Вмч. Димитрий и мч. Нестор Солунские. Икона. 2-я пол. XVII в. (ризница мон-ря Хиландар на Афоне)
В 305-м году нашей эры римский Император Максимиан Галерий назначил хорошо образованного и талантливого молодого военачальника по имени Димитрий проконсулом Фессалоник. Фессалоники (сегодня это греческий город Салоники, Солунь русских летописей) – огромный, по тем временам, мегаполис, столица Македонии – пограничной провинции Римской империи. Город имел серьезное экономическое и стратегическое значение, поэтому к выбору проконсула (современным языком – генерал-губернатора) Фессалоник Император подошел со всей тщательностью. Давая последние наставления молодому проконсулу, Галерий поставил перед ним две главных задачи: защищать провинцию от набегов варваров и уничтожать христиан, в которых Император-язычник видел угрозу своей власти. Христианская религия тогда была гонимой. За христианскую веру в те времена жестоко пытали и казнили.
Новый проконсул начал строить христианские храмы и личным примером проповедовать христианскую веру
Однако, приехав в Фессалоники, новый проконсул начал… строить христианские храмы и личным примером проповедовать христианскую веру, поскольку вырос в христианской семье и считал заповеди Бога важнее наказов Императора. Димитрий быстро снискал любовь и уважение граждан, поэтому проповедь Евангелия в тогда еще языческом городе была очень успешной. Когда весть об этом дошла до Галерия, он был шокирован и взбешен. Фессалоники – хорошо укрепленный город, открытого противостояния Галерий боялся, поэтому он, затаив гнев, объявил, что, возвращаясь из очередного военного похода, римское войско сделает остановку в Фессалониках для проведения торжественных мероприятий.
Димитрий понял, что встреча с Императором будет последней, поэтому раздал свое имение нищим и приготовился к смерти. Как только римские легионы вошли в Фессалоники, проконсул был взят под стражу, а в городе объявили гладиаторские бои в честь Императора. Пока народ был отвлечен праздником и зрелищами, тайные агенты хватали всех, кто подозревали в связях с христианами. У Галерия не было других методов борьбы с верой, кроме сжигания, распятия или растерзания зверями. Христиан объявляли страшными преступниками, колдунами, чародеями и казнили на потеху публике.
Христиан объявляли страшными преступниками, колдунами, чародеями и казнили на потеху публике
В один из дней в амфитеатре шли гладиаторские бои, выступал любимец Императора Лий, по происхождению варвар, служивший легионером в империи. Специально для него выстроили высокий помост, вокруг которого воткнули копья: проигравший падал на них с помоста и в мучениях заканчивал свою жизнь. Но выводили к Лию не гладиаторов, а безоружных христиан: женщин, стариков – всех, кого смогли найти. Под крики толпы Лий сбрасывал христиан с помоста: одновременно и казнь, и наглядное подтверждение «превосходства» язычества над христианством: ведь христиане и не думали сопротивляться, ибо мученическая смерть считается самой почетной!
Зрелище было в самом разгаре, когда Лий получил вызов на бой от одного из фессалоникийских легионеров. На помост поднялся совсем юный воин, назвавшийся Нестором, и предложил сразиться. «Приготовься к смерти, щенок», – наверное, это услышал в ответ юноша, и противники обнажили мечи. Конечно, симпатии публики были на стороне юного Нестора. Слишком уж горд и высокомерен был его противник, уже порядком наскучивший зрителям своими однообразными убийствами, тем более что Нестор оказался отличным бойцом и со всей очевидностью побеждал, тесня соперника к краю помоста. Когда Лий, наконец, оступившись, упал на копья, многотысячная толпа взревела. Овации, радостные крики… Юные девицы слали победителю улыбки, старики удовлетворенно поглаживали седые бороды: «То-то же, знай наших!» Император, хоть и сожалел о смерти своего любимца, тоже поднялся со своего места и демонстративно аплодировал.
Когда шум толпы стал стихать, Нестор подошел поближе к императорской ложе, снял свой воинский пояс и бросил его на землю. Толпа замерла в изумлении и страхе. Это было уж слишком дерзко: римский военный пояс – неотъемлемое достоинство легионера, все равно что офицерские погоны сегодня. «Знай, Император, я – христианин, ученик проконсула Димитрия, безвинно осужденного тобой!» – раздался голос Нестора в тишине. Когда эти слова дошли до сознания зрителей, амфитеатр снова взревел: «Велик Бог христиан!» – «Слава проконсулу Димитрию!»
Толпа живет своими законами. Только что язычники шумно одобряли убийство христианских мучеников, а теперь вдруг оказались на стороне Нестора; однако многие из присутствующих всерьез задумались о происходящем.
В их смерти было что-то странное, непонятное язычникам. Мученики не просили пощады, не прятались, не сопротивлялись
Нестор был схвачен: теперь он и не думал сопротивляться, желая и сам стать мучеником. Их жестоко убили – и его, и Димитрия, и еще многих фессалоникийских христиан. Но в их смерти было что-то странное, непонятное язычникам. Мученики не просили пощады, не прятались, не сопротивлялись. Историки того времени недоуменно писали, что мученическая смерть для христиан была чуть ли не наградой, и ни за какие блага они не хотели отречься от Христа, чтобы избавиться от гибели.
Мужественная смерть за Христа была лучшей проповедью Евангелия, и эта проповедь принесла свои плоды. В 311-м году Галерий, находясь уже на смертном одре, подписал указ о прекращении гонений и объявлении свободы христианам. Еще через 2 года аналогичный указ издали соправители империи Константин и Лициний.
Дни памяти святых Димитрия и Нестора Солунского в церковном календаре рядом – 8 и 9 ноября. Они являются покровителями православных воинов. На Руси этих святых особо почитали. Так, святой князь Димитрий Донской был назван в честь великомученика Димитрия Солунского.
Источник: https://pravoslavie.ru/164445.html