«Никто как Бог тебе поможет». Памяти схиархимандрита Митрофана (Ильина) († 30.01.2006)

Просмотрено: 211 Отзывы: 0

«Никто как Бог тебе поможет». Памяти схиархимандрита Митрофана (Ильина) († 30.01.2006)

Схиархимандрит Митрофан (Ильин) в своей келии. Весна 2003 года. Фото прот. Георгия Савицкого

Схиархимандрит Митрофан (Ильин) в своей келии. Весна 2003 года. Фото прот. Георгия Савицкого

Однажды в начале 1990-х в Свято-Успенский Жировичский мужской монастырь, расположенный в Беларуси, приехала семья: муж, жена и ребенок. Малыш болел детским церебральным параличом: не мог спокойно сидеть, движения его были нескоординированными, порывистыми, ручонки искривлены. Семья подошла к свечному ящику, где познакомилась со священником преклонного возраста – отцом Митрофаном. Одного взгляда на малыша оказалось достаточно, чтобы сердце батюшки сжалось от боли. Старец посоветовал приложить с молитвой дитя к самой маленькой в мире чудотворной иконе Божией Матери – Жировичской.

– Бог по молитвам Божией Матери поможет! – как-то особенно уверил батюшка в тот раз. И через непродолжительную паузу благословил еще съездить окунуть ребенка во святом источнике – месте особого действия Божией благодати. Находится он в полутора километрах от монастыря. На протяжении двухсот лет родниковая вода выходит там на земную поверхность, обладает целительными свойствами и приносит исцеления телесных и душевных недугов многим людям в соответствии с мерой их веры.

«Дальний» источник в Жировичах. Начало 1990-х. Фото прот. Владимира Трофименко

«Дальний» источник в Жировичах. Начало 1990-х. Фото прот. Владимира Трофименко

Родители все сделали, как посоветовал батюшка: посетили источник и окунули малыша в купальне – небольшом специально сооруженном водоеме, огороженном в то время простым строительным материалом. Природную тишину внезапно нарушил душераздирающий и радостный выкрик матери. Обливаясь слезами, женщина не могла поверить своим глазам: ее ребенок сам впервые в жизни полз на коленках, слаженно двигая ручками и ножками.

Его подлинное небезразличное отношение к людям и прозрение их судеб – дары достаточно редкие

Конечно, это чудо произошло благодаря помощи Божией Матери. Как несомненно и другое – с молитвенным участием отца Митрофана. Его подлинное небезразличное отношение к людям и прозрение их судеб – дары достаточно редкие. Весть о них людская молва разнесла далеко за пределы Жировичского монастыря. В келию к батюшке стали выстраиваться очереди паломников. И не только для совета и утешения, но и чтобы просто побыть рядом. Ибо через такой опыт общения посетитель незримо прикасался к одной из главных добродетелей отца Митрофана – вверять себя и своих ближних Богу.

Понятие «вера» имеет несколько значений. Существует вера как убеждение. Например, можно верить в бытие Бога. Но доверять Ему, вверять Ему себя – иное. Отличаются они степенью возрастания. Доверие – это уже подтвержденная, испытанная вера, несущая в себе способность полагаться в жизни на Господа вплоть до полного вверения себя Ему. Познается доверие Богу в личном опыте через испытание на себе действия силы Божией, а также может быть усвоено из непосредственной духовной близости с людьми, постоянно живущими таким доверием.

Иеромонах Иероним (Коваль) и инок Георгий (в монашестве — Митрофан (Ильин)). Начало 1960-х. Фото из личного архива прот. Геннадия Логина

Иеромонах Иероним (Коваль) и инок Георгий (в монашестве — Митрофан (Ильин)). Начало 1960-х. Фото из личного архива прот. Геннадия Логина

Отец Митрофан (в миру – Николай Тимофеевич Ильин) принял иноческий постриг в 1958 году в возрасте сорока трех лет с именем Георгий и как школьник начал постигать эту великую науку у своего духовника – иеромонаха Иеронима (Коваля). В начале 1930-х годов, в ту самую «первую безбожную пятилетку» СССР, когда имя Бога планировали «забыть» к 1 мая 1937 года, отец Иероним служил иеродиаконом в одном из храмов Москвы. Его стали вызывать в ОГПУ, устраивали там словесные казни и предлагали отречься от монашества.

Его стали вызывать в ОГПУ, устраивали там словесные казни и предлагали отречься от монашества

Каждый допрос он считал последним днем своей жизни и однажды без всяких «церемоний» заявил:

– Что вы со мной возитесь? Ставьте меня к стенке!

Истязатели были шокированы смелостью отца Иеронима и ничего лучше придумать не смогли, как сказать:

– Ты еще не готов, – и выслали из Москвы, не догадываясь, что таким образом избавили его от участи быть расстрелянным.

«Неустанно Богу молись, и сам всего плохого берегись, и тогда будешь спасен Богом», – резюмировал этот рассказ отец Иероним «молодому» иноку Георгию, ставшему его келейником.

Спустя несколько десятилетий отец Митрофан уже сам вторил своему духовнику: «Богу молюсь и ничего не боюсь!» Слова отца Митрофана наполнялись чувством великого доверия Богу, потому что он Им непрестанно жил. Как образовывалось это доверие в сердце батюшки – тайна. Можно только сказать, что за долгую жизнь он выработал очень простое и действенное правило, которому учил и других: «Живи одним днем». Но не в том смысле, как полагают многие: «Живем один раз – насладимся же жизнью в этот день по полной программе…» Нет. Этот ценный совет о другом. Он помогает человеку не увязнуть в непрестанных заботах о своем завтрашнем дне и его проблемах, зачастую возникающих только в представлении; помогает отсекать ненужные движения рассудка – в них легко запутаться, не зная источника мыслей; не погружает внимание в область воображения – стихию, где часто являются благовидные образы от духов злобы, приносящих в душу тревогу и тяжесть. Один глубоко удрученный человек поведал другому о своих заботах и спросил: «Почему мне так ужасно тяжело?» – «Потому, – ответил тот, – что ты вместе с настоящей ношей захватил и будущую и несешь эту и будущую ношу своей силой, не Божией», полагаясь только на себя. Это невидимый недуг нашего времени.

Жить одним днем – означает верой возлагать заботы о своем завтрашнем дне на Бога, давая возможность беспокоиться прежде всего Ему. Не переставая трудиться и в день сегодняшний, человек исключает общеизвестную крайность: «помоги мне, Боже, на боку лежа». Иначе Бог ленивому не станет помогать и в день завтрашний.

Святитель Иоанн Златоуст, растолковывая евангельские слова «не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы» (Мф. 6: 34), говорит:

«Но как же, – скажешь ты, – разве Христос не повелел просить хлеба? Но Он присовокупил: насущного, и опять к этому прибавил: сегодня. То же самое Он и здесь внушает; не просто сказал: “не заботьтесь”, но: не заботьтесь о завтрашнем дне. Таким образом, Он вместе дарует и свободу нам, и обращает душу нашу к предметам более необходимым. Видишь ли, как и здесь Он уверяет Своих слушателей, что они непременно получат настоящие блага? Тот, кто подает большее, тем скорее даст меньшее. Не для того, говорит Он, Я не велел заботиться и просить, чтобы вы бедствовали, ходили наги, но чтобы во всем был у вас достаток. А этим Он всего более мог привлечь слушателей к Себе. Потому, как при подаянии милостыни Он запрещает им показываться людям, убеждая преимущественно тем, что обещает через то большую честь, так и здесь, отклоняя их от искания благ настоящих, отклоняет особенно Своим обещанием – доставить им эти блага в большем изобилии, если не станут искать их».

Схиархимандрит Митрофан (Ильин). 2004 год. Фото прот. Георгия Савицкого

Схиархимандрит Митрофан (Ильин). 2004 год. Фото прот. Георгия Савицкого

И как писал святой Исаак Сирин,

«…если однажды вверил ты себя Господу, Вседовлеющему для охранения твоего и смотрения о тебе, и если пойдешь во след Его, <…> скажи душе своей: “на всякое дело достаточно для меня Того, Кому единожды я предал душу свою. Меня здесь нет; Он это знает”. Тогда на деле увидишь чудеса Божии. <…> Как скоро человек отринет от себя всякую видимую помощь и человеческую надежду и с верою и чистым сердцем пойдет во след Богу: тотчас последует за ним благодать, и открывает ему силу свою в различных вспоможениях. <…> Многие удары, приближающиеся к нему, часто исполненные опасностей, проходят мимо, когда человек о них и не помышлял: между тем благодать неощутимо и весьма чудесно отражает от него это, и хранит его, как питающая чад своих птица, которая распростирает над ними крылья свои, чтобы не приблизился к ним от чего-либо вред».

Этому наставлению следовал и отец Митрофан, трансформируя его в краткое и интересное по форме высказывание: «Никто как Бог тебе поможет». Оно произносилось на одном дыхании, без пауз и лишалось при написании всяческих знаков препинания, к тому же в нем специально опускалась отрицательная частица «не». Следуя нормам русского языка, правильно говорить: «Никто, как Бог, тебе не поможет». Словосочетание «не поможет» для батюшки являлось несозвучным смыслу сказанного. Поэтому из отрицания он сделал утверждение в виде собственной речевой конструкции: «Никто как Бог тебе поможет». Можно смело утверждать: оно было ежедневной проповедью старца. И главное – не убедительность, а внутренняя сила сказанного. Как говорил апостол Павел: «…и слово мое и проповедь моя – не в убедительных словах мудрости, но в явлении Духа и силы…» (1 Кор. 2: 5–4).

«Сегодня Христос умер за нас…» – сказал священник, встал на колени и зарыдал. Это была самая сильная проповедь в моей жизни

Об этой силе однажды очень хорошо сказал митрополит Антоний Сурожский:

«Самая сильная проповедь, которую слышал я в своей жизни, была проповедь, может быть, не слишком образованного, скромного, самого обыкновенного священника, которого я знал. Он стал в Великую Пятницу перед Плащаницей с намерением проповедовать, долго стоял, молчал и плакал, потом повернулся к нам и сказал: “Сегодня Христос умер за нас…” – стал на колени и зарыдал. И после этого было долгое, долгое молчание – и истинный плач из глубины души у многих прихожан. О Распятии можно сказать многое! Но этого нельзя сказать, если твою душу не пронзило “оружие” (Лк. 2: 35). Вот как надо проповедовать».

Часто отец Митрофан свое любимое выражение любил употреблять дважды. При повторе слова произносились выразительно, медленно и отделялись равными по длительности паузами. Для более сильного воздействия на слушателя, более глубокого запечатления в памяти батюшка задавал темп, словно метроном: «Никто – как Бог – тебе – поможет».

– Бог все устроит! Бог поможет! Всесильной помощи от Бога! – без тени сомнения дополнял отец Митрофан.

Человеку, чтобы без устали так утверждать, нужно иметь особую силу веры. Ее достаточно точно описал в повести «Дуэль» Антон Павлович Чехов – выдающийся рассказчик о быте и нравах дореволюционной России:

«А вот у меня есть дядька-поп, так тот так верит, что когда в засуху идет в поле дождя просить, то берет с собой дождевой зонтик и кожаное пальто, чтобы его на обратном пути дождик не промочил. Вот это вера! Когда он говорит о Христе, так от него сияние идет, и все бабы и мужики навзрыд плачут. Он бы и тучу эту остановил и всякую бы вашу силу обратил в бегство. Да… Вера горами двигает».

Фраза отца Митрофана «Никто как Бог тебе поможет» часто с любовью адресовывалась не только близким, но и незнакомым людям. Его чувство доверия Богу передавалось не только взрослым, но и детям.

Одна женщина, после возвращения из поездки в Жировичи, отдала подаренную ей иконку мальчику двух с половиной лет. Ребенок перекрестился, поцеловал образок и спросил:

– А что в твоей сумке еще есть? – заглянул туда и с нетерпением стал ждать.

Увидев в руках хозяйки фотографию отца Митрофана, выхватил ее и удивленно спросил:

– Кто это?

– Это батюшка Митрофан. Он живет в Жировичском монастыре.

Мальчик заулыбался и с неким ликованием стал просить: «Хочу видеть батюшку Апафана! Хочу к нему!..»

Мальчик заулыбался и с неким ликованием стал просить:

– Хочу видеть батюшку Апафана! Хочу к нему!..

Затем при каждой встрече с малышом женщина слышала от него постоянную просьбу:

– Покажи мне батюшку Апафана, что в сумке.

Дома ребенок просил только об одном: поехать к тому батюшке, «что у тети В. в сумке». Вскоре семья просто вынуждена была посетить Жировичи – сынишка не давал покоя.

Отец Митрофан с особой лаской и любовью встретил малыша. От умиления у батюшки на глазах выступили слезы.

– Ах, какой топотунчик славный! – любовался малышом старец. – Подарочек надо ему дать. И иконочку. Ах, какой топотунчик!

Улыбка не сходила с лица любвеобильного батюшки «Апафана». Когда ребенок вприпрыжку забегал по келии, из глаз старца стало выглядывать солнце.

Шел холодный ноябрьский дождь. Семья попросила батюшку благословить окунуться в источнике. Всем: и взрослым, и малышу.

– Никто как Бог тебе поможет, – сказал он ребенку и осенил крестом. Затем благословил и мать с отцом.

Малыш с радостью искупался и по возвращении домой в день посещения храма услышал, как кашляет старушка. Ребенок подошел к ней и вполне серьезно сказал:

– Поезжайте на источник батюшки Апафана. Искупаетесь и кашлять не будете…

При подготовке статьи использованы материалы книги «Старец Митрофан Жировичский».

Источник:  https://pravoslavie.ru/150694.html



Добавить отзыв

Введите код, указанный на картинке
Отзывы

Церковный календарь

Афиша

Православный календарь на июль 2024 года

В июле в церковном календаре нет ни одного праздника, посвящённого жизни Христа. Но это не значит, что для православных этот месяц менее значим, чем другие. В...

Выбор редакции

Монахиня Макария (Десипри), через которую святой Ефрем Новый благоволил сделаться известным

Фото: doxologia.ro / Magda Buftea      Человеком, через которого святой Ефрем Новый соблаговолил открыть себя всему миру, является...