, за­служивающие немедленного осуществления». Но съезд прошел в другом направлении...

   В ноябре 1917 г. в Киеве был создан организаци­онный комитет по созыву Всеукраинского право­славного церковного собора духовенства и мирян, который переименовался во «временную всеукраинскую православную церковную раду». Деятели этой «рады» на одном из заседаний высказались о недопущении приезда в Киев митрополита Вла­димира, находившегося в это время на I Церковном Соборе. Владыка был Почетным председателем Собора, председателем отдела о церковной дисци­плине. 21 ноября 1917 г. он возглавил торжествен­ный чин интронизации Святейшего Патриарха Тихона в московском Большом Успенском соборе. В противовес «раде» 24 ноября 1917 г. состоялось общее многолюдное собрание союза приходских православных советов Киева, которое признало «пребывание Киевского митрополита вне Киева в такое тревожное время нежелательным явлени­ем». Через несколько дней Преосвященный Вла­димир возвратился в Киев.

   В газете «Киевлянин» было опубликовано сооб­щение митрополита Киевского Владимира и его секретаря А. Левкова следующего содержания: «8 сего декабря 1917 года в два часа дня, по пору­чению, будто бы, Центральной Рады, явилась ко мне комиссия во главе с назвавшим себя предсе­дателем украинской церковной рады священни­ком о. Маричевым и депутатами: прот. Н. Шараевским, свящ. П. Тарнавским, свящ. Филиппенком, диаконом Ботвиненко, иеродиаконом Порфирием (Тесля — Л.П.Р) и каким-то военным, и после речи о. Маричева было заявлено мне словесно по­становление рады о том, чтобы был удален из Ки­ева Преосвященный Никодим, епископ Чигирин­ский, чтобы немедленно вступили в должность членов консистории вновь назначенные, а так­же предложено выехать из Киева и мне. Желая иметь письменное заявление об этом со стороны поименной депутации, я позвал личного своего секретаря и предложил ему записать это требо­вание о.о. депутатов и чтобы последние подписа­лись под ним, но они категорически отказались от этого».

   Через несколько дней в покои митрополита позд­но вечером явился член «рады» священник Фо­менко с предложением принять патриаршество в украинской церкви и выдать епархиальные сред­ства, на что получил категорический отказ.

   26 декабря 1917 г. владыка в последний раз служил в кафедральном Владимирском соборе. По окон­чании литургии «с большим терпением благосло­вил всех, желающих получить его архипастырское благословение. Многие прихожане, как бы пред­чувствуя, что это благословение будет последним, по два и больше раз принимали у владыки благо­словение».

   Преосвященный Владимир до конца своих дней оставался непоколебимым архипастырем, охра­нявшим порядок церковного устройства и управле­ния. Считая украинский церковный собор по плану и программе «рады» преждевременным и, безуслов­но, неполезным, в то же время, как архипастырь, участвовал в его подготовке, открытии 7 января 1918 г. и работе, продолжавшейся до обстрела Лав­ры в середине января противоборствующими укра­инскими и большевистскими войсками.

   Более чем за месяц до своей кончины Преосвя­щенный Владимир произнес такие пророческие слова: «Я никого и ничего не боюсь. Я во всякое время готов отдать свою жизнь за Церковь Хри­стову и за веру Православную, чтобы только не дать врагам ея посмеяться над нею. Я до конца буду страдать, чтобы сохранилось Православие в России там, где оно началось».

   Предчувствие сбылось в условиях начавшей­ся гражданской войны и штурма Киева больше­вистскими войсками. При таких обстоятельствах организовать и осуществить руками уголовно-­анархических элементов злодейское убийство не составляло большого труда. 25 января вечером ми­трополит Владимир был арестован в своих покоях. Время ареста в различных документах обозначено 6, 7 или 9 часами. Лица, производившие арест, так­же в различных показаниях зафиксированы по- разному: «5 солдат», «четверо солдат и 1 матрос», «4 солдата и один в кожаной куртке». Вооружение: «вооруженные», «с ружьями», «с ружьями, шашка­ми и револьверами». Если действительно среди этих пяти лиц был некто в кожаной куртке, то это явное указание на руководителя этой группы.

   Митрополит Владимир был выведен через Эко­номические ворота. По просьбе монастыря ко­мендантом на поиски митрополита были посланы солдаты, но «за темнотою никого не догнали». По некоторым свидетельским показаниям, убийцы приехали к монастырской ограде на автомобиле. Рано утром 26 января тело митрополита случайно было обнаружено на поляне среди валов недалеко от главной гауптвахты.

   На покойном не оказалось панагии, креста на кло­буке, золотых часов, сапог с калошами, теплых чу­лок. Палица митрополита сломана, с нее сорвано серебряное навершие. Казначей Лавры Анфим (Еленецкий) получил от «коменданта революци­онных войск» «свободный пропуск» и организо­вал перенос тела убиенного в монастырь.

   В 10 часов утра в Михайловской церкви отслужена первая панихида. В 2 часа дня врач  А. Городецкий произвел осмотр и составил соответствующий акт

о ранениях и причинах смерти. На основе акта различные по характеру раны можно классифи­цировать так:

  • огнестрельное смертельное ранение в висок;
  • огнестрельные ружейные ранения разрывны­ми пулями (смертельные);
  • колотые (смертельные) и резаные раны шты­ками;
  • ссадина на щеке;
  • четыре небольшие колотые раны.

   В медицинском акте небольшие колотые раны указаны следующим образом: «под правым ухом» и «в области усов имеются три колотые раны губ». При этом в акте не отмечено повреждение челю­сти. Эти раны резко отличаются от других ран, нанесенных с большой жестокостью. Не установлено, каким оружием сделаны. Они более похожи на «метки», произведенные острым небольшим предметом.

   При облачении митрополита Владимира были использованы вещи из лаврской ризницы и лично экклесиарха архимандрита Димитриана (Щербака), так как покои владыки следственными органами были опечатаны. Один из архиереев, сторонник украинской автокефалии, под предлогом боязни большевиков, настаивал на погребении «без тор­жественности, чтобы отпевание совершил один архимандрит», но это предложение было всеми отвергнуто.

   Заупокойные литургии и панихиды по убиенному митрополите Владимире служились как в Лав­ре, так и в храмах Киева. В 8 часов утра 29 янва­ря 1918 г. гроб с телом митрополита перенес­ли в Успенский собор, где литургия и отпевание были совершены митрополитом Платоном, Эк­зархом Грузии, епископами Агапитом Екатеринославским, Пахомием Черниговским, Никодимом Чигиринским при сослужении соборных старцев Лавры и киевского духовенства. Затем крестным ходом тело убиенного митрополита на руках пере­несено в Крестовоздвиженский храм Ближних пе­щер и похоронено в кирпичном склепе.

   По воспоминаниям протоиерея Георгия Голубцова, 16 февраля 1918 г. Патриарх Тихон на заседа­нии Собора «при гробовой тишине» сообщил об убийстве. Заседание Собора в Москве проходило в епархиальном доме, построенном митрополи­том Владимиром, и здесь же в церкви св. равно­апостольного князя Владимира была отслужена Патриархом и членами Собора панихида, состо­явшаяся при открытых Царских вратах.

   19 февраля в храме Христа Спасителя Патриарх совершил заупокойную литургию, а затем пани­хиду в сослужении целого сонма архиереев и па­стырей (свыше 100 человек). В то же время были отслужены литургии и панихиды, но всех москов­ских храмах. Современникам надолго запомнился «своею печальною торжественностью траурный перезвон московских колоколов».

   27 февраля на заседании Собора были избраны три члена следственной комиссии, отправлены в Киев для расследования убийства.

    28 февраля состоялось торжественное заседание, посвященное памяти убиенного святителя. Среди восьми выступавших выделялась речь протоиерея Иоанна Восторгова: «Народ наш совершил грех, а грех требует искупления и покаяния... Вот где тайна мученичества старца митрополита». Пройдет всего несколько месяцев, и 5 сентября 1918 г. о. Иоанн вместе с другими «врагами революции» будет расстрелян.

   В 1918 г. на месте, где было обнаружено тело ми­трополита Владимира, был установлен деревян­ный крест (заменен в 1919 г. гранитным, разбитым и 1929 г.). Прихожане Киева приносили сюда цве­ты и венки. Епархией проведен крестный ход.

   На два запроса Департамента исповеданий МВД в Духовный Собор Лавры по вопросу предоставле­ния материалов 7/20 мая 1918 г. получен ответ сле­дующего содержания: «Лавра особого отдельно­го от судебных властей следствия по делу убийства 11реосвященного митрополита не производила и не производит. Духовным собором Лавры образована только комиссия для описания всех событий и про­исшествий, имевших место в Лавре в период междо­усобной войны с 15 января по 17 февраля ст. ст., но груды этой комиссии еще не закончены».

   В газетах было опубликовано несколько статей, в которых на основе сведений архимандритов Филадельфа, Димитриана, иеродиакона Венедик­та обвинялась некоторая часть братии монасты­ря в причастности к трагическим событиям. К за­ключению о причастности киевского духовенства и некоторых монашествующих пришла также и ко­миссия, присланная Патриархом Тихоном.

   «Характерно, что все те монахи, которые себе по­зволяли досаждать в те дни Владыке-страдальцу, кончили свою жизнь в тяжких муках, неся на себе тот грех, какой они содеяли невинному страдаль­цу священномученику». «Это было поистине вели­кое помрачение ума, пишу это со слов тех, которые были близки ко всему этому: о. иеромонаха Вене­дикта, послушника Федора К. и других. Первый представил по сему большой доклад о. Ермогену, обоснованный фактами, но, вследствие всех аре­стов и других неожиданностей, все это было уни­чтожено» (архиепископ Леонтий Чилийский).

   При митрополите Антонии (Храповицком) за уча­стие в смуте были наказаны монахи Иоанникий,­ Порфирий, Иерон и др. 27 священников (из 46) членов Временного Всеукраинского церковно­го совета были отстранены от священнослужений (возобновлены в священнослужении в начале 1920 г.).

   По просьбе митрополита Антония (Храповицко­го) деникинская разведка по своим каналам выяс­нила, что убийство совершенно «анархическими элементами».

Наличие нескольких следственных комиссий, раз­новременно созданных разными ведомствами, от­сутствие полного объема следственного дела, ко­торое так и не было закончено, наличие в делах противоречивых фактов и показаний свидетелей, отсутствие судебно-медицинской и баллистиче­ской экспертизы, а также не только материалов, но и факта осмотра территории, где было найде­но тело митрополита Владимира, не дают возмож­ности с полной объективностью сделать выводы о времени и месте его гибели. До сего дня остает­ся также открытым вопрос об организаторах и ис­полнителях этого злодейства.

   Определением Собора (от 5/18 апреля 1918 г.) в день убийства митрополита Владимира, 25 января/7 феврали, установлено ежегодное молитвенное поминовение исповедников и мучеников Российских. Первоначально одновременно с ми­трополитом Владимиром поминались архиепи­скоп Пермский Андроник (Никольский), епископ Тобольский Гермоген (Долганов), протоиерей Иоанн Восторгов и другие убиенные.

   Весной 1918 г. протоиерей Ф. Титов, собрав био­графические данные, сведения о событиях цер­ковной жизни Киева в 1917 г. и свидетельские по­казания очевидцев ареста, написал книгу «Венок на могилу Высокопреосвященного митрополита Владимира (Богоявленского)», изданную в том же году типографией Лавры.

   Мощи священномученика обретены 27 июня 1991 г. Канонизация митрополита Киевского Вла­димира (Богоявленского) состоялась на Архи­ерейском соборе в Москве 31 марта - 4 апреля 1992 г.

 Первый в Русской Православной Церкви чин прославления новомучеников Российских состоялся в Успенском соборе Кремля. С 1992 г. мощи священномученика Владимира покоятся в Дальних пещерах.

 

Оригинал взят из издания "Биографические сведения о братии Киево-Печерской Лавры, пострадавшей за Православную веру в 20 столетии".

Составитель Л.П.Рылкова

Киево-Печёрская Лавра, 2008

 

 



Добавить отзыв

Введите код, указанный на картинке
Отзывы

Церковный календарь

Афиша

Православный церковный календарь на июль 2021 года

Июль 2021 года для православных верующих ознаменуется несколькими важными праздниками. Какими? Читайте в нашем материале перечень церковных праздников в июле...

Выбор редакции

День Крещения Руси на Кубани отметят колокольным звоном

28 июля 2021 года, в день памяти святого благоверного князя Владимира, а также памятной даты Дня Крещения Руси, по благословению Святейшего Патриарха Кирилла...