
Это случилось несколько лет назад в селе под названием Суворово, что стоит на трассе недалеко от Четвертого удела Пресвятой Богородицы. Здесь в Успенском храме почивают мощи удивительных святых – мучениц Евдокии, Дарии, Дарии и Марии, входящих в собор святых Дивеевских. Всякий раз, проезжая мимо, долго не могу оторвать взгляд от Успенского храма на холме, долго, пока не скроется он из виду, потому как тянется туда душа.
Дунюшка и хожалки
Икона Пузовских мучениц в Успенском храме
Суворово раньше звалось Страхова Пуза. К началу XX века село это было огромным. В приходе храма в честь Успения Пресвятой Богородицы до 1918 года числилось больше двух тысяч человек, целых две крестьянских общины.
11 февраля 1856 года родилась в селе девочка, которую нарекли Евдокией. Ее родителей звали Александр и Александра. Еще ребенком Дуня осталась сиротой и росла в семье дяди – церковного старосты. В детстве посещала она и Саровскую пустынь, и Серафимово- Дивеевский, и Серафимо-Понетаевский монастыри. Известно, что однажды сама Пелагия Дивеевская заступилась за нее. Маленькая Дуняша подошла к ограде, за которой святая кормила голубей. Келейницы стали гнать девочку, а Пелагия Ивановна сказала:
– Что вы от меня ее гоните, ведите ее и накормите.
Росла Дуня ребенком слабым и болезненным. Когда совсем слегла (было ей около 20 лет), родные сделали лежанку из досок, постелили портянки, под голову – зипун, и на этой «постели» мученица Евдокия пролежала долгие годы. За ней взялись ухаживать девушки – хожалки, как их называли, – и сложилось подобие иноческой общины.
Дунюшка несла тяжелый подвиг юродства
Дунюшка несла тяжелый подвиг юродства. А своих хожалок смиряла. Хотят они побольше поесть, а Дуня говорит: «Нынче нет отрадного дня». А потом: «Молитесь, чтобы был отрадный день». Так и жили все – в строгом посте и молитве.
Почти все время они в молитве проводили. И людям помогали. Народ шел к Дуне и за советом, и в болезни. По ее молитвам исцелялись. Многим прозорливица подсказала, как быть в той или иной нужде. Известно, что духовным наставником Евдокии был саровский старец иеромонах Анатолий, в схиме Василий.
В 1919-м году в Ардатовском уезде, к которому принадлежало тогда село, появился летучий отряд ЧК по борьбе с дезертирством. Он прибыл в Пузу 16 августа. В селе начались обыски, которые старожилам потом страшно было вспоминать. Пришли и к Дуне.
Одну из хожалок – Полю – Дунюшка заранее отослала из дома, видимо, зная, что произойдет. По ее воспоминаниям потом и было составлено житие Пузовских мучениц. Поля вернулась, когда чекисты уже были в доме. Внутрь ее не пустили, девушка заглянула в окно и увидела, как сотрудник ЧК бросил в лицо неподвижно лежащей старице просфоры и елей, как разбросал иконы в красном углу. Потом сбросил Дуню с лежанки и начал избивать. Подключились другие. Ногами, плетьми…
Девушка увидела, как сотрудник ЧК бросил в лицо лежащей старице просфоры и елей, как разбросал иконы в красном углу
Расстреляли их через два дня. Хожалок чекисты готовы были отпустить, но они не оставили свою наставницу. Дария, Дария и Мария вышли из избы и помолились на Успенский храм. Истерзанную Дуню солдаты выбросили с крыльца. Одна из хожалок взяла ее на руки.
Пока мучениц везли на кладбище, солдаты секли их плетьми. И вдруг ниоткуда появились белые ангельские крылья и стали прикрывать их от ударов. Крылья видели многие, и детям и внукам потом рассказывали.
К Дунюшке и ее хожалкам относились в селе по-разному. Одни любили. Другие… Кто-то же посоветовал чекистам поискать дезертира в ее доме. Но когда избивали, расстреливали, потом добивали штыками Евдокию, Дарию, Дарию и Марию, вряд ли кто-то мог остаться равнодушным. Известно, что крестьянин Иван Анисимов, до того слывший неверующим, сказал:
– Теперь бы я и последнюю корову отдал, лишь бы их не убивали.
На кладбище была вырыта общая могила. Вдруг стрелки отказались приводить приговор в исполнение: рука, мол, не поднимается. Но все-таки нашлись те, у кого поднялась, прозвучали залпы. Хоронить мучениц было велено местным жителям.
Вспомнили тогда, как Дуня говорила, услышав погребальный колокольный звон от Успенской церкви: «Какие люди счастливые! Помрут – звонят, а меня, как скотину, в яму свалят».
Три праздника
Успенский храм в Страховой Пузе тоже хотели уничтожить. Однако, хотя колокольню и превратили в часть водонапорной системы, а в самой церкви хранили зерно, но уцелела она и сейчас восстановлена. Могилка же Пузовских мучениц даже в богоборческое время была ухожена. И всегда люди брали с нее землю, а зимой – снег, молились мученицам и исцелялись.
Могилка же Пузовских мучениц даже в богоборческое время была ухожена
После революции в Страховой Пузе появился колхоз имени Суворова. Председатель, видно, очень Александра Васильевича уважал. С его подачи и село переименовали, и памятник генералиссимусу поставили. Возле поруганного храма… Интересно, знал ли тот председатель, какой глубокой веры был этот человек?
В те годы, когда мученицы еще не были прославлены, и святые мощи не обретены, в селе каждый год отмечали две даты: День ангела Дунюшки – 14 марта – и день кончины – 18 августа. На каждой улице собирали поминки. Приходили с окрестных сел, несли продукты, вместе готовили. Сначала служили по-мирски, а потом шли на могилу к мученицам. Но частенько случалось, что в марте обливали чем-то снег, чтоб его не брали. Такое было распоряжение местной власти. Разгоняли даже народ, когда молились на могилке.
Жители села сохранили Евангелие, принадлежавшее Пузовским мученицам, и Дунюшкин крест
Жители села сохранили Евангелие, принадлежавшее Пузовским мученицам, и Дунюшкин крест. Они теперь в Успенской церкви.
Мученицы Евдокия Шейкова, Дария Тимагина, Дария Улыбина и Мария Неизвестная (фамилия ее неизвестна) были прославлены на Архиерейском юбилейном Соборе Русской Православной Церкви в 2000-м году. Обретение святых мощей произошло 5 июня 2001 года.
5 июня и 18 августа в Суворово стекается множество людей. И накануне, на всенощной, в храме яблоку негде упасть, и утром, на литургии. Служат, как правило, несколько архиереев. Кроме нижегородских во главе с митрополитом Георгием, часто приезжает митрополит Мурманский и Мончегорский Митрофан. В его судьбе Дунюшка и ее келейницы занимают особое место. Владыка участвовал в обретении их мощей. Однажды с амвона он говорил о том, какой страшной была расправа. Марию, раненую, добили штыком в голову! Он сам видел его след…
В Суворово сейчас, как и в Дивеево, едут со всей России
– Есть пророчество, – сказал владыка в другой проповеди, – что Дуню обретут, она выйдет мощами, и понесут ее четыре епископа. Но когда подняли святые останки, я не увидел епископов среди тех, кто их нес. Теперь одного знаю. О судьбе других людей, которые находились рядом (а там были монашествующие с Афона и архимандрит из Болгарии), мне неизвестно. Но думаю, что пророчество сбылось.
Удивительно, но после того, как Евдокия и ее келейницы вошли в жизнь владыки, он вдруг обнаружил в себе писательский дар. Теперь митрополит Митрофан – член Союза писателей. А в первую очередь владыка написал краткое житие Пузовских мучениц.
В Суворово сейчас, как и в Дивеево, едут со всей России. Не просто поклониться святыням, а насовсем. Среди прихожан Успенского храма много тех, кто перебрался сюда ради преподобного Серафима Саровского и Пузовских мучениц.
Отрадный день
Однажды накануне 18 августа мы – сотрудники епархиальной пресс-службы – торопились на всенощную в Суворово. На самом деле, перемещались с одного события на другое по территории области, а расстояние между событиями – не один десяток километров. Едва успели. Захожу в храм – и скорее к мощам, а там очередь. Встала к Дунюшке. А уже владыку встречать пошли! Чувствую, не успею, как всегда, до службы приложиться к мощам всех четырех мучениц.
«Ну, ладно, – думаю, – только к Дунюшке, она же главная, самая святая. А к остальным – после службы или завтра». Так и сделала. Хотя занозило в сердце, будто принизила, я что ли, Дарию, Дарию и Марию… Даже не помню теперь, приложилась ли к мощам вечером или отложила до утра, но вот то, что произошло на следующий день, запечатлелось в памяти.
Утром мы приехали пораньше, нужно было еще взять интервью у тех, кто пришел в Успенский храм. Сургут, Подмосковье, Мордовия, местные из разных уголков Нижегородчины… Все – нарядные, радостные! И денек под стать – солнечный и теплый. В приподнятом настроении и я с людьми беседую.
Одна женщина (откуда-то с севера, кажется, из Иркутска) рассказывает, что каждый год приезжает сюда, потому что испытала на себе благодатную помощь мучениц. И вдруг она говорит:
– Знаете, у меня ведь вот какой случай был. Однажды мы задержались в пути и опаздывали на вечернюю службу. Подъехали, когда она уже начиналась. Я подумала: «Не успею приложиться ко всем мощам. Только к Дунюшке, она же главная. А к остальным – после службы или завтра». Так и сделала.
Я просто оцепенела… Вот так… Буквально моими словами! Пораженная, выслушала я и концовку этой истории, которую совершенно не запомнила, в памяти осталось только, что каким-то образом эта женщина поняла свою ошибку, какое-то ей было дано вразумление. Как и мне.
Радуга вокруг солнца в Суворове
Со слезами просила я у них прощения, прикладываясь к мощам. У всех четырех. Все они равны, все в одинаковых венцах святости! Такие близкие, сколько раз они приходили на помощь! И до, и после этого случая.
В тот день произошла еще одна удивительная вещь. Вокруг солнца сияла радуга! После литургии люди стояли и показывали на небо. Вдруг слышу, как рядом говорят, будто ничего особенного-то и нет, что вполне это объяснимое физическое явление, которое имеет название. Но почему оно возникло именно в день памяти Пузовских мучениц? И над храмом, где покоятся их святые мощи? Многие тогда стояли и фотографировали. Я тоже сделала снимок. Правда, передать всю красоту сияющего разноцветья не удалось, но осталась память об этом удивительном дне. Отрадном.
Источник: https://pravoslavie.ru/170308.html