«Нужно везде быть специалистом – и в миру, и в Церкви». Храмовый казначей Елена Блинова о мифах вокруг церковных финансов

Просмотрено: 125 Отзывы: 0

«Нужно везде быть специалистом – и в миру, и в Церкви». Храмовый казначей Елена Блинова о мифах вокруг церковных финансов

У каждого человека свой путь, и порой Промысл Божий приводит специалиста в определенной сфере потрудиться в Церкви. Предлагаем вниманию читателей беседу с заместителем главного бухгалтера Вятской епархии, казначеем трех больших приходов города Кирова (Свято-Успенского кафедрального собора, храма великомученика и целителя Пантелеимона, храма в честь Рождества Пресвятой Богородицы микрорайона Чистые пруды) Еленой Юрьевной Блиновой.

Елена Юрьевна Блинова, заместитель главного бухгалтера Вятской епархии

Елена Юрьевна Блинова, заместитель главного бухгалтера Вятской епархии

Вчерашние советские школьники и неисповедимые пути Господни

– Елена Юрьевна, расскажите, как вы пришли к вере и оказались в Церкви.

– Воспитывалась я в советское время в советской школе, и понимания о вере, о Боге в нас не вложили, у нас не было воскресной школы, напротив, в школе нам говорили, что Бога нет. Такова была советская пропаганда, которую мы в себя впитали.

Однажды я сказала: «Бабушка, Бога нет». А она мне только ответила: «Не тому вас учат в школе»

В моей семье прабабушка была верующим человеком. У нее был скорбный жизненный путь, она похоронила троих своих детей и два года перед своей кончиной жила у нас. Она всегда читала Псалтирь, и я ей однажды сказала: «Бабушка, Бога нет». А она мне только ответила: «Не тому вас учат в школе», – и все. Она мне никогда ничего не навязывала, в целом мировоззренческие интересы каждого в семье мирно соблюдались.

И только в старших классах, когда в нашей стране в 1988 году праздновалось 1000-летие Крещения Руси, я стала понимать, что мир устроен иначе, чем нас учили.

В школе мы часто задавали друг другу вопрос: «Ты крещен?» – но что стояло за этим, я никогда не понимала. Я отвечала, что меня в детстве крестили бабушки дома, но в Церкви я не крестилась.

Крещение я приняла, когда училась в 11 классе, по инициативе мамы. Таинство совершилось 31 января 1993 года, и на тот момент мне было 17 лет. Я совершенно не понимала, какой духовной жизнью следует жить христианину. Мы с мамой купили в храме литературу, правда, тогда она больше походила на сборники русских народных пословиц и поговорок, связанных с церковными традициями, и в конце книги был размещен краткий молитвослов. Я старалась его понять, выучить молитву «Отче наш», но для меня это был иностранный язык, и что я запомнила, так это молитва ко сну «В руце Твои, Господи Иисусе Христе, Боже мой, предаю дух мой…», которую с той поры не оставляла и совершала постоянно даже в студенческое время.

Первое знакомство с евангельскими событиями у меня произошло по прочтении книг, которые нам в квартиру принесли свидетели секты Иеговы. Нам никто тогда не рассказывал о земной жизни Спасителя, Его страданиях и Воскресении, передач по телевизору еще не было, но при этом в 1990-е годы нашу страну наполнили различные секты, их представители ходили по домам. Я четко понимала, что это грех, это секта, все это было заложено в душе, но брошюру мы взяли. Из нее я и узнала о Спасителе Господе Иисусе Христе.

Воцерковление произошло в 2000 году, после окончания университета, мне было 24 года. Душа каждого человека ищет смысл жизни, и Господь всегда находит те души, которые Его ищут. Учась в университете, я искала смысл жизни и читала книги различных психологов: и Дейла Карнеги, и Луизу Хэй, и Максуэлла Мольца, и других, которые учили «как надо жить». Начинала поступать по их советам и понимала, что это не то, их законы не работают. И вроде храмы уже были открыты, все рядом, все в доступе, и понимаешь, что надо бы в храм сходить, но ноги не идут, находятся тысячи причин и отговорок, чтобы не сходить в храм. Тогда я еще не понимала, что есть темная сила, которая тебя не пускает. Если я даже заходила в храм, то прилагала для этого немалые усилия воли, и, конечно, для меня понятие Бога было каким-то отдаленным, Он был там, далеко, а я здесь, и моя жизнь не зависит от Него прямым образом, не пересекается с Ним.

Господь вел всех нас – поколение, которое выросло без Бога, – Своими неисповедимыми путями

Люди часто приходят к Богу путем скорбей, болезней, когда некуда уже идти, и приход в храм становится для них последней инстанцией. Господь вел всех нас – поколение, которое выросло без Бога, – Своими неисповедимыми путями. У меня воцерковление произошло уникальным интересным способом.

На протяжении всей своей жизни я чувствовала какую-то невидимую силу, которая негативным образом воздействует на нас, и я не понимала, что на нас влияет какой-то бесовский мир, тем более мы жили без Бога, и духовный мир оставался для нас закрытым, неведомым. И все же было ощущение, что есть невидимый темный мир, тяжело это передать на словах, но я понимала, что действие он оказывает сильное, не знала, как от этого избавиться, и думала, что мне кто-то должен помочь. И это случилось. Мне встретились люди, которые объяснили, что нужно ходить в храм, нужно молиться Богу, и рассказали, как устроена наша жизнь, что есть добро и есть зло, и кто за этим стоит. Господь коснулся моего сердца, и мне сразу все стало ясно и понятно. Все это случилось очень быстро, стремительно, моментально. Я сразу начала молиться, и невидимый темный мир, можно сказать, активизировался – Господь попустил, чтобы границы реального мира приоткрылись. От соприкосновения с бесовским миром мне пришлось испытать жуткий страх, который я никогда в жизни не испытывала, и от которого я стремительно прибежала в храм, как домой, и с тех пор я не выхожу из Церкви.

Встреча человека с Богом всегда незабываемая, она всегда яркая, она не тускнеет. Какие-то события забываются, а она никогда не забудется. Она – движущая сила, и этой силой встречи с Господом я живу. Всегда помню о том, что есть другая жизнь, без Бога, и знаю, какая темная сила за этим стоит, что это зло в чистом виде.

Под покровом Серафима Вырицкого

– Приходилось ли вам ощущать впоследствии заступничество светлых небесных сил, святых, которым вы молитесь?

– Первая книга, которую я прочитала, когда воцерковилась, было Святое Евангелие. Я бежала домой, чтобы почитать Евангелие. А первая духовная книга была про Серафима Вырицкого, и на протяжении всей своей жизни я ощущала его помощь. Существует предание о том, что святой, про которого ты читаешь, за тебя молится.

У меня всегда было понимание, что у Бога нужно просить духовного – спасения души, милости, прощения грехов. Материальные вещи просить крайне неуместно. Когда я читала книгу Серафима Вырицкого, узнала, что в советское время люди к нему шли с квартирными проблемами, рассказывали святому, что им негде жить, и он их утешал, помогал разрешить какие-то материальные вопросы. И так получилось, что мне тоже тяжело было купить квартиру, это казалось невозможным, цены постоянно стремительно росли, за ними было не угнаться. В 2006 году стала внедряться ипотека, и появился подходящий вариант по квартире. Я поняла, что это мой шанс приобрести жилье. Посмотрела в календарь – какой сегодня день? 3 апреля – память Серафима Вырицкого. Думаю: «У меня точно это получится». И все получилось: ровно через две недели у меня уже был оформлен договор ипотеки и приобретена квартира. И на водительские права я сдала также 3 апреля – в день памяти Серафима Вырицкого.

– При каких обстоятельствах начался ваш путь как бухгалтера приходов?

– Первое послушание в храме я начала нести в 2003 году. Тогда у меня появились духовные друзья, одного из них рукоположили во священники и назначили настоятелем храма святых первоверховных апостолов Петра и Павла в селе Шаркан Удмуртской Республики. Я ему помогала сдавать отчетность в налоговые органы. Потом сменился настоятель, другой священник также меня попросил помочь, и с 2003 по 2007 год я помогала этому приходу.

– А в миру трудились бухгалтером? Какая у вас была профессия до прихода в Церковь?

– Первое образование у меня педагогическое. Я закончила Удмуртский государственный университет, психолого-педагогический факультет, специальность – учитель экономики. Работать учителем в школе не пришлось. Следом я получила второе высшее образование –также в УдГУ, экономический факультет, специальность «финансовый менеджер», а позднее прошла курсы бухгалтера.

Опыт работы бухгалтера начинался с малого бизнеса. Работала бухгалтером небольшой оптовой фирмы, также вела и другие организации. Позже трудилась в крупном ижевском банке. При банке был холдинг, в который входили разные фирмы. Я вела бухгалтерский учет в хозяйственной организации, в ней были отражены все участки бухгалтерского учета: НДС, налог на прибыль, основные средства, аренда, ценные бумаги, договора уступки права требования, заработная плата и даже ПБУ 18. Эта фирма проходила ежегодный обязательный аудит. Бухгалтерия у нас была идеальная. Мы работали в коллективе, где все главные бухгалтеры были блестящими специалистами своего дела, которые Налоговый кодекс читали как художественную литературу. С благодарностью о них вспоминаю, с уважением отношусь к ним, я многому у них научилась. Конечно, при работе в Церкви мне пригодился и опыт малого бизнеса, и опыт крупной организации в банковском холдинге. Я до сих пор пользуюсь своими профессиональными резервами, хотя их нужно постоянно обновлять, согласно изменениям в законодательстве.

– Получается, вы родом из Удмуртии. А как оказались на Вятской земле?

– Я уже рассказала, что училась в Ижевске, а родилась в поселке Кизнер Удмуртской Республики, прожила там с рождения по 1993 год, в 1993-м поступила в Удмуртский государственный университет и уже по 2011 год проживала в Ижевске.

На Вятской земле оказалась, можно сказать, из-за вынужденного переселения, разделяя волю мужа. Вышла замуж в Ижевске, муж сходил в Великорецкий крестный ход, впечатлился, у него здесь жили родственники, меня поставил перед фактом, сказав: «Мы переезжаем жить на Вятскую землю». Переезд для меня стал стрессом: если сравнить с землетрясением, то это землетрясение десятибалльного уровня.

Место трудов и служения

– Каким образом вы устроились трудиться в епархию?

– Конечно, у Господа все промыслительно. Много лет, с 2002 по 2011 год, в Ижевске я была прихожанкой собора Александра Невского, где были иконы и преподобного Трифона Вятского, блаженного Прокопия, святителя Виктора Глазовского. Я всегда их почитала и понимала, что исторически территория Ижевска и Удмуртской Республики была частью Вятской губернии. И, возможно, я оказалась в Вятской епархии не без их участия. Так, мать Мария (главный бухгалтер Вятской епархии инокиня Мария Бычкова. – Л.Б.) считает, что меня прислал в Вятку преподобный Трифон.

Когда я переехала жить в Киров, то сразу же пошла в близлежащий храм. Это была Троицкая церковь села Кстинино. В 2011 году настоятелем храма был игумен Феодор (Рулев). У меня был сильнейший стресс, и о поиске работы тогда не было и речи. Рассказала отцу Феодору о своих переживаниях, связанных с переездом. И он мне сразу сказал: «В епархии нужен бухгалтер. Может, попробуешь?» Сначала я просто молчала. Второй раз сказал, говорю: «Подумаю». В третий раз сказал: «Нужен бухгалтер». Говорю: «Хорошо». Выбрали время, он договорился о встрече с инокиней Марией, и мы с ним поехали в епархию на собеседование.

Мы встретились с главным бухгалтером епархии, она прочитала резюме и первым делом спросила: «И вы все это умеете делать?» – Я ответила: «Да». – «Вы ходите в храм?» – «Да, хожу». Этого было достаточно. Следующий вопрос был: «Когда сможете выйти на работу?»

Немного позже она рассказала: «Когда я с тобой поговорила, то поняла, что именно ты должна была прийти на помощь в епархию»

Немного позже она рассказала: «Когда ты пришла и я с тобой поговорила, то поняла, что именно ты должна была прийти на помощь в епархию». Видимо, у нее были свои молитвы… После этого других вариантов работы я не искала и не рассматривала. Я приняла это как служение Церкви, и на протяжении всех последующих лет у меня даже мысли не было поменять работу или отказаться от этого служения.

И, конечно, первое, что меня удивило, – то, что мать Мария сказала: «Владыки сейчас нет, я обязательно расскажу ему про вас, вашу кандидатуру». Меня это крайне удивило – думаю: «Надо же, владыка, архиерей, управляющий епархией – и будет интересоваться рядовым бухгалтером, который пришел делать текущую работу?» Но когда владыка приехал, он встретился со мной и поговорил.

В моем стрессовом состоянии, которое я испытывала в связи с переездом, мать Мария всегда опасалась, что я не выдержу всего и уеду в Ижевск. Когда мне приходилось уезжать на родину, я всегда говорила: «Я купила обратный билет, я вернусь, не переживайте».

Владыка также сказал, что трудиться в храме нужно, и обозначил мне определенный временной срок. Я согласилась и дала обещание, что буду трудиться с владыкой условленное число лет. Этот срок еще продолжается, не буду его называть. Конечно, есть и золотые правила Церкви: когда Господь приводит человека трудиться в Церковь, уходить ни в коем случае нельзя, это я еще впитала от бабушек, которые трудились в советское время в Церкви в Ижевске. Они говорили: «Из Церкви только выгоняют, уходить самим нельзя». Поэтому я всем всегда советую, что лучше трудиться у Господа: это самое лучшее место трудов и служения.

– Что оказалось для вас самым сложным в работе церковного бухгалтера? Что помогает справиться с трудностями?

– Работа бухгалтера в храме кардинально ничем не отличается от работы бухгалтера в светских организациях: нужно везде быть специалистом – и в Церкви, и в миру. И знания, которые мы приобрели, нужно также реализовывать в храме. Любое дело нужно делать грамотно, профессионально, с усердием: служим ли мы в алтаре, моем ли полы в храме, работаем ли в церковной лавке – любое дело мы должны делать для Господа. И бухгалтерию мы должны вести правильно и грамотно.

Бухгалтерский учет в храме проще, но работа в бухгалтерии более разносторонняя, приходится решать много организационных, кадровых, хозяйственных и даже юридических вопросов. Бухгалтер должен постоянно развиваться и наполнять себя новыми знаниями. Трудясь в Церкви, мы готовы делать любую работу и никаким трудом не должны гнушаться.

А с трудностями справиться всегда и везде помогает только вера в Бога и молитва.

Вклад в дело Церкви

– Почему традиция ставить свечи перед образами так важна и сохранилась у православных с давних времен до сегодняшнего времени?

– Мы все знаем, что свеча – это жертва Богу, и она очень символична. Христос сказал: «Я – свет миру» (Ин. 8: 12). Еще в Ветхом Завете свеча означала присутствие Бога. Когда первые христиане совершали богослужение, моление, они молились ночью, и свеча своим светом освещала их моление. Потом по традиции Церкви свеча стала присутствовать в храме: мы затепливаем лампады, зажигаем свечи, и они символизируют нашу горячую молитву к Богу.

Церковь живет только за счет пожертвований

У этого символа есть и практическое значение. Церковь – это наше общее дело, мы все должны участвовать в богослужении. Сегодня у нас потерялась некоторая общинность, мы приходим в храм и не знаем, кто стоит рядом с нами. Так быть не должно, мы всегда должны интересоваться и приходить в храм на общее дело, на общую молитву, на общее служение. Раньше прихожане сами приносили муку, кагор в храм. Сейчас у нас в храмах все это происходит организованно: выпекаем просфоры, закупаем кагор, покупаем ладан и масло и так далее. Храму нужно, чтобы прихожане жертвовали на эти нужды. Храм отапливается – значит, нужно платить за отопление; храм освещается электричеством – значит, за электроэнергию тоже нужно заплатить. Храмовое здание огромно, требует постоянного ремонта и немалых расходов на его содержание. Необходимо многое, чтобы совершилось богослужение, в том числе и решение хозяйственных вопросов, и оплата труда работников. Поэтому свеча – ваш малый вклад в дело Церкви, в то, чтобы молитва совершалась, чтобы Церковь существовала. Церковь не находится на содержании у государства, на нее не выделяются статьи в бюджете. Церковь живет только за счет пожертвований. Сколько пожертвовали – на те средства она и существует.

Церковь сегодня не защищена государством. Сейчас есть люди, которые сами продают свечи, церковную утварь. Бывает, что даже прихожане не понимают, на что существует Церковь, покупают свечи у пчеловодов, на рынке, приходят в храм, ставят свечи на все подсвечники и не задумываются, что Богу они не пожертвовали.

Мы должны быть с Богом честными. Если вы считаете, что на данный момент у вас нет ни рубля, чтобы пожертвовать на свечу или опустить в церковную кружку, лучше помолиться и сказать: «Господи, все, что есть, – дух сокрушен. Помоги, чтобы другие на храм жертвовали, чтобы храму было не так тяжело». А приносить свечи, купленные на базаре или в коммерческом магазине и поддерживать коммерсантов, которые зачастую идут против Церкви, зачем?

– Возможно, у людей есть понимание, что Бог над всем и всеми, и о таких нюансах они просто не задумываются.

– За каждой Божественной литургией во время великого входа всегда сугубо поминаются благотворители: «…строителей, благоукрасителей, жертвователей святаго храма сего, вас и всех православных христиан…». Церковь испокон веков говорит о том, что ей нужны благотворители, жертвователи, о них всегда возносится молитва в храме. Разве это можно не слышать?

Важно быть частью Церкви. Возьмем слово «счастье»: его исторический корень – «часть». Мы всегда имеем счастье, когда являемся частью чего-то для нас значимого. Причастие Святых Христовых Таин – также корень «часть». И мы, исповедуя Символ веры, говорим: «Верую… во едину Святую Соборную и апостольскую Церковь…» Мы должны понимать, что мы – часть Церкви, глава которой – Христос. Если мы ощущаем себя частью этой Церкви, то должны вносить свой вклад: и молиться в храме, и жертвовать на его содержание. Все просто.

– Расскажите об экономической стороне жизни большого прихода.

– В храме по Уставу должность главного бухгалтера называется «казначей», в переводе – «хранитель денежных средств». Должность казначея сочетает в себе функции экономиста и бухгалтера. В миру экономист планирует, считает, а бухгалтер работает по факту: факт хозяйственной деятельности свершился, и бухгалтер считает финансовый результат. На приходах нужно совместить: быть экономистом и бухгалтером. Стабильности в пожертвованиях не бывает. Мы всегда знаем, что январь – самый доходный месяц, после января идет февраль – месяц с низким доходом, а февраль у нас еще известен максимальными расходами на отопление храма, поэтому всегда приходится оставлять пожертвования с января и на февраль, т.е. делать денежный задел.

Приход – такой же хозяйственный субъект, как и другие юридические лица. Храм требует затрат на содержание, и, конечно, этого на первый взгляд не видно. Но когда мы приходим в храм, нас встречают работники храма, священнослужители, певчие, и, конечно, они тоже люди, у них тоже есть коммунальные платежи, есть дети, есть свои потребности, которые нужно решать денежным путем, поэтому храм должен платить заработную плату.

В управлении Вятской епархии и на приходах ведется учет, который организовал владыка, а он хороший руководитель. Я бы сказала, создана прозрачная система учета, доступная для понимания. На всех приходах Вятской епархии ведется бухгалтерский учет. Соблюдается кассовая дисциплина. Ведется учет свечей, треб.

Храм является работодателем, как и любое другое юридическое лицо

Да, есть люди, которые хотят потрудиться бесплатно, во Славу Божию, это приветствуется, это золотые люди. Но большинство людей, особенно молодого возраста, которым нужно содержать семью и у которых другого дохода нет, трудятся за вознаграждение. В храмах работникам выплачивается без задержек заработная плата, производятся отчисления страховых взносов с фонда оплаты труда и НДФЛ. Храм является работодателем, как и любое другое юридическое лицо. Приходится планировать средства для фонда оплаты труда и для налоговых отчислений. В первую очередь на приходах выплачивается заработная плата, делаются налоговые отчисления, затем оплачиваются коммунальные услуги и только потом выделяются средства на приобретение необходимого имущества и выполнение ремонтных работ, если деньги, конечно, остаются. Всегда стараемся жить по средствам, чтобы на приходе не было долгов.

Хочется, чтобы оставались средства на развитие, но всегда тяжело содержать храмы, особенно большие здания с множеством вспомогательных служебных помещений. Всегда хочется, чтобы нашлись люди, которые будут помогать содержать большие храмовые комплексы. За этим всегда стоит серьезная хозяйственная работа, которую на первый взгляд не видно.

– С какими мифами о «богатстве прихода» приходилось вам сталкиваться? И каким образом вы можете их развенчать?

– Когда люди приходят в храм на праздники, они видят, что прихожане несут пожертвования, и порой начинают подсчитывать и думать, что Церковь сидит на мешке с деньгами. Тогда приходится объяснять, что мы осуществляем коммунальные платежи (теплоснабжение, электроэнергия, водоснабжение). А помимо этого у нас еще есть охрана, видеонаблюдение, интернет, вывоз мусора и многое другое, а площадь храма большая, посчитайте… А на какую сумму вы получили квитанции по квартплате за январь? Затраты на коммунальные платежи немаленькие. Когда начинаешь людям это объяснять, тогда они понимают, что это тяжелое бремя, и у них уже возникает встречный вопрос: «А как же вы тогда живете, если у вас нет помощи от государства?»

– А на что люди жертвуют охотнее? Можете рассказать на примере одного из храмов?

– Для проведения ремонтных работ, приобретения церковной утвари, росписи храма и так далее требуются дополнительные пожертвования. В таких случаях в храме решением приходского совета устанавливается жертвенная кружка (ящик) с информацией. Также размещаются объявления на сайтах приходов, на информационных стендах. Это целевые пожертвования, которые учитываются отдельно и расходуются строго по назначению. Да, прихожане охотнее жертвуют на ремонты, потому что хотят видеть свой храм красивым.

– Есть ли у прихода храма великомученика и целителя Пантелеимона социальные проекты? Какие сложности сопутствуют их реализации?

– При каждом храме стараются создать воскресную школу, задача которой – проповедовать о Воскресшем Христе. Господь вышел сеять Слово, это Слово нужно посеять в детские души, научить их, как надо жить, к чему стремиться, помочь обрести веру в Господа Иисуса Христа. При открытии воскресной школы всегда актуальным остается вопрос помещения.

При Пантелеимоновском храме города Кирова есть двухэтажное административное здание, в котором размещаются служебные кабинеты: настоятеля, завхоза, бухгалтерии, комната для священников, трапезная, библиотека, детская воскресная школа, которая включает семь классов. В этом здании также организована воскресная школа для взрослых, проводит свои занятия народный хор, проходят молодежные встречи. Этого здания нам, конечно, не хватает, и в Пантелеимоновском храме уже много лет витает идея построить еще одно здание для воскресной школы. Строительство здания – это огромная статья затрат. Вопрос обсуждается, потому что территория прихода позволяет построить еще здания.

Что касается других храмов, например Рождества Пресвятой Богородицы, который расположен в новом, молодом, густонаселенном микрорайоне Чистые пруды, приходу на территории очень не хватает отдельно стоящего административного здания. Воскресная школа размещается в тесных помещениях, не предназначенных для занятий с детьми. Желающих ходить в воскресную школу много, а возможности полноценно ее организовать нет. Такие проблемы есть практически на всех приходах.

В сложные времена

– А как приходы помогают людям нуждающимся, попавшим в трудные жизненные ситуации?

– Когда случается беда, предстоятель Русской Православной Церкви, Святейший Патриарх Кирилл, всегда объявляет сбор средств. В храмах Вятской епархии собирали денежные средств на помощь беженцам Донбасса, на помощь пострадавшим от наводнений в Херсонской и Запорожской областях, многодетным семьям, на помощь пострадавшим от пожаров. Собранные денежные средства перечисляются в епархию, а епархия, в свою очередь, централизованно перечисляет средства по назначению в отдел по социальному служению Московской Патриархии.

– Вы трудитесь в Церкви с 2011 года, то есть уже более десяти лет. Какие времена оказались самыми сложными в финансовом плане за этот период? Что помогало их преодолеть?

– Самое сложное время, которое выпало на нашу долю, – это, наверное, время пандемии, время распространения коронавирусной инфекции. Отсутствие прихожан и вместе с тем пожертвований ощутил на себе первым Успенский кафедральный собор. С февраля 2020 года нечем стало платить за отопление, электроэнергию, воду. Успенский собор разместил на своем сайте информацию о финансовой помощи. Хочется еще раз поблагодарить всех, кто принял участие в сборе пожертвований, собор погасил долги перед коммунальными службами и к маю-июню 2020 года полностью рассчитался с долгами за зимний сезон.

– Появление электронных карт облегчило жизнь церковной бухгалтерии или только усложнило финансовую сторону жизнедеятельности прихода?

Многие думают, что в храмах до сих пор считают на счетах. Они ошибаются

– В церковном богослужении Церковь всегда постоянна. Например, на протяжении многих веков служится литургия святителя Иоанна Златоуста. Используются одни и те же богослужебные тексты, ничего не меняется. Но что касается других сфер, кроме богослужений (ведения хозяйства, информационных, юридических, бухгалтерских), храмы епархии идут в ногу со временем. Многие думают, что в храмах до сих пор считают на счетах. Они ошибаются. Церковь – такой же участник налоговых процессов, казначеи в храмах работают в бухгалтерских программах 1С, используют электронный документооборот. Использование электронных карт в храмах епархии стало обыденностью. В период ковида мы были вынуждены установить в церковных лавках приходов терминалы для внесения пожертвований по картам. Храмы заключили с банками договоры эквайринга. При использовании банковского терминала прихожанин получает чек с указанием «пожертвование». В свою очередь, это усложнило бухгалтерский учет в храмах, но казначеи научились справляться с новыми задачами.

– Приходится ли отчитываться перед благотворителями за расход пожертвований по назначению, или у них полное доверие к приходам?

– Если храму благотворитель пожертвовал средства на определенные цели, то расход средств должен быть строго по назначению. Благотворители средств видят результат работ, осуществленных за счет выделенных пожертвований. Документальных отчетов не требуют.

Расходование целевых средств по назначению проверяет Вятская епархия. Приходы по истечении финансового года отчитываются в епархию о полученных пожертвованиях и произведенных расходах. Слава Богу, нарушений у храмов не выявлено.

Красавец-храм в Чистых прудах

– Вы также ведете бухгалтерский учет недавно построенного храма в честь Рождества Пресвятой Богородицы микрорайона Чистые пруды. Можете рассказать, на какие средства благоукрашался храм?

– Возведение храма благословил начать митрополит Вятский и Слободской Марк. Строительство, которое началось в 2013 году, осуществила строительная компания «Кировспецмонтаж» под руководством Алексея Семеновича Миронова. Строительные работы выполнены благотворительно.

По благословению митрополита Марка настоятелем храма стал иерей Виталий Лапшин, а я была назначена казначеем строящегося храма. Зарегистрировали приход храма в честь Рождества Пресвятой Богородицы в Министерстве юстиции 31 октября 2014 года. Весь период строительства в строящемся храме совершались регулярные богослужения: сначала в палатке, потом в подвальном помещении, затем в притворе храма. У храма появились свои постоянные прихожане.

В храме появились пожертвования, на которые стала постепенно приобретаться богослужебная утварь. Мы понимали, что, когда храм построится, купить разом церковную утварь будет нелегко. Поэтому в период строительства были куплены водосвятные баки на 540 литров, купель для совершения Таинства Крещения, гробница для плащаниц, евхаристические наборы, панихидный стол, напрестольные кресты, богослужебные облачения и книги. Приход открыл расчетный счет в банке, где несколько лет накапливались пожертвования. Когда храм был возведен, они пошли на оплату работ по укладке гранитных полов, на оплату росписи главного купола храма, на оплату росписи алтаря храма. Часть средств на эти работы была лично пожертвована митрополитом Марком.

В 2022 году строительство храма было завершено. Храм готовился к освящению. Престол, жертвенник, семисвечник, напрестольное Евангелие, Апостол, подсвечники и другая церковная утварь были приобретены за счет средств Вятской епархии. Также епархией были куплены комплекты священнических облачений всех цветов, ковры и ковровые дорожки, настенные лампады и многое другое.

Сейчас за счет средств прихода продолжаются работы по росписи западной стены храма и колонн на стенах. Заключены договоры на мозаичные работы на западной стене при входе в храм. Размещен заказ на изготовление центрального паникадила-хороса. Оплату паникадила-хороса производит строительная компания «Кировспецмонтаж». Но главное, что сейчас в храме в Чистых прудах ежедневно совершается молитва и храм наполняется новыми прихожанами.

Традиция, которая питает душу

– Вы являетесь слушателем курсов при Центре подготовки церковных специалистов Вятской епархии РПЦ. Что нового вы открыли для себя в процессе обучения? Кому рекомендуете посещать такие курсы?

Мы не должны останавливаться в развитии, а должны продолжать познавать Бога – этот процесс безграничен

– Мы все не должны останавливаться в развитии, должны продолжать познавать Бога – этот процесс безграничен. И конечно, нам нужно знать то, что окружает нас, – наших святых. Курсы, которые организованы для мирян при Вятском духовном училище, очень интересны.

Лекторами являются высококвалифицированные преподаватели – знатоки своего дела и дипломированные специалисты. Это иеромонах Николай (Белев), благочинный Успенского Трифонова монастыря, магистр богословия; Наталья Викторовна Кривошеина – доктор искусствоведения. Она про преподобного Трифона знает все! Она объездила все места его подвижничества, она исходила храмы, где он подвизался, она знает все его иконы. Н.В. Кривошеина защитила диссертацию по росписям Успенского собора города Кирова.

Выпуск слушателей курсов для мирян при Центре подготовки церковных специалистов Вятской епархии с преподавателем Н.В. Кривошеиной

Выпуск слушателей курсов для мирян при Центре подготовки церковных специалистов Вятской епархии с преподавателем Н.В. Кривошеиной

Не менее интересные преподаватели – Елена Витальевна Кустова (доцент, доктор исторический наук, автор известной книги «История Вятского Успенского Трифонова монастыря»), Ольга Владимировна Крупина (заведующая отделом научной и выставочной деятельности Вятского художественного музея имени Васнецовых, заместитель директора по научно-методической работе), Влада Анатольевна Девонина (кандидат философских наук, заведующий заочным отделением Центра подготовки церковных специалистов Вятской епархии Русской Православной Церкви).

На лекциях слушатели отдыхают душой. К концу дня устаешь, порой и сил нет идти на лекции, но приходишь в аудиторию и забываешь про всю дневную суету и усталость.

Наше время уникально тем, что в открытом доступе находятся проповеди известных миссионеров. Можно прийти домой и послушать проповедь, произнесенную в Оптиной пустыни или на Валааме… Но личное общение, которое дается на курсах, ничем не заменимо. Общение друг с другом, традиция «преподаватель – ученик» необходима, она воспитывает и питает. И преподаватели, которые выступают лекторами на этих курсах, – просто кладезь знаний.

В паломнической поездке по маршруту, связанному с жизненным подвигом прп. Трифона Вятского

В паломнической поездке по маршруту, связанному с жизненным подвигом прп. Трифона Вятского

– В сентябре 2023 года вы с другими сотрудниками Свято-Успенского кафедрального собора совершили паломничество по местам подвижничества святого Трифона Вятского. Расскажите об этом путешествии. Будут ли еще запланированы на приходе подобные поездки?

– Идея осуществить такую паломническую поездку появилась после лекции Елены Витальевны Кустовой о преподобном Трифоне Вятском.

Мы встретились с руководителем паломнической службы «С Вятки» Надеждой Феликсовной Шаповал, я спросила, почему не организуются поездки по местам преподобного Трифона, на что получила ответ, что не набиралось нужного количества паломников для формирования группы. Я предложила ей собрать группу из сотрудников наших храмов. Сотрудники с радостью согласились поехать.

В паломническую поездку по маршруту, связанному с жизненным подвигом преподобного Трифона Вятского, отправилось сорок восемь человек. Это были сотрудники Успенского собора, Пантелеимоновского храма, храма Рождества Пресвятой Богородицы в Чистых прудах. В этой поездке мы почерпнули духовную благодать и глубже прониклись подвигами преподобного. Поездку окормляли отец Александр Коссов и отец Алипий (Сторожук).

Такие паломничества должны стать традицией. Мы хотим снова организовать подобную поездку в 2024 году. Нам надо знать наших вятских святых и места, связанные с их подвигами. На северо-востоке Кировской области на территории Уржумской епархии располагается город Кирс, в Покровском храме там особым образом совершается почитание новомучеников, поскольку это территория Вятлага. Известно, что при храме Покрова Божией Матери организован музей Вятлага.

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла утверждено празднование памяти Собора новомучеников и исповедников Вятской митрополии на епархиальном уровне. Многие из этих святых прошли Вятлаг. Нам нужно обязательно побывать в тех местах и почтить их память.

Трифонов монастырь

Трифонов монастырь

– Каким было самое запомнившееся паломничество в вашей жизни?

– Первое паломничество, которое было мною осуществлено. Это был 2002 год, когда мы с паломниками города Ижевска поехали в Дивеево. Тогда Дивеево было далеко от того благолепия, которым сегодня встречает гостей обитель преподобного Серафима. В бытовом плане присутствовало некоторое неустройство, мы там жили в больших помещениях, где стояли двухъярусные кровати, питались в трапезной на улице – одним словом, нас ждали суровые условия. Но та атмосфера, та благодать Божия, которая там царила, коснулась и нас. Нам казалось, что мы попали в другой мир, и выходить в мир за стены этого монастыря не хотелось.

В настоящее время паломники впечатляются красотой и благолепием Дивеевской обители, но в двухтысячных годах, когда монастырь восстанавливался, для нас незабываемыми стали духовные впечатления. С той поездки у меня появились первые духовные друзья, мы с ними до сих пор тесно общаемся.

– Остается ли время на занятия для души? Как вы восстанавливаете силы и в чем черпаете вдохновение?

Работа в храме – это и есть занятие «для души»

– Думаю, что работа в храме и есть занятие «для души». Есть усталость от рабочего дня, от избытка информации, от потока людей, но чтобы устать от работы в храме – такого нет. При этом труд и молитва составляют полноту моей жизни.

А так, конечно, нужно держать себя в форме – и в рабочей, и в духовной, и в физической, поэтому стараюсь посещать спортивный зал, женский фитнес-клуб. Для души стараюсь уделять время чтению, это также всегда отдых. И, конечно, ценное, что у меня есть, – это общение с друзьями. Поездки на свою родину – это всегда отдых, встреча с родными и близкими людьми.

– Что вы можете пожелать читателям в преддверии весны для их воодушевления?

– Хочется сделать акцент на том, что сейчас Церковь переживает золотой период. Почему? Потому что никогда в истории не было такой полноты информации, не было в доступе таких святоотеческих книг, литературы. Мы сейчас можем прочитать все, что душа пожелает. Особенно это кажется ценным после советского времени.

Сейчас храмы открыты, то есть у нас есть возможность и ходить в церковь, и читать, и изучать, и слушать. Когда свеча догорает, она ярко вспыхивает, а потом погасает. Сколько это время продлится? Поэтому его надо ценить, успеть потрудиться для Бога, для души. Время нужно узнавать, понимать, поэтому дай Бог, чтобы все смогли принести жертву Богу и в труде, и в молитве.

Источник: https://pravoslavie.ru/158859.html



Добавить отзыв

Введите код, указанный на картинке
Отзывы

Церковный календарь

Афиша

Православный календарь на июнь 2024 года

Июнь - месяц, насыщенный духовными событиями для православных верующих. В этот период выпадает целых 110 церковных праздников, каждый из которых несет в себе...

Выбор редакции

Одной ночью меньше. Из жизнеописания Иустина Философа

Мученик Иустин Философ Шел 165 год от Рождества Христова. Засовы темницы безучастно проскрипели, поступь стражника, поднимавшегося по винтовой...