«Какое замужество? Ты крепкая, иди в монастырь, будешь мешки таскать». Матронинский монастырь и его игумения

Просмотрено: 266 Отзывы: 0

«Какое замужество? Ты крепкая, иди в монастырь, будешь мешки таскать». Матронинский монастырь и его игумения

Расположенная на красочной возвышенности близ села Мельники Чигиринского района Черкасской епархии УПЦ, обитель привлекает множество паломников и туристов. Местность историческая, уникальная. Здесь координировали свои усилия гайдамаки во время восстания Колиивщины против Речи Посполитой в ХVIII веке, а в седой древности Киевской Руси великий князь Ярослав Мудрый отписал этот край своему любимому воеводе Мирославу, жена которого Матрона после героической гибели мужа приняла монашество и создала в 1037‒1059 гг. женский монастырь, который до сих пор хранит имя его небесной покровительницы прп. Матроны Константинопольской.

Испытания временем

Обитель с высоты птичьего полета

Обитель с высоты птичьего полета

Матронинский монастырь посещали в свое время Богдан Хмельницкий, Александр Сергеевич Пушкин, Тарас Григорьевич Шевченко

Свято-Троицкий Матронинский монастырь за десять столетий пережил огромные испытания. В 1236 году он был сожжен дотла ордами Батыя, в ХVI веке при митрополите киевском Ионе (Протасовиче-Островском) был возрожден, но во время русско-турецкой войны в 1678 году снова уничтожен при обороне Чигирина. Через семь лет по благословению Киевского митрополита Гедеона обитель возрождается и расцветает до богоборческих времен кровавого ХХ века. На территории монастыря находилось три целебных колодца, вода из которых с давних времен возвращала здоровье многим богомольцам и местным жителям. Фруктовые сады изобиловали плодами и давали до 30 тыс. пудов урожая. Здесь действовала уникальная библиотека, одних только книг 16‒19 столетий насчитывалось около трехсот. Есть свидетельства о том, что Матронинский монастырь посещали в свое время Богдан Хмельницкий, Александр Сергеевич Пушкин, Тарас Григорьевич Шевченко.

В 1929 году монастырь был закрыт большевиками и постепенно приходил в запустение, сохранилась лишь одна Троицкая церковь, используемая как зернохранилище.

На Рождество 1992 года в возрожденной обители снова прозвучал колокольный благовест. Первыми насельницами были монахини старшего поколения ‒ игумения Матрона (Гребенович), монахини Софрония (Мищенко), Онуфрия (Шестопал), Сефания (Сердюк), инокиня Вера (Шестопал) и др. Поднимая обитель из полной разрухи, они творили настоящий подвиг. За это время монастырь украсился отреставрированным и достроенным Троицким храмом, монашеским корпусом, возведенным по проекту митрополита Софрония (Дмитрука), трапезной и другими хозяйственными постройками, огромное подворье опоясала красочная монастырская стена со святыми вратами.

Монастырь сегодня

У входа в монастырь нас встречала гостеприимная игумения Илария (Топитчак), которая первым делом повела нас в древний Троицкий собор, где в храмовой тиши мы приложились к чудотворным иконам Пресвятой Богородицы и Николая Чудотворца. Некоторые из них были принесены в обитель с едва заметными контурами Матери Божией с Младенцем, и за несколько лет совершенно обновились, засияв яркими красками.

Троицкий храм обители

Троицкий храм обители

В тяжелые периоды строительных работ после молитвенных бдений сестер неожиданно приходила финансовая помощь, появлялись добровольцы

Сохранились и были восстановлены древние настенные росписи, среди которых ‒ особо почитаемый чудотворный образ преподобной Матроны Константинопольской. Покровительница монастыря, подвизавшаяся в V веке, чудесным образом откликается на молитвы сестер. Матушка игумения рассказала, как в тяжелые периоды строительных работ после молитвенных бдений сестер неожиданно приходила финансовая помощь, появлялись добровольцы, во славу Божию содействующие строительству и огромному сельскохозяйственному процессу.

Монастырь арендует 63 гектара пахотных земель, где выращивается пшеница и рожь, кукуруза и подсолнухи. Четыре гектара отведены под сенокосные травы. В хозяйстве 5 дойных коров, телята, козы, куры и гуси, пчелиная пасека и рыбный пруд. Он расположен на краю огромного лесного массива, вдали от сел, и чтобы содержать огромное хозяйство, нужны средства. Поэтому собранные урожаи продаются, а вырученные деньги идут на нужды монастыря и подсобного хозяйства. 24 насельницы обители трудятся с утра до вечера, чередуя послушания с молитвой и богослужениями.

Имея техническое образование и большой водительский стаж, я освоила всю сельхозтехнику – от трактора, комбайна до сенокосилки

‒ Господь нас так укрепляет, что мы не чувствуем усталости, ‒ с улыбкой повествует матушка Илария. – Имея техническое образование и большой водительский стаж, я освоила всю сельхозтехнику – от трактора, комбайна до сенокосилки. И такая работа в радость. Посмотрите, какой у нас чудесный край, какая плодородная земля, а чистый, напитанный лесом и луговыми травами воздух дарует живительные силы! И слава Богу за это!

‒ Искушения? А как же без них! – отвечает игумения на вопрос. – На то и монастырь, как поле брани духовной.

Троицкий храм, внутренний вид

Троицкий храм, внутренний вид

Настоятельница поведала, как тревожно было во время посещения специальных государственных служб, приезжавших в обитель со всевозможными проверками, вплоть до обыска монашеских келий. Обитель приняла множество семей, уехавших из зоны боевых действий. Большинство уже разъехались, а некоторые живут и поныне, также трудятся на различных послушаниях. Матушка всех привечает, и люди, видя ее доброе сердце, стремятся быть благодарными в трудах обители.

Одна из переселенок, гуляющая с ребенком, так отозвалась о игумении:

‒ Знаете, у перелетных птиц всегда есть лидер, ведущий стаю в теплые края и обратно. Так и матушка Илария ведет за собой монахинь, послушниц и мирян по духовной лестнице. Подает пример трудолюбия, необыкновенного оптимизма и жизнерадостности. У нее прекрасное чувство юмора, от которого убегает уныние и печаль.

Побывав на службе, осмотрев чудесную обитель, откушав на монастырской трапезе, мы попросили матушку Иларию рассказать о своей жизни и монашеском пути.

‒ Да чего там рассказывать! – улыбнулась в ответ. – Не гоже это монахам. Как-то я спросила одну пожилую схимонахиню о ее прошлой деятельности, зная, что в миру она была заслуженным педагогом, кандидатом наук. «Не помню, родненькая, кем я была, грешная…» На том разговор и закончился. Такое смирение.

И все же нам удалось кое-что расспросить у игумении.

«Я помогала отцу столярничать и мечтала о монашестве»

Часто молодых людей, особенно неофитов, привлекает романтическая, как они считают, жизнь в монастыре, аскеза, молитвенные подвиги и прочее. И, как правило, такие мечты не сбываются по разным причинам. Что же подвигло матушку на принятие монашества?

Игумения Илария

Игумения Илария

‒ Как говорит пророк Давид, Господь Сам определяет пути человеку, ‒ рассказала игумения Илария. ‒ Росла я в дружной православной многодетной семье. О монашестве думала с детства. Первый раз такое желание появилось, когда я еще была школьницей в родном селе Мельничное Турковского района на Львовщине. В то время моя старшая 16-летняя сестра Светлана поехала в Почаев за благословением стать монахиней. Батюшка ее не благословил, зато она привезла много литературы, среди которой была брошюра об Ольховском Каменно-Бродском Свято-Троицком монастыре, с удивительной историей о таинственных пещерах, где спасались в подвигах монахи. Пока я пасла коров, а это было одной из моих обязанностей с малых лет, выучила ту книжечку наизусть.

В нашей семье было 13 детей, я – девятая. Наш местный храм был закрыт, и отец неоднократно ездил в Киев добиваться его открытия. Он 24 года работал кузнецом в лесхозе, а еще был замечательным плотником, делал двери, столы, окна и научил всему этому меня. Я умела обращаться с рубанком, отец также доверял шлифовку, так как был уверен, что не смогу ничего испортить.

Как-то так получалось, что из всех сестер только я помогала папе, хотя имела четырех старших братьев. Но ребята, повзрослев, разъехались: кто в армии служил, кто уже работал далеко от дома, поэтому я все время крутилась возле папы. Мне нравилось ему помогать. Помню, как сильно захотела научиться работать бензопилой, которую папа не разрешал брать в целях безопасности. И однажды я отпросилась с уроков, чтобы пораньше прийти домой и включить пилу, пока папа на работе. Согрешила, конечно, но уж больно большое желание было и любопытство. Техника меня привлекала особенно. Так я самостоятельно научилась работать бензопилой. Мы выросли. Сейчас самому старшему брату Богдану 64 года, а самой младшей сестре 32. Все, слава Богу, живы.

Сестра Светлана, которая хотела пойти в монастырь, вышла замуж за выпускника семинарии, принявшего в скором времени духовный сан, и стала матушкой. В религиозном воспитании большую роль играет семья. Родители были верующие, и вся наша семья ходила в церковь, все дети знали утренние и вечерние молитвы, хотя в те годы крестики нужно было прятать под одеждой, проходя мимо храма не креститься. И вот бегу в школу мимо храма, мама стоит у ворот и смотрит, чтобы я не прошла не перекрестившись, а возле порога школы учительница или завуч наблюдают за мной, наложу крестное знамение или нет. Таким образом оказывалась меж двух огней, зная, что в любом случае от кого-то получу взбучку. Но как-то Господь миловал.

Среди друзей были одни мальчишки. Летом я с ними играла в футбол, зимой – в хоккей, могла выжаться на турнике 33 раза. После школы закончила техническое училище, так что специальностей у меня много, я и на тракторе могу, и водителем 26 лет работала. Одним словом, с техникой «на ты». Когда пришла в монастырь, все мои умения пригодились.

После того как старшая сестра вышла замуж, меньшие начали меня подталкивать к выбору жениха. А в церкви, куда мы все ходили на службу и где у меня был духовник, я познакомилась с одним парнем, который был пономарем и собирался поступать в духовную семинарию. Мы с ним даже особо не встречались, только на службе, после которой он провожал меня на автобус.

Этот парень предложил мне создать семью. Я подумала: что ж, парень неплохой, надежный, мне он нравился, но есть ли воля Божия на мое супружество?

И вот этот парень предложил мне создать семью. Я подумала: что ж, парень неплохой, надежный, мне он нравился, но есть ли воля Божия на мое супружество? Так думала я и предложила ему поехать в Почаев взять благословение. В Почаеве был один знакомый, отец Виталий, молодой священник, который впоследствии принял схиму, а тогда он был келейником отца Богдана (Шевкеника), известного почаевского духовника.

И я решила пойти на исповедь к отцу Богдану, а мой жених Ваня предложил пойти к его духовнику о. Димитрию, также известному старцу. Пока мы туда ехали, перед таким ответственным шагом решили хорошо подготовиться к исповеди и на листочке перечислить все свои грехи, чтобы быть чистыми перед Богом и друг перед другом.

И вот подхожу к отцу Богдану и обнаруживаю, что пропал этот листок, а там в него были еще вложены 200 гривен, которые мне дал папа. Искушение! В 1999 году это были большие деньги, чуть ли не вся папина зарплата. Батюшка накрыл меня епитрахилью и, увидев мое смятение, спросил: «Ты что-то потеряла?» ‒ Я говорю: «Да, листок, на котором написала все свои грехи». Он успокоил меня и говорит: «Давай тогда так, по памяти». А на меня вдруг какой-то ступор нашел, не могу выдавить из себя ни слова. И тут о. Богдан начал называть все мои грехи, которые были написаны на листочке, и даже упомянул тот, который я утаила, думая, что батюшка уже старенький, лучше в другой раз другому священнику скажу. И вот он называет этот мой утаенный грех и говорит: «Да, батюшка, дурной, старый, но ты каешься в этом грехе?» Я от стыда чуть сквозь землю не провалилась.

Потом стала просить благословение на брак. А он поднял епитрахиль, посмотрел на меня и говорит: «Какое такое еще замужество? Ты крепкая, сильная, иди в монастырь, будешь мешки таскать». Я отвечаю: «Какие мешки, если вот за мной стоит мешок ‒ мой жених, и дома все уже знают о нашем решении?» ‒ на что он ответил, что и жених мой помается-помается и тоже уйдет в монастырь.

Получив разрешительную молитву, поворачиваюсь к Ване, а он падает на колени, просит у меня за все прощение и выбегает из храма. Я, ничего не понимая, кричу ему вслед: «Ваня, мне нужно что-то тебе сказать». А он бежит не оглядываясь. Слышать исповедь и наш разговор он никак не мог, так как стоял далеко. Наверное, просто почувствовал. Как я позже узнала, Ваня исповедался у своего духовника о. Димитрия, рассказал ему о своем горе, и он его успокоил и ответил, что, значит, не я его судьба, мол, ищи себе другую, а если не встретишь, иди в монастырь. Пару раз мы еще встречались в лавре, и я ему советовала определяться, раз нет на наш брак Божией воли. Потом он трижды ездил на Афон, очевидно, стал монахом, но о его судьбе я больше ничего не знаю.

Спросила у батюшки Богдана при очередной поездке, в какой монастырь мне идти. Тот ответил, чтобы вначале оставалась в Почаеве, а потом ехала на Черкассы. Четыре года я была на послушании в лавре. Летом с другими послушницами и монахинями работала на кладбищенском дворе, а зимой с матушкой Верой шила шапочки. Еще полгода работала в богадельне. Работа там была тяжелая, я весь день сидела за рулем, спала по три часа в сутки.

Взяв благословение, отпросилась на время поехать к сестре в Черкассы немного отдохнуть. Родители и слушать не хотели о моем выборе и в простоте души говорили, что я их «опозорила на весь мир», и они меня, образно говоря, «живой закопают»…

В Черкассах познакомилась с ныне почившим владыкой Софронием. Узнав, что я несу послушание в Почаеве, он возразил: «Зачем тебе быть в мужском монастыре? Я тебе покажу такую красоту райскую, что ты не захочешь оттуда уезжать. Там, в Матронинской обители, матушка игумения уже три года молится о помощниках, у нее нет даже водителя».

Я почувствовала, что именно здесь, в Матронинском монастыре, мое место, и главное ‒ очень много работы, которую я люблю и умею делать

Вот так Господь привел меня в обитель. Матронинский монастырь покорил не только чудесными пейзажами, красотой природы, холмистым ландшафтом, где извиваются три реки, но и масштабами хозяйственных дел. Сердце откликнулось, я почувствовала, что именно здесь мое место, и главное ‒ очень много работы, которую я люблю и умею делать. Здесь и коровки, и пахотная земля, и заготовка дров, и техника, и храм с клиросом. И мне все это очень понравилось.

Я была водителем у игумении, а потом 8 лет исполняла обязанности эконома. Когда матушка заболела и совсем ослабла, владыка Софроний благословил мне возглавить обитель, о чем было принято решение на Священном Синоде Украинской Православной Церкви. Вот такой мой простой путь в монашество. И у каждого он свой от Господа.

О чем матушка игумения не рассказала

Когда автор этих срок вернулся в епархию и поведал митрополиту Феодосию о своих впечатлениях от посещения Матренинской обители, владыка переспросил:

‒ А о пожарной сестринской команде при обители матушка рассказала? Ну как же! Это в своем роде уникальное дело, пожалуй, единственное пока в Украинской Православной Церкви.

Теперь в обители свое пожарное подразделение. Митрополит Феодосий освятил пожарную «колесницу»

Теперь в обители свое пожарное подразделение. Митрополит Феодосий освятил пожарную «колесницу»

…Это случилось два с лишним года тому назад. Был сентябрь месяц, погода стояла сухая, ветреная. Проезжая мимо соседствующего с монастырем села Мельники, матушка увидела, как над полем стелется дым – языки пламени ветер гнал в сторону леса. Игумения позвонила в местную администрацию, но оказалось, что у тех на тот момент не было надлежащей техники для ликвидации пожара. Позвонив в лесничество и монастырь, матушка с работником обители вступили в борьбу с огнем. Вскоре подоспели сотрудники лесничества. Наконец прибыла команда государственной службы чрезвычайных ситуаций (ГСЧС). Последним осталось лишь составить соответствующий акт о том, что пожар успешно ликвидирован.

Было создано пожарное подразделение из пяти человек, руководителем которого была назначена… игумения Илария

Вскоре настоятельницу сердечно благодарило руководство областного управления ГСЧС и предложило организовать специальное добровольное подразделение на базе Матронинского монастыря. Матушка не возражала, испросив благословение митрополита Феодосия. В свою очередь, работники ГСЧС согласовали эту инициативу с митрополитом. Было создано пожарное подразделение из пяти человек, руководителем которого была назначена… игумения Илария. Созданная команда внесена в государственный реестр, личному составу выданы удостоверения. Открытие первой на Украине сестринской добровольной пожарной команды на базе Свято-Троицкого Матронинского женского монастыря и официальная передача пожарного автомобиля монастырю от ГСЧС состоялось 22 декабря прошлого года. Митрополит Феодосий отметил мужество игумении Иларии и ее помощниц, подчеркнув, что во все времена православные обители всегда спешили на помощь жителям городов и сел во время различных бедствий.

Источник: https://pravoslavie.ru/149892.html



Добавить отзыв

Введите код, указанный на картинке
Отзывы

Церковный календарь

Афиша

Православный календарь на июнь 2024 года

Июнь - месяц, насыщенный духовными событиями для православных верующих. В этот период выпадает целых 110 церковных праздников, каждый из которых несет в себе...

Выбор редакции

Святая великая княжна Татьяна Николаевна Романова (1897–1918)

Святая великая княжна Татьяна Николаевна Романова 11 июня (29 мая по ст. ст.) исполняется 127 лет со дня рождения второй дочери императора...