
Источник: "Комсомольская правда в Воронеже"
Жизнь у священника на СВО походная. Фото: из личного архива отца Вадима.
Воронежский подполковник запаса, иерей Вадим Валынкин рассказал о спецоперации на Украине глазами священника
Специальная военная операция, ведущаяся уже более трех лет, все более показывает, что это не просто борьба России против так называемого, коллективного Запада, а настоящее противостояние сатане. Как наши священнослужители помогают российским бойцам справиться с главным врагом рода человеческого, рассказал настоятель полкового храма Святого Великомученика Георгия Победоносца, клирик храма Антония Смирницкого Воронежской и Лискинской епархий, подполковник в отставке, иерей Вадим Валынкин.
Он служит всю свою сознательную жизнь - более четверти века. Сначала в Советской, а потом и в Российской армии. Отец Вадим прошел не одну «горячую точку». Когда в сложные для страны времена армию бездумно сокращали, продолжил служение Церкви. Получил две ступени высшего духовного образования, закончил семинарию и духовную академию.
«ПОКРЕСТИЛ ЧЕЛОВЕКА. ПОТОМ ВСТРЕТИЛ ЕГО, А ОТ НЕГО СВЕТ ИСХОДИТ»
Рассказал отец Вадим об одном участнике СВО, перемена в характере которого после обращения к православной вере его поразила:
- Был у нас боец лет, наверное, 50-ти из ребят вечно веселого, может быть, даже чересчур настроя, всякое в его жизни было: и закон преступал, да и грешил по-всякому. Некрещеный. Общался порой с неуместными шуточками-прибауточками на грани, а то и за гранью приличия. Но ко мне пришел с серьезным, как показалось, настроем, вполне осмысленно, с просьбой: «Можно, батюшка, мне покреститься?». Совершил таинство. Он из тылового района собирался в штурмовые подразделения. Может, потому и решил принять Святое Крещение? Как говорят «за лентой», в окопах атеистов нет. Перед самым отъездом в часть подошли ко мне ребята, в том числе и он, для благословения. Исповедались, причастились. Заметил, шуток в стиле «солдатского юмора» у него поменьше стало. А не так давно, месяцев восемь назад, встретил его уже в Воронеже. И увидел совершенно другого человека. От него свет исходил. Не знаю, насколько глубоко верующим стал, но появилось у него понимание, что на все воля Божия!
Исповедь бойца в полевом храме.
Воронежский священнослужитель верит, что такая перемена не случайна:
- У ребят в зоне СВО неизбежно происходит переоценка ценностей. Они понимают, что во славу Божию трудятся не для своего блага, а для других, для спасения ближних своих. Отношения между людьми становятся более чистыми, светлыми. Ощущение, что Господь всегда с нами, позволяет им, действительно, становиться братьями. И жить легче тогда. Причем, независимо от национальности. Делить людей по национальному признаку, просто, не прилично. Демонстрирует такое поведение хамство и дремучесть. Более ничего. Иное дело - смотреть на поступки человека, на веру его. С верой и на смерть идти не страшно. Понимаешь, душа бессмертна, а спасти ее можно только поступками своими в земной жизни. На Страшном суде ничего уже не поправить. Сражаться за Родину, нет дела благородней и богоугодней! Это, ведь, от государства Церковь отделена по закону, а от Родины нет. С нашей Родиной вера наша! Было так всегда и будет вечно!
Пасхальная служба в зоне СВО. Фото: из личного архива отца Вадима.
«ИНОГДА СВЯЩЕННИКУ НЕ МЕНЕЕ ВАЖНО, ЧЕМ ЧИТАТЬ ПРОПОВЕДЬ, И ДРОВА НА КУХНЕ ПОРУБИТЬ»
Отец Вадим рассказал, как сам пришел к вере:
- Крестила меня бабушка в храме города Анапы еще в 1972 году, но дорога к Храму в Советское время была не простой. В школьные годы в церковь заходил из любопытства. Библию прочитал в четырнадцать лет, будучи активным работником комсомольской организации в средней школе. Мама принесла огромный фолиант, на старорусском с «ятями» еще. Тяжело было читать. Ветхий завет тогда воспринял как приключенческое повествование. Интересно: постоянные битвы, египетский плен, евреи оттуда бегут, вода перед ними расступается. Новый завет тогда не сумел понять. Видимо, по возрасту. К вере пришел еще молодым офицером. Господь на моем жизненном пути являл свою милость, но только с возрастом понимаешь, что на все Святая воля Его. Главное научиться понимать ее и принимать с благодарностью. Жизнь достаточно долгую уже прожил, многое что пришлось переосмыслить. Понял, что нужен людям в новом качестве. Поступил учиться в духовную семинарию, послужил диаконом, позже Владыко Сергий рукоположил в иереи, потом духовную академию закончил. Теперь опять, как и мечтал, нахожусь в воинском строю.
Отец Вадим внутри БТР. Фото: из личного архива отца Вадима.
Священникам в зоне СВО приходится заниматься всем. Это отец Вадим испытал на своем примере.
- Иногда просто порубить дрова, печку топить, покушать приготовить, в госпитале помочь со стороны священника не менее важно, чем два часа проповеди, - говорит он. - Видят, что батюшка такой же человек, никакой работы не гнушается. Священникам оружие в руки брать нельзя. Господь это не дозволяет. Сколько случаев было, когда батюшки с солдатами вместе оборону держали, поддерживая их молитвой. Есть, к великому сожалению, и погибшие священники. Совсем недавно, вот, ушел от нас отец Сергий Вайда. Закрыл от вражеского дрона раненого. А у самого 11 детей остались. Пожертвовал своей жизнью ради спасения жизни чужого человека, ни секунды не раздумывая. Нет там чужих! Свои все! Все священники, отправляющиеся «за ленту», обязательно, как и журналисты и волонтеры, наравне с военными проходят курс тактической медицины для оказания помощи при ранении. Даже если это на «передке» не пригодится, то может понадобиться и в мирной жизни, для оказания первой помощи пострадавшим, например, в ДТП. В роли медбратьев приходится выступать. В тыловой зоне, когда есть такая возможность, проводим литургию с исповедью и причастием бойцов, проводим и молебны, особенно при отправке непосредственно в зону боевых действий.
Важно проводить службу серьезно, но порой и добрая улыбка не помешает. Фото: из личного архива отца Вадима.
Кстати, боец, который принял Святое крещение, - далеко не единичный случай. В зоне СВО таких немало.
- Только я 18 бойцов покрестил, – вспоминает отец Вадим. - В основном это те, кому за 40. Молодые чаще всего уже крещеные.
«ЧУДОМ НЕ УМЕРШАЯ ОТ РАКА МАТУШКА ПРОСИЛА МЕНЯ ПЕРЕДАТЬ РЕБЯТАМ, ЧТОБЫ ОНИ НЕ РУГАЛИСЬ МАТОМ»
Особенно запомнилась отцу Вадиму поездка в женский монастырь, располагающийся недалеко от деревни Шамордино в Калужской области, перед самой его отправкой на СВО.
- Там у нас был долгий разговор с матушкой Нимфодорой. Она уже много лет борется с четвертой стадией рака, но живет. Такие чудеса являет Господь. Молитвой и постом живет. Иногда находимся рядом со святыми, а до конца этого не понимаем. Сказал ей: «Матушка, Господь сподобил меня ехать в зону СВО». Она мне ответила: «Батюшка, ты туда, пожалуйста, не езди». Объяснил, Родина сказала, значит, я там нужен, значит, такова воля Божия, что я должен там быть. И, вдруг, говорит матушка: «Ты тогда солдатам скажи, чтобы они матом не ругались».
Отец Вадим пояснил, почему именно эти слова матушки так врезались ему в память:
- Не случайно она так сказала: когда матом ругаемся, мы беса зовем. Ребятам объясняю: вы понимаете, как обстрел начинается, надо молиться. Говорят: «Батюшка, мы молитв не знаем». Так не обязательно весь молитвослов перечитывать. Самые простые молитвы: «Господи, помилуй!», «Господи, милостив буди мне грешному!». Когда над тобой бабахает, ты ничего больше не вспомнишь. Говорю, ребята, стоим или лежим и молимся. А кто матом ругается, туда и прилетает. Нецензурными словами мы отгоняем от себя своего ангела-хранителя. Молитва от Бога, Господь и защищает свое. А дьявол берет свое, когда слышит мат. Когда искренне обращаешься к Богу, такие чудеса происходят! Ребята рассказывали: в окоп прилетает мина, втыкается в грязь и не взрывается. А парень в это время стоит, иконку целует и молится. Или еще случай: вся земля ходуном ходит, а в блиндаже молятся, ни один снаряд к ним не прилетает.
«СЛУЖИМ ПОД ЗЕМЛЕЙ, ПОМОГАЕМ НЕ ТОЛЬКО ХРИСТИАНАМ, НО И ЛЮДЯМ ДРУГИХ ВЕРОИСПОВЕДАНИЙ»
В зоне СВО церковь, как во времена первых христиан, когда им приходилось скрываться от язычников, тоже, в основном, подземная.
- Полевые храмы располагаются, как правило, в блиндажах, - рассказывает отец Вадим. – Дроны туда нет особого смысла врагам пускать, неизвестно же, сколько там народу. Так что можно собраться, помолиться. Построений на свежем воздухе сейчас практически нет. Зачем людей опасности подвергать?
А еще православный священник не просто может, но и должен помогать и людям других вер, сражающимся за нашу страну.
- Перед войсковыми священниками стоит задача не только в окормлении православных воинов, но, в том числе, и в обеспечении ребятам других вероисповеданий помощи в организации их духовной жизни, - говорит отец Вадим. - Часто общаюсь с мусульманами, буддистами. У меня организовано хорошее взаимодействие с имамом. Человек другой веры может пообщаться с православным батюшкой как с психологом, если что-то на душе нагорело. В местах, куда я выезжал, как правило, стоит православный блиндажный храм и буквально рядом мечеть. Когда в Нагорном Карабахе находился в служебной командировке в российской группировке, там также было. И это правильно.
«ГОВОРЮ РЕБЯТАМ, ЧТО КОГДА ОНИ ЧЕСТНО ВЫПОЛНЯЮТ БОЕВУЮ ЗАДАЧУ, ГРЕХА НА НИХ НЕТ»
Многие люди приходят к вере именно на СВО. Отец Вадим уверен, что это закономерно:
- Там, «за лентой» все чувства обостряются. Возникает желание разобраться в своей вере. Ребятам говорю: «Поймите самое главное, Господь вас любит». По его любви мы и на свет появляемся, и живем. Законно и понятно отвечать любовью на любовь.
Есть у отца Вадима не только убеждение, но и прямая уверенность, что сражаемся мы скорее не с ВСУ, а с сатанинским отродьем, которыми стали многие украинские военнослужащие, почитающие своими героями бандеровцев* и прочую нечисть:
- Дела, которые с той стороны творят, никакой ни религией, ни «антирелигией» не назовешь. Детей на Донбассе, в Курской и Белгородской областях за что убивали? Задача одна, чисто дьявольская – уничтожать род человеческий. Вспоминаю, как знакомый мне военнослужащий 1946 года призыва, царствие ему небесное, рассказывал, как занимался ликвидацией банд на Западной Украине и в Западной Белоруссии. То, что творили со своими же людьми, об этом даже просто говорить страшно. История повторяется, память вопиет. Сейчас некоторые псевдоисторики «незалежной» пытаются переписать историю, обелить черное, очернить наших людей, это гнусно и подло. Пишут в своих псевдотрудах, что это, якобы, уже пятая или шестая русско-украинская война. Откуда они это взяли? Я, когда писал магистерскую диссертацию в духовной академии, обращался во львовские архивы. Искал и нашел документальные подтверждения сотрудничества с фашистами священников униатской церкви, которую сейчас славят на Украине. Ранее сам там жил. Знакомые остались. Один из них, работающий в архиве, помню, сказал: «Я вас люблю и уважаю, но меня два раза уже за мой интерес к этой теме в СБУ вызывали». У них это на государственном уровне – переворачивать все с ног на голову, уничтожать инакомыслие. Я сам, по национальности считаю себя «шурави» (в переводе с афганского советским). Для меня самое тяжелое, что война пришла на территорию бывшего Советского Союза. Но говорю нашим ребятам, вы выполняете боевую задачу, убиваете врагов. Потому, этого греха на вас нет. А если недостаточно правильно, небрежно отнесся к выполнению задачи, погибнет твой друг слева или справа. Вот его смерть будет на твоей совести, потому что ты смалодушничал. А это грех!
Отец Вадим не понаслышке знает, что такое служба в «горячих точках». Фото: из личного архива отца Вадима.
Примерно то же, что и о ВСУ, отец Вадим говорит и об ПЦУ, так называемой, «православной церкви Украины»:
- Церковь – это Богочеловеческий организм, главой которого является Сам Господь. ПЦУ – искусственно созданное, запрограммированное на зло образование. Просто, прикрываются именем бога. Это, как опухоль злокачественная, разлагается и метастазирует, поражая все вокруг. У нас в Русской Православной церкви нет деления по национальностям. ПЦУ же для «щирых» (истинных в их понимании) украинцев. Я считаю, что сотворили ПЦУ в противовес УПЦ для того, чтобы отнять у нее святыни. Сотворили в рамках проекта коллективного Запада по созданию из Украины Антироссии. Но у большинства людей и там все же истинная вера в Бога в душе осталась. Господь милостив, он дает нам возможность исправиться. Может, и на Украине до сих пор есть молитвенники, которые не дают в полной мере разразиться гневу Господню на жителей «незалежной». Бог никого не карает, Бог есть любовь. И терпение его велико, но бесконечно испытывать его не стоит. Может закончиться очень печально, трагично даже, я бы сказал. Когда СБУшники привязывают мощи святых к рукояткам настольного хоккея и, похабно смеясь, заявляют, что играют в «мощный хоккей», Господь может прогневаться. Это почему-то власти Украины не понимают.
Источник: "Комсомольская правда в Воронеже"
* Бандеровцы – члены «Украинской организации тризуб им. Степана Бандеры», внесенной в список террористов и экстремистов, деятельность которой запрещена на территории Российской Федерации.
Источник: https://pravoslavie.ru/170872.html