Киево-Печерская лавра: из нее снова выгоняют монахов, но история монастыря не дает угаснуть надежде

Просмотрено: 123 Отзывы: 0

Киево-Печерская лавра: из нее снова выгоняют монахов, но история монастыря не дает угаснуть надежде

Из Киево-Печерской Лавры снова — в который уже раз! — выгоняют православных монахов. Чего только не было за ее почти тысячелетнюю историю на высоком берегу Днепра! Читаешь в новостях заявления, что, как только монастырь очистят от насельников, комиссия министерства культуры начнет ревизию «музейных экспонатов», и словно переносишься на 100 лет назад. И все-таки вся история этого первого русского православного монастыря не дает угаснуть надежде.

Пещерные люди

Сколько лет Свято-Успенской Киево-Печерской лавре? Это как считать. Официально дата ее основания — 1051 год, время Ярослава Мудрого. Но кто там запоминал, когда Иларион, первый Киевский митрополит-славянин, выкопал неподалеку от села Берестова пещеру, в которой потом поселился афонский монах Антоний? Или когда вокруг него стали селиться ученики, и он, поставив им игуменом Варлаама, перебрался на соседний холм? Так и жили в пещерах, молились и потихоньку строили храмы и кельи.

Из Лавры вышло множество богословов, иконописцев, духовных писателей и поэтов. Здесь начиналась русская культура, благотворительность, медицина, здесь писали первые русские летописи и открывали первые школы. Но главное, лаврские монахи принесли на Русь афонскую практику непрестанной молитвы, «умного делания».

От хана Батыя до короля Яна Собеского

А потом, в 1240 году, Батый, разорив Киев, превратил Лавру в руины, и началось... Полтора века набеги шли за набегами, монастырь лишился каменной ограды, Успенскую церковь ограбили, кельи пожгли. Но Лавра жила, хотя монахам и приходилось время от времени опять переселяться в пещеры, а то и разбредаться по окрестным лесам.

Хорошо еще, что хоть в более-менее спокойные времена золотоордынские ханы, в силу суеверия — на всякий случай — почитавшие божества всех религий, духовной жизни монастыря особо не мешали. Крепостные стены снесли, ризницу пограбили — и ладно.

Но в XIV веке Польша и Литва заключили Кревскую унию и начали усиленно насаждать на Киевской земле католицизм. И все-таки даже тогда Лавра оставалась православной. И русские князья — подданные сначала Великого княжества Литовского, а потом польского короля — нередко на склоне дней приходили в нее и оставались навсегда, как принявший здесь монашество с именем Феодосий герой Грюнвальдской битвы князь Федор Острожский, передавший обители все свои богатства.

«Здесь русский дух, здесь Русью пахнет»

В XVI веке, когда Лавру взяли под свою защиту казаки, обитель начала медленно, но неуклонно отстраиваться и устраиваться. Да, жизнь ее, в которую то и дело вмешивались польские короли и магнаты, лишилась былой славы. Но в ней продолжали молиться, строить храмы и бороться с унией. И знаменитая лаврская типография появилась в начале XVII века в том числе и для этого.

Здесь, в Лавре, будущий святитель Дмитрий Ростовский писал свои Четьи Минеи (жития святых), надолго ставшие любимой книгой православной Руси. А лаврский архимандрит, будущий митрополит Киевский Петр (Могила) открыл при обители гимназион, где, кроме богословия, преподавали грамматику, риторику и арифметику. Потом его объединили с Братской школой на Подоле, и появился Киево-Могилянский коллегиум, прообраз Киевской духовной академии.

Но только после Переяславской рады, когда Запорожская Сечь с Левобережной Украиной окончательно отделились от Речи Посполитой и вошли в Русское царство, Киево-Печерская лавра получила жалованные грамоты, деньги, земли и другие имения и стала «ставропигионым царским и патриаршим московским» монастырем.

Ни один из русских царей от Алексея Михайловича и Петра Великого до Николая II не обходил Лавру вниманием. И, посещая обитель, ей дарили золотые кресты и лампады, драгоценные оклады богослужебных книг, шитые золотом ризы, парчу и кипарисовые гробницы для киево-печерских угодников.

«Отроки благочестивые в пещи»

Да, не одно гонение пережила Лавра за сотни лет. Но только XX век принес сюда настоящий ад: голод, тиф, разорение… В 1918 году при штурме Киева большевиками митрополита Владимира (Богоявленского) зверски убили у стен монастыря. И преследования насельников начали нарастать лавиной. Их без суда и следствия расстреливали, арестовывали, выселяли на 101-й километр, ссылали. А полному уничтожению духовных и художественных ценностей обители помешало только появление на территории обители в начале 1920-х годов Музея культов и быта. Вслед за ним в монастыре вырос целый музейный городок, и в 1926 году Киево-Печерская лавра была признана «историко-культурным государственным заповедником».

Сопротивляться этому было практически некому: по свидетельству иеродиакона Варфоломея (Иванова), в конце 1924 года все лаврские храмы были переданы обновленцам, мало чем отличавшимся от нынешней ПЦУ. А в начале 1930 года монастырь и вовсе ликвидировали.

«Дух дышит где хочет»

Во время Второй мировой войны немцы, заняв Киев, первым делом начали грабить и вывозить в Германию сокровища Киево-Печерского заповедника. А 3 ноября 1941 года взорвали Успенский собор.

Службу в Лавре поначалу никак не удавалось возобновить, хотя на это многие надеялись. Оккупанты даже перещеголяли большевиков, взорвав Успенский собор. Но в конце концов многочисленные петиции, которыми бомбардировали Берлин самые разные украинские религиозные общины, достигли цели: было получено разрешение на проведение богослужений в Крестовоздвиженской церкви и в Ближних пещерах, и монастырь был официально возобновлен. Настоятелем избрали лаврского старожила архимандрита Валерия (Устименко), пришедшего в обитель полвека назад.

Поначалу все имущество братии (за время оккупации в лаврские стены вернулись чуть больше 40 насельников), по немецкой описи, состояло из отремонтированного иконостаса, престола, жертвенника, гробницы с мощами, иконы Успения, шести отдельных икон иконостаса и четырех киотов.

Киево-Печерская лавра: из нее снова выгоняют монахов, но история монастыря не дает угаснуть надежде

Лавра во время оккупации

К весне 1942 года немцы запретили благовест и сняли колокола с Большой лаврской колокольни, все бывшее лаврское имущество, еще остававшееся в музеях, объявили собственностью рейха, а верхнюю часть монастыря — запретной зоной. А в августе, накануне престольного праздника Успения Пресвятой Богородицы, оккупанты вообще чуть было не закрыли монастырь, заявив, что Ближние пещеры якобы заминированы. За годы оккупации немецкие «хозкоманды» и просто мародеры превратили в руины 33 корпуса Верхней Лавры и один — Нижней. А лаврский двор и все свободные от руин участки земли монахам пришлось распахать под огороды, чтобы хоть как-то прокормиться.

Но в октябре 1943 года, перед своим бегством из Киева, немцы все равно выгнали их из Лавры. А не подчинившихся — архимандрита Иринарха (Колдоркина) и иеродиакона Аркадия (Долгоброда) — просто зверски забили насмерть. Остальную братию верующие укрыли в ближних селах. И после Победы в 1945-м монахи вернулись в свою обитель — закрыть ее снова советская власть решилась лишь спустя 15 лет, в начале 1960-х, на пике хрущевской «оттепели».

До лучших времен

10 марта 1961 года монастырь в Лавре снова закрыли — почти на 30 лет. А через три дня в Киеве произошла техногенная катастрофа —Куреневская трагедия, когда прорвало дамбу, и потоки размытого строительного мусора затопили целый квартал, погубив множество людей. Надо ли говорить, что мало кто тогда не связал два эти события.

К тому времени в Лавре оставалось всего 11 монахов, остальных священноначалие, предвидя скорую ликвидацию обители, заранее перевело кого в Почаев, кого в Одессу, кого на Кавказ. А монастырские святыни и утварь — по возможности — раздали прихожанам на хранение «до лучших времен».

Но настали они лишь в конце 1980-х: в честь 1000-летия Крещения Руси правительство УССР приняло решение передать нижнюю территорию Киево-Печерского государственного историко-культурного заповедника Украинскому экзархату Русской Православной Церкви. А когда в лаврских стенах вновь возродился мужской монастырь, в Дальних пещерах начали источать миро три мироточивые главы.

«Живый в помощи Вышняго…»

Размышления о смерти — и своей собственной, и целых человеческих общин — духовное упражнение, естественное для любого верующего человека. Оно учит относиться к смерти правильно. Да, умирать страшно. И быть свидетелем умирания всего живого, в том числе и монашеской семьи, объединенной не монастырскими стенами, но Духом и Истиной, тоже страшно. Не случайно даже из ближайших учеников Христа лишь у единиц хватило мужества стать свидетелями Его крестной смерти.

Но не случайно накануне Страстной седмицы Церковь напоминает нам о воскрешении Лазаря — четверодневного, уже начавшего разлагаться! И сколько раз за двухтысячелетнюю историю казалось, что та или иная Поместная Церковь вот-вот будет сметена богоборческой властью. А сколько раз казалось, что умирает монашество! Но ведь Господь сказал: если Я найду в городе Содоме пятьдесят праведников, то Я ради них пощажу весь город и все место сие (Быт 18:26). И значит, не все потеряно.

Источник: https://foma.ru/kievo-pecherskaja-lavra-iz-nee-snova-vygonjajut-monahov-no-istorija-monastyrja-ne-daet-ugasnut-nadezhde.html



Добавить отзыв

Введите код, указанный на картинке
Отзывы

Церковный календарь

Афиша

Православный календарь на июль 2024 года

В июле в церковном календаре нет ни одного праздника, посвящённого жизни Христа. Но это не значит, что для православных этот месяц менее значим, чем другие. В...

Выбор редакции

Святая Великая княжна Ольга Николаевна Романова (1895–1918)

3/16 ноября 1895 года у Императора Николая II и его супруги Александры Федоровны родилась дочь – Великая княжна Ольга Николаевна. Венценосные родители...