«Если это забыть, то всё повторится»

Просмотрено: 95 Отзывы: 0

«Если это забыть, то всё повторится»

Сегодня мы чтим память отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917–1918 годов. Те из них, кто не был уничтожен тогда же – в первые годы революции (таких большинство), были умерщвлены непосильным трудом в лагерях, но чаще расстреляны – на Бутовском полигоне.

Священник Василий Ивлиев справа. Фото из лагеря

Священник Василий Ивлиев справа. Фото из лагеря

Эхо прошлого

На Бутовском полигоне мысленному взору открывается не только то, что тут происходило…

Людей убивали сотнями – в том числе женщин, детей. Около тысячи из убиенных – епископы, священники, монашествующие, активные миряне Русской Православной Церкви. Обычно обреченных в те времена самих заставляли рыть себе могилы, а тут решили без промедлений копать длиннющие, глубиной 4–4,5 м, шириной 4,5–5 м, рвы экскаватором.

Выписка из акта о расстреле

Выписка из акта о расстреле

Оперативный приказ № 00447 НКВД СССР от 30 июля 1937 года носил плановый характер: столько-то «бывших кулаков, уголовников и др. антисоветских элементов (а здесь-то можно вписать кого угодно)» было предписано уничтожить. И расторопные исполнители, просто взяв под козырек, и «делали план», что и заметно по статистике убиенных по месяцам: больше всего в декабре 1937-го – точно спешили закрыть отчетный период. Хотя и принялись – в большой спешке: с первой почти сотней человек разделались уже 8 августа – то есть и десяти дней не прошло после спущенного распоряжения.

Приговаривали к смерти без суда, права на защиту и даже на какое-либо слово. Собственно, приговоренных и не предупреждали о том, что их ждет, – это было особо оговорено в указанном приказе. А то иначе люди ведь и сопротивляться могли начать, раз терять им уже нечего.

Здесь же, на Бутовском полигоне, даже не всегда уже расстреливали, хотя эти сатанинские тройки и продолжали, словно оглушенные телеграммами своего вождя[1], клепать постановления: РАCСТРЕЛЯТЬ – Р А С С Т Р Е Л Я Т Ь – Р А С С Т Р Е Л Я Т Ь… Когда в наши дни по благословению Святейшего Патриарха Алексия II вскрыли содержимое одного из 13 гигантских бутовских рвов, где во всяком из них напластованы останки тысяч умерщвленных, гильз и пуль там почти не находили. Людей, возможно, тут закапывали уже заживо, полузамученных в «душегубках»[2], изобретенных руководящим расстрельной группой Бутовского полигона Бергом.

Иногда, впрочем, попадались во рвах вывороченные наизнанку резиновые перчатки, что как-то аукаются атрибутом эпидемии наших дней. Кто, кроме Бога, знает, сколько правды еще сокрыто и за что нам и для чего попущено переживаемое теперь. Хотя, может быть, это и очередная жатва, когда Господь забирает лучших. Но что тогда ждет остающихся?

На состоявшемся в музее Бутовского полигона событии, о чем речь далее, очень веско говорили о том, что на исходе 1930-х годов просто в воздухе было разлито, как и сейчас, некое предчувствие грядущего.

Зачем мы осуществляем планы преступников?

Протоиерей Кирилл Каледа, настоятель бутовских храмов Воскресения Христова и Новомучеников и Исповедников Церкви Русской, рассказывает, что встречался уже в наше время с жителем соседней с Бутово деревни, тот ранее, уже после Второй мировой войны, работал в НКВД водителем и возил убитых в московских тюрьмах сюда же, на полигон, для захоронения:

«То есть количество жертв по расстрельным спискам, а это за известный период с 8 августа 1937 года по 19 октября 1938 года 20 761 человек, – далеко не полное; все 30 тысяч, а то и более жертв на Бутовском полигоне точно может лежать…»

Если продолжительность «рабочей» (хотя труд традиционно ассоциируется с созиданием) смены разделить на максимальное количество убиенных за день – 562 человека, – станет понятно, что на убийство каждого отводилось менее минуты.

Большой соловецкий крест на Бутовском полигоне

Большой соловецкий крест на Бутовском полигоне

Считанные минуты, по церковному преданию, будет длиться и Страшный суд. Когда все восстанут – и из таких многотысячных рвов-могил, коими располосована на самом деле, зачастую безвестно, чуть ли не вся Россия, и не только она в бывшем СССР[3]; и из своих, хоть самых «почетных», продолжая пожирать миллиарды, когда народ бедствует, на обслугу этого своего «почета» в Мавзолее, витринищ… И это в самом центре Красной пасхальной площади нашей до сих пор изничтожаемой этим извергом рода человеческого страны, ибо к пришедшейся на сегодня дате 100-летия легализации Лениным абортов несколько сотен миллионов граждан из тех, чьих предков он и его приспешники не успели загнобить, уже расчленены и до сих пор расчленяются, еще не родившись.

Оттого, говорят, для Страшного суда много времени и не потребуется, что каждый просто предстанет таковым, каков он есть. Или в убеленных страданием за свидетельство Слова Божия одеждах (см.: Откр. 7: 14) – символично, что главные приделы храмов, посвященных Новомученикам и Исповедникам Церкви Русской, что здесь, в Бутово, что на Лубянке (откуда распределяли арестованных по голгофским путям), освящены в честь Воскресения Христова и сами эти храмы подчеркнуто светлые, белые по своему визуальному решению. Или в смраде последствий грехов: ты мог убелиться, какими бы ни были по тяжести твои злодеяния (см.: Ис. 1: 18), исповеданием Христа, но каждый (и его потомки, если таковые есть) выбрал то, что выбрал…

Жутко оттого, что бутовские рвы, поглотившие десятки сотен жизней, находятся в самом центре тех самых гектаров, что составляли продовольственную базу НКВД, то есть с этих мест кормились. И район-то этот так и именуется до сих пор «в честь» зачинщика-палача сотен миллионов. Неужели кому-то так и нравится самоопределяться по отношению к этим даже не именам, а кличкам проводящих людоедскую политику революционеров? Это же все равно, что самим быть соучастным.

Точно так же, как и спонсируя за счет налогов убийство граждан своей же страны, пока аборты включены в систему обязательного медицинского страхования (ОМС). Если все причастны к этим массовым убийствам, все тогда и несут ответственность – весь народ. А это и было в планах богоборцев (как и всех преступных группировок всегда) – всех измазать, повязывать кровью.

«Если это забыть, то всё повторится»

Убиенные на Бутовском полигоне 14 сентября 1937 года

Убиенные на Бутовском полигоне 14 сентября 1937 года

Тем ошеломительнее, как разряд молнии и свежесть озона, в нашей зачастую затхлой атмосфере соглашательства и с именами убийц в названиях улиц, площадей, станций метро и т.д., и с памятниками этих же самых человеконенавистников всюду, нагнетающих какую-то придавленность, если не бравурную, что тоже есть, идентичность с ними, в народе, – презентация книги «Священник Василий Ивлиев: виновным себя… НЕ признаю».

Составил ее правнук этого убиенного среди многих других на Бутовском полигоне священника – ныне руководитель Роспатента Григорий Ивлев. Юрист по образованию, он просто взял и дотошно собрал всю подборку: протоколы допросов, следственных документов, показаний свидетелей, доносы… – и ты оказываешься внутри происходящего и совершенно точно осознаешь, листая эти страницы, где уже пошли пытки. Всматриваешься в подпись допрашиваемого под протоколами и видишь: какой она была отчетливой, с нажимом, сначала и что происходило с человеком потом.

Священник Василий Ивлиев с супругой Анной Ивановной и дочерью Марией

Священник Василий Ивлиев с супругой Анной Ивановной и дочерью Марией

«Читаешь: вернулся из ссылки, обмолвился, что там плохо кормят; подрался с крестьянином; полагал, колхозы распадутся… Ну и ладно, – беззаботной интонацией перечисляет писатель Андрей Геласимов. – И тут же тройка постановила: РАССТРЕЛЯТЬ». «А за что? – уточнил первый заместитель председателя правления Союза писателей России, доктор исторических наук Игорь Янин и сам же очевидное констатировал: – Да ни за что!» Хотя недавно почивший протоиерей Димитрий Смирнов, у которого тоже прадед священномученик Василий Смирнов погребен в бутовских рвах, часто уточнял, что надо ставить вопрос так: для чего? – часто расправой просто обставлялось желание палачей завладеть имеющимся у того, кого отправляли на смерть.

Имя священника Василия Ивлиева в Саду памяти Бутовского полигона

Имя священника Василия Ивлиева в Саду памяти Бутовского полигона

Далее там же, в книге, через страницу – выписка из акта: приведено в исполнение. По правилам должно было быть указано точное время, но кто там что уже считал, если на убийство – меньше минуты…

Оборотная сторона фото из лагеря

Оборотная сторона фото из лагеря

Потом уже в книге следуют справки о реабилитации, посмертной. После – фото с женой, дочерью… Это очень пронзительная последовательность фотофактов. Фото из лагеря: «на память уважаемой супруге и милым и дорогим детям». И – имя уже на скрижалях в Саду памяти жертв Бутовского полигона. Один из 164 умерщвленных 14 сентября 1937 года, всего тогда в сентябре убито тут 3163 человека.

«Но одно дело, когда статистику смотришь, и совсем другое – когда погружаешься в жизнь конкретного человека», – поделился директор Музея истории ГУЛАГа, член Межведомственной рабочей группы по увековечению памяти жертв политических репрессий Роман Романов. Хотя и цифры, если их не абстрактно воспринимать, тоже, конечно, потрясают.

«Мне часто приходится работать с архивами в разных городах, регионах, – рассказывал председатель Совета по правам человека, советник президента России Михаил Федотов. – Читаешь письма священников с той же Смоленщины, они не успевали тогда, в годы гонений, рапортовать своему иерарху: в селе таком-то священник такой-то расстрелян, в селе таком-то священник такой-то расстрелян и т.д.»

«Если это забыть, то всё повторится», – предупреждает схиархимандрит Илий (Ноздрин).

Как напомнил митрополит Рязанский и Михайловский Марк, сама презентация книги об убиенном священнике-рязанце и состоялась в день памяти другого выходца с Рязанской земли – первого из тех, кто был убит большевиками, – священномученика Иоанна Кочурова. Известие о его мученической кончине настигло собранных в Москве отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917–1918 годов, чью память ныне отмечаем, – многие из них также потом будут растерзаны.

«Зачем вы в России чувства верующих защищаете?» – привел недавно услышанное недоумение одного из американцев заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Московского Патриархата Вахтанг Кипшидзе. – «Это вы у себя в Америке можете заявить, что Холокоста не было, а попробуйте сказать в Германии, вас не поймут, а то и оштрафуют. Потому у вас такие вопросы возникают, что не происходило в Штатах ничего подобного тому, что Россия пережила…»

Почему не посмотреть правде в глаза?

На первых страницах представленной книги даны воспоминания внучки убиенного священника Василия Ивлева – Зинаиды Ивлевой. По специальности она доктор. Трогателен ее рассказ, где история женитьбы дедушки по любви перемежается со свидетельствами о насаждении культа личности.

Общество, десятилетиями практиковавшее доносы, что очень четко зафиксировано в воспоминаниях внучки убиенного, по инерции, возможно, ищет виноватых? Если покаяния не было, то это просто въелось, что ли, в психологию? Не от того ли уже и попущена эпидемия вируса? Известно и переданное отцом Иоанном (Крестьянкиным) пророчество: «Стой и смотри, что Я допустил для вашего вразумления без внезапной кончины людей. Виновных не ищите, виновных не ищите! Молитесь! Будьте в жизни всегда и во всем осторожны»[4].

О привычках искать виноватых – в том числе бездельниками среди работяг, о чем можно прочитать в цитатах доносов, – представленная книга очень ярко живописует. А как там уже в допросах, собранных в издание, педалируются показания: имущество до 1917 года, после 1929-го (год, как началась коллективизация), на момент ареста… – и это просто выброс экстренно обираемого захватившими власть в нищету многодетного трудяги-отца, в итоге вынужденного ютиться в бане, построенной своими же руками. Но и тут ему этими «хозяевами жизни» места показалось жалко…

Храм великомученика Димитрия Солунского, в котором служил священник Василий Ивлев. Церковь восстановлена в 2020 году

Храм великомученика Димитрия Солунского, в котором служил священник Василий Ивлев. Церковь восстановлена в 2020 году

«А правду об этих гнусных злодеяниях от нас до сих пор скрывают», – отметил составитель книги Григорий Ивлев. Притом что все фамилии доносчиков, следователей последовательно при выдаче документов, разумеется, вымарываются, но ведь и эти бумаги не каждый еще сможет даже о своем сроднике раздобыть. Историк Валерий Алексеев сослался на то, как ему пришлось прибегнуть к административному ресурсу, чтобы ему откуда-то там из Челябинской области дело его деда привезли. «Там всего-то четыре странички оказалось!» (этого было тогда достаточно, чтобы убить человека, иногда и вовсе палачи не утруждали себя писаниной). Хотя, как звать доносчиков в этом случае, семья все это время и так знала… Практически у всех, кто собрался на этом мероприятии, в роду – пострадавшие.

Составитель книги Григорий Ивлев и протоиерей Кирилл Каледа

Составитель книги Григорий Ивлев и протоиерей Кирилл Каледа

Советник генерального директора корпорации «Роскосмос» Сергей Попов рассказал, что дед его супруги, как выяснилось некогда в их общении с тогда еще митрополитом Калининградским и Смоленским Кириллом, ныне Святейшим Патриархом, сидел на Соловках с его дедом. «А потом, – это, уже обращаясь к составителю книги Григорию Ивлеву, сказал выступавший, – он сидел в Архангельских лагерях вместе с твоим дедом. Представляешь, как всё переплетено?»

«Надо отдать должное, – отметил доктор исторических наук Игорь Янин, – именно благодаря Церкви начались в стране поиски правды».

«А ведь весь этот ужас миллионов убитых жизней, скорбь и страх их родных и близких – это то, что сковало страну. Пора уже эти узы разорвать: объявить, что действительно это были убийцы, мы сами им поклонялись. А может быть, и продолжаем поклоняться? Почему не посмотреть правде в глаза? Если народ этого не сделает, он никогда не сможет освободиться от этого тяжкого мертвящего груза, – предупреждал митрополит Берлинский и Германский Марк (Арндт) из Русской Православной Церкви Заграницей. – Иначе эта болезнь будет усугубляться из поколения в поколение, мутировать и калечить новые поколения».

Правнуки и праправнуки убиенного священника Василия Ивлева на Бутовском полигоне. 2019 год

Правнуки и праправнуки убиенного священника Василия Ивлева на Бутовском полигоне. 2019 год

[1] Из телеграмм Ленина:

«Необходимо произвести беспощадный массовый террор против кулаков, попов, белогвардейцев…» (9 августа 1918 г.);

«Мириться с “Николой” глупо (в день святителя Николая православные не работали. – Ред.), надо поставить на ноги все ЧеКа, чтобы расстреливать не явившихся на работу из-за “Николы”» (25 декабря 1919 г.);

«Под видом “зеленых” (мы потом на них свалим) пройдем на 10–20 верст и перевешаем кулаков, попов, помещиков…» (председателю Реввоенсовета Э.М. Склянскому);

«Строго секретно. Просьба ни в коем случае копий не снимать. Именно теперь и только теперь, когда в голодных местностях едят людей и на дорогах валяются сотни, если не тысячи трупов, мы можем (и поэтому должны!) провести изъятие церковных ценностей с самой бешенной и беспощадной энергией и не останавливаться перед подавлением какого угодно сопротивления… Жестокости надо осуществлять самым энергичным образом… Чем большее число представителей реакционного духовенства и реакционной буржуазии удастся по этому поводу расстрелять, тем лучше…» (19 марта 1922 г.) и др.

[2] Душегубки – фургоны, доставлявшие на полигон жертв в бессознательном состоянии, не способных сопротивляться. По пути они успевали задохнуться от газа выхлопной трубы, направленной внутрь крытого кузова.

[3] В музее на Бутовском полигоне можно ознакомиться с картой подобных бутовским захоронений жертв массового террора 1937–1938 годов в СССР.

[4] Пророчество, собственноручно записанное архимандритом Иоанном (Крестьянкиным) 4 и 5 декабря 2000 года // https://pravoslavie.ru/130197.html.


Источник: https://pravoslavie.ru/135411.html



Добавить отзыв

Введите код, указанный на картинке
Отзывы

Церковный календарь

Афиша

Православный календарь на ноябрь 2020

Православные христиане в ноябре 2020 года отмечают несколько важных церковных праздников, таких как Казанской иконы Божией Матери, Собор Архистратига Михаила и другие.

Также на ноябрь приходится восемь постных дней, а 28 ноября начинается Рождественский пост....

Выбор редакции