Блаженный Георгий Странник, босой чудотворец

Просмотрено: 202 Отзывы: 0

Блаженный Георгий Странник, босой чудотворец

Блаженный Георгий Странник

Блаженный Георгий Странник

В 2018 году Румынская Православная Церковь причислила к лику святых блаженного Георгия Лазара (1864–1916). Простой крестьянин, знавший наизусть всю Псалтирь и каждый день вычитывавший ее, он ежедневно обходил окрестности с крестом в руках, прижав Псалтирь к сердцу, всегда босой и без головного убора в любую погоду. Встречным говорил слово от Бога, всем помогал, чем мог, а ночью молился до утра в храме. Был очень любим в народе, воспитал целую плеяду замечательных монахов.

Странник, в обилии приносивший плоды молитв и подвигов, он питался преизбыточествующей любовью Божией, сам ею насыщался и другим передавал. И теперь стал небесным покровителем всех, кто чтит его простое завещание: подавать милостыню и открывать Псалтирь каждый день, молясь Богу псалмами. Георгий Шугагский вел такой образ жизни с самого детства, еще находясь в отчем доме, и Псалтирь просвещала его и путем любви к людям вела ко Христу, и ныне мы поминаем его как блаженного Георгия Странника.

Село Шугаг в Трансильвании. Родина блаженного Георгия Странника

Село Шугаг в Трансильвании. Родина блаженного Георгия Странника

Солнце только что взошло и еще не успело разогнать ночной сумрак, мороз на дворе трескучий, а с башни Штефана Водэ[1] спускается человек, которого согревают скорее молитвы, чем ветхий кожух, покрытый заплатами. Снег хрустит под его босыми ногами, грубыми, как скорлупа грецкого ореха, и изрезанными трещинами. Когда он останавливается, снег под ними начинает медленно таять, как от огня.

Город Пятра Нямц, Господарский (Царский) храм Рождества святого Иоанна Предтечи с колокольней, она же – башня Штефана Водэ

Город Пятра Нямц, Господарский (Царский) храм Рождества святого Иоанна Предтечи с колокольней, она же – башня Штефана Водэ

Из распахнутого кожуха на груди под грубой льняной рубахой угадывается массивный деревянный крест, висящий у него на шее. Всклокоченная седая борода его не доходит до

Георгий Странник никогда не расставался с Псалтирью и крестом

Псалтири, крепко прижимаемой к сердцу. В правой руке он держит деревянный крест. С этой книгой и крестом он не расстается никогда, что бы ни случилось! С его непокрытой головы вьется вверх струйка пара, когда белесый туман поднимается над Нямецким Камушком[2].

Человек осеняет себя крестным знамением и со словами «Боже, помоги» пускается в путь по широкой улице, вслух и не торопясь распевая по памяти псалмы Давида. Он идет и поет, а от его босых ног остаются на снегу теплые следы.

Блаженный Георгий Странник со своими учениками

Блаженный Георгий Странник со своими учениками

Собаки, завидев его, забывают о нещадном морозе и начинают ласкаться, виляя хвостом. Дети, бегающие друг за дружкой, останавливаются и делаются паиньками. Они в чистоте своей чувствуют мягкость и доброту, написанные у него на лице и в его ясном взоре. Шумные торговки бросаются к нему, чтобы приложиться к его Псалтири и испросить у него доброго слова, благословения. Во всем городе нет человека, который не знал бы его и не просил:

– Дед Георгий, у меня дочь заболела, помолись о ней!

– Дед Георгий, зайди в мою лавочку. Может, Бог смилостивится и мне повезет, не на что ведь растить детей!

– Дед Георгий, прими от меня эти лапти и шапку, тебе ведь, наверное, очень холодно! – просят не привыкшие к его подвигу и жалевшие его, подобно ученику Петру, который из сочувствия хотел отговорить Господа идти Крестным путем (Мф. 16: 22).

– Не надо, миленькая, ноги мои потеплее ваших будут!

Других пояснений он не дает. Если его голые ступни, спокойно переносившие холод и лед, ничего не говорят им о силе Божией, то что он объяснит им словами?

– Спасибо, дорогой, но мне ничего не нужно. Бог да примет вашу любовь, отдайте это другим, кто победнее!

– Возьми, дед Георгий, несколько монет, помолись о нас!

Но дед Георгий больше одной монеты не берет с человека. Он опускает монеты в мешочек, который носит с собой, а потом, дойдя до булочной, покупает на них целый мешок хлеба. Великое дело! Ведь на базаре мамалыга – главная еда. Людям не на что покупать хлеб каждый день. Затем дед Георгий посылает кого-нибудь с этим мешком хлеба, и тот относит его к колокольне и ждет, пока блаженный вернется на закате дня.

Человек Божий с утра до ночи обходит город, распевая Псалтирь и радуясь всем, кого встретит на пути. Он прерывает псалмопение только для того, чтобы кратко и без всякой напыщенности сказать слово из Евангелия тем, кто попросит у него совета.

Нищие привыкли вечером встречать его у башни, зная, что он каждого угостит хлебом и душеполезным словом

Когда Псалтирь начинает близиться к концу, дед Георгий поворачивает назад, к колокольне. Дочитывая последние псалмы, он уже видит гурьбу нищих, дожидающихся его. Они привыкли вечером встречать его у башни, зная, что он каждого угостит хлебом и душеполезным словом. Какая-нибудь вдова попросит у него денег и удивится, что дед Георгий засовывает руку в мешочек и, не глядя, вытаскивает ровно столько, сколько ей было нужно, никогда не подсчитывая денег.

После встречи с нищими и базарными попрошайками дед Георгий «забирался на колокольню один, неся в руках только Псалтирь. Там в таинственных молитвах он пребывал до вечера. А после заката солнца вкушал вареных овощей и сразу ложился спать», – сообщает архимандрит Иоанникий (Бэлан) в «Румынском патерике». Если же был понедельник, среда или пятница, дед Георгий не вкушал ничего.

Лестница, по которой поднимался на колокольню блаженный Георгий Странник. Фото: Адриан Сырбу

Лестница, по которой поднимался на колокольню блаженный Георгий Странник. Фото: Адриан Сырбу

В 11 часов ночи старец спускался с колокольни, закрывался в церкви и молился один до утра

В 11 часов ночи старец спускался с колокольни, закрывался в церкви и молился один, никому не ведомый, до утра. У него был ключ, врученный священником, и он все ночи проводил в бдении в храме святого Иоанна Господарского. На холодном каменном полу он клал земные поклоны, возносил молитвы, поминал тех, от кого получал милостыню, молился за всех и попросту призывал всех святых подряд по календарю:

– Пресвятая Богородице, помилуй нас, грешных! Святителю отче Николае, моли Бога о нас! Крестителю Христов Иоанне, моли Бога о нас! – и так далее.

Интерьер Господарского храма Рождества святого Иоанна Предтечи в г. Пятра Нямц

Интерьер Господарского храма Рождества святого Иоанна Предтечи в г. Пятра Нямц

Когда забрезжит рассвет, он возвращался на колокольню, отдыхал часок-другой и снова пускался в путь с Псалтирью, «самым любимым молитвословом в жизни старца Георгия Лазара. Он знал ее наизусть с юных лет и вычитывал всю каждый день. Старец читал псалмы нараспев, вслух и не спеша, предваряя их словами:

– А теперь начнем, дорогие, молитвы кафизмы первой!

Закончив первую, он добавлял:

– А теперь начнем, дорогие, молитвы кафизмы второй!

И так продолжал, пока не закончит всю Псалтирь. Затем раздавал милостыню и снова поднимался на колокольню»[3].

Так, босой и без головного убора, лютый ли мороз стоял на улице или нестерпимый зной, проповедовал дед Георгий десятилетиями. Мягкость его голоса, необычная внешность, Псалтирь и крест, которые он прижимал к груди, куда бы ни шел, духовные советы, краткие и смиренные, благотворения, предсказания и чудеса, которые совершал, – все это сделало его известным не только в Пятра Нямце, но и во всей Молдове.

Как Георгий из Шугага стал странником Христовым

Формально он был простым мирянином. Георгий Лазар родился в 1846 году в селе Шугаг уезда Альба. У него были два брата, Андрей и Николай, мать с отцом были крестьянами, занимались по большей части разведением скота.

В нраве мальчика Георгия были очевидны для всех смирение, послушание, любовь к храму и Псалтири, простота и невинность. Все знали, что он «ест мало, и то постную еду», как сообщает архимандрит Иоанникий (Бэлан), составивший жизнеописание будущего святого.

В 1870 году в возрасте 24 лет он женился на набожной и юной девице Пелагии Тодеску, румынской крестьянке, православной, дожившей впоследствии до 90 лет. Они не стали проводить обычную свадьбу с музыкой и плясками, а устроили скромную, христианскую. Одна из дочерей блаженного Георгия, монахиня Марфа, рассказывала о таком дивном деле, слышанном ею из уст матери:

«На другой день после свадьбы, – рассказывала старица, – папа исчез. Его не было нигде. Мама с родней искали его повсюду. Не заходили только в сад. А когда прошли в самую глубь сада, нашли его стоящим на молитве. Он недвижимо стоял на коленях, воздев руки к небу. Все были поражены, и никто не посмел его побеспокоить. Но он, поняв, что его видели, опустил руки и пошел в дом».

Ища безмолвия, молодой Георгий соорудил себе домик в 4 км от села, в горах, где у него было пастбище

С Пелагией Тодеску у него родилось пятеро детей: два мальчика (Иоанн и Василий, умерший в младенчестве) и три девочки (Мария, Анна и Марфа). Ища безмолвия, молодой Георгий соорудил себе домик в 4 км от села, в горах, где у него было пастбище. «В этом домике он каждый день вычитывал Псалтирь», – пишет протоиерей Думитру Стэнилоае. Ночью уходил на опушку леса, клал сотни земных поклонов, подолгу стоял на молитве с воздетыми к небу руками, затем читал Псалтирь, подавал милостыню из того, что было, и всегда постился.

Отец Думитру Стэнилоае также пишет:

«В 1883–1884 году после 14 лет семейной жизни Георгий принял решение отправиться с односельчанами в Иерусалим на богомолье. Получил согласие жены, которая осталась одна с четырьмя детьми. Взял с собой Евангелие и Псалтирь. Непрестанная молитва Иисусова была в его сердце.

Пешком они дошли до Констанцы, а там сели на пароход; ночью он спал только пару часов и непрестанно молился. В Иерусалиме пробыл 4 дня и каждый день ходил ко Гробу Господню по 3 раза на святую литургию и иные богослужения. Затем обошел другие святые места Палестины и какое-то время прожил в монастырях в посте и непрестанной молитве. Один великий отшельник сказал, что ему не надо становиться монахом, но пускай ходит, постясь и молясь, по миру, чтобы пробуждать в людях веру. А чтобы к этому подготовиться, ему надо провести 40 дней в пустыне в полной аскезе».

Об этом происшествии, изменившем его жизнь, подробно сообщает отец Иоанникий (Бэлан). Георгий пошел испросить «благословения у одного святого отшельника, подвизавшегося в пещере святого Ксенофонта. Подвижник сказал ему:

Пещера св. Ксенофонта в окрестностях лавры прп. Саввы Освященного (отмечена белой стрелкой справа)

Пещера св. Ксенофонта в окрестностях лавры прп. Саввы Освященного (отмечена белой стрелкой справа)

«Знай, брат, что ты не призван стать монахом, но будешь нести подвиг повыше монашеского», – сказал ему святой отшельник

– Знай, брат, что ты не призван стать монахом, но будешь нести подвиг повыше монашеского. Ибо будешь переходить с места на место в молитве, посте и великих лишениях. Но если ум твой непрестанно будет с Богом, благодать Его всегда пребудет с тобой, и ты препобедишь все искушения вражии. Имущества себе не собирай, монахов и священников почитай, мирянам давай советы, нищим, сколько можешь, помогай, в храме молись день и ночь – и так спасешься.

– Но как же я исполню все это, я ведь слаб и немощен? – спросил странник Георгий.

– Иди в пустыню, где нет лица человеческого, и постись 40 дней. А ради немощи естества возьми с собой немного воды и хлеба. Но только будь бдителен, ибо пройдешь через много искушений и наваждений. И если благополучно окончишь эти дни, то обретешь великую благодать от Бога и победишь все сети лукавого.

Благой подвижник постился 40 дней, непрестанно молясь и время от времени подкрепляясь скудной пищей. Враг устрашал его видениями зверей и ядовитых змей, в другой раз мучил голодом, жаждой, зноем, а более всего комарами. Но он, с помощью Божией, превозмог все».

Когда исполнились 40 дней поста и молитвы в Иорданской пустыне, странник Георгий снова пошел к пустынному исихасту. Отец Иоанникий продолжает:

«А пустынник, облобызав его, сказал:

– Брат Георгий, поскольку ты победил врага и не дал поймать себя в его сети, вот, Бог подает тебе дар чистой молитвы и духовную силу для твоего подвига. Ибо ты будешь всю жизнь ходить босиком и с непокрытой головой, но ни стужа, ни зной, ни болезнь тебе не нанесут вреда.

Тогда старец, поклонившись до земли своему учителю, возвратился в Иерусалим, поклонился Гробу Господню, причастился Пречистых Таин и отправился на Святую Гору Афон. Здесь он провел полтора года, поклонился святыням во всех святых обителях и обошел подвижников в скитах и пещерах. Затем, испросив у всех благословения, возвратился в лоно семьи».

В Шугаге после этого Георгий пробыл недолго. Приведя в порядок семейные дела и снова получив согласие и благословение жены, Георгий, путеводимый жаждой Бога, отправился в путь. Обошел сначала Трансильванию, останавливаясь в тех селах и монастырях, где его соглашались пустить в храм для ночного бдения. А когда это было невозможно, молился на лоне природы, но от ночной молитвы не отказывался никогда.

Дед Георгий никогда не отказывался от ночной молитвы. Он молился по 22 часа в сутки. Вся страна знала его

«Шел, всегда читая наизусть псалмы. Шел неспешно и ни о чем не тревожась. Под его крестьянской рубахой заметен был большой и тяжелый деревянный нательный крест. А на сердце у него всегда были радость и великая любовь ко Христу. Он не чувствовал ни жары, ни холода, ни голода. Всю жизнь ходил в одной и той же кожаной одежде, время от времени стирая ее. Никогда не говорил ни о чем, кроме дел, относящихся к Богу и спасению. Молился по 20–22 часа в сутки. Вся страна знала его», – пишет отец Думитру Стэнилоае.

Подвиг его не был сухим и формальным, он вдохновлялся любовью к Богу. «Душа его была уязвлена любовью Христовой», – пишет архимандрит Иоанникий (Бэлан).

Странник Георгий обращался к людям со словом «дорогой»:

– Эх, дорогой, я умру, когда возмятутся народы… Не надо, дорогой, мои ноги потеплее ваших… Оставайтесь, дорогие, с Богом и Матерью Божией… Дорогой, думай только об аде и смерти. Потому что если будешь думать об аде, не попадешь в ад… Дорогой, дай мне закончить проповедь… Дорогой, ты не обретешь мира, пока не исполнишь свое обещание… Брат Иоанн, дорогой, спасешься там, где больше искушений… Пойдем, дорогой, пойдем в монастырь!

Он привлек к себе множество учеников, которые, впечатленные тем, что говорил этот человек, преисполненный Божественной благодати, просили его духовных наставлений и переняли у него непрестанную молитву Христову и любовь к Псалтири. Многие из них стали монахами, глубоко проникшись непосильным жительством босого странника, и поддерживали с блаженным Георгием духовную связь, достойную патерика.

Так дед Георгий дошел до Молдовы и стал обходить тамошние монастыри, останавливаясь в каждом. Нямецкий, Вэратек, Сихастрия – куда бы ни пришел, везде его тепло принимали монахи, чувствовавшие, что это воистину человек Божий. Он смиренно просил у монахов совета, а монахи просили совета у него, желая подражать его добродетельной жизни.

Монахиня Анна (Никэу) из монастыря Вэратек слышала от старших монахинь предания о чудесном страннике. Она рассказала нам следующее:

– Дед Георгий приходил в монастырь Вэратек и проводил здесь недели две. Где-то за монастырем у него была калива, и он уединялся в ней ночью. Постился до вечера, пока, терзаемый голодом, не попросит у какой-нибудь матушки поесть. Монахини жалели его как человека Божия, и им было больно видеть, как с его босых и растрескавшихся ног капают капли крови.

Монастырь Вэратек. Фото: Оана Некифор

Монастырь Вэратек. Фото: Оана Некифор

Все чувствовали, что Дух Святой был с ним

«Неподалеку от монастыря Сихастрия старец Георгий выкопал себе яму, в которой скрывался для молитвы, чтобы не видеть ничего, кроме неба. Возвратясь в монастырь, он, переполняемый благодарностью, говорил Иоанникию (Морою): “Сегодня я побывал на небесах”», – пишет протоиерей Думитру Стэнилоае.

Отцы Иоанникий (Бэлан) и Клеопа (Илие) благоговели перед дедом Георгием, которого еще при жизни называли святым

Среди наиболее известных учеников святого Георгия Странника числятся такие выдающиеся духовники, как Иоанникий (Морой) и Дамаскин (Трофин), Мина (Продан) и Афанасий (Пэвэлукэ). Отцы Иоанникий (Бэлан) и Клеопа (Илие) благоговели перед дедом Георгием, которого еще при жизни называли святым.

«Это был дед Георгий Лазар, вкушавший пищу один раз в день на закате солнца, а Великим постом в первую, Цветоносную[4] и Страстную седмицы он и вовсе не вкушал ничего, только читал Псалтирь», – пишет архимандрит Клеопа (Илие).

Дошел блаженный Георгий и до города Пятра Нямц, где остался навсегда.

«В 1895 году ему выделили келлию в колоколенной башне города Пятра Нямц, в Молдове. Каждую ночь он подолгу молился в храме. Днем с молитвой обходил городские улицы. Множество верующих, в том числе детей, шли за ним, норовя лобызнуть его Псалтирь или коснуться его кожаного одеяния. Все чувствовали, что Дух Святой был с ним. Люди ощущали Божественную силу, исходящую из его мирного, безмятежного, доброго сердца. Многие в Молдове стали его учениками и стали подражать ему, ходя босиком, с непокрытой головой и непрестанной молитвой Иисусовой в сердце», – добавляет отец Думитру Стэнилоае.

Человек, который не мог брать, а только давал

Блаженный Георгий Странник со своим учеником архимандритом Миной (Проданом; 1883–1970), настоятелем скита Вовидения

Блаженный Георгий Странник со своим учеником архимандритом Миной (Проданом; 1883–1970), настоятелем скита Вовидения

Он жил в полной нищете: кроме одежды, бывшей на нем, Псалтири, Евангелия и деревянного креста, у него ничего не было, и при этом он преуспевал в добродетели милостыни, в чем для него непреложным наставником были слова Псалтири: «Блажен разумеваяй на нища и убога, в день лют избавит его Господь» (Пс. 40: 2).

Архимандрит Мина (Продан), ученик добросердечного Георгия Лазара, вспоминает о его щедрости и духовной милостыне, которую он оказывал своими молитвами, утешая и поучая людей. Он рассказывает, как «нищие стояли у его келлии в два ряда, как за ним бежали нуждающиеся, чтобы попросить у него помощи, и он каждому вынимал из котомки ровно столько, сколько тот просил. Затем шел к обуреваемым искушениями и бедами, которые стекались к старцу отовсюду как к незаменимому советчику. С каждым беседовал отдельно, учил, утешал, ободрял, а ночью молился о исполнении его прошения».

Скит Пещера Яломичоарей

Скит Пещера Яломичоарей

Всем он подавал то, в чем они нуждались, в том числе конкретные вещи. Так, например, купил терракотовую печь для монахов скита Пештера Яломичоарей, которым приходилось проводить богослужения в промерзлой церкви.

«Что касается того, как он молился, какие сокровенные слова произносил и что чувствовал на сердце во время молитвы, никто из людей знать не может, это ведомо лишь Благому Богу. Сам он не говорил об этом, но силу его молитвы можно себе представить по искушениям, которые он претерпевал», – пишет архимандрит Иоанникий (Бэлан).

Чудеса и знамения

В доказательство святости Своего избранника Бог совершал через него благодеяния и чудеса.

После 40-дневного поста в Иорданской пустыне добрый подвижник Христов сразу поспешил в Иерусалим, ко Гробу Господню. Зашел в храм, чтобы поставить свечу у Святого Гроба, и в знак того, что его пост и молитвы приняты Богом, свеча в руке подвижника Георгия загорелась сама. Так, кроме свидетельства Иорданского отшельника, он получил свидетельство и от Самого Бога, и отныне будущий святой обрел несокрушимую уверенность в спасительности своего подвига. Отныне ни высказывания людей, ни наваждения и лукавые нашептывания бесов не собьют его с пути.

О имевшемся у него даре исцеления отец Клеопа сообщает так:

«Дед Георгий обладал даром чудотворения, люди исцелялись. Один боярин из Пятра Нямц, узнав о его столь высоком жительстве, выделил деду Георгию 2–3 большие комнаты, чтобы к нему приходили туда больные. Войдя к ним, он говорил:

– Дорогие, примите сначала этот дар, – и протягивал им по буханке хлеба. А сам вставал на колени и начинал читать Псалтирь. Им говорил:

– Вы только слушайте, вы ведь больные, вы не можете ничего.

И молился до утра. Не спал всю ночь, затем возлагал на них руку, и они исцелялись».

Отец Думитру Стэнилоае, говоря о преисполненном благодати Георгии Лазаре и подобных ему блаженных, говорит, что эта категория людей избранных «совершает подвиг служения любовью ко всем людям и нередко получает дар исцеления».

Самым знаменитым его чудом была остановка поезда на станции Пашкань, которую описывает отец Иоанникий (Бэлан):

Вокзал Пашкань в межвоенный период

Вокзал Пашкань в межвоенный период

«Дед Георгий захотел добраться до города Роман на поезде и сел в вагон без билета, поскольку у него не было денег. Кондуктор, по стечению обстоятельств не знавший его, выговорил ему:

– Дед, если у тебя нет билета, чтоб ты на первой же станции вышел из вагона!

А старец втайне читал псалмы. Пассажиры стали просить кондуктора оставить его в покое, потому что это человек святой жизни. Но тот на первой же станции высадил его из поезда, и старец пошел по рельсам, пожелав им на прощанье:

– Дорогой, оставайтесь с Богом и Матерью Божией!

Но когда пришло время отправляться, поезд не мог тронуться с места. Неисправностей никаких не было. Прицепили другой локомотив, поменяли кондуктора. Ничего. Все были потрясены и взволнованы. Тут один из привокзальных служащих говорит:

Вы что, высадили из вагона деда Георгия? Поэтому поезд и не может поехать. Он же святой человек. Сходите позовите его

– Вы что, высадили из вагона деда Георгия? Поэтому поезд и не может поехать. Он же святой человек. Сходите позовите его.

Тут же побежали за ним, привели, посадили в вагон, и поезд тут же покинул вокзал».

Заметим, что благочестивые люди связали это происшествие со святостью человека Божия, но сам он и не думал возгордиться, а тут же, обратившись к изумленным людям, сказал им краткое назидательное слово, призывая их славить силу Божию.

***

В другой раз целая группа евреев перешла в христианство и приняла Святое Крещение после чуда, совершенного им. Отец Клеопа (Илие) записал это чудо:

«Одна молодая еврейка не могла разродиться, она рожала в первый раз и уже готова была умереть. Сбежалось много врачей, потому что она говорила, что все, она больше не может, умирает. Прибежали евреи к деду Георгию, когда он на базаре города Тыргу Нямц произносил проповедь перед народом:

– Дед Георгий, мы евреи.

– Да, дорогой, а что такое?

– Наша дочь при смерти. Пойдем к нам, потому что врач сказал, что он бессилен, сейчас она умрет.

– Дорогой, дай мне закончить проповедь!

– Дед Георгий, пойдем сейчас, она умирает.

– Не умрет она, пока я не приду.

Город Тыргу Нямц в 1894 г.

Город Тыргу Нямц в 1894 г.

И они стали дожидаться, когда он закончит проповедь, а затем за ним двинулась целая толпа евреев. Он говорит:

– А вы покреститесь?

– Все покрестимся, если дочь останется жива, она ведь у нас одна.

А отец ее, барин, был богатый, крепкий мужик. Когда вошли туда, вокруг нее стояла толпа, а она уже еле дышала. Тут дед Георгий, открыв дверь, воскликнул:

– Давай, открывайся, с Богом и Матерью Божией!

И она тут же родила. Он подошел, перекрестил ей голову и говорит:

– Да будет она Христовой!

И она поправилась и крестилась сама, и ребенка покрестила, и нарекли ему имя Георгий в честь деда Георгия. И приняли тогда Крещение 5–6 еврейских семей в Тыргу Нямце».

Главная улица Тыргу Нямца с Успенским храмом. Почтовая открытка начала ХХ в.

Главная улица Тыргу Нямца с Успенским храмом. Почтовая открытка начала ХХ в.

Дар пророчества, прикровенный великим смирением

Известно, что многие люди, угодившие Богу своей жизнью, проводимой в святости, обладали даром прозорливости и пророчества. Есть свидетельства на сей счет и о святом Георгии Страннике, приводимые также отцом Иоанникием (Бэланом).

К отцу зашел дед Георгий и сказал, что скоро начнется война, но пусть он не боится, потому что вернется с фронта здоровым

Евдокия Штефан вспоминает, что слышала от отца следующее:

«В 1914 году папа молол зерно на мельнице. Тут приходит дед Георгий, заходит к нему и говорит, что скоро начнется война, но пусть он не боится, потому что вернется с фронта здоровым, а вот брату его не суждено остаться невредимым. И действительно так и было: папа вернулся здоровым, а его брат – без руки».

О другом его сбывшемся пророчестве рассказывает монахиня Зиновия (Иаков) из монастыря Вэратек. Заодно она вспоминает и о чудесном даре, который получила от Бога по молитвам этого благодатного человека. Приведем ее слова:

«Я родилась в большой семье, мы были бедные, я ходила в старых лаптях, которые мне переходили от старших детей, и всегда жаловалась, что мерзнут ноги. Когда мне исполнилось 6 лет, мы с бабушкой пошли в монастырь Вэратек, и я увидела там деда, который босиком ходил по снегу. Бабушка говорит:

– Посмотри, это дед Георгий Лазар!

Я побежала к нему и спрашиваю:

– А вам не холодно?

– Нет! – ответил дед. – Посмотри, потрогай мои ноги!

Я потрогала его ноги и увидела, что они теплые. И с тех пор у меня больше никогда не мерзли ноги.

Через несколько лет мне опять встретился дед Георгий Лазар, и я спросила его, что делать, потому что родители собирались выдать меня замуж, а мне хотелось уйти в монастырь. Он ответил мне:

– Ты еще несколько лет поблуждаешь по миру сему суетному, а закончишь в монастыре.

Я послушалась родителей, вышла замуж, а через несколько лет супруг мой преселился в вечность, и я пришла в монастырь Вэратек. Так исполнилось слово деда Георгия Лазара».

Погребение блаженного Георгия

Кроткому Георгию Лазару было открыто и время его преставления ко Господу. Ученики и близкие ему монахи часто спрашивали его:

– А когда ты умрешь, дед Георгий?

– Эх, дорогой, я умру, когда народы возмятутся. В день моей смерти будет праздник и колокола будут звонить по всей стране.

Произошло это в 1916 году, на праздник Успения Пресвятой Богородицы, когда Румыния вступила в войну. Тогда звонарь Свято-Иоанновского храма в Пятра Нямце побежал на колокольню бить в набат, чтобы возвестить о всеобщей мобилизации, и обнаружил приснопоминаемого деда Георгия Лазара почившим наверху, в своей келлии.

Невиданная толпа народа собралась на его похороны. Все понимали, что лишились великого святого

Невиданная толпа народа собралась на его похороны. Все понимали, что лишились великого святого. На его отпевании было более 50 священников, иерархов, настоятелей, отшельников, монахов, монахинь и десятки тысяч верующих. На лице у него сияла та же теплая улыбка, как при жизни. Всем хотелось получить у усопшего последнее благословение и испросить его молитв и ходатайства пред Богом. Погребен он был на кладбище города Пятра Нямц в своем рваном кожушке, босой, с непокрытой головой, а его скитальческий посох положили рядышком с ним в гроб. Было это 18 августа 1916 года.

Летом 1934 года его останки были обретены протосингелом Дамаскином (Трофином), его учеником. Он хотел перенести мощи своего незабвенного учителя в монастырь Рышка, где был настоятелем. Приехал в Пятра Нямц на телеге и, положив честные мощи в ковчежец, отправился с ними в путь. Но по действию Божию телега с мощами приехала не в монастырь Рышка, а в монастырь Вэратек: лошади вдруг остановились сами по себе, а затем галопом понеслись к Вэратеку. Там останки Георгия Лазара были положены сначала в монастырской костнице, а затем в часовне, где и покоятся сегодня. Множество богомольцев приходит сюда, чтобы получить благословение святого.

Монастырь Рышка

Монастырь Рышка

В марте 2018 года состоялась канонизация блаженного Георгия Странника с установлением его памяти 17/30 августа. Румынская Православная Церковь причислила к лику святых того, кто всю жизнь избегал любого повода к гордыне, следуя одному Христу. Монахини монастыря Вэратек на протяжении многих лет собирают свидетельства о чудесах и благодеяниях, которые блаженный Георгий, по благодати Божией, подает просящим у него помощи. В костнице, где покоились его мощи до перенесения в часовню, было тепло в суровые нямецкие зимы, хотя там никогда не было источника тепла, а все спускавшиеся по лестнице в костницу уже у самого входа ощущали сильное и умиротворяющее благоухание.

Не забывайте, что завещание святого Георгия легко исполнимо и очень полезно: любовь к Богу и людям, милостыня и молитва

Блаженный Георгий, первый святой в румынском синаксаре, получивший имя странника, покровительствует всем просящим у него помощи. Не только богомольцам, не только подвижникам, не только мирянам, не только монахам, не только больным и не только румынам, но и всем, кто ищет Христа и превращает свою жизнь в непрерываемый путь к Царству Божию.

И не забывайте, что завещание святого легко исполнимо и очень полезно: любовь к Богу и людям, милостыня и молитва. Открывайте каждый день Псалтирь и молитесь псалмочтением, сколько можете, чтобы обрестись в числе наследников великого благодатного богатства святого Георгия Странника, раба и друга Божия.

Рака со святыми мощами блаженного Георгия Странника в монастыре Вэратек

Рака со святыми мощами блаженного Георгия Странника в монастыре Вэратек

***

[1] Благоверный Штефан Великий (1429–1504) был Господарем Молдавии. Память совершается 1/14 октября, в день Покрова Пресвятой Богородицы и собора Молдавских святых.

[2] Нямецкий Камень – так переводится название города Пятра Нямц, в котором подвизался блаженный Георгий Странник.

[3] Цитаты без указания автора приведены из «Румынского патерика» архим. Иоанникия (Бэлана).

[4] Цветоносная седмица предшествует Вербному воскресенью. У нас она называется 6-й седмицей Великого поста, или седмицей Ваий.

Источник: https://pravoslavie.ru/147924.html



Добавить отзыв

Введите код, указанный на картинке
Отзывы

Церковный календарь

Афиша

Православный календарь на март 2024 года

Март — особый месяц для христиан. Все потому, что начинается подготовка к одному из самых главных праздников — Светлому Христову Воскресенью. К...

Выбор редакции

Пяток 2-й недели Великого Поста 2024. О воздержании

Возобладай над чревом, пока оно не возобладало над тобой.Преподобный Иоанн Лествичник Как рано надо начинать детям поститься? По учению древних отцов,...