Церковь Богоявления Господня в с. Чурики Рязанской области – один из самых больших и красивейших сельских храмов Рязанской области. В нем трудилась новомученица Наталия Козлова, расстрелянная в 1937 году на Бутовском полигоне и в 2004 году прославленная в лике святых. Сейчас храм активно восстанавливается и нуждается в поддержке неравнодушных людей.
О поселении
Чурики – один из старейших населенных пунктов Рязанской области. Находится в 35 км от районного центра г. Михайлов. В 1646 году в Ряжской переписной книге село упоминается как Новый Починок Становых. Честно говоря, не понимаю, зачем рваться за границу, когда в нашей стране так много интересного и неизведанного. Здесь нет каменных джунглей и пробок на дорогах. Вместо этого – красота русской природы, замечательные открытые люди и свежий воздух!
Дорога до Чуриков очень живописна: и справа, и слева – неоглядная даль, поля, овраги. Вокруг – леса. От такой красоты дух захватывает!
Это место всегда стояло на границе двух миров. Была дорога Скопин – Михайлов, засечная черта и крепость, которая охраняла рубежи. За чуриковским лесом возвышался курган, а за ним – дикое поле. На кургане разводили сигнальный костер, чтобы дымом предупредить поселения, если из внешнего мира пойдет опасность.
Чурики были достаточно большим селом (по современным нормам его бы отнесли к ПГТ) где население было не только крестьянским, да и само крестьянское общество было неоднородным. Так, 41 семья имела землевладельческие доходы, то есть сдавала принадлежащие им в аренду земли соседям. Порядка 40 человек относились к мастеровым, которые вовсе не имели земельных наделов и, по-видимому, обслуживали «сельскую индустрию» – мельницы, кузницу и кирпичный завод
По словам местного главы Петра Кондрашкина, к моменту прихода большевиков Чурики всем обеспечивали себя сами: выращивали коноплю, ткали, пекли хлеб, шили шубы и валяли валенки из местной овечьей шерсти. Здесь, прямо в селе, был свой кирпичный завод, каменоломня, угольная добыча и девять мельниц, одна из которых – паровая.
Сейчас же село Чурики по меркам небольшое, но по современным российским меркам выглядит неплохо. Оно расположено в 9 километрах от федеральной автотрассы М6 «Каспий», с которой соединено недурного качества асфальтовой дорогой. Приятно ехать по ней погожим осенним днем. По сторонам – золотистые рощи, обработанные поля.
На холме перед селом стоит остановить машину и оглядеться. Оглядеться и поразиться умению наших предков выбирать места для поселений, руководствуясь не только хозяйственным смыслом, но и чувством прекрасного. Чурики расположены на высоком, противоположном берегу речки, в окружении горящих осенним золотом рощ.
Этот храм должны были снести еще в 1937 году, но на пути мощной идеологической и политической машины оказалась женщина…
Дома в селе, покрытые разноцветными оцинкованными крышами и соседствующие с белокаменными погребами, выглядят добротно. И только справа от школы возвышаются руины большой церкви. Хотя их тут быть не должно. Этот храм должны были снести еще в 1937 году, так значилось в планах местного союза воинствующих безбожников. Но на пути мощной идеологической и политической машины оказалась женщина… Крестьянка села Чурики Наталия Ивановна Козлова – святая Наталия Скопинская. Когда-то Чурики относились к Скопинскому уезду. Сегодня это часть большого Михайловского района, а местную святую – мученицу Наталию – почитают и в Скопинском, и в Михайловском районах.
В октябре 1937 года храм в Чуриках подвергся разгрому комсомольской бригадой, специально прибывшей для такого случая из Рязани. Пылал костер, горели иконы, богослужебные книги, хоругви… А храм устоял. Неизвестно, что не сложилось у воинствующих безбожников, но храм стоит до сих пор. Строили его на совесть, стены выдержали многое и дожили до того дня, когда началось его постепенное восстановление… И, глядя на эти стены, невольно вспоминаешь: «Ад, где твоя победа?».
Сейчас в Чуриках развернулась большая краеведческая и экспедиционная деятельность. Из первых уст можно в ходе экскурсии узнать о направлениях краеведческой деятельности Чуриковской школы, познакомиться с наиболее яркими проектами, посвященными истории родного края и окрестных сел, отведать чуриковской каши прямо из печи и удивиться, глядя на экспонаты школьного музея. Музей в Чуриках является гордостью педагогического и ученического коллективов, в нем можно найти раритетные вещи, через удивительные экспонаты узнать, как жили наши предки много лет назад. Ну и, конечно же, в музее можно узнать об истории храма Богоявления Господня и ее старосте-мученице Наталии Козловой (Скопинской).
В день же ее памяти 14 сентября в отдаленное село съезжаются многочисленные паломники из Михайлова, Москвы, Рязани.
Храм. История
История чуриковской церкви довольно любопытна. Сперва она была, как водится, деревянной. Но в 1837 году сгорела от прямого попадания молнии в колокольню. Вновь построенная деревянная церковь простояла всего полстолетия и разрушилась сама собой. Решение о том, что здесь нужен каменный храм, было принято в 1878 году. Инициатором строительства был священник Федор Черкасов, который 48 лет священствовал в селе, а дело его продолжил сын – Федор Федорович. Отец Федор также был законоучителем в земской школе, и, возможно, именно он сумел пробудить в юной ученице Наталии христианское чувство. Сын священника иерей Федор Федорович Черкасов 21 ноября будет расстрелян на том же Бутовском полигоне, что и Наталия Скопинская – его староста. Мать восьмерых детей Наталия Козлова была уроженкой села Чурики и в 1930-е годы боролась с властями, чтобы храм не закрывали. Также на Бутовском полигоне НКВД приняли мученическую смерть еще четверо уроженцев села Чурики: Абрамкин Василий Матвеевич, Орлов Василий Данилович, Куфаков Алексей Федорович, Лобанов Терентий Ефимович. Таким образом, село Чурики – родина шести человек, пострадавших за веру.
Село Чурики – родина шести человек, пострадавших за веру
Каменный храм площадью более 1000 квадратных метров с главным приделом в честь Богоявления Господня и еще двумя пределами во имя Николая Чудотворца и святых князей Бориса и Глеба был построен в 1874–1878 годы. Это один из самых больших и красивейших сельских храмов в Рязанской области. Автором проекта, возможно, был Рязанский губернский архитектор Николай Николаевич Вейс.
Храм строился из местного кирпича, который обжигался на чуриковском кирпичном заводе, а кирпич лепился из местной глины, которая добывалась в чуриковском карьере. Есть предположение, что кладку делали турецкие мастера, которые были чудесными строителями, но мало что понимали в православной церковной архитектуре. Дело в том, что кладка под куполом неровная, словно строители действительно впервые имели дело с подобной формой. Однако, учитывая тот факт, что купол до сих пор не рухнул, строители действительно были талантливыми. А кто расписывал стены?
«Еще до революции, в начале века, священник Черкасов боролся с пьянством на селе, икону даже чудотворную заказал, – пересказывает воспоминания стариков глава поселения Петр Кондрашкин. – Да больно удачно у него это получаться стало. Люди бросали пить – начинали думать: а чего это мы так живем-то плохо? Стали появляться чайные и патефонные, где люди вели светские разговоры. В своих письмах 1914 года высшему духовенству Черкасов буквально предсказал будущую революцию.
Иконой той, что против пьянства была, предсказанные священником революционеры потом окно храма заткнули – чтобы здание удобнее было обустроить под склад. Все витражи были разбиты за ненадобностью. А в храм перестали ходить люди, но стали заезжать трактора. Здесь хранили зерно и картошку. Не разрушили церковь только потому, что помещение уж больно приглянулось новой власти своей вместительностью».
В 1933 году храм Богоявления Господня села Чурики, несмотря на протесты верующих, был закрыт и засыпан зерном. Колокола его сбросили и увезли на переплавку, убранство растащили и сожгли, защитников разогнали, а многих и вовсе уничтожили. Две трети ХХ века могучее здание старательно ломали и корежили, но храм выстоял и стоит до сих пор. Строили его на совесть, стены видели и выдержали многое. Милостью Божией в храме осталось несколько росписей. Так получилось, что одна находится напротив главного входа. Дивной красоты образ! А если представить, что так был расписан весь храм!?
У храма сводчатый потолок, архитектурный стиль – эклектика. Таких поразительных, весьма впечатляющих церквей осталось очень мало. Невозможно оторвать взгляд от шлемовидного купола, совершенного по пропорциям, поражающего величием, необычайной красотой.
И вот дожили до того дня, когда началось его постепенное восстановление. И почти 80 лет спустя великими стараниями подвижников началось его возрождение. А с возрождением храма возрождается и наша память: хочется знать, каким был храм, кто служил в нем, кто строил и восстанавливал его, кто просто молился – и сейчас, и сто, и двести лет назад? Сохранились документы, сохранились фотографии, сохранились письма и рассказы старших и наши детские воспоминания – все интересно и все пойдет в дело: давайте вместе воссоздавать историю храма Богоявления.
Святая. Биография
Одна из сестер святой мученицы Наталии, Матрона, приняла монашеский постриг
Святая мученица Наталия (Наталия Ивановна Козлова) родилась 12 сентября 1895 года в крестьянской семье села Чурики. В семье, имевшей пятерых детей, она была младшим ребенком. Наталия успешно окончила трехклассную сельскую школу, была грамотной и с большим интересом читала книги Священного Писания и духовную литературу. Она старалась не пропускать ни одного церковного богослужения. О благочестии крестьянской семьи Козловых говорит и тот факт, что одна из сестер святой мученицы Наталии – Матрона – приняла монашеский постриг.
Когда Наталия достигла совершеннолетия, она вышла замуж за своего односельчанина Степана Козлова. Семья жила трудом и молитвами. Работала Наталия в храме церковной старостой. Русская крестьянская семья Козловых жила исключительно своими молитвами и трудами. Они имели надел земли, домашнюю скотину и все необходимое для земледельческих трудов.
Воспоминания дочери Наталии Ивановны, Марии Степановны Осиной, позволяют составить более полное представление о хозяйстве Козловых:
«На своих девяти сотках родители сеяли пшеницу, рожь, овес. Держали лошадь, корову, овец, кур – обычное крестьянское хозяйство. Чтобы прокормить восьмерых детей, отец, мастер на все руки, зимой стекольничал в Москве. Старшие дети там учились и помогали отцу. Отец с братьями построили в Чуриках дом с оцинкованной крышей, просторной горницей. В красном углу под иконами всегда горела лампада…».
Но крестьянское хозяйство Козловых не было зажиточным, кулацким. И Наталия Ивановна не была темным, невежественным человеком. Напротив, была одной из немногих образованных женщин своего села. Это была, крепкая, хорошая семья, подобные которой образовывали основной состав, основную силу русского народа.
Наталия, как человек грамотный, была казначеем, потом ее выбрали церковной старостой. 26 июня 1935 года за усердную ревностную службу на благо Церкви она по представлению настоятеля о. Евгения Светлова была награждена Почетной грамотой епископа Скопинского Игнатия (Садковского).
Семья Козловых была глубоко верующей и в годы гонений на Церковь и засилья советской власти осталась вне партии и колхоза. Тридцатые годы XX века были трагическими для всей нашей страны. Горе пришло и в семью Козловых –смерть отняла мужа Степана, забрали лошадь.
Мать восьмерых детей, овдовевшая в результате произвола властей, не побоялась занять активную позицию в деле защиты Православной Церкви
Степан Васильевич выступил в защиту храма и против колхозов. За это выступление он и был убит по дороге в район. Наталия Ивановна осталась одна с четырьмя несовершеннолетними детьми на руках. Люди корили ее за такую ретивость, соседи спрашивали: «А если тебя заберут, что с малыми будет?» – «На все воля Божия», – отвечала Наталия. «А мы как же?» – жалобно спрашивала и дочь Мария. – «Господь вас не оставит», – ласково и с верою отвечала мать. Мать восьмерых детей, овдовевшая в результате произвола властей, расстрелявших ее мужа без суда и следствия, не побоялась занять активную позицию в деле защиты Православной Церкви.
Ей суждено было стать последней старостой, хранительницей и защитницей Богоявленского храма в селе Чурики Рязанской области. Мужская трудная роль. Но мужа уже не было в живых, а священника и правящего епископа арестовали. Пришлось Наталии самой и пахать в поле, и собирать народ в селе, чтобы потребовать снова разрешить совершать службы в храме, который превратили в зернохранилище. Власти только удивлялись: откуда у простой женщины организаторский талант, откуда такая внутренняя сила, что она смогла дойти до самой Москвы, до самой приемной Калинина?!
Кто-то мог бы сломаться, затаиться или озлобиться. А Наталия становится старостой прихода большого Богоявленского храма, стоящего посреди села, и в мае 1937 года по инициативе Церковного совета Богоявленского храма созывает многочисленное собрание верующих прихода села Чурики – а это тысяча двести дворов! Наталия вдохновляет своим примером односельчан на мирное шествие в защиту храма, собирает еще больше подписей против закрытия храма. Ведь половину храма уже забрали под зернохранилище.
В июне Наталия Ивановна вместе с членом Церковного совета Василием Матвеевичем Абрамкиным и группой активистов ездили в Москву в приемную М. И. Калинина, куда они передали более 400 подписей своих односельчан с требованием возвратить изъятую половину храма верующим. Наталия не побоялась поддерживать связь с находящимся тогда в заключении священномучеником Игнатием (Садковским), епископом Скопинским. Она отправляла передачи и письма арестованным по сфабрикованному ложному доносу священникам и работникам храма. О ее роли в защите святыни знали все, и арест не заставил себя долго ждать.
Святая. Арест и расстрел
«Безбожная пятилетка» набирала обороты. Храм в Чуриках был приговорен к сносу. Но перед тем как ликвидировать здание, власти решили избавиться от его защитников. Постановление УНКВД по Московской области от 14 августа 1937 года гласило:
«Гражданка Козлова Наталья Ивановна, 1895 года рождения, происходит из села Чурики <…>, активная церковница единоличница, достаточно изобличается в том, что, будучи враждебно настроена к советской власти, ведет среди колхозников активную антисоветскую агитацию, направленную на развал колхоза, вместе с этим ведет среди населения религиозную пропаганду, высказывает пораженческие настроения и террористические заявления по адресу руководителей партии и членов советского правительства. Осенью 1936 г. организовала контрреволюционное шествие церковников в количестве 150 человек, которые угрожали расправой сельским коммунистам и активистам за арест попа Светлова… Гражданку Козлову Наталью Ивановну привлечь в качестве обвиняемой по ст. 58 п. 10 УК, мерой пресечения… избрать содержание в Скопинской тюрьме».
Из воспоминаний дочери Наталии Козловой:
«Двое ночных пришельцев все перевернули в доме – искали религиозную литературу, письма. Сгребли в мешок и уволокли в “воронок”».
Исподтишка Наталия сунула старую толстую книгу дочери: «Сохрани Библию, Маня!». Не думали тогда губители, что она станет когда-нибудь экспонатом в музее Бутовского полигона.
16 августа 1937 года Наталия Ивановна и два других члена Церковного совета Богоявленской церкви – Василий Матвеевич Абрамкин и Василий Данилович Орлов – были помещены в московскую таганскую тюрьму. 10 сентября постановлением заседания Тройки УНКВД СССР по Московской области им был вынесен смертный приговор.
За два дня до расстрела Наталии Козловой исполнилось 42 года. Ее младшему ребенку на тот момент было около полутора лет
14 сентября 1937 года все трое были расстреляны на Бутовском полигоне. За два дня до расстрела Наталии Козловой исполнилось 42 года. Ее младшему ребенку на тот момент было около полутора лет. Советская власть победила еще нескольких «врагов народа».
Вот и все наследство, что оставила после себя Наталия своим детям: доверие Богу и Священное Писание. И Бог ее детей не оставил: жили они вместе, заботясь друг о друге, никто не попал в детдом, а после войны переехали в Вильнюс. А Библию и шаль Наталии Ивановны дети бережно сохранили и передали в мемориальный музей при храме в Бутово.
Святая. Бутовский полигон
Бутовский полигон – место боли и скорби. Каждый год 30 октября в день памяти жертв политических репрессий сюда приезжают люди и читают имена. Имена тех, кто был расстрелян и похоронен здесь. Эти люди были убиты не на войне, а по приговорам властей своей страны по липовым обвинениям. За неполных 2 года – в 1937-м и 1938-м – на засекреченном полигоне в Бутово были казнены более 20 тысяч человек.
На гранитных плитах аллеи длиной 300 м – 20762 фамилии людей, расстрелянных на полигоне НКВД с августа 1937-го по октябрь 1938 года. На памятной доске мемориального комплекса «Сад Памяти» увековечено и имя Козловой Наталии Ивановны. На нижнем уровне большого бутовского храма находится небольшой музей, где собраны личные вещи новомучеников, фотографии, реликвии. В одной из витрин под стеклом лежат икона, наградная епархиальная грамота, простая бумажная икона и шаль, принадлежавшие при жизни святой Наталии Козловой. С висящей рядом иконы на нас смотрит пожилая женщина в сельском платке – святая Наталия Скопинская. Две ее фотографии расположены в той же витрине: на первой женщина в платочке с добрыми глазами – воплощение мягкости и материнства, на второй – после ареста – черты резче, взгляд пристальней. Все эти вещи передали музею дети святой. Один из ее сыновей годы спустя писал:
«В те далекие, чудовищно трагические годы пострадала и наша матушка Козлова Наталия Ивановна, мать восьмерых детей, в воспитание которых она вкладывала свое горячее сердце и добрую искреннюю душу. С великой благодарностью мы храним ее материнское тепло, заботу и ласку…»
Со дня первой встречи у прихода храма Богоявления Господня в селе Чурики завязалась крепкая дружба с настоятелем храма святых Новомучеников и исповедников Российских в Бутове протоиереем Кириллом Каледой и его помощниками. С тех самых пор не одно памятное богослужение в Богоявленском храме не обходится без бутовской делегации.
В 1989 году Наталия Ивановна Козлова, Василий Матвеевич Абрамкин и Василий Данилович Орлов были реабилитированы прокуратурой Рязанской области «за отсутствием в их действиях состава преступления». Дети еще долгие годы ничего не знали об участи Наталии. Младший сын Александр писал во все инстанции, но тщетно. Видно, требовалось, чтоб прошло историческое время…
Спустя время наконец отреагировали на запросы сына Александра Степановича, и в 1992 году его пригласили в КГБ на Лукишской площади г. Вильнюса. Показали папку, в которой было фото матери в фас и профиль, показали грамоту от Скопинского епископа Игнатия и разрешили взять ее с собой. На ее обороте рукою Наталии синим карандашом было нацарапано: «Найдено у меня при обыске. Козлова, 16.8.37». Но добиться ответов на вопросы, какова участь матери и где ее могила, детям не удавалось, пока не наступило время, когда были приняты законы о восстановлении прав репрессированных. Родные лишь в 1990-х годах узнали, что она была расстреляна на Бутовском полигоне в день церковного новолетия – 1/14 сентября 1937 года. А уже постановлением Священного Синода Русской Православной Церкви от 17 августа 2004 г. церковная староста Богоявленского храма с. Чурики Наталия Ивановна Козлова была включена в собор новомучеников и исповедников Российских.
Прошло ровно 80 лет, и милостью Божией святая Наталия в иконописном образе вернулась в родной храм!
И вот прошло ровно 80 лет, и милостью Божией святая Наталия в иконописном образе вернулась в родной храм! Сама же икона святой мученицы Наталии Скопинской была написана в 2017 году специально для восстанавливающегося храма иконописицей Татьяной Котовой.
И теперь в Богоявленском храме боголюбивой молитвеннице поется посвященный ей тропарь:
«Неутомимая труженица на Ниве Христовой, веру непорочну, любовь ко Господу и ближним с надеждою на Бога Вышняго до конца сохранила еси; за Него же пострадала даже до крове, святая мученица Наталие, моли Христа Бога, да дарует нам велию милость и спасет души наша».
В наше время подвиг таких святых, как Наталия Скопинская, поражает до глубины души. В жизни – обычный, ничем не примечательный человек, простая деревенская женщина, многодетная вдова…
Храм. Восстановление
Храм долго пребывал в запустении, с 2008 года местными жителями стали предприниматься робкие попытки к его восстановлению. И лишь за последние 5 лет результаты трудов стали приносить ощутимые плоды.
Жители села чувствуют и сегодня чудесное заступничество своей святой Наталии Скопинской, которая хочет восстановления храма. На Богоявленском храме спустя ровно 80 лет засиял крест. Всем миром сельчане собрали средства, установили иконостас и перекрыли крышу над главной частью храма. В день памяти мученицы Наталии Скопинской – 14 сентября 2018 года – храм был освящен малым чином и в нем начались богослужения, а уже 12 ноября 2022 года было проведено освящение великим чином.
Впереди огромная работа по расчистке трапезной части храма, восстановлению колокольни, установке окон. После начнется этап внутренних реставрационных работ. Даже по масштабам областных городов этот сельский храм огромен и имеет большие разрушения. Поэтому мы призываем всех неравнодушных людей помочь в восстановлении этой святыни, за которую отдала свою жизнь на Бутовском полигоне ее староста – мученица Наталия Скопинская.
Самым первым шагом в восстановлении церкви является консервация здания. Много сделать сразу невозможно, но необходимо попытаться остановить или хотя бы замедлить процессы разрушения. На начальном этапе требуется укрепление сводов трапезной и возведение крыши над ними, так как своды трапезной, десятилетиями лишенные крыши, могут обрушиться в любой момент. В дальнейшем предполагается полное восстановление храма.
Дай Бог, стараниями местных жителей и добрых людей дом Божий возродится! Все вместе мы сможем помочь храму! Мы верим, что храм Богоявления Господня в с. Чурики станет местом постоянного паломничества. Люди захотят приехать, полюбоваться на чудесный храм, помолиться перед иконой святой Наталии. Ежегодно 14 сентября (в день памяти святой) проводится соборное богослужение. Приезжайте!
У нас нет спонсоров. Но есть обычные люди, для которых наш храм – не просто картинка из ленты новостей
У нас нет спонсоров. Но есть обычные люди, для которых наш храм – не просто картинка из ленты новостей. Люди, которые переживают за наш израненный храм, планируют семейный бюджет с пометкой «для храма», – вы наша сила и поддержка!
Сейчас в селе Чурики в рамках реализации областной программы «Поддержка местных муниципальных инициатив» был открыт мемориал имени Наталии Скопинской. На месте, где ранее был расположен дом святой, проведена асфальтовая дорога протяженностью 260 м, сделана парковочная стоянка для автотранспорта 240 кв. м, а площадка у бывшего домика выложена плиткой. Установлен поклонный крест, размещены скамейки и по периметру высажены туи.
Теперь, 85 лет спустя, в намоленном, но опустевшем и заброшенном за годы гонений храме возродилась православная жизнь и еженедельные литургии. Местные жители близко к сердцу принимают судьбу храма, организуют субботники по дальнейшей расчистке трапезной части храма от завалов.
Сейчас в России много говорят о необходимости создания в стране гражданского общества. И многие сетуют, что нет-де у нашего народа опыта подобной деятельности, что гражданская активность вообще несвойственна русскому человеку. История святой Наталии Скопинской наглядно доказывает обратное. Разве протест против незаконного ареста священника и сбор подписей в защиту своего храма не был актом гражданской активности? Разве вся жизнь Наталии Ивановны Козловой не является примером жизни неравнодушного и граждански активного человека? И прославление как святой не есть ли указание для нас на то, как надо следовать по пути Христову?
Те, кто сейчас пытается возрождать заброшенные и чудом уцелевшие храмы, кто пытается спасти от современных вандалов памятники нашей истории, знайте – у нас есть сильный помощник. Русская женщина в простом ситцевом платке.
Святая Наталия Скопинская, моли Бога о нас!
***
Строительство храмов на Руси почиталось величайшей добродетелью и было самым любимым делом православных людей. Они всегда строились всем миром. На это святое дело тратились последние лепты вдовиц и щедрые жертвы богатых людей. Давайте же и мы оставим свой след на нашей родной земле. Будем помнить, что Церковь всегда молится за строителей, благоукрасителей и жертвователей храмов. Господь принимает наши пожертвования и благословляет нас, а через нас – и наши семьи. Жителям села Чурики так хочется приходить в храм с детьми, внуками, молиться, причащаться… Хочется, чтобы под сводами этого храма вновь возносились святые молитвы и благодарения Господу.
По всей территории России восстанавливается огромное количество храмов. Успешно идет возрождение Церквей в городах и крупных поселках, чего нельзя сказать о маленьких и отдаленных селах, где разрушенные святыни – как немой укор. Храм Богоявления Господня в селе Чурики Рязанской области, чтобы дойти до наших дней, пережил многое: войны, поругания, убийства священнослужителей.
Мы – небольшая группа активистов из числа местных жителей, неравнодушных мирян из Москвы и других городов взялись за работу. Не все верили в успех нашего начинания в 2008 году, но огонь веры разгорается все сильнее. На службы приходит все больше людей, приезжает все больше туристов, в селе покупают дома… Значит, мы делаем нужное дело! Если у вас есть желание внести свою посильную лепту в деле восстановления храма, присоединяйтесь! Мы уже многое сделали, но еще больше предстоит сделать. И без людской помощи нам никак не обойтись!
Цель нашего проекта – собрать средства на закупку строительных материалов и оплату работ по восстановлению крыши трапезной части храма, а также остановить протечки, которые разрушают кладку сводов и стен. Необходимо срочно укрепить кирпичные своды и закрыть здание крышей. Но в процессе подготовки к противоаварийным работам выяснилось, что перед тем, как укреплять свод, нужно восстановить стены трапезной части, сильно разрушенные осадками и перепадами температур. Так как протечки разрушают кладку сводов и стен, отсыревают и обваливаются и без того немногочисленные фрески, развиваются плесень и грибок.
Собранные средства сейчас идут именно на эти работы. А мы просим вас внести свою лепту в восстановление храма, история которого насчитывает уже более 140 лет. На это требуется 2 000 000 рублей. Да, сумма очень большая! Но мы надеемся, что с миру по нитке соберем на кровлю над трапезной.
Нам очень важно информационное участие: чем больше людей узнает о храме Богоявления Господня, тем скорее соберется нужная сумма. Приезжайте к нам! Мы рады не только жертвователям, но и простым добрым людям! Надеемся, что это обращение с Божией помощью приведет в обитель тех людей, которые смогут помочь.
Источник: https://pravoslavie.ru/149940.html