Псково-Печерские семинаристы о своих духовных открытиях

Просмотрено: 130 Отзывы: 0

Псково-Печерские семинаристы о своих духовных открытиях

По просьбе и.о. ректора Псково-Печерской духовной семинарии митрополита Тихона студенты написали короткие заметки о своих личных духовных открытиях, которые они сделали за время своей учебы.

Публикуем некоторые из них.

«Праотец Адам – святой»

Артем, 3 курс:

– Моим открытием был тот факт, что праотец Адам – святой.

Тот Адам, который совершил самый главный грех в истории человечества. Тот Адам, который обвинил в этом свою жену Еву, и косвенно – Самого Бога. Тот Адам, из-за которого все человечество стало смертным и отделенным от Бога. Этот самый Адам теперь святой.

Потому что покаялся, и потому что Бог простил его. Вот что значит покаяние и готовность Бога простить грех и грешника.

«Если я поступил и учусь в семинарии,
значит, меня призвал Господь»

Григорий Хавана

Григорий Хавана

Григорий Хавана, 2 курс:

– Для меня огромнейшим открытием стало понимание того, что Бог всегда рядом и всегда слышит, всегда готов и реально может помочь.

От меня нужно лишь покаяние и твердое желание быть с Богом.

У Иоанна Златоуста есть такие слова: «Быть близко или далеко от Бога – зависит от самого человека, ибо Бог везде».

Но, понимая это, я постоянно прохожу мимо Бога, игнорирую Его, противлюсь Ему своими грехами.

Для меня неожиданно, но даже желание всегда быть с Богом нужно иногда просить у Бога!

***

Если я поступил и учусь в семинарии, значит, меня призвал Господь. И если я при поступлении молился отцу Иоанну (Крестьянкину) и поступил, значит, отец Иоанн молился за меня и продолжает молиться.

***

Огромным открытием для меня стала 13 глава первого Послания апостола Павла к Коринфянам:

«Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я – медь звенящая или кимвал звучащий.

Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, – то я ничто.

И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы» (1 Кор. 13, 1–4).

Любовь не вообще к людям, а к каждому конкретному человеку – вот цель духовной жизни.

Но когда я честно смотрю в свое сердце, в лучшем случае я вижу желание любить, но, к сожалению, не саму любовь.

«В семейной жизни только одна твердая опора – Священное Писание»

Тихон Кизяков, 2 курс:

Тихон Кизяков

Тихон Кизяков

– Учась в семинарии, я вдруг отчетливо понял, что Священное Писание – это не просто что-то далекое, философское, мудреное. Это не одна из огромного числа различных мудростей, которые есть в мире.

Священное Писание – это вообще единственная мудрость в мире.

***

Женившись, я понял, что в семейной жизни можно найти только одну твердую опору – Священное Писание. В нем есть все ответы на все вопросы, в том числе на вопросы о взаимоотношениях людей в семье.

Оказалось, что если свое видение семьи и бытовые вопросы обговаривать с женой и приводить в пример Священное Писание, то жена примет это и пойдет за мной. И в конце концов принятые таким образом решения оказываются правильными.

Рассуждение с советом на основе Священного Писания – единственно правильный путь к устройству крепкой семьи. Это стало для меня настоящим открытием.

«Совместная молитва с женой
рождает чувство умиротворенного единения»

Иерей Андрей Кичайкин, 4 курс:

Иерей Андрей Кичайкин

Иерей Андрей Кичайкин

– После вступления в брак я стал понимать, что духовная жизнь – это стержень, на котором строится благополучие семьи.

Духовная жизнь – это стержень, на котором строится благополучие семьи

Совместная молитва рождает чувство умиротворенного единения, когда после молитвы хочется просто сесть рядом и ничего не говорить. Но в этом молчании такая глубина, что и слов не надо.

В таком молчании можно узнать друг друга лучше, чем в долгом разговоре.

***

Совершая Божественную литургию, делаешь открытия постоянно.

Глубочайшие по содержанию молитвы раскрывают для тебя все новые открытия. Так же, как, читая Евангелие, каждый раз открываешь его по-новому.

Служение Божественной литургии – это погружение в океан высочайших смыслов и откровений.

«Греховные удовольствия могут приносить самые настоящие страдания»

Николай Сергеенко, 2 курс:

Николай Сергеенко

Николай Сергеенко

– Моим духовным открытием явилось понимание того, что греховные удовольствия могут приносить человеку самые настоящие страдания.

Если очень многими людьми возможность грешить воспринимается как свобода и удовлетворение, то для человека, в котором действует Божественная благодать, желание грешить ощущается как рабство и смятение духа.

Когда человек вдруг понимает, что находится в рабстве у своих страстей, он всем своим существом старается освободиться от этого. И в какой-то момент понимает, что без Бога это невозможно.

«Без Бога рискованно и страшно жить»

Артем Петрухин, 2 курс:

Артем Петрухин

Артем Петрухин

– В какой-то момент я вдруг отчетливо почувствовал, что когда я отхожу от Бога, то становлюсь беспомощным и незащищенным перед силами зла.

Когда я отхожу от Бога, то становлюсь беспомощным и незащищенным перед силами зла

Эти реальные силы зла могут сделать со мной, что им угодно. И они сделали бы, если бы Бог не запретил им, ожидая моего возвращения к Нему.

Без Бога рискованно и страшно жить.

***

Еще я понял, что каждый человек может заблудиться. Бог есть свет. И если ты без Бога, то ты во тьме, а во тьме немудрено заблудиться.

Поэтому и пьяницы, и убийцы, и распутники – просто заблудившиеся люди.

Осуждать их глупо, потому что и я иногда оставляю Бога, и я могу так же заблудиться.

И мне кажется, если я не могу им помочь, то могу хотя бы пожалеть и помолиться.

«Неправильно быть гордым»

Виктор Гагарин, 2 курс:

Виктор Гагарин

Виктор Гагарин

– Раньше я думал, что быть гордым – хорошо и правильно.

Но когда я стал читать духовные книги, вдруг понял, что гордость – это не просто нехорошо и неправильно. Гордость – корень всего зла. Именно от гордости происходят все несчастия в мире.

Поэтому неправильно быть гордым. «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (1Пет. 5, 5). Но как стать смиренным? На практике я этого пока не понимаю, но пытаюсь понять.

Псково-Печерская духовная семинария:



Добавить отзыв

Введите код, указанный на картинке
Отзывы

Церковный календарь

Афиша

Православный календарь на май 2024 года

В 2024 году в православном календаре на май приходится одно из самых значимых событий для христиан - Светлое Христово Воскресение. Этому празднику предшествует...

Выбор редакции

«Я пастырь и от народа не уйду. Я должен идти на жертву». История камышловских мучеников. Часть 1

История 37-ми камышловских мучеников за веру до боли похожа на истории тысяч новомучеников, репрессированных в годы безбожия и гонений на Церковь во...